Перейти на главную страницу
• текст рассказа «Механик Салерно»
• мультимедийная презентация: портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны знать содержание рассказа Б.С. Житкова «Механик Салерно»
Ход урока
Писатель Борис Степанович Житков - неутомимый путешественник, объехавший полсвета. Он был капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, морским офицером, водолазом, преподавал математику, знал несколько иностранных языков.
Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б. Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда. Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».
Рассказ «Механик Салерно» впервые опубликован в 1932 г. под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях назван «Механик Салерно».
Почему автор изменил название? Над этим вопросом мы должны подумать и ответить на него после обсуждения рассказа.
«Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха».
(Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, - так думает капитан. Он много знал таких случаев. Он не должен этого допустить»)
Таким образом, анализируя произведение с позиции ценности человеческой личности, учащиеся демонстрируют личную позицию на основе нравственной рефлексии. Высказывая своё мнение, ученик проходит индивидуальный путь развития собственной личности и формирует способность к критическому мышлению в рамках решения нравственных проблем.
Сочинение:
Развивающая: помочь учащимся увидеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения.
Воспитательная: содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе самостоятельной работы с текстом.
Форма урока: урок-суд
Подготовительная работа:
1. Учащиеся читают рассказ А.П. Чехова «Ионыч».
2. Создается инициативная группа для подготовки ролевой игры.
3. Распределяются роли. Изучение рассказа и отбор фактов, оправдывающих и обвиняющих Ионыча, помогают подросткам сделать свой нравственный выбор и определить, будут ли они поддерживать защиту или обвинение.
4. Предлагается учащимся найти в рассказе как можно больше фактов, подтверждающих мнение их персонажей в ролевой игре.
Этапы урока |
Ход урока |
I. Оргмомент. Постановка учебной задачи. |
Слово учителя: Мы продолжаем изучение творчества А.П.Чехова. Урок наш пройдет в форме ролевой игры «Суд». Перед тем, как войти на «судебное заседание», давайте запишем тему урока и поставим перед собой цель. Итак, тема урока: «Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч». Цель нашего урока записана на доске: выяснить причины деградации личности Дмитрия Ионыча Старцева. Итак, мы начинаем… |
II. Основная часть. Погружение в игру. Игровое действие
|
Секретарь: Встать! Суд идет! Судья: Прошу всех садиться. Слушается дело Дмитрия Ионыча Старцева, который обвиняется в том, что из молодого, подающего надежды врача в течение нескольких лет превратился в обывателя. Прокурор готов? Защита готова? Присяжные готовы? Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Дмитрий Ионыч, вам предоставляется слово. Старцев: Я, Дмитрий Ионыч Старцев, дьячковский сын. Окончил медицинский факультет. Получил назначение в Дялиж, в девяти верстах от города С. Много работаю в больнице, лечу всех, кто нуждается в моей помощи. Очень люблю свою работу, отдаю ей все силы. Присяжные: Были ли у вас знакомые в городе? Старцев: Не было, вернее, почти не было: я редко бывал в городе. Я ожидал скучной однообразной жизни, моей мечтой было служение людям, я приносил в жертву народу свои интересы, молодость, но действительность меня приятно поразила. Меня познакомили как-то с семейством Туркиных. Говорили, что это самая культурная и образованная семья. При первом знакомстве она показалась мне презабавной: Иван Петрович все шутил, Вера Иосифовна читала роман, который сама написала. Катерина Ивановна играла на рояле, правда, несколько шумно, но мне это нравилось. Адвокат: Ваша честь, прошу пригласить свидетеля защиты. Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель Жмухин. Жмухин: Клянусь говорить правду и только правду. Я, Василий Иванович Жмухин, проживаю в губернском городе С. Скучно, господа, живем, однообразно. В самой «приятной» семье Туркиных (а я с ними хорошо знаком) – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет какое-то отношение к музыке как к искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Трудно представить, чтобы эти люди могли оказать положительное влияние на Дмитрия Ионыча. Скучно, господа… Прокурор: Ваша честь, прошу отметить, что в городе есть библиотека, театр, клуб. Таким образом, можно разнообразить свою жизнь. А доктор Старцев вполне доволен вечером, проведенным у Туркиных. Значит, он виноват в том, что легко поддается влиянию общества. Судья: Благодарю. Можете садиться. Прошел год. Скажите, Дмитрий Ионыч, чем вы занимались это время. Сколько раз за этот год вы были у Туркиных? Старцев: Больше года я не был в городе. Работал в это время чрезвычайно много, приобрел себе пару лошадей. У Туркиных не был. Однажды я вновь попал к ним. Катерина Ивановна мне очень понравилась, и я стал бывать у них часто. Мне было приятно говорить с ней о прочитанных книгах, об искусстве, жаловаться на жизнь, на людей. Мне нравилось в ней всё. Я не обиделся на её шутку, когда она назначила свидание на кладбище. Правда, я несколько располнел, и мне тяжеловато было ходить, но у меня уже была коляска. Я посватался, но получил отказ. Присяжные: Ваша честь, позвольте задать вопрос обвиняемому. Судья: Задавайте. Присяжные: Было ли ваше чувство глубоким? Старцев: Я страдал. Страдал почти три дня, но, узнав, что Котик уехала в Москву, успокоился и стал работать ещё больше. Адвокат: Ваша честь, прошу пригласить свидетеля. Свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду. Чувство доктора Старцева было искренним. Он бегал по городу, искал костюм, ждал долго дома. Он даже на кладбище ездил. Наконец, после отказа страдал. Прокурор: Ваша честь, чувство Дмитрия Ионыча было неглубоким. Страдания влюбленного не бывают столь скоротечны. Иначе он бы не думал о приданом. Судья: Прошло четыре года. Что изменилось в вашей жизни, Дмитрий Ионыч? Старцев: В городе у меня большая практика. Каждое утро я принимаю больных в Дялиже, потом уезжаю к больным в город уже не на паре, а на тройке с бубенчиками и возвращаюсь домой поздно. Я пополнел и неохотно хожу пешком, так как страдаю одышкой. От таких развлечений как театр и концерты, уклоняюсь. Но охотно играю в винт, часа по три. Нравится мне по вечерам пересчитывать деньги, которые я получил за день. Нравится мне складывать их, а потом, когда наберется несколько сотен, отвозить в банк и класть на текущий счет. Присяжные: Доктор Старцев, скажите, каковы ваши отношения с Туркиной Екатериной Ивановной? Старцев: Давно не видел Екатерину Ивановну. Правда, однажды мы с нею встретились (пригласила меня её мать). В доме у них было все то же: Иван Петрович пошло шутил, Вера Иосифовна читала свои бездарные романы, а Котик шумно играла на рояле. Мы с ней гуляли в саду. Она что-то говорила о смысле жизни. Мне же вспомнились бумажки, которые я считаю по вечерам, и я подумал: «А хорошо, что я на ней не женился!» Больше я не бывал у Туркиных никогда. Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить свидетеля, Туркину Екатерину Ивановну. Судья: Для дачи показаний приглашается Туркина Екатерина Ивановна. Екатерина Ивановна: Клянусь говорить правду и только правду. Прокурор: Екатерина Ивановна, расскажите о ваших отношениях с доктором Старцевым. Екатерина Ивановна (рассказывает, используя детали текста, о деградации ее жениха ) Присяжные: Ваша честь, разрешите задать вопрос обвиняемому. Судья: Задавайте. Присяжные: Скажите, зачем вы приобрели лошадей? Старцев: Я имею возможность побывать у большего количества больных и помочь им. Адвокат: Ваша честь, прошу учесть, что доктор живет далеко от города. Теперь он сможет чаще бывать там, ездить в театры, на концерты, в гости. Прокурор: Ваша честь, позвольте пригласить ещё одного свидетеля. Судья: Пожалуйста. Свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. Когда доктор Старцев приехал в наш город, у него не было лошадей. Он был здоров, ходьба доставляла ему удовольствие и вызывала хорошее настроение, временами он даже пел. Когда купил пару лошадей – это был первый шаг к обогащению. А тройка зачем? Если посещать больных, то хватит и пары. У него есть деньги, но он хочет иметь больше клиентов, чтобы стать еще богаче. Им движет не благородство. Прокурор: Ваша честь, господа присяжные, прошу отметить, что доктор Старцев променял любовь на деньги. Нажива – вот его цель в жизни. Судья: Прошло еще несколько лет. Дмитрий Ионыч, чем живете вы теперь? Старцев: У меня громадная практика, но я не бросаю больницу в Дялиже. Хочется ещё больше иметь денег. У меня имение, два дома, присматриваю третий. Больные меня раздражают, терпеть не могу с ними разговаривать. Прокурор: Ваша честь, прошу выслушать свидетеля обвинения. Судья: Пожалуйста. Для дачи паказаний приглашается свидетель Малинина Анна Алексеевна. Свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду. Я, Малинина Анна Алексеевна, купеческого рода. Я была пациенткой Ионыча, т.