Перейти на главную страницу
дефектологии АПН СССР
ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО
Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР
Москва – 1983
«Утверждаю»
Заместитель министра
Просвещения РСФСР
И. М. Косоножкин
30 мая 1983г.
Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) № 486 Г. Москвы и № 14 г. Орла
Наименование предмета |
Количество часов по классам |
Всего недельных часов | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
| |
Чтение и письмо 6 6 6 6 6 6 6 6 48 Счёт 3 3 4 4 5 5 4 4 32 Развитие речи, предметные уроки и экскурсии 3 3 3 2 2 2 2 - 17
деятельность, конструирование, ручной труд 4 4 4 2 1 - - - 15 Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания 2 2 2 2 3 3 3 3 20
занятий 24 24 24 26 31 34 34 34 231 Социально-бытовая ориентировка - - - 2 2 2 2 2 10 Индивидуальные логопедические занятия 4 4 4 4 3 3 - - 22 |
1-8 классы (по 210ч в каждом классе)
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста
Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са , со, су ), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем.
письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из двух слов (Ма-ша ма-ла).Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).
списывание с классной доски букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ма, шум).
Списывание, по возможности, коротких предложений состоящих из двух слов с предварительным анализом.
Заучивание отрывков из произведений
О. Высоцкая «Праздник Октября»
А. Плещеев «Осенью»
А. Барто «Наша Таня»
С. Михалков «Ёлка»
А. Блок «Зайчик»
Е. Трутиева «На крылечко снежок падает не тает»
И. Суриков «Зима»
Е. Благинина «Флажок»
З. Александрова «В школу»
III класс
Букварный период
Чтение
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: л, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения его в слове (в начале и конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк)
Выделение в словах звуков в начале , в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). По слоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря.
Списывание с классной доски букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных двухсложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.
В. Лифшиц «Марш октября»
А. Плещеев «Сельская песня»
С. Маршак «Майский праздник в Москве»
Г. Ладонщиков «Улица поёт»
Е. Благинина «Здравствуй праздник»
В. Берестов «Песенка весенних минут»
IVкласс
Письмо
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а), пространственным расположением элементов (б-д). а так же трудные по начертанию (з-к).
Звуки и буквы
Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.
Слово
слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение
Построение простого предложения:
Повторение материала 3-го класса.
Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.
Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.
Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.
С. Маршак «Сентябрь»
М. Ивенсон «Листопад»
С. Маршак «Ноябрь»
З. Александрова «Наша семья»
В. Бромловская «Бабушкины руки»
В. Ладонщиков «Мастерица»
И. Суриков «Стали дни короче»
С. Маршак «Декабрь»
А. Плещеев «Уж тает снег»
О. Высоцкая «Первое мая»
С. Маршак «Июнь»
Звуки и буквы
Повторение материала 4-го класса.
Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов, умение различать их по вопросам кто это?, что это?
Предложение
Построение предложений:
Закрепление навыков сознательности, по возможности выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителя и по сюжетным картинкам.
Подбор картинок к прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя.
Чтение отрывков из рассказов русских и советских писателей.
Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их (Межпредметные связи с уроками труда).
Глобальное чтение (узнавание распространенных знаков безопасности и информации: (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и т. д.).
И. Пивоварова «Школьный стол»
А. Алексин «Флажок»
Т. Волжина «Оладушки»
С. Баруздин «Белый снег»
З. Александрова «Елочка»
С. Маршак «Январь»
С. Маршак «Февраль»
Ф. Тютчев «Весна»
С. Маршак «Апрель»
С. Маршак Майский праздник в Москве»
VI класс (210 часов)
Письмо
Звуки и буквы
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 5-м классе.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Расширение круга собственных имен: названия городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.
Предложение
Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более трех слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.
Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением.
Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы (детского дома).
Чтение
Закрепление умения различать слова, сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажений звукового состава слова. (По слоговое чтение трудных слов).
Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и рассказов из детских журналов.
Умение рассказать содержание прочитанного по вопросам, выделить из текста места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова и выражения.
Выборочное чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя.
И. Токмакова «Сентябрь»
Н. Артюхова «Маляры»
Н. Суриков «Зима»
О. Высоцкая «Слава Армии Советской»
Г. Виеру «Мамин день»
С. Маршак «Снег теперь уже не тот»
А. Барто «Веревочка»
С. Брянских «Здравствуй, лето»
VII класс
Письмо
Звуки и буквы
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е,ё,и,ю,я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.
Изучение слов, обозначающих действия:
Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что это?
Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.
Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Списывание письменных и печатных инструкций по труду.
О. Высоцкая «Праздник свободы»
М. Исаковский «Куда б ни шел, не ехал ты»
В. Ткаченко «Моя мама»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
В. Александрова «Весенняя уборка»
А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток»
VIII класс (210 часов)
Письмо
Звуки и буквы
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж) и аффрикат (ч-ть-щ, щ0ть-с).
Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.
Закрепление написания имен собственных.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? где? Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления на работу.
Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Пересказ отрывков из произведений
Н. Калинина «Про снежный колобок»
Т. Пермяк «Для чего руки нужны»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
М. Пришвин «Еж»
С. Михалков «Как друзья познаются»
Счёт
1-2 классы по 105 ч.
3 класс-140 ч.
4-6 классы по 175 ч.
7-8 классы по 140ч.
Пояснительная записка
У имбецилов очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучению счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.
При обучении необходимо предусмотреть систему таких ЗУНов, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счёту глубоко умственно отсталых детей начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления:
верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, посередине, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путём наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
понятие веса: тяжёлый – легкий, тяжелее – легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.
Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1. 2, и 3 коп. Распознавание их.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Счёт в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счёт прямой и обратный. Решение примеров.
Работа со счётами.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).
Соответствие числа, количества и цифры. Глобальное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2, 3 и 5 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.
Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) №486 Г. Москвы и №14 г. Орла
25 12 2014
9 стр.
Адаптирована в соответствии с интеллектуальным и психофизическими возможностями школ 8 вида на основе «Программы специальных образовательных школ для умственно-отсталых детей» Сбор
04 09 2014
1 стр.
Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2006 год и Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Cборник 2: трудовое и профессиональное обучение) – М.: П
07 10 2014
1 стр.
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных к
17 12 2014
27 стр.
Выступление на мо воспитателей начальных классов «Особенности развития умственно отсталых детей»
15 09 2014
1 стр.
Художественно-эстетическое воспитание умственно отсталых школьников средствами искусства
15 09 2014
1 стр.
Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов
09 10 2014
5 стр.
Олигофренопедагогика ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) ― это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Много десятилетий это определение считало
15 09 2014
1 стр.