Перейти на главную страницу
|
УТВЕРЖДено: |
|
На заседании учебно-методической комиссии института |
|
«_____»__________2011 г. |
|
Протокол № _______ |
|
Председатель УМК ____________________ |
Семестр |
8 |
Всего учебных занятий |
40 часов |
В том числе: |
|
Аудиторных |
32 часа, из них |
Лекций |
24 часов |
Семинарских занятий |
8 часов |
Самостоятельных |
18 часов |
Форма итогового контроля |
экзамен 8 семестр |
1.1. Цель освоения дисциплины
Паразитология является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования. Курс паразитологии знакомит студентов биологических специальностей с основными проблемами и направлениями паразитологии, которые являются вместе с тем теоретической основой для решения задач в области медицинской и ветеринарной паразитологии, а также и экологии.
1.2. Задачи освоения дисциплины
Заложить представления о паразитизме как форме существования живых существ.
Изучить адаптации к паразитическому образу жизни и жизненные циклы паразитов.
Показать структурную организацию системы паразит-хозяин на организменном, популяционном и биоценотическом уровнях.
Показать медицинское и ветеринарное значение паразитов.
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Программа курса «Паразитология» составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку творчески мыслящего, высококвалифицированного специалиста с широким биологическим кругозором. Курс «Паразитология» обеспечивает студента не только знанием особенностей морфологии и биологии паразитов, но и способствует пониманию закономерностей функционирования живых систем в целом.
Паразитология является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Паразитология» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Паразитология» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.
Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8):
ОК-1 следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
ОК-8 проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК: ПК-1; ПК-2; ПК-3):
ПК-1 демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
ПК-2 использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
ПК-3 демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем.
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
Обучение студентов по курсу «Паразитология» проводится в форме лекций (24 часа), лабораторных (8 часов) и самостоятельной работы (18 часа). В ходе изучения паразитологии обосновываются понятия о паразитизме и паразитах, рассматриваются формы и связи паразита и хозяина, вопросы происхождения и распространения паразита в животном мире, жизненные циклы паразитов, зависимость паразитофауны от образа жизни и пищи хозяина, географические и антропологические факторы распространения паразитов, механизм взаимоотношений в системе паразит-хозяин, популяционная экология паразитов. Кроме того, курс дает возможность углубить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения зоологии беспозвоночных, общей биологии, экологии и др. биологических курсов.
Текущий контроль знаний студентов проводится на лабораторных занятиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 35 часов.
Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов по учебному плану | ||||
Максимальная нагрузка студен-тов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самос-тояте-льная работа | ||||
всего |
В том числе | |||||
Лекции |
Лабораторная работа |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Введение | ||||||
1 |
Тема 1. Цели и задачи паразитологии. Краткая история паразитологии |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
Раздел 1. Паразитизм как форма существования живых организмов. | ||||||
2 |
Тема 2. Паразитизм как форма существования живых организмов. |
5 |
4 |
4 |
- |
1 |
3 |
Тема 3. Распространение паразитизма в животном мире. |
12 |
8 |
- |
8 |
4 |
Раздел 2. Адаптации к паразитическому образу жизни. | ||||||
4 |
Тема 4. Изменения основных жизненных функций организма в связи с паразитизмом. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
5 |
Тема 5. Функциональная морфология паразитов и их биохимические особенности. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
6 |
Тема 6. Поиск хозяев и заражение их свободноживущими стадиями паразитов. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
Раздел 3. Жизненные циклы паразитических организмов. | ||||||
7 |
Тема 7. Жизненные циклы паразитических организмов. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
Раздел. 4. Организм хозяина как среда обитания паразита. | ||||||
8 |
Тема 8. Организм хозяина как среда обитания паразита. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
9 |
Тема 9. Сообщества паразитов и их локальные гемипопуляции. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
10 |
Тема 10. Паразитофауна хозяина, ее онтогенетическое и филогенетическое развитие. |
2 |
- |
- |
- |
2 |
Раздел 5. Взаимоотношения между паразитом и хозяином. | ||||||
11 |
Тема 11. Типы паразитарных систем и факторы, определяющие их устойчивость. |
2 |
1 |
1 |
- |
1 |
12 |
Тема 12. Иммунитет. |
2 |
1 |
1 |
- |
1 |
Раздел 6. Популяционная экология паразитов. | ||||||
13 |
Тема 13. Популяционная экология паразитов. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
Раздел 7. Медицинское и ветеринарное значение паразитов. | ||||||
14 |
Тема 14. Медицинское и ветеринарное значение паразитов. Трансмиссивные заболевания человека и природная очаговость зоонозов. |
3 |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Итого: |
50 |
32 |
24 |
8 |
18 |
При освоении дисциплины «Паразитология» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.
Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы.
Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.
Паразитология является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования. Курс паразитологии знакомит студентов биологических специальностей с основными проблемами и направлениями паразитологии, которые являются вместе с тем теоретической основой для решения задач в области медицинской и ветеринарной паразитологии, а также и экологии.
