Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Основы биоэтики»

Блок дисциплин М1.В.2- Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии






УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Основы биоэтики»

Блок дисциплин М1.В.2- Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная


Семестр

А

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных

24 часа, из них

Лекций

14 часов

Практических занятий

10 часов

Самостоятельных

43 часа

Контроль самостоятельной работы

5 часов

Форма итогового контроля

зачет семестр А


Сыктывкар 2011

  1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Цель курса «Основы биоэтики» – введение студентов в контекст современной биоэтической проблематики, формирование общеучебных и специальных компетенций в области постановки и решения биоэтических проблем. Биоэтика раскрывается как междисциплинарная область знаний, направленная на выявление, изучение и осмысление проблем биомедицинской практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской, моральной и социально-правовой рефлексией. Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно-научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы.

1.2. Задачи освоения дисциплины

В рамках курса решается несколько задач: - сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; - сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса; - представить альтернативные позиции в решении дискуссионных биоэтических проблем; - сформировать рациональное отношение к моральному выбору.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Место в учебном плане – цикл М1, Б2 гуманитарный, социальный и экономический цикл



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-1: студент способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ПК-1: студент понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: студент знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: основные понятия и проблемы биологической этики;

Уметь: применять этические и морально-нравственные нормы, правила и принципы при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности

Владеть: этическими и морально-нравственными нормами, правилами и принципами при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы биоэтики».

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 43 часов.



Виды учебной работы:

Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа.



При освоении дисциплины «Основы биоэтики» все занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.
4.1. Тематический план



Наименование темы

Количество часов по учебному плану




Макси-мальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоят.

Всего

В том числе

работа

Лек-ция

Семинар

КСР

Лабора-торная работа




1

Тема 1. Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Этика экологическая, медицинская, биологическая. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века. Принципы этической биологии.

8

2

2

-

1




6

2

Тема 2. Натуралистическая этика - принцип «Watch no touch». В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.

10

4

2

2

1




6




3

Тема 3. Понятие «опасной» науки (Поттер) как толчок к появлению экологической этики. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко).

11

4

2

2

1




7




4

Тема 4. Отношение «человек и животное» – прямая и обратная связь. Механистическая и натуралистическая парадигма. Павлов и Лоренц и проблема поведения животных как пример противостояния подходов. Принцип «Watch no touch».

10

4

2

2

1




6




5

Тема 5. Новая биология и новая этика: биоэтика времени компьютерной биологии. Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова). Прикладная биоэтика.

10

4

2

2

-




6




6

Тема 6. Альтернативное биотестирование. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace. Биоэтика – как мост в будущее (В.Поттер). Общество и специалист.

10

4

2

2

-




6




7

Тема 7. Моральный выбор как основной дискурс этики (Ю.Шрейдер). Этика и наука: этика сочувствия С.В.Мейена и проблема толерантности в науке. Этика медика и этики биолога - сходство и отличия. Почему не надо переносить принципы биологии в медицину – так ли хороша доказательная медицина. Вперед к этической биологии.

8

2

2

-

1




6







Итого:

72

24

14

10

5

-

43





Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Цели и задачи курса «Основы биоэтики»..

Студент должен знать: цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу.

Студент должен уметь: различать принципы этической биологии.

Студент должен владеть: понятиями этика биологическая, экологическая, медицинская.

Содержание темы.

Зачем этика студенту-биологу и что он получит в результате. Этика экологическая, медицинская, биологическая - или просто этика. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия или биологической демократии. Антропоцентризм, теоцентризм и прочие центризмы - причина этических и научных ошибок. "Давайте срубим эволюционное дерево!". Биологическая сложность и/или биологическое совершенство



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века.

2. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия.

3. Принципы антропоцентризм и теоцентризма.



Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 2. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох.

Студент должен знать: что такое натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер).

Студент должен уметь: различать понятие биоэтики в философских учениях pазличных эпох.

Студент должен владеть: принципом «Watch no touch».

Содержание темы.

Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер). Принцип «Watch no touch». Биоэтика, как наука выживания. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох. Мудрость и знание. Механицизм против витализма. Натуралисты и естествоиспытатели – провоцирующий конфликт развития биологии. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.



Семинар № 1. Биоэтика: истоки и причины возникновения

1. Факторы и причины возникновения биоэтики и ее соотношение с биомедицинской этикой.

