Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Актуальные проблемы биологии»

Блок дисциплин Б2. В. 2 – Математический и естественнонаучный цикл

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии





УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Актуальные проблемы биологии»

Блок дисциплин Б2. В. 2 – Математический и естественнонаучный цикл

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная

Семестр

8

Всего учебных занятий

144 часа

В том числе:




Аудиторных

50 часов, из них

Лекций

34 часа

Практических занятий

16 часов

КСР

3 часа

Самостоятельных

28 часов

Форма итогового контроля

экзамен 8 семестр


Сыктывкар 2011
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

В рамках курса «Актуальные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной биологии.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить получаемый ими в ходе обучения разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи курса «Актуальные проблемы биологии» входит рассмотрение ряда проблем, возникших в биологии во 2-й половине 20-го века и в начале 21-го века.

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы биологии» играет важную роль в формировании у магистрантов целостного представления о биологии как науке о жизни (живой природе), предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. В данном курсе акцент делается на успехи, перспективы и проблемы развития учения о биосфере, биотехнологии, с которой связываются важнейшие научные и производственные приоритеты ХХI века, эволюционной биологии и биологии человека.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях.



Место дисциплины в структуре ООП: Б 2. В. 2 Математический и естественнонаучный цикл. Читается 8-м семестре обучения на бакалавриате.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы предыдущих лет обучения на бакалавриате по биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека.

ОК-3: приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии.

ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.

В соответствии с видами деятельности:

ПК-1: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.

ПК-3: демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем.

ПК-4: демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности.

ПК-6: демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике.

ПК-7: понимает роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции.

ПК-8: имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами.

ПК-9: демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы.

ПК-10: демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности.

ПК-11: демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.

ПК-12: знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий.

ПК-18: (научно-производственная и проектная деятельность) применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии.

В ходе освоения материала курса студент должен научиться проявлять творчество в решении возникающих или предлагаемых к решению вопросов, системное мышление, самостоятельность в приобретении и использовании новых знаний и умений, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.



Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 44 часа.



Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.
1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на практических занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекций, после сдачи отчетов по практическим работам



Структура обучения по дисциплине



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические

КСР

Индивид. самост. раб.



Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.

8

1

2

-

-

1

Устный опрос



Эволюционная биология: гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.

8

1

2

-

-

2

Устный опрос



Эволюционная биология: автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».

8

2,3

2

2

-

2

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.

8

4

2

-

-

2

Устный опрос



Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.

8

5,6

2

2

-

2

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.

8

6

2

-

-

1

Устный опрос



Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.

8

7

2

2

-

2

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.

8

8

2

-

-

1

Устный опрос



Эволюционная биология: Человек умелый, прямостоящий, разумный.

8

8

2

-

-

1

Устный опрос



Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.

8

9

2

2

1

2

Устный опрос



Учение о биосфере: Общие положения. Взрывнародонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.

8

10

2

-

-

1

Устный опрос



Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.

8

10,11

2

2

-

2

Устный опрос



Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.

8

12

2

-

-

1

Устный опрос




Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.

8

12

2

-

-

2

Устный опрос



Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество? Здоровый образ жизни.

8

13

2

2

1

2

Устный опрос



Биотехнология, генная инженерия, нанобиотехнология, молекулярное моделирование.

8

14

2

2

-

1

Устный опрос



Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.

8

15

2

2

1

2

Устный опрос

Всего часов

-

-

34

16

3

28

Экзамен



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.

Студент должен знать определение понятия «добиологическая эволюция», механизм ее протекания.

Студент должен уметь: объяснить как протекал этап добиологической эволюции.

Студент должен владеть: представлениями о добиологической эволюции.

Содержание темы.

«Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ (Лука). Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 2. Эволюционная биология: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.

Студент должен знать определение понятий «гидротермальный источник» и «гГеохимический круговорот».

Студент должен уметь: объяснить, почему гидротермальные источники воспринимаются как «колыбель» жизни на Земле.