В ходе изучения паразитологии обосновываются понятия о паразитизме и паразитах, рассматриваются формы и связи паразита и хозяина, вопросы происхождения и распространения паразита в животном мире, жизненные циклы паразитов, зависимость паразитофауны от образа жизни и пищи хозяина, географические и антропологические факторы распространения паразитов, механизм взаимоотношений в системе паразит-хозяин, популяционная экология паразитов. Кроме того, курс дает возможность углубить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения зоологии беспозвоночных, общей биологии, экологии.
Введение.
Тема 1. Цели и задачи паразитологии. Краткая история паразитологии.
Основные требования и умения студентов.
Студент должен знать основные цели и задачи паразитологии, значение паразитологии в системе смежных с ней наук. Роль отечественных ученых в развитии паразитологии.
Цели и задачи паразитологии. Краткая история паразитологии. Развитие взглядов на природу и значение паразитизма в трудах К.И. Скрябина, А.А. Филипченко, Е.Н. Павловского, В.А. Догеля, В.Н. Беклемишева.
Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с.
Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с.
Самостоятельная работа:
С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с конспектом лекций и учебником.
Студент должен знать определение паразитизма, типы взаимоотношений паразитов с другими животными, иметь представление об эволюции паразитов и их хозяев. Различать формы паразитизма.
Определения паразитизма. Взаимоотношения паразитизма с другими типами биоценотических связей (симбиоз, мутуализм, комменсализм, микрохищничество, форезия и др.). Происхождение и важнейшие направления эволюции паразитизма в разных группах животных. Условия становления биоценотической системы «паразит-хозяин». Сопряженность эволюции паразитов и хозяев, примеры филогенетического параллелизма в разных таксонах паразитов. Смена хозяев, коадаптация и коспециация у паразитов.
Пространственные, временные и трофические связи паразитов с хозяевами. Особенности экто- и эндопаразитизма, временного и стационарного паразитизма, нидиколии, форезии и гематофагии. Явления гиперпаразитизма.
Рекомендуемая литература по теме:
Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с.
Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с.
Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с.
Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с.
Самостоятельная работа:
С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с конспектом лекций и учебником.
Студент должен знать морфологию, особенности развития, жизненные циклы, распространение таксономических групп паразитических животных, их патогенность.
Студент должен уметь называть биологические объекты, приводить примеры, объяснять особенности строения паразитов, процессов жизнедеятельности, индивидуального развития, определять их и классифицировать.
Содержание учебного материала.
Распространение паразитизма в животном мире. Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных (простейшие: саркодовые, жгутиконосцы, споровики, книдоспоридии, микроспоридии, инфузории; гельминты: трематоды, моногенеи, цестоды, скребни, нематоды; ракообразные; клещи иксодовые, гамазовые, краснотелковые, чесоточные, железницы, волосяные и перьевые; насекомые: вши, пухоеды, блохи, овода и миазные мухи, кровососущие двукрылые и клопы).
Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с.
Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с.
Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с.
Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с.
Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с.
На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики паразитических простейших p. Entamoeba, Trypanosoma, Leishmania, Trichomonas, Lamblia, Opalina, Eimeria, Plasmodium. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность.
На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики паразитических простейших Myxosporidia (p. Myxidium, Myxobolus, Henneguya, Myxosoma), микроспоридий, кругоресничных инфузорий Peritricha (p. Apisoma, Trichodina) и др.. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность.
На занятиях на примере половозрелых трематод Fasciola hepatica, Dicrocoelium dendriticum, Opisthorchis felineus, p. Schistosoma, p. Diplostomum, p. Allocreadium, p. Azigia и др. изучаются особенности их строения, распространения, жизненные циклы и патогенность.
На занятиях на примере метацеркарий трематод Fasciola hepatica, Dicrocoelium dendriticum, Opisthorchis felineus, p. Schistosoma, p. Diplostomum, p. Ichthyocotylurus, p. Allocreadium, p. Azigia и др. изучаются особенности их строения, развития и патогенность.
На занятиях на примере моногеней p. Dactylogyrus, Gyrodactylus, Tetraonchus, Polystoma, Diplozoon и др. изучаются особенности их строения, циклы развития, распространение, патогенность, практическое значение.
На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики ленточных червей на примере Diphyllobothrium latum, Taenia solium, Triaenophorus nodulosus, Echinococcus granulosus и др. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность.
На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики скребней (p. Acantocephalus, Neoechynorhynchus) и паразитических нематод (p. Trichinella, Ascaris, Rhabdochona, Raphidascaris, Camallnus, Rabdias и др.). Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность.
На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики паразитических ракообразных на примере Lernaea cyprinacea, Ergasilus sieboldi, Argulus foliaceus, p. Sacculina и др. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность.
Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с.
Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1984. - Т.1. 431 с.
Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1985. - Т.2. 425 с.
Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1987. - Т.3. - 583 с.
Самостоятельная работа:
С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с конспектом лекций и учебником, написание плана ответа к лабораторным занятиям с описанием жизненных циклов паразитов, составление списка видов, вызывающих паразитозы у человека.
24 09 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
3 стр.
14 12 2014
4 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.