Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра биологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплина «Актуальные проблемы биологии»
Блок дисциплин Б2. В. 2 – Математический и естественнонаучный цикл
Направление подготовки 020400.62 - «Биология»
Квалификация выпускника - Бакалавр
Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра биологии
|
УТВЕРЖДено:
|
|
На заседании учебно-методической комиссии института
|
|
«_____»__________2011 г.
|
|
Протокол № _______
|
|
Председатель УМК
_____________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Актуальные проблемы биологии»
Блок дисциплин Б2. В. 2 – Математический и естественнонаучный цикл
Направление подготовки 020400.62 - «Биология»
Квалификация выпускника - Бакалавр
Форма обучения - очная
Семестр
|
8
|
Всего учебных занятий
|
144 часа
|
В том числе:
|
|
Аудиторных
|
50 часов, из них
|
Лекций
|
34 часа
|
Практических занятий
|
16 часов
|
КСР
|
3 часа
|
Самостоятельных
|
28 часов
|
Форма итогового контроля
|
экзамен 8 семестр
|
Сыктывкар 2011
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель преподавания дисциплины
В рамках курса «Актуальные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной биологии.
Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить получаемый ими в ходе обучения разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В задачи курса «Актуальные проблемы биологии» входит рассмотрение ряда проблем, возникших в биологии во 2-й половине 20-го века и в начале 21-го века.
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы биологии» играет важную роль в формировании у магистрантов целостного представления о биологии как науке о жизни (живой природе), предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. В данном курсе акцент делается на успехи, перспективы и проблемы развития учения о биосфере, биотехнологии, с которой связываются важнейшие научные и производственные приоритеты ХХI века, эволюционной биологии и биологии человека.
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях.
Место дисциплины в структуре ООП: Б 2. В. 2 Математический и естественнонаучный цикл. Читается 8-м семестре обучения на бакалавриате.
В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы предыдущих лет обучения на бакалавриате по биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека.
ОК-3: приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии.
ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.
В соответствии с видами деятельности:
ПК-1: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.
ПК-3: демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем.
ПК-4: демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности.
ПК-6: демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике.
ПК-7: понимает роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции.
ПК-8: имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами.
ПК-9: демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы.
ПК-10: демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности.
ПК-11: демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.
ПК-12: знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий.
ПК-18: (научно-производственная и проектная деятельность) применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии.
В ходе освоения материала курса студент должен научиться проявлять творчество в решении возникающих или предлагаемых к решению вопросов, системное мышление, самостоятельность в приобретении и использовании новых знаний и умений, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 44 часа.
Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.
1.3. Формы контроля
Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на практических занятиях, посвященной той или иной теме.
В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.
Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекций, после сдачи отчетов по практическим работам
Структура обучения по дисциплине
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам
|
Лекции
|
Практические
|
КСР
|
Индивид. самост. раб.
|
-
|
Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.
|
8
|
1
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
|
8
|
1
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
|
8
|
2,3
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.
|
8
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
|
8
|
5,6
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.
|
8
|
6
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
|
8
|
7
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.
|
8
|
8
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: Человек умелый, прямостоящий, разумный.
|
8
|
8
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.
|
8
|
9
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Учение о биосфере: Общие положения. Взрывнародонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
|
8
|
10
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.
|
8
|
10,11
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
|
8
|
12
|
2
|
-
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
|
8
|
12
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество? Здоровый образ жизни.
|
8
|
13
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Устный опрос
|
-
|
Биотехнология, генная инженерия, нанобиотехнология, молекулярное моделирование.
|
8
|
14
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Устный опрос
|
-
|
Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.
|
8
|
15
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Устный опрос
|
Всего часов
|
-
|
-
|
34
|
16
|
3
|
28
|
Экзамен
|
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.
Студент должен знать определение понятия «добиологическая эволюция», механизм ее протекания.
Студент должен уметь: объяснить как протекал этап добиологической эволюции.
Студент должен владеть: представлениями о добиологической эволюции.
Содержание темы.
«Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ (Лука). Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 2. Эволюционная биология: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
Студент должен знать определение понятий «гидротермальный источник» и «гГеохимический круговорот».
Студент должен уметь: объяснить, почему гидротермальные источники воспринимаются как «колыбель» жизни на Земле.
Студент должен владеть: представлениями о геохимическом круговороте.
Содержание темы.
Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 3. Эволюционная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.
Студент должен знать: что содержание термина «преджизнь».
Студент должен уметь: объяснить протекание автокаталитических реакций.
Студент должен владеть: представлениями о цепных реакциях.
Содержание темы.
Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы. Повторить: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Практическая работа № 1. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
Тема 4. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.
Студент должен знать: строение и функции РНК, ДНК, АТФ, НАД, белков.
Студент должен уметь: описать
Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей).
Студент должен владеть представлениями: Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели.
Содержание темы.
РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Ермаков В.В., Тютиков С.Ф. Геохимическая экология животных. Отв. ред. В.Т. Самохин. М.: Наука, 2008. 315 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 5. Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
Студент должен знать: Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.
Студент должен уметь: описать древнейшие следы жизни.
Студент должен владеть представлениями: Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
Содержание темы.
Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Практическая работа № 2. РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
Тема 6. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.
Студент должен знать конструктивные «недостатки» прокариотической клетки, оксигенный (кислородный) фотосинтез, азотный фотосинтез и фиксацию азота.
Студент должен уметь объяснить принципы сотрудничества у прокариот и эукариот.
Студент должен владеть представлениями о бактерии
Bacillus subtilis, цианобактерии
Synecbococcus.
Содержание темы.
Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы.
Повторить: РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы.
Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Тема 7. Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
Студент должен знать «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы.
Студент должен уметь привести примеры «фантастических» симбиозов.
Студент должен владеть представлениями о появлении животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
Содержание темы.
Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы.
Повторить: Сотрудничество прокариот. Бактерия
Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии
Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.
Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Практическая работа № 3. Сотрудничество прокариот. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки. Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
Тема 8. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.
Студент должен знать: Проблема человеческой уникальности. Предки человека.
Студент должен уметь охарактеризовать: Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
Студент должен владеть представлениями о: Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
Содержание темы.
Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард) и другие.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Серавин Л.Н., Гудков А.В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) – одно из самых примитивных многоклеточных животных (Учебное пособие для студентов-биологов). СПб: «ТЕССА», 2005. 69 с.
Дополнительная
Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Тема 9. Эволюционная биология: человек умелый, прямостоящий, разумный.
Студент должен знать: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека.
Студент должен уметь объяснить роль орудий в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
Студент должен владеть представлениями о: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека.
Содержание темы.
Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Тема 10. Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.
Студент должен знать: Структура генома человека, его функции.
Студент должен уметь охарактеризовать: Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека.
Студент должен владеть представлениями о:
Содержание темы.
Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 - ≥8 тыс. л.н.).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2007. № 4. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Практическая работа № 4. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков. Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену.
Тема 11. Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
Студент должен знать основы учения о биосфере.
Студент должен уметь охарактеризовать рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей.
Студент должен владеть представлениями о демографическом коллапсе и подходах к его решению.
Содержание темы.
Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 - ≥8 тыс. л.н.).
Рекомендуемая литература по теме:
Основная:
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Тема 12. Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.
Студент должен знать первичные факторы, действие вторичных факторов.
Студент должен уметь охарактеризовать нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность.
Студент должен владеть представлениями о сигнальных и ультимативных факторах, механизмах их работы.
Содержание темы.
Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Дополнительная
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная:
Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. Генетический портрет. М.: Белые альвы, 2009. 304 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24-8 тыс. л.н.) / Отв. ред. А.К. Маркова, Т. Ван Кольфсхотен. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 556 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.
Дополнительная
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Журналы
Вестник РФФИ. 2003. № 2. (Янковский Н.К., Боринская С.А.).
В мире науки. 2003. № 5. (Кейт Вонг).
В мире науки. 2003. № 7. (Лев Животовский, Эльза Хуснутдинова).
В мире науки. 2003. № 11. ((Дэвид Биган).
В мире науки. 2004. № 3. (Майкл Бамшед, Стив Олсон).
В мире науки. 2009. № 1. (Гэри Стикс).
В мире науки. 2009. № 7. (Кэтрин Поллард).
и другие.
Практическая работа № 5. Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению. Ультиматум первичных факторов. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
Тема 13. Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Студент должен знать разнообразие биологических объектов.
Студент должен уметь охарактеризовать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Студент должен владеть представлениями о биологическом разнообразии.
Содержание темы.
Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная:
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Дополнительная
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Тема 14. Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Студент должен знать возникновение и протекание рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Наследственные болезни.
Студент должен уметь охарактеризовать: Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Студент должен владеть представлениями о: Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Содержание темы.
Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.
Дополнительная
Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. М.: Языки славянской культуры, 2003. 892 с.
Корочкин Л.И., Янковский Н.К., Гвоздев В.А. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2004. 224 с.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М.: Мир, 1989. 667 с.
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 2. М.: Мир, 1989. 477 с.
Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.: «Специальная Литература», 1997. 287 с.
следующая страница>