Студент должен владеть: представлениями о геохимическом круговороте.

Содержание темы.

Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 3. Эволюционная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.

Студент должен знать: что содержание термина «преджизнь».

Студент должен уметь: объяснить протекание автокаталитических реакций.

Студент должен владеть: представлениями о цепных реакциях.

Содержание темы.

Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы. Повторить: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Практическая работа № 1. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
Тема 4. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.

Студент должен знать: строение и функции РНК, ДНК, АТФ, НАД, белков.

Студент должен уметь: описать Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей).

Студент должен владеть представлениями: Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели.

Содержание темы.

РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 5. Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.

Студент должен знать: Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.

Студент должен уметь: описать древнейшие следы жизни.

Студент должен владеть представлениями: Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.

Содержание темы.

Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Практическая работа № 2. РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
Тема 6. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.

Студент должен знать конструктивные «недостатки» прокариотической клетки, оксигенный (кислородный) фотосинтез, азотный фотосинтез и фиксацию азота.

Студент должен уметь объяснить принципы сотрудничества у прокариот и эукариот.

Студент должен владеть представлениями о бактерии Bacillus subtilis, цианобактерии Synecbococcus.

Содержание темы.

Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 7. Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.

Студент должен знать «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы.

Студент должен уметь привести примеры «фантастических» симбиозов.

Студент должен владеть представлениями о появлении животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).

Содержание темы.

Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Практическая работа № 3. Сотрудничество прокариот. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки. Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
Тема 8. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.

Студент должен знать: Проблема человеческой уникальности. Предки человека.

Студент должен уметь охарактеризовать: Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.

Студент должен владеть представлениями о: Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.

Содержание темы.

Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард) и другие.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.
Тема 9. Эволюционная биология: человек умелый, прямостоящий, разумный.

Студент должен знать: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека.

Студент должен уметь объяснить роль орудий в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).

Студент должен владеть представлениями о: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека.

Содержание темы.

Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.



Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.
Тема 10. Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.

Студент должен знать: Структура генома человека, его функции.

Студент должен уметь охарактеризовать: Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека.

Студент должен владеть представлениями о:

Содержание темы.

Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 - ≥8 тыс. л.н.).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.



Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.

Практическая работа № 4. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков. Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену.
Тема 11. Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.

Студент должен знать основы учения о биосфере.

Студент должен уметь охарактеризовать рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей.

Студент должен владеть представлениями о демографическом коллапсе и подходах к его решению.

Содержание темы.

Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 - ≥8 тыс. л.н.).



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.
Тема 12. Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.

Студент должен знать первичные факторы, действие вторичных факторов.

Студент должен уметь охарактеризовать нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность.

Студент должен владеть представлениями о сигнальных и ультимативных факторах, механизмах их работы.

Содержание темы.

Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Дополнительная

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

Дополнительная

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Журналы

Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).

В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).

В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).

В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).

В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).

В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).

В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).

и другие.

Практическая работа № 5. Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению. Ультиматум первичных факторов. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
Тема 13. Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.

Студент должен знать разнообразие биологических объектов.

Студент должен уметь охарактеризовать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.

Студент должен владеть представлениями о биологическом разнообразии.

Содержание темы.

Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Дополнительная

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Тема 14. Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.

Студент должен знать возникновение и протекание рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Наследственные болезни.

Студент должен уметь охарактеризовать: Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.

Студент должен владеть представлениями о: Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.

Содержание темы.

Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.

Дополнительная

Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.

Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.



Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.

Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.

следующая страница>


Учебно-методический комплекс дисциплина «Актуальные проблемы биологии»
596.31kb.

14 12 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина Теория эволюции Блок дисциплин в 2 Профессиональный цикл

Биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи

600.96kb.

14 12 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Паразитология»
440.5kb.

24 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Местная фауна»
223.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Основы биоэтики»
231.31kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере»
215.68kb.

12 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Энтомология и защита растений»
522.66kb.

14 12 2014
4 стр.