Выступление на педагогическом совете 12. 02. 2006 г.
Введение курса информатики в начальной школе
Информационный век требует адаптации школы к современному миру. Поэтому необходимость создания курса информатики для начальной школы очевидна. Курс не только закладывает основы компьютерной грамотности, но и помогает детям расширить свой кругозор, развить самые разнообразные способности, в том числе и познавательные.
На сегодняшний момент существуют несколько программ, которые не только способны заинтересовать ребят, но и носят развивающий аспект. Программы построены по принципу учебно-игровой деятельности. В соответствии с содержанием учебной программы ребенок становится то строителем или архитектором, то путешественником, то сказочным персонажем, овладевающим знанием, необходимым для разрешения проблемной ситуации. Данные программы должны обеспечить подготовку ученика к решению задач на последующих ступенях образования, закладывать необходимый объем опорных умений в области информатики, развивать у детей устойчивые навыки решения задач с помощью компьютера. На каждом уроке дети тренируют внимание, мышление, творческое воображение, память, мелкую моторику руки. Программы предусматривают взаимопроникновение в такие области, как математика, письмо, чтение, окружающий мир, изобразительную деятельность.
Изучение материала всех содержательных линий происходит по восходящей и расширяющейся дидактической спирали.
Первый класс – элементарное введение в практику общение с ПК и начало постижения основных базовых понятий информатики: информация и ее представление, информационные процессы, закономерности и порядок (алгоритм и исполнители), модели и моделирование. 2 – 4 классы – постепенное углубление в постижении основных базовых понятий информатики. Эффективность учебных занятий можно проследить, наблюдая за тем, насколько правильно выполнены отдельные задания, усвоены отдельные знания. А также сравнение результатов работы, достижений с аналогичными на начало года. Применяются различные системы оценки деятельности учащегося. В первом классе при подведении итогов урока или выполнения заданий – поощрения в устной форме. В следующих классах - оценочная 5-бальная система.
Сейчас довольно трудно разобраться в «море» компьютерных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не секрет, что некоторые из них просто не развивают, а являются в большей или меньшей степени «вредными».
Предлагаю перечень программ опробованных и рекомендованных учителями начальных классов:
-
ПМК «Фантазия»,
-
ПМК «Наставник»,
-
ПМК «Роботландия»,
-
«Юмка»,
-
«Компьютер и детство»
-
«Учись рисуя»,
-
«Азбука раскраска»,
-
«Art-студия»,
-
«Acenter»,
-
Учебный комплекс «Отрадное»,
-
MS WordPad,
-
«ЛогоМиры».
-
«Tarzan Print»,
-
«Addalot»
Для выполнения программ необходимо не так много, а именно:
Технические средства обучения
Персональные компьютеры PC Сeleron, Pentium с ОС Windows 95/98. Манипулятор «Мышь». Принтеры: струйный, лазерный. Сканер. Наушники с микрофоном.
Теперь у нас есть возможность посмотреть обучающие программы в действии.