Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие
|
Варианты ответов
|
Показатели мотивации
|
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
ж
|
3
|
|
1
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
3
|
3
|
-
|
I
|
2
|
0
|
4
|
4
|
5
|
4
|
-
|
-
|
-
|
3
|
5
|
2
|
3
|
3
|
5
|
2
|
-
|
-
|
4
|
5
|
4
|
3
|
5
|
3
|
4
|
4
|
0
|
II
|
5
|
3
|
5
|
5
|
3
|
0
|
2
|
1
|
-
|
6
|
5
|
1
|
0
|
3
|
3
|
-
|
-
|
-
|
7
|
3
|
3
|
5
|
0
|
5
|
2
|
1
|
-
|
III
|
8
|
3
|
3
|
2
|
5
|
0
|
1
|
-
|
-
|
9
|
0
|
3
|
3
|
5
|
3
|
I
|
3
|
5
|
Таблица 19
Уровень
мотивации
|
Показатели мотивации
|
Сумма баллов
итогового уровня
мотивации
|
I
|
II
|
III
|
I
|
26—29
|
24—28
|
24—28
|
72—85
|
II
|
21—25
|
18—23
|
18—23
|
55—71
|
III
|
18—20
|
12—17
|
14—17
|
42—54
|
IV
|
15—17
|
8—11
|
9—13
|
30—41
|
V
|
до 14
|
до 7
|
до 8
|
до 29
|
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II— высокий уровень мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень мотивации;
V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20
Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов
|
Количество баллов по номерам предложений
|
7
|
8
|
9
|
а
б
в
г
д
е
ж
з
|
П
П
У
В
У
О
И
-
|
П
П
О
У
В
И
-
-
|
В
П
П
У
П
И
П
У
|
Условные обозначения видов мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.
Таблица 21
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие
|
Варианты ответов
|
Показатели мотивации
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
10
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
IV
|
11
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
12
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
13
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
V
|
14
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
-5
|
+5
|
15
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
16
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
VI
|
17
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
18
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
-5
|
+5
|
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой). Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.
Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников на протяжении всего периода обучения позволит выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах. Для этого предлагается следующий алгоритм обработки и анализа результатов диагностики:
-
сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих очень высокий уровень учебной мотивации на всех этапах диагностики (перед поступлением в первый класс,
-
по окончании первого класса, при переходе из начальных классов школы, по окончании 9-го класса, в 11-м классе);
-
сравнить процентные показатели количества школьников со средним уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики;
3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.
Для того чтобы определить, насколько существенными оказались различия в показателях от этапа к этапу, целесообразно применить t-критерий Стъюдента (1; 3).
Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.
Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.
Таблица 22
Сводная таблица результатов диагностики
Итоговые уровни мотивации
|
Основные этапы диагностики
|
Перед поступлением в школу
|
По окончании 1 -го класса
|
При переходе из начальных классов школы в средние
|
По окончании 7-го класса
|
По окончании 9-го класса
|
По окончании 11 -го класса
|
Очень высокий
|
|
|
|
|
|
|
Высокий
|
|
|
|
|
|
|
Нормальный
|
|
|
|
|
|
|
Сниженный
|
|
|
|
|
|
|
Низкий
|
|
|
|
|
|
|
<предыдущая страница