2. Междисциплинарный характер биоэтики.

3. Биоэтика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт.



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох.

4. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 3. Понятие «опасной» науки (Поттер) как толчок к появлению экологической этики.

Студент должен знать: почему биология является самой опасной наукой современности.

Студент должен уметь: характеризовать основные концепции прогресса: религиозную, материалистическую и научно-философскую.

Студент должен владеть: понятием «био-власть» или выживание в условиях победы биотехнологии.

Содержание темы.

Понятие «опасной» науки (Поттер) как толчок к появлению экологической этики. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности. Идея прогресса человечества. Три концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко). Триада: биолог - моральный философ - публика, как модель научно-культурного дискурса. Роль и место священника и врача в жизни человека вчера, сегодня, завтра. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра. Вслед за инженерами и технологами – биоинженеры и биотехнологи. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.


Семинар № 2. Принципы биоэтики, ее философские и правовые основы.

1. Философские и правовые основы биоэтики.

2. Взаимосвязь биоэтики с медицинской и биомедицинской этикой.

3. Основные принципы биоэтики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др.



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.

2. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 4. Отношение «человек и животное» – прямая и обратная связь.

Студент должен знать: различия во взглядах на отношения «человек - животное» в истории биологии от Ф.Бейкона и Р.Декарта до И.-В. Гете и К. Лоренца

Студент должен уметь: различать подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных.

Студент должен владеть: понятием «человек и животное» – прямая и обратная связь.

Содержание темы.

Отношение «человек и животное» – прямая и обратная связь. Механистическая и натуралистическая парадигма. «Война» естествоиспытателей или натуралистов в истории биологии от Ф.Бейкона и Р.Декарта до И.-В. Гете и К. Лоренца и современное состояние проблемы. Павлов и Лоренц и проблема поведения животных как пример противостояния подходов. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя.


Семинар № 3: Правовые и этические проблемы современных моделей взаимоотношений врач—пациент

1. Права пациента и права врача в биотическом дискурсе.

2. Современные проблемы профессиональной ответственности врача. Врачебные ошибки.

3. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицинской практике.

4. Новые модели взаимоотношений врач—пациент: правовые и этические дилеммы.



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма.

2. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 5. Новая биология и новая этика: биоэтика времени компьютерной биологии.

Студент должен знать: что такое компьютерная биология.

Студент должен уметь: проводить количественное и качественное в биологическое исследование.

Студент должен владеть: принципами биоэтики в период компьютерной биологии.

Содержание темы.

Новая биология и новая этика: биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука. Количество и качество в биологическом исследовании. Качество биологического измерения и становление количественной биологии. Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова). Почему без решения проблем биоэтики невозможно развитие биологии в России. Прикладная биоэтика – описание конкретных ситуаций отношений человека и живого. Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука.

2. Качество биологического измерения и становление количественной биологии.
Семинар № 4: Использование животных человеком и пpоблемы биоэтики

1. Проблемы животноводства

2. Альтернатива животноводству

3. Экспериментирование на животных

4. Животные и развлечения

5. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика.



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Воспитание, обpазование и пpоблемы биоэтики.

2. Принципы нравственного воспитания и биоэтика.

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 6. Альтернативное биотестирование. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace.

Студент должен знать: что такое альтернативное биотестирование.

Студент должен уметь: объяснять узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что – нужно.

Студент должен владеть: понятием беспозвоночные модели в биологии.

Содержание темы.

Альтернативное биотестирование. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace. Замена высших животных в биотестировании молекулярно-генетическими тестами, а также низшими, беспозвоночными моделями. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика). Микроорганизмы, планария, дрозофила, улитка… Планарии – как дрозофила 21 века: как и какие вопросы можно задать животному, чтобы получить правильные ответы. Биоэтика – как мост в будущее (В.Поттер). Общество и специалист. Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что - нужно. Выживание как цель мудрости. От человечества до человека.


Семинар № 5: Этичное отношение к животным

1. Проблема права и долга в отношении к животным

2. Проблема физических и нравственных страданий у животного

3. Проблема владения животными

4. Истоpия отношения человека к животным

5. Законодательство по защите животных



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Альтернативное биотестирование.

2. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика).

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.
Тема 7. Моральный выбор как основной дискурс этики (Ю.Шрейдер). Этика и наука.

