Памятки
Правила участнику игры.
1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в воображаемой ситуации.
3. Выбери роль в игре исходя из своего опыта, способностей, характера, своих интересов и склонностей.
4. Тщательно готовься к игре, включая выступления своего героя.
5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
6. Подчиняйся законам игры и обязательно выполняй ее правила.
7. Участвуй в подведении итогов игры.
8. Оцени проигранную ситуацию с точки зрения реальности.
Золотые правила демократического стиля общения на уроках литературы.
1. Свободно высказывай самые различные мнения, вплоть до нелепого. Не приспосабливайся к окружающим, имей свою точку зрения.
2. Категорически запрещается критиковать. Равноправное участие в разговоре, партнерское взаимодействие.
3. Внимательно выслушай, не перебивай говорящего.
4. Занимай определенную и твердую позицию в споре.
5. Умей достойно выигрывать и проигрывать
6. Без аргументов, доказательств, иллюстраций не вступай в спор.
7. Умей задать вопрос противнику.
8. Помни о сосуществовании различных, вплоть до взаимоисключающих точек зрения. Не забывай, можно найти компромисс.
Технология подготовки и проведения ролевой игры
« Суд над…»
Ролевая игра – вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков и старшеклассников в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку.
Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.
Роли:
«судья» – ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;
«секретарь» – записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;
«обвиняемый» – явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;
«прокурор» («обвинитель») – выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.
«адвокат» («защитник») - находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.
«свидетели обвинения»; «свидетели защиты»; «присяжные заседатели»
Технологическая цепочка ролевой игры «Суд».
В зале, где столы расставлены в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные стулья), «зрители»(в центре зала», «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.
«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают).
Входит «судья». Он объявляет, что слушается дело по обвинению…(какого-либо явления, вина которого против нравственности или человечества будет обосновываться в ходе судебного заседания).
«Судья» предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать вопросы свидетелям обвинения».
Затем выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы.
Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому».
«Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы.
После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение.
«Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение: «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».
Приложение 5
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 «А» КЛАССА
К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И УРОВНЯ ИХ МОТИВАЦИИ.
С классным коллективом 6 «А» класса я, педагог – психолог, в течение двух лет проводила исследования по изучению отношения учащихся к учебным предметам и уровня мотивации учения.
При диагностировании использовались следующие методики: ТМД (измерение уровня мотивации, модификация М.Ш. Магомед-Эминов), оценка уровня школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой, методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г. Н. Казанцевой.
Обработка и анализ данных позволяют сделать следующие выводы. Большинство учащихся в числе любимых предметов отмечают русский язык и литературу, соответственно имеют направленность на приобретение знаний по социально-гуманитарному профилю. 2009-10 учебном году в ходе исследования было выявлено, что 68% от общего количества учащихся имеют направленность на приобретение знаний по следующим предметам: русский язык, литература. На конец года эта цифра составила — 74%. В 2010-11 учебном году — 79%. Эти данные позволяют сделать вывод, что большинство учащихся 6 «а» класса имеют способности к гуманитарным наукам, предпочитая дополнительно заниматься изучением предметов гуманитарного цикла. В связи с тем, что у обучающихся наблюдается направленность на приобретение знаний, отмечается положительная динамика в обучении, хорошая и здоровая эмоциональная обстановка на уроках.
Результаты исследования отношения учащихся к предметам гуманитарного цикла и уровня их мотивации
1 – направленность на приобретение знаний по русскому языку и литературе;
2 – широкие социальные мотивы;
3 – мотивирование процессом;
4 – мотивирование содержанием.
Из таблицы 1 следует, что все учащиеся 6 «а» имеют широкие социальные мотивы, что способствует благотворному общению и сотрудничеству в системе ученик — учитель — родитель. В течение всего времени обучения наблюдается положительная динамика в мотивации учения: обучающиеся мотивированы как процессом, так и содержанием обучения по предметам: русский язык, литература.
Педагог – психолог А. С. Васильева
Приложение 6
Мониторинг качества знаний учащихся
Данные диаграммы составлены на основе годовых оценок учащихся 5-ых и 6-ых классов, с которыми я работала как по традиционной программе, так и по образовательной программе «Школа 2100». Нужно отметить, что по программе «Школа 2100» учащиеся начали обучаться с 1-го класса.
Сравнив данные, проводимые в диаграмме, можем сделать вывод, что качество знаний учащихся, обучающихся по программе, в основе которой лежит технология проблемно-диалогического обучения, значительно выше, чем у обучающихся по традиционной программе.


<предыдущая страница