е. доктора Старцева. Я с трудом попала к нему на прием, только благодаря моей влиятельной приятельнице. Меня поразило то, как доктор разговаривает с больными. Он сердится, стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» А нам ведь обо всех своих болезнях поговорить хочется. Присяжные: Ваша честь, позвольте задать вопрос доктору Старцеву. Как складываются ваши отношения с Туркиными? Старцев: Это вы о каких Туркиных? О тех, что дочка играет на рояле? Не понимаю, за что судят? Не убил, не украл… Судья: Суд выслушал господина Старцева. Приступаем к обсуждению. Слово предоставляется защите. Адвокат: Ваша честь, господа присяжные, вынося приговор, прошу учесть заслуги моего подзащитного. Дмитрий Ионыч Старцев – способный врач, любит свою работу, увлечен ей настолько, что почти не бывает в городе. Будучи молодым человеком, мечтал служить людям, приносил в жертву народу свои интересы. Лечил он всех бескорыстно. К нему обращались и бедняки, которым нечем платить. Главное для Старцева – приносить пользу людям. Прокурор: Действительно, господин Старцев хороший специалист. Наверное, поначалу он любил свою работу, отдавался ей полностью. Но постепенно он стал видеть в своем деле лишь источник обогащения – две лошади, три лошади, два дома, имение и т.д. Работу свою он называет «наживой». Меньше думает о больных, а больше о деньгах, которые считает по вечерам. Бесплатно он теперь не лечит. Доказательство? Вот оно: деньги пахнут и духами, и уксусом, то есть не только богатством, но и бедностью. Работу он не бросит потому, что она его обогащает, хотя радости не приносит. Больные его раздражают. Он, принимая их, кричит: «Извольте отвечать только на вопросы. Не разговаривать!» – и при этом стучит палкой об пол. Губит его жадность. Адвокат: Давайте проследим все поэтапно сначала. Старцев влюблен в Катерину Ивановну Туркину. Любовь облагораживает его, делает лучше, чище. Он много читает, ходит в театр, на концерты. Но не всегда находит понимание. Он хочет завести семью, но Катерина Ивановна подсмеивается над ним, назначив свидание на кладбище, а на предложение руки и сердца отвечает отказом. Через несколько лет она правда понимает свою ошибку и пытается наладить отношения со Старцевым, но он уже не испытывает к ней прежних чувств, втайне радуясь: «А хорошо, что я на ней не женился». Прокурор: Любил ли Старцев Катерину Ивановну? Нет! Он увлекся ею. Конечно после сидения в Дялиже увлечешься кем угодно. Но Катерина Ивановна достойна любви, она видит то, что не доступно Старцеву – большую цель в жизни. Господин Старцев променял любовь на деньги. Они оказались для него выше любви. Он пугается слов Екатерины Ивановны о благородной цели. Ведь у него самого лишь одно стремление: побольше получить с больных. Теперь ему не о чем говорить с Катериной Ивановной, он избегает её. Адвокат: Хочу выступить в защиту Ионыча. Прошу господ присяжных учесть, что в его падении виновата и обстановка, в которую он попадает. Вспомним семью Туркиных. Мы с ними встречаемся в течение нескольких лет. Что меняется в их жизни? Ничего. Они так живут из года в год. Тут отупеешь. Дмитрий Ионыч видит это. Он говорит по прошествии четырех лет: «Если самые талантливые люди так бездарны, то каков же должен быть город!» Ему не с кем и не о чем здесь говорить. Когда он пытался заговаривать с жителями города о политике или о науке, они пугались. Поэтому он замолчал, за что и приобрел кличку «поляк надутый». Прокурор: Да, среда виновата, но только в какой-то степени. А разве Старцев сопротивлялся? Разве он пытался выбраться, когда начал тонуть? Нет, не пытался. Он молчал, не говорил о политике, о науке, искусстве, зато с удовольствием играл в карты. В театрах, концертах не бывал. Дома, имения – вот, что заменило ему литературу и музыку. Очень скоро из «поляка надутого» он превращается в «Ионыча», то есть становится своим, близким человеком, чуть ли не