Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»




ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Эмблема школьного научного общества
Выполнил: ученик 8 «А» класса

Сивяков Андрей




Проверил: учитель технологии

Новожилов Евгений Леонидович

Мстёра 2011

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Обоснование темы ……………………………………………………… 3




  1. Описание изготавливаемого изделия …………………………………… 4

  2. Историческая справка …………………………………………………… 5




  1. Плоскорельефная резьба ……………………………………………….. 6

  2. Материал …………………………………………………………………. 7

  3. Инструмент для резьбы по дереву ………………………………………. 7

  4. Экономическое и экологическое обоснование ………………………… 9

  5. Вывод ……………………………………………………………………… 10

  6. Список используемой литературы ……………………………………… 11










1. Обоснование темы.
Школьное научное общество (ШНО) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Научное общество учащихся имеет свое название, эмблему, девиз.

В школе был объявлен конкурс на лучшую эмблему ШНО.

Согласно принятых правил эскиз эмблемы должен разрабатываться с учетом дальнейшего ее воплощения в различных материалах и технике. Рекомендовалось избегать большого количества мелких деталей. В связи с особенностями эмблемы, при разработке проекта, необходимо было стремиться к понятному, выразительному, лаконичному и оригинальному воплощению замысла. Каждый элемент эмблемы должен сопровождаться описанием и авторской трактовкой символического значения.

Эскиз, разработанный нами, оказался лучшим. Нам предстояла творческая работа. Нужно было придумать название общества, девиз, а так же выполнить эмблему ШНО. При выполнении этого проекта важную роль играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своего проекта.

фото0720
2. Описание изготавливаемого изделия.

При выполнении своего проекта мы решили обратиться к морской тематике. Эмблема выполнена в форме старинной грамоты. На эмблеме море – бескрайний простор знаний, по нему плывет навстречу новым открытиям корабль школьного научного общества под названием «Парус». Штурвал подчеркивает бесконечность открытий. За штурвалом корабля – сова, символ мудрости, которая указывает своим крылом курс вперёд. Паруса корабля в виде книг, источника знаний, наполнены ветром стремления к новому и постижению неизведанного.

В работе над эскизом эмблемы девиз пришёл сам по себе: «Под парусами знаний – к новым открытиям».

3. Историческая справка

Выбирая материал для изготовления эмблемы, мы остановились на древесине.

Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.

Древесину нетрудно обрабатывать. Этот замечательный материал предоставляет широчайшие возможности для фантазии. Изготовление изделий из древесины не требует сложных установок и дорогих станков.

В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.

О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках.

Никто не знает, как давно возникло искусство резьбы по дереву. Можно предположить только, что не раньше того, как появились достаточно твердые и острые металлические орудия, пригодные для обработки древесины, чтобы придать ей эстетически выразительные формы. В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. К основным видам резьбы относятся: плоскорельефная, плосковыемочная, рельефная, объемная (скульптурная), прорезная.

При выполнении центральной части эмблемы использовалась плоскорельефная резьба с выбранным фоном. Она относится к числу наиболее древних. Название ее говорит само за себя. В ее основу входит плоский рельеф резьбы. Принцип работы заключается в выбирании фона вокруг будущего узора. Выборка фона осуществляется незначительно. Это придает рисунку мягкость и живость.


4. Плоскорельефная резьба





профили плоскорельефной резьбы

Профили плоскорельефной резьбы:


  1. заоваленная;

  2. заоваленная с подушечным фоном;

  3. заоваленная с подобранным фоном.

Главным отличительным признаком этого вида резьбы по дереву является то, что здесь фон выбирается вокруг изображения (орнамента) на определенную одинаковую глубину.

Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности:

- резьба с заоваленным контуром (края, вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем);

- резьба с подушечным фоном (фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку);

- резьба с подборным фоном вокруг оконтуренного рисунка (фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным).

К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними – изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы, ягоды, цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров Кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой.

5. Материал

Резные работы можно выполнять на древесине практически всех пород. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон. Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняются как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.

Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и т.п.

Изучив рекомендации мастеров для нашего изделия мы выбрали липу. Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.



6. Инструмент для резьбы по дереву

Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы (рис. 1): плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.



https://patlah.net/etm/etm-01/teh%20derevo/rezba%20derevo/rezba%20derevo/rezba-1.gif

Рис. 1. Инструмент для резьбы по дереву:
а, б, в, г - прямая, отлогая, средняя, крутая стамески;
д - клюкарза;
ж - церазик;
з - нож-косяк.

Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения плоскорельефной и рельефной резьбы, а также для зачистки углубленного фона, предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавок удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.

Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. Как это делается, показано на рис. 2.

https://patlah.net/etm/etm-01/teh%20derevo/rezba%20derevo/rezba%20derevo/rezba-2.gif

Рис. 2. Заточка резца:


  1. положение стамески при заточке со стороны фаски;

  2. положение стамески относительно бруска;

  3. положение стамески при заточке с лицевой стороны;

  4. режущая часть косяка (1 - угол скоса; 2 - носок; 3 - лезвие; 4 - пятка; 5- вторая фаска; 6 - первая фаска; 7 - угол заострения);

  5. правка лезвия;

  6. заточка полукруглой стамески на весу.


7. Экономическое и экологическое обоснование.
При изготовлении эмблемы мы использовали древесину, которая в отличие от других материалов, является экологически чистым продуктом. При работе не происходило загрязнения окружающей среды.

Стоимость изготовленного изделия можно вычислить следующим образом:

С = С древесины + С морилки + С лака + С эл.энергии


  • С древесины мы не учитывали, так как при изготовлении изделия были использованы отходы деревообрабатывающего цеха. Так же не считали затраты на клей, шнурок и 8 гвоздей 30 мм, так как они очень незначительны и практически не влияют на стоимость изделия.

  • Цена 0,5 л морилки равна 26 руб. Мы затратили 0,1 л морилки, следовательно

С морилки = 5,20 руб.

  • Цена 1 кг лака равна 140 руб. Было затрачено 100 г лака, следовательно

С лака = 14,00 руб.

  • Для изготовления четырех деревянных « гвоздей», скрепляющих рамку, потребовалось работать на токарном станке, поэтому мы учитываем затраченную эл. энергию. Время работы 1 час, мощность станка 1,5 КВт, цена 1 КВт / ч эл. энергии 3,55 руб., следовательно было затрачено

С эл.энергии = 1,5 × 1 × 3,55 = 5,33 руб.

Все работы по изготовлению деталей и сборке изделия проводились в дневное время без принудительного освещения. Сушка изделия проводилась естественным путем, поэтому затраты на освещение и сушку не рассчитывались.

Общие затраты на изготовление эмблемы для школьного научного общества составили:

С = 5,20 + 14,00 + 5,33 = 24,53 руб.




  1. Вывод.

В ходе исследовательской работы, проштудировав много литературы, я приобрел немалый опыт:



  • Пополнил свой интеллектуальный запас

  • Узнал историю развития резьбы по дереву на Руси.

  • Научился ориентироваться в различных техниках резьбы по дереву и породах древесины.

  • Понял принцип применения новых инструментов – резцов.

  • Научился правильно рассчитать экономические затраты на изделие.

В процессе выполнения работы получил удовольствие от исследовательской деятельности по данной теме и для себя сделал вывод, что в ходе работы шёл всё это время «Под парусами знаний – к новым открытиям».

Значит название школьного научного общества «Парус» выбрано верно!




  1. Использованная литература.

  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. «Художественная резьба

по дереву, кости и рогу», Москва «Высшая школа», 1984 г.

  1. Василенко В. М. «Русская народная резьба и роспись по дереву»

Народное искусство. М., 1974.

  1. «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства», Ашхабад, Главная редакция Туркменской Советской энциклопедии, издательство «Туркменистан», 1990 г.

  2. Ларина О. « Резьба по дереву», Москва «Гелеос», 2009 г.

  3. Матвеева Т.А. «Мозаика и резьба по дереву», Москва «Высшая школа», 1989 г.

  4. Негримовский М.И. «В школьной мастерской», Москва «Детская литература», 1965 г.

  5. Основы художественного ремесла: /Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.

  6. Рихвк Э.В. «Обработка древесины в школьных мастерских», Москва, «Просвещение», 1984 г.

  7. Степанов. Н. С. Резьбы очарованье. Л., 1991.




Творческий проект Сервировка стола к завтраку

Разобрать проект, то есть довести возникшую идею до реальных результатов: выполнить изделия (или услугу )

446.93kb.

30 09 2014
3 стр.


Творческий проект
100.25kb.

27 09 2014
1 стр.


Творческий проект «Школьное ip-телевидение»

Подобную функцию может выполнить сквозной общешкольный проект "Школьное ip-телевидение"

121.25kb.

13 10 2014
1 стр.


Творческий проект по технологии Торт

Я выбрала эту тему, потому что мне нравится готовить разные торты и украшать их по новому

87.09kb.

14 10 2014
1 стр.


Панно «подсолнухи»

Я выполнила творческий проект-панно «подсолнух». Работа выполнена в технике изо-нити. Рисунок работы я

56.79kb.

24 09 2014
1 стр.


«Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Творческий проект»

Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»

169.49kb.

06 10 2014
1 стр.


Урок-проект в 8 классе «Тайны Рождества/ Christmas Mysteries»

Интегрированный творческий урок-проект в 8 классе «Тайны Рождества/ Christmas Mysteries»

251.87kb.

10 10 2014
1 стр.


Творческий проект «Молдавская кухня»

Для этого мы используем рецепты блюд разных кухонь мира. Конечно, не всегда можно найти те или иные ингредиенты, однако их можно заменить продуктами, которые можно приобрести в наш

121.6kb.

04 09 2014
1 стр.