Перейти на главную страницу
Астана 2010
Астана
©
Национальная академия образования
Математика, являясь базовой дисциплиной уровня основного среднего образования, с одной стороны, создает предпосылки и основы для изучения других предметов (информатики, черчения, физики, химии, географии и др.), с другой стороны – является потребителем знаний, умений, способов деятельности, сформированных при изучении этих дисциплин.
Основные задачи обучения математике:
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические операции над числами;
Учебная программа опирается на следующие основные принципы отбора содержания учебного материала и построения предмета: научности, непрерывности образования, деятельности, внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся.
Принцип научности предполагает создание необходимых условий для усвоения и оперирования школьниками научными терминами и понятиями в учебных ситуациях и повседневной жизни.
Принцип непрерывности обеспечивает непрерывное развитие всех содержательно-методических линий в курсах математики дошкольной подготовки, начальной, основной и старшей школы, означает преемственность между всеми уровнями образования на уровне методологии, содержания, методики и технологий обучения.
Принцип деятельности обеспечивает основу для осознанного и прочного усвоения математических понятий и способов действий. Позволяет «открывать» новые знания, посредством включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, формировать самооценку и самоконтроль своих действий.
Принцип внутрипредметной интеграции обеспечивает органичное единство содержательных линий, как числа и выражения, уравнения и неравенства, функции, геометрические фигуры и измерение геометрических величин, элементы теории вероятностей и статистики, составляющих содержание математического образования.
Принцип доступности предполагает создание психологического комфорта в процессе изучения математики основной школы.
Принцип учета индивидуальных достижений учащихся предполагает использование заданий различного уровня трудности, самостоятельных, исследовательских и проектных работ, позволяет формировать личностно-значимые мотивы учения. У учителя есть возможность выбора оптимальных технологий обучения, учебных материалов и степени их адаптации в учебном процессе по достижению планируемых результатов, а также для организации различных видов деятельности (воспроизводящей, преобразующей, алгоритмической и творческой). Учебные материалы должны быть рассчитаны на обучающихся с разным уровнем знаний.
Принцип творчества предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельно находить решение нестандартных, творческих, логических задач, «открывать» новые способы действий, умения создавать новое, находить нестандартные решения в жизненных ситуациях.
Объем учебной нагрузки по предмету «Математика» составляет:
в 5 классе – по 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году;
в 6 классе – 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году.
Среднее арифметическое нескольких чисел, мода, размах.
Угол. Измерение углов. Транспортир. Построение угла заданной величины. Круговые диаграммы.
Способы представления статистических данных, примеры таблиц и диаграмм.
Выражения. Формулы (11 ч.). Числовые и буквенные выражения. Числовое значение выражения. Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Решение уравнений.
Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Приближенное значение числа. Статистические характеристики. Медиана. Анализ статистических данных.
Выражения и их преобразования (10 ч.). Числовые и алгебраические выражения. Нахождение значения выражения. Законы сложения и умножения. Распределительный закон. Преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Линейные уравнения и неравенства (27 ч.). Линейное уравнение с одним неизвестным. Корень уравнения. Решение задач с помощью линейных уравнений.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Линейное неравенство.
Система линейных неравенств с одной переменной.
- вычисляет значения числовых выражений, содержащих натуральные числа;
- пользуясь признаками, определяет делимость чисел на 2, 3, 5 и 10;
- читает и записывает обыкновенные дроби, указывая числитель и знаменатель;
- сравнивает обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
- упрощает обыкновенную дробь сокращением ее на общий делитель числителя и знаменателя;
- приводит обыкновенные дроби в несложных случаях к наименьшему общему знаменателю;
- выполняет арифметические действия над обыкновенными дробями;
- сравнивает произвольные десятичные дроби;
- округляет десятичную дробь до заданного разряда;
- выполняет арифметические действия над десятичными дробями;
- вычисляет значения числовых выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби;
- использует перебор вариантов, проводить рассуждения при решении несложных комбинаторных задач;
- находит среднее арифметическое, моду, медиану, размах;
- вычисляет значения величин с помощью соответствующих формул;
- распознает и изображает геометрические фигуры;
- выполняет несложные измерения и построения при помощи линейки, угольника, транспортира, циркуля;
- решает уравнения на основе зависимости между компонентами действий;
- находит проценты от заданного числа, число по заданным его процентам, выражает отношение чисел в процентах, записывать процент в виде дроби;
- решает текстовые задачи с помощью арифметических приемов (включая основные задачи на дроби, проценты);
- понимает содержательный смысл термина «процент», приводить примеры его использования в повседневной жизни.