родственником этим городским обывателям. Его ничего теперь не волнует. Личность доктора Старцева деградирует. Судья: Мы выслушали мнение защиты и обвинения. Виновен ли господин Старцев, достоин ли он осуждения? Прошу вынести свой вердикт присяжных заседателей. Присяжные (примерно): - Да, виновен и достоин осуждения, потому что не сопротивляется среде. Сначала он осуждает жителей города, а потом становится одним из них. Он предал идеалы молодости, благородную мечту приносить пользу людям, лечить их, избавлять от страданий, помогать им. - «Каждый человек должен сам себя воспитать»,- говорил Базаров. И если Старцев позволил утопить себя в обывательском болоте, значит, он достоин осуждения. - Он предал любовь. Нажива для него оказалась важнее любви. Виновен. - Не виновен. Базаров тоже отказался от любви во имя убеждений. - Базаров не отрицал любви. Одинцова испугалась, правильно решив, что для Базарова любовь никогда не станет выше идеи борьбы. А во имя чего отказывается от любви Старцев? Во имя наживы. Он достоин осуждения.
Дмитрий Ионыч Старцев в своей речи сказал, что он не понимает, почему его судят: ведь он не убил, не украл. Но судебное заседание показало, что он год за годом убивал в себе человека. Сначала у него была благородная цель (лечить людей), многообразие интересов (театр, концерты, литература, искусство), понимание того, что обыватель страшен узостью взглядов. Но постепенно он сам начинает утопать в обывательщине: берет деньги с бедных; мало двух лошадей – покупает тройку; мало одного дома для одинокого человека – приобретает ещё один и присматривает тре6тий. Понятно: эти дома можно сдать внаем и получать те самые деньги, которые столь приятно пересчитывать по вечерам! Какие театры, какая литература! Игра в карты, сытая жизнь – вот и все! Он – не врач Дмитрий Ионыч Старцев, а обыватель Ионыч. Он обокрал себя. Он не сопротивлялся среде, а легко поддался ей. Суд постановил: Признать Дмитрия Иныча Старцева виновным в том, что он не состоялся как личность, он духовно деградировал, превратился в обывателя, мещанина. Благодарю адвоката, прокурора, свидетелей, присяжных. Судебное заседание считаю закрытым. |
III Подведение итогов игры |
Слово учителя: Итак, мы с вами побывали на судебном заседании, теперь вернемся к цели нашего сегодняшнего урока. Достиг ли урок цели? Назовите основные причины деградации личности доктора Старцева. Ученик: (делает вывод по уроку)
(Стремление к собственному благополучию, когда все интересы сводятся к удовлетворению личных нужд рождает ионычей – людей, которые губят своим безразличием добрые дела, гасят в молодых душах стремление к общему благу. Чехов, хотел видеть человека умным, красивым, влюбленным в жизнь. Эта позиция близка сегодня и нам. Поэтому нельзя безразлично относиться к проявлениям мещанской морали современных ионычей. Мы выносим им обвинительный приговор.) На доске: «Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна». А. И. Герцен Слово учителя: Мы с вами вывели формулу мещанства. А теперь найдем это слово в словаре. (Читаем значение). Мы ещё раз убедились в правильности нашего вывода. Запишите это слово в тетрадь. |
IV. Рефлексия
|
1. Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? 2. Извлекли ли вы какую-то пользу для себя, участвуя в данной ролевой игре? |
V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из тем: |
1. Мое понимание мещанства. 2. Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»? 3. Виновно ли общество в трагедии Ионыча?
|
08 10 2014
5 стр.
Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)
09 10 2014
1 стр.
Для обеспечения большей независимости высказываний и создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц, занимающих одинаковое служебное и общественное положение
17 12 2014
1 стр.
Беседа метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследователя; приме
12 10 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Сегодняшний наш классный час я назвала «Урок правовых знаний». Обратите внимание: не беседа, не игра, не конкурс, а
14 12 2014
1 стр.
Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать выводы и обобщения, развивать логическое мышле
09 10 2014
1 стр.
Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О. С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека мкук «Централизованная библиотечная система»
01 09 2014
1 стр.