Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Летуновский Владимир Петрович,

канд. филол. наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Журналистика, очная форма, 3 курс

5 семестр

2013-2014 уч. г.


ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
Спецкурс
Студентам, в процессе предыдущего обучения уже освоившим теоретические основы телевизионной журналистики и закрепившим полученные знания в практических разделах ряда профессиональных дисциплин, предлагается спецкурс творческих, технологических и организационных аспектов функционирования журналиста в прямом телевизионном эфире. Значение прямого эфира для современной телевизионной и радиожурналистики огромно.

Прямой эфир накладывает огромный отпечаток на весь процесс замысла, создания и выхода программы в свет. Трудно представить современное информационное и аналитическое телевещание без обеспечения выхода этих передач в режиме прямого эфира. Он стал неотъемлемой привычной частью телевизионного производства практически всех общенациональных и крупных региональных телеканалов.

Техническое переоснащение телевизионного производства, переход на цифровые технологии, расширение трансляционных форматов в программном производстве все чаще ставит журналиста перед необходимостью организовывать и принимать самому непосредственное участие в прямых включениях в информационных программах, в прямом эфире выходить на связь с ведущими ток-шоу, телемостов и т.д. Нередко задачей журналиста становится включение в ткань программы и непосредственных участников или очевидцев каких-то важных событий, персон высокого государственного или политического уровня.

Для успешного решения этих творческих и организационных задач от журналиста требуется владение определенными технологическими навыками подготовки к выходу в эфир, обеспечения взаимодействия с режиссерской группой канала, организация эффективного функционирования творческих и технических специалистов, обеспечивающих включение. Особым разделом задач, решаемых журналистом в данном процессе, является проведение необходимой психологической и организационной подготовки к участию во включении различных собеседников.

Онлайновые форматы телевизионного вещания оказались сегодня под активным воздействием конвергентных процессов в журналистике в целом, все чаще формирующих в одном вещательном пространстве журналистские произведения одновременно для телевизионного и радиовещания. Специфика такой работы будет рассмотрена в рамках занятий по данному спецкурсу.

В обзорной форме обучающимся также будет представлена эволюция прямого эфира на отечественном телеэкране.



Авторские работы по теме спецкурса


  1. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. – 121 с.

  2. Летуновский В. П. Прямой эфир в информационном вещании на телевидении // Средства массовой информации в современно мире. Сб. мат. межвузовской научно-практ. конф. под ред. В. И. Конькова. СПб., 2002. С. 224-226.

  3. Летуновский В. П. Телемост 90-х годов – типология жанра и технология производства // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб.: Изд-во «Роза мира», 2003. С. 93-95.


Темы лекционных занятий
Занятие 1. Обзор современного телевизионного вещания России. Федеральные каналы и местное вещание: специфика, тематика, жанровые особенности. Рекомендуемая литература по теме спецкурса.

Занятие 2. Прямой эфир как природная основа телевидения. Определение понятия «прямой эфир». Функциональные и технологические характеристики прямого эфира. Специфика сценария прямого эфира.

Занятие 3. Краткий экскурс в историю отечественного телевидения. Периодизация прямого эфира в политическом контексте страны. Феномен перестройки в прямом телевещании. Программа «Взгляд». Ленинградский / петербургский прямой телевизионный эфир.

Занятие 4. Актуальные аспекты прямого телевизионного вещания. Современное состояние прямого эфира и острые вопросы общественного диалога. Отражение конвергентных процессов. Законодательство. Освещение антитеррористических операций в прямом эфире.

Занятие 5. Прямой эфир как неотъемлемый элемент современного информационного телевидения. Прямое включение как форма прямого вещания. Виды прямых включений.

Занятие 6. Организационные и технологические аспекты подготовки прямого включения. Стендап (stand-up). Общение со студией.

Занятие 7. Информационная программа в прямом эфире. Принципы верстки. Регулирование хронометража. Участие собеседника в прямом включении.

Занятие 8. Специфика прямого эфира в спортивном вещании. Трансляция соревнования: ведение, работа съемочной бригады. Особенности организации трансляций в зависимости от вида спорта.

Занятие 9. Прямой эфир в аналитическом вещании. Модели имитации прямого эфира. Проекты Ленинградского телевидения (журналисты Владимир и Тамара Максимовы). Технологические особенности.

Занятие 10. Диалоговые характеристики прямого эфира художественно-публицистических и развлекательных программ. Взаимосвязь технических возможностей с выработкой технологии прямого телевизионного вещания. Специальные проекты в прямом эфире: диалог с Президентом В.В. Путиным, трансляция Пасхальных богослужений.

Занятие 11. Журналист в современном телевизионном производстве. Профессии обеспечения прямых включений. Специальные профессиональные требования. Психологические и организационные аспекты. Дисциплина на площадке.

Занятие 12. Ведущий прямого эфира. Специфика интервью. Технологии эффективного входа в прямой эфир и выхода из него журналиста и журналиста с собеседником.

Занятие 13. Модели работы ведущего в прямом эфире. Переход «студия – площадка прямого включения – студия». Обзор практики прямого вещания региональной студии (ТРК «Сахалин»).

Занятие 14. Специальные телепроекты петербургского эфира второй половины 1990-х годов. Центр межрегиональных программ «Регион-ТВ».

Занятие 15. Телемост как комбинированная жанровая форма прямого телевизионного вещания. История телемостов на отечественном экране.

Занятие 16. Технологические особенности работы журналиста в процессе подготовки и проведения телемоста. Типы телемостов. Периоды подготовки. Особенности работы обеих бригад.

Занятие 17. Из практики реализации международных телемостов (опыт ГТРК «Сахалин»).
Список вопросов к зачету


  1. Прямой эфир на телевидении. Природная основа.

  2. Определения прямого эфира.

  3. Историческая периодизация прямого эфира на отечественном телеэкране.

  4. Специфика сценарной работы в процессе подготовки проекта прямого эфира.

  5. Прямой эфир и законодательство о средствах массовой информации.

  6. Информационное вещание как главный полигон прямого эфира.

  7. Технология подготовки прямого включения. Типы включений.

  8. Стендап в прямом включении. Работа с собеседником.

  9. Верстка информационного выпуска.

  10. Прямой эфир в спортивном вещании.

  11. Специфика работы ведущего в прямом эфире.

  12. Специальные проекты Ленинградского / петербургского телевидения.

  13. Телемост. История проведения телемостов в программах отечественного телевидения.

  14. Особенности работы над телемостом. Периоды подготовки.

  15. Практика работы по подготовке телемостов в отечественном региональном вещании.


Требования к зачету (пояснительная записка)
Зачет по данному курсу включает.

  1. Собеседование по теоретическим вопросам, предложенным ниже.

  2. Анализ проектов прямого эфира (по выбору) на телеэкране в виде презентации (10 минут).


Критерии оценки (зачет)
К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 75% лекций. При большем количестве пропусков студент готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).

Зачет проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается не менее 15 минут.

В презентации необходимо наглядно представить проект, изложив его историю, познакомить с авторами, целевой аудиторией, особенностями авторской концепции и режиссерского воплощения.

Оценка «зачет» ставится:

- если материал презентации наглядно и полно представляет проект прямого эфира;

- если студент дает полный и обстоятельный ответ на теоретический вопрос.

В отдельных случаях зачет может быть выставлен на основании одной презентации (если она выполнена добросовестно, а студент пропустил не более 2 лекционных занятий)

Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентацию (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос.


Список рекомендуемой литературы


  1. Бережная М.А.Телерадиоинформация в упражнениях и тренингах. СПб., 2001.

  2. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

  3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1998.

  4. Телевизионная журналистика. М., 2002.

  5. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. – 121 с.

  6. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

  7. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.


Список дополнительной литературы


  1. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. СПб., 2003.

  2. Бернштейн С. И. Язык радио. М., 1977.

  3. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

  4. Говорит и показывает кафедра РТ. СПб., 2003.

  5. Говорит и показывает кафедра РТ. СПб., 2005.

  6. Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 2011.

  7. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.

  8. Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве. Лаборатория оперативной печати. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

  9. Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

  10. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

  11. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

  12. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2009.

  13. Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 2007.

  14. Светана-Толстая С.В. Русская речь в массмедийном пространстве. М., 2007.

  15. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002

  16. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

  17. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.

  18. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. М., 2000.



Телевизионный журналист в прямом эфире

Значение прямого эфира для современной телевизионной и радиожурналистики огромно

74.79kb.

11 10 2014
1 стр.


Г. Г. Онищенко в прямом эфире программы «Эхо» радио «Эхо Москвы» Интервью

Интервью Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко в прямом эфире программы «Эхо» радио «Эхо Москвы»

74.94kb.

14 12 2014
1 стр.


Тьерри Мейссан 11 сентября 2001 года

За событиями 11 сентября 2001 года следили в прямом эфире сотни миллионов людей, прикованных к экранам телевизоров

1782.98kb.

16 12 2014
13 стр.


Задания для муниципального этапа олимпиады школьников по русскому языку 11 класс телевизионный фильм, снятый в 2000 году, носит название «Имперiя подъ ударомъ»

Телевизионный фильм, снятый в 2000 году, носит название «Имперiя подъ ударомъ». Употребление в слове «имперiя» буква «i» является

54.18kb.

14 12 2014
1 стр.


«Вызываем огонь на себя» — телевизионный сериал (4 серии) режиссёра Сергея Колосова. Фильм снят по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. История создания
166.43kb.

17 12 2014
1 стр.


Журналист сми
627.96kb.

14 12 2014
5 стр.


Развитие элементарных математических представлений

Количественный и порядковый счет в пределах 10. Числа в прямом и обратном порядке до 10. Ориентация на листе бумаги

64.58kb.

12 10 2014
1 стр.


Илья Бруштейн (журналист, Санкт-Петербург) Ключевые слова
274.73kb.

13 10 2014
1 стр.