Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

Российская академия образования
Институт научной информации и мониторинга


Учимся учиться

(1-2кл.)
Учебный курс для вариативного компонента начальной школы



Учебное пособие.

Черноголовка 2010


Авторы:
Мухина С.Е., к.психол.н.

Рецензенты:
доцент кафедры психологии младшего школьника МПГУ, к.психол.н. – Таллина О.А.

Зам. Директора ИНИМ РАО, канд. пед.н. – Лебедева В.П.


Мухина С.Е. Учимся учиться. Учебный курс для вариативного компонента начальной школы (1-2 класс)./ Под ред. Мурадяна В.Е. - Черноголовка, 2011. – 6 п.л., ГНУ ИНИМ РАО.



Ключевые слова работы:

познавательные способности, познавательная активность, основы учебной деятельности, развитие, младший школьный возраст, познавательные компетенции.


Коды ГРНТИ:

14.01.11; 15.81.21


В учебном курсе представлена система рекомендаций для учителя и упражнений для развития познавательных способностей, интеллектуальных операций, познавательных и коммуникативных компетентностей учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Создана система дидактических материалов по развитию познавательных способностей и основанных на них познавательных компетентностей и метапредметных навыков продуктивной творческой деятельности школьников. Задания имеют психодидактический характер, соответствуют возрастным особенностям детей, построены, в основном, на внепредметном материале. Различная степень сложности позволяет учитывать разный уровень интеллектуального развития и индивидуализирует работу детей в зоне ближайшего развития.

Работа адресована педагогам начальной школы, руководителям образовательных учреждений, научным сотрудникам в области образования, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.

© ИНИМ РАО

© Мухина С.Е.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение. 4

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ 9

1. Проблема развития познавательных способностей в психологической науке. 9

2. Интеллектуальные операции. 30

2.1. Понятие интеллектуальных операций. 30

2.2. Операции понятийного мышления. 33

2.3. Интеллектуальные операции в процессах восприятия и памяти 38

2.4 Метаинтеллектуальные операции 39

2.5 Формы развития интеллектуальных операций. 46

УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1 КЛАССА 53

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА 93

УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 2 КЛАССА. 131

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА 156


Введение.

Проблема развития у учащихся умения учиться является чрезвычайно актуальной для нашего времени. В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в независимых, самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Новые образовательные стандарты для школы требуют реализации компетентностного подхода, а это, в свою очередь, требует от педагогической науки исследований в области раскрытия способов и механизмов познания (учения), поиска путей развития субъектности, учета и усиления индивидуализации образования, определения психологических основ разработки новых образовательных концепций и проектирования образовательных технологий, отвечающих требованиям времени.

Умение учиться в каждой дидактической парадигме будет иметь ряд особенностей. Однако почти всегда речь идёт о формировании учебных действий у ученика преимущественно на внешнем уровне по отношению к познавательному опыту учащихся: формирование компетентностей в основном реализуется через деятельность учителя, в меньшей степени осуществляется субъектность учения (деятельность ученика) и практически не реализуется индивидуализация развития.

В психо-дидактической парадигме, в развивающем образовании, в психодидактике все подчинено интересам ребенка, его потребностям, закономерностям его развития. Обучение и развитие должны основываться не на логике построения учебного предмета, а на психологических механизмах развития ребёнка.1

В психодидактике «для достижения дидактически заданных целей обучения и развития используются психологические знания и методы развития и оказывается психологическая поддержка» (В.И.Панов)2 детям испытывающим трудности при обучении. При психолого–дидактической парадигме «характерно использование психологических принципов и особенностей познавательного и личностного развития учащихся: единства деятельности обучения и развития, возрастной периодизации психического развития, ориентации на ближайшую зону развития, диалогичности мышления и др.3

Психодидактика – полидисциплинарная область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса.4

Уметь учиться в психолого-дидактической парадигме – это значит овладеть системой учебных действий и рефлексией учебной деятельности. Настоятельной необходимостью современного развития образования является создание надпредметного курса «Учимся учиться», где дети могли бы овладевать интеллектуальными операциями, повышать уровень развития познавательных способностей, осваивать рефлексию учебной деятельности.

В отечественной психологической науке накоплен огромный, не вполне востребованный практикой до настоящего времени материал о закономерностях функционирования и развития познавательных способностей детей и развития у них на этой основе интеллектуальных операций и учебных умений. Эта линия исследований представлена трудами А.Ф. Лазурского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, Н.С.Лейтеса, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.Д.Шадрикова, М.А.Холодной.

Овладение универсальными учебными действиями начинается с освоения интеллектуальных операций, которые лежат в основе этих действий.

Интеллектуальные операции обеспечивают деятельность интеллекта. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, "интеллектуальная операция - это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями". Рубинштейн практически отождествляет интеллектуальную операцию с процессом мышления и решением задачи. Процесс решения задачи, - пишет он, - есть мыслительный процесс, интеллектуальная операция. Понятие интеллектуальной операции включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Интеллектуальные операции представлены в наглядном мышлении, практическом действии, труде. Высшей формой интеллектуальных операций является мышление в понятиях.

В настоящее время кроме интеллектуальных операций, соотносимых с системой психических функций, учёные выделяют интеллектуальные операции, соотносимые с метаинтеллектуальными процессами.

В соответствии со структурой психологической системы деятельности можно выделить такие метапроцессы как целеполагание, антиципацию, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль.

Важным элементом осуществления учебной деятельности в психодидактической парадигме является также развитие умений учащихся взаимодействовать друг с другом и с педагогом, т.е коммуникативной компетентности.