Студент должен знать: сходство и отличия этики медика и этики биолога.

Студент должен уметь: характеризовать проблемы толерантности в науке.

Студент должен владеть: понятием почему не надо переносить принципы биологии в медицину.

Содержание темы.

Моральный выбор как основной дискурс этики (Ю.Шрейдер). Этика и наука: этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке. Этика медика и этики биолога - сходство и отличия. Почему не надо переносить принципы биологии в медицину – так ли хороша доказательная медицина. Вперед к этической биологии.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Духовная культура и биоэтика.

2. Прогресс - как нравственный и духовный рост человека.

Рекомендуемая литература по теме:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.


5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

5.1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Основы биоэтики» осуществляется:



  1. При чтении учебной литературы и конспектов лекций.

  2. При подготовке к семинарским занятиям.

Вопросы для самостоятельной работы приведены в каждой теме после раскрытии содержания соответствующей темы.

5.2. Контроль самостоятельной работы студентов

Варианты вопросов к контрольной работе № 1:

.

Вариант 1

1. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века.

2. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох.

3. Принципы антропоцентризм и теоцентризма.
Вариант 2

1. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия.

2. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.

3. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch».


Вариант 3

  1. Принципы антропоцентризм и теоцентризма.

  2. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.

  3. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.


Варианты вопросов к контрольной работе № 2:

Вариант 1

1. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности.

2. Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма.

3. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого.


Вариант 2

1. Концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская.

2. Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных.

3. Альтернативное биотестирование.



Вариант 3

1. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.

2. Биоэтика времени компьютерной биологии.

3. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace.


5.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету

1. Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу.

2. Характеристика этики биологической, экологической и медицинской.

3. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века.

4. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия.

5. Принципы антропоцентризм и теоцентризма.

6. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох.

7. Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер).

8. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch».

9. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.

10. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности.

11. Концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская.

12. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко).

13. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.

14. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.

15. Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма.

16. Отношение «человек и животное». Противоречия естествоиспытателей в истории биологии от Ф.Бейкона и Р.Декарта до И.-В. Гете и К. Лоренца. Современное состояние проблемы.

17. Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных.

18. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя.

19. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука.

20. Качество биологического измерения и становление количественной биологии.

21 Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова).

22. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого.

23. Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы.

24. Альтернативное биотестирование.

25. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace.

26. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика).

27. Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что - нужно.

28. Духовная культура и биоэтика.

29. Прогресс - как нравственный и духовный рост человека.

30. Этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке.

31. Этика медика и этики биолога - сходство и отличия.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература:

1 Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. 73 с.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. 386 с.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении курса «Основы биоэтики» на всех занятиях используется мультимедийная система для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.



Карта обеспеченности учебной литературой студентов

Дисциплины «Основы биоэтики»

Направление подготовки 020400.68 - «Биология»

Профиль «Гидробиология и ихтиология»

Кафедра биологии

Форма обучения - очная

Блок дисциплин М1.В.2 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл


Число студентов

Список литературы

Кол.-во экз.

Кол. экземпл. на 1 студента

16


1. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе: – 1998. с.73.

2. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Коллектив авторов под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Издательство Прогресс-Традиция, 1998. с. 386.

3. Тирас. Х.П. На пути к этической биологии // Практична фiлософiя. 2006. № 1. С. 221-229

4. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философиии, 1992, №3. С. 104-114.




Эл. вариант


Эл. вариант

Эл. вариант



Эл. вариант




Составитель, преподаватель ____________________

(подпись)

Зав. кафедрой ____________________

(подпись)

Дата составления карты «_____» _____________ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ _____________________

(подпись)
Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

доцент каф. биологии, канд. биол. наук ____________Степанов В.Г.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

специальности 020400.62 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.
Председатель УМК института

доцент ____________ Л.А. Тулаева

(подпись)

Учебно-методический комплекс дисциплина «Основы биоэтики»
231.31kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Основы биоэтики»

Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно-научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы

258.75kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины основы информационного права для студентов юридического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационного права» / сост. В. И. Ступаков. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. 27 с

465.48kb.

10 10 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Паразитология»
440.5kb.

24 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Местная фауна»
223.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Учение о биосфере»
215.68kb.

12 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплина «Энтомология и защита растений»
522.66kb.

14 12 2014
4 стр.