- находит неизвестный член пропорции, используя основное свойство;
- составляет пропорции по условиям текстовых задач;
- находит и записывает число, противоположное данному числу;
- находит модуль данного числа, понимает его геометрический смысл;
- отмечает точки по их заданным координатам, определяет координаты точек на координатной прямой, в координатной плоскости;
- сравнивает положительные и отрицательные числа между собой и с нулем;
- выполняет сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел на основе соответствующих правил;
- выполняет умножение и деление положительных и отрицательных чисел, пользуясь правилами знаков;
- вычисляет значения числовых выражений, содержащих положительные и отрицательные числа;
- приводит примеры центральной и осевой симметрии в жизни, искусстве, на моделях и рисунках фигур;
- содержательно оценивает статистическую информацию, представленную в таблицах и на диаграммах;
- вычисляет числовые значения буквенных выражений подстановкой данных значений букв;
- раскрывает скобки в числовых и буквенных выражениях;
- приводит подобные слагаемые в буквенных выражениях;
- решает уравнения с одним неизвестным;
- решает задачи методом составления уравнения.
IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Преподавание математики в 5-6 классах имеет свою особенность, которая заключается в формировании у учащихся вычислительных навыков, необходимых для изучения курса алгебры в следующих классах, для этого в первую очередь при усвоении программного материала необходимо привить навыки устного счета. В программе 5-6 классов особое место занимают текстовые задачи, призванные развить у школьников способности переноса теоретических знаний на практику, что является одним из звеньев математической грамотности. При формировании умений и навыков решения текстовых задач упор делается на арифметические способы решения задач. Текстовые задачи также помогают понять смысл таких понятий, как процент, дроби, пропорция и т.д.
Учебный материал, предложенный для изучения в 5-6 классах, построен таким образом, что создает условия для успешного изучения математики в последующих классах и изучения смежных предметов (физика, химия, география, черчение и т.д.). Этот курс отличается своей практической ориентированностью и направлен на формирование навыков, необходимых для изучения математики в старших классах, а также на формирование важных навыков, которые будут необходимы школьникам в их жизни.
Решение текстовых задач играет важную роль в изучении функций. Здесь рассматривается зависимость таких величин, как количество и цена товара, скорость, время, расстояние и т.д. При решении таких задач формируются мыслительные способности учащихся, повышается интерес к изучению предмета, воспитывается терпеливость, любознательность. Через задачи учащиеся знакомятся с законами и фактами окружающего мира, объясняемые математически, учатся заменять жизненные ситуации в математические символы, что создает возможность для формирования начальных понятий о роли практической арифметики. Также формируются умения, которые являются основой для формирования навыков математического моделирования. Это: умение использовать алгоритмы, объяснять полученные результаты.
Основная задача обучения элементам геометрии – подготовка учащихся к системному изучению геометрии, к использованию геометрических умений при изучении других предметов, а также в повседневной жизни.
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
17 12 2014
1 стр.
Учебная программа «Музыка» для 5-6 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 15 с
17 12 2014
1 стр.
Учебная программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с
17 12 2014
1 стр.
Требования к студентам: Учебная дисциплина “Дискретная математика для социологов”
25 09 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры дифференциальных уравнений
05 09 2014
1 стр.
По циклу опд – общепрофессиональные дисциплины, национально-региональный (вузовский) компонент
09 09 2014
3 стр.
Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение
13 10 2014
1 стр.