Исследования психологов и дидактов показывают, что уровень развития познавательных способностей во многом определяет успешность обучения учащихся. Иногда к появлению трудностей в обучении приводит недостаточное развитие даже отдельных способностей (например, памяти) или отдельных способностей одной модальности (слуховой памяти).

Практика показывает, что если не будет оказана своевременная квалифицированная помощь ученику с затруднениями в обучении, связанными с особенностями познавательных способностей, эти трудности могут пройти через годы, затрудняя формирование учебной деятельности, негативно влияя на развитие мотивации и способностей ребёнка.

Особенно важное значение приобретает этот вопрос в начале школьного обучения, когда познание становится ведущей деятельностью в развитии ребёнка; в зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формируется учебная деятельность ребёнка; начинает складываться индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Большинство учебно-методических комплектов для начальной школы, существующих сегодня, ставят своей первоочередной целью развитие способностей детей, а не только формирование знаний, умений и навыков. Однако, развивающие задания, включаемые дидактами в программы, имеют определённые ограничения в плане развития познавательных способностей.

Так, большинство из них имеют преимущественно зрительную форму предъявления материала, чем затрудняют процесс обучения детей, для которых ведущими являются слуховые способности.

Человек постигает мир прежде всего через способности той модальности, которая у него преимущественно развита. Если это зрительная модальность, мир постигается через визуальные образы, если слуховая – через слуховые образы, есть люди, постигающие мир через ощущения, запахи, вкусы. Каждый педагог сталкивается иногда с такими трудностями школьного обучения, которые не зависят от уровня интеллектуального развития ученика, готовности к школьному обучению, степени овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе обучения обязательно должно происходить развитие способностей различных модальностей.

Задания, построенные на предметном материале, в основном охватывают развитие тех способностей, которые являются важнейшими для усвоения конкретного предмета, темы, раздела, тем самым существенно ограничивается количество развиваемых способностей. Например, в математических курсах для начальной школы большинство заданий направлено на развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, операций анализа и синтеза, зрительного внимания. Виды заданий, предлагаемые в учебниках и учебных пособиях, сведены, как правило, к нескольким типам (сосчитай, сравни, выяви закономерность и т.д.). Это, безусловно, облегчает самостоятельную работу ребёнка с учебником, однако суживает круг развиваемых способностей.

"За бортом" внимания дидактов остаются многие другие познавательные способности, не менее важные для обучения.

Здесь на помощь учителю может прийти дополнительный курс по развитию способностей учащихся.

Предлагаемый курс "Учимся учиться" предназначен для учащихся первого и второго классов четырёхлетней начальной школы, направлен на комплексное развитие познавательных способностей нескольких видов (мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения) двух модальностей (зрительной и слуховой), интеллектуальных операций, познавательных и коммуникативных компетентностей учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

При конструировании программы познавательные способности понимались как свойства функциональных систем мозга, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Материал подбирался также с учётом необходимости комплексного подхода к развитию способностей. В курсе представлены задания на вербальном, геометрическом, цифровом, образном материале, предъявляемые визуально и на слух. Большинство заданий носят творческий характер. В каждое занятие включено задание по развитию речи.

Методическое пособие состоит из двух частей: пособия для учителя и рабочей тетради для учеников. Задания сгруппированы в курс из 30 занятий на учебный год по 5 упражнений в каждом и могут быть использованы как самостоятельный курс, рассчитанный на учебный год (1 час в неделю).

Целесообразно, чтобы данный курс вёл психолог или учитель, подготовленный к ведению развивающих курсов. В конце каждого упражнения необходимо провести проверку правильности выполнения, отметить хорошие, творческие работы, но не должны ставиться отметки или жёстко негативно оцениваться ошибки детей. Курс призван способствовать развитию не только способностей учащихся, но и любознательности, познавательной активности, созданию положительного эмоционального настроя на решение творческих задач.

Задания имеют психодидактический характер, соответствуют возрастным особенностям детей, построены, в основном, на внепредметном материале. Различная степень сложности позволяет учитывать разный уровень интеллектуального развития и индивидуализирует работу детей в зоне ближайшего развития.

Работа адресована педагогам начальной школы, руководителям образовательных учреждений, научным сотрудникам в области образования, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.


следующая страница>


Учебный курс для вариативного компонента начальной школы Учебное пособие

Мухина С. Е. Учимся учиться. Учебный курс для вариативного компонента начальной школы (1-2 класс)./ Под ред. Мурадяна В. Е. Черноголовка, 2011. – 6 п л., Гну иним рао

1966.37kb.

16 12 2014
8 стр.


Учебное пособие для высшей школы С. М. Мареев Е. В. Мареева история философии (общий курс)
112.29kb.

11 09 2014
1 стр.


Учебное пособие для учеников начальной школы, их родителей и учителей из цикла «Уроки культуры здоровья»

Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ

1320.08kb.

25 12 2014
6 стр.


Учебное пособие / А. П. Крылов. М.: Курс: ниц инфра-М, 2014. 80 с.: ил.; 70x100 1/16. (обложка)

Фотомонтаж. Пособие для фотохудожников: Учебное пособие / А. П. Крылов. М.: Курс: ниц инфра-М, 2014. 80 с.: ил.; 70x100 1/16. (обложка)

14.6kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическое пособие к курсу «Психология человека»

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека»

4134.11kb.

16 12 2014
24 стр.


Выступление на педагогическом совете 12. 02. 2006 г. Введение курса информатики в начальной школе

Поэтому необходимость создания курса информатики для начальной школы очевидна. Курс не только закладывает основы компьютерной грамотности, но и помогает детям расширить свой кругоз

22.07kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие по немецкому языку

Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка

282.81kb.

14 12 2014
1 стр.