Перейти на главную страницу
|
УТВЕРЖДено: |
|
На заседании учебно-методической комиссии института |
|
«_____»__________2011 г. |
|
Протокол № _______ |
|
Председатель УМК _____________________ |
Семестр |
8 |
Всего учебных занятий |
72 часа |
В том числе: |
|
Аудиторных |
36 часов, из них |
Лекций |
20 часов |
Лабораторных занятий |
16 часов |
Самостоятельных КСР |
32 часа 4 часа |
Форма итогового контроля |
зачет |
Курс «Энтомология и защита растений» - одна из основных зоологических дисциплин. Она очень важна в прикладном плане. Данная дисциплина предназначена для решения многих теоретических и практических проблем современной зоологии и биологии в целом. На экологической основе развивается сельскохозяйственная, лесная, медицинская энтомология. