Перейти на главную страницу
«Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»
Сивяков Андрей
Новожилов Евгений Леонидович
Мстёра 2011
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
| |
|
|
Научное общество учащихся имеет свое название, эмблему, девиз.
В школе был объявлен конкурс на лучшую эмблему ШНО.
Согласно принятых правил эскиз эмблемы должен разрабатываться с учетом дальнейшего ее воплощения в различных материалах и технике. Рекомендовалось избегать большого количества мелких деталей. В связи с особенностями эмблемы, при разработке проекта, необходимо было стремиться к понятному, выразительному, лаконичному и оригинальному воплощению замысла. Каждый элемент эмблемы должен сопровождаться описанием и авторской трактовкой символического значения.
Эскиз, разработанный нами, оказался лучшим. Нам предстояла творческая работа. Нужно было придумать название общества, девиз, а так же выполнить эмблему ШНО. При выполнении этого проекта важную роль играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своего проекта.
2. Описание изготавливаемого изделия.
При выполнении своего проекта мы решили обратиться к морской тематике. Эмблема выполнена в форме старинной грамоты. На эмблеме море – бескрайний простор знаний, по нему плывет навстречу новым открытиям корабль школьного научного общества под названием «Парус». Штурвал подчеркивает бесконечность открытий. За штурвалом корабля – сова, символ мудрости, которая указывает своим крылом курс вперёд. Паруса корабля в виде книг, источника знаний, наполнены ветром стремления к новому и постижению неизведанного.
В работе над эскизом эмблемы девиз пришёл сам по себе: «Под парусами знаний – к новым открытиям».
3. Историческая справка
Выбирая материал для изготовления эмблемы, мы остановились на древесине.
Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.
Древесину нетрудно обрабатывать. Этот замечательный материал предоставляет широчайшие возможности для фантазии. Изготовление изделий из древесины не требует сложных установок и дорогих станков.
В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.
О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках.
Никто не знает, как давно возникло искусство резьбы по дереву. Можно предположить только, что не раньше того, как появились достаточно твердые и острые металлические орудия, пригодные для обработки древесины, чтобы придать ей эстетически выразительные формы. В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. К основным видам резьбы относятся: плоскорельефная, плосковыемочная, рельефная, объемная (скульптурная), прорезная.
При выполнении центральной части эмблемы использовалась плоскорельефная резьба с выбранным фоном. Она относится к числу наиболее древних. Название ее говорит само за себя. В ее основу входит плоский рельеф резьбы. Принцип работы заключается в выбирании фона вокруг будущего узора. Выборка фона осуществляется незначительно. Это придает рисунку мягкость и живость.
![]() |
Профили плоскорельефной резьбы:
|
Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности:
- резьба с заоваленным контуром (края, вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем);
- резьба с подушечным фоном (фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку);
- резьба с подборным фоном вокруг оконтуренного рисунка (фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным).
К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними – изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы, ягоды, цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров Кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой.
5. Материал
Резные работы можно выполнять на древесине практически всех пород. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон. Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняются как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.
Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и т.п.
Изучив рекомендации мастеров для нашего изделия мы выбрали липу. Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.
Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы (рис. 1): плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.
Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения плоскорельефной и рельефной резьбы, а также для зачистки углубленного фона, предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавок удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. Как это делается, показано на рис. 2.
Рис. 2. Заточка резца:
Стоимость изготовленного изделия можно вычислить следующим образом:
С = С древесины + С морилки + С лака + С эл.энергии
Все работы по изготовлению деталей и сборке изделия проводились в дневное время без принудительного освещения. Сушка изделия проводилась естественным путем, поэтому затраты на освещение и сушку не рассчитывались.
Общие затраты на изготовление эмблемы для школьного научного общества составили:
С = 5,20 + 14,00 + 5,33 = 24,53 руб.
В ходе исследовательской работы, проштудировав много литературы, я приобрел немалый опыт:
Значит название школьного научного общества «Парус» выбрано верно!
Разобрать проект, то есть довести возникшую идею до реальных результатов: выполнить изделия (или услугу )
30 09 2014
3 стр.
27 09 2014
1 стр.
Подобную функцию может выполнить сквозной общешкольный проект "Школьное ip-телевидение"
13 10 2014
1 стр.
Я выбрала эту тему, потому что мне нравится готовить разные торты и украшать их по новому
14 10 2014
1 стр.
Я выполнила творческий проект-панно «подсолнух». Работа выполнена в технике изо-нити. Рисунок работы я
24 09 2014
1 стр.
Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»
06 10 2014
1 стр.
Интегрированный творческий урок-проект в 8 классе «Тайны Рождества/ Christmas Mysteries»
10 10 2014
1 стр.
Для этого мы используем рецепты блюд разных кухонь мира. Конечно, не всегда можно найти те или иные ингредиенты, однако их можно заменить продуктами, которые можно приобрести в наш
04 09 2014
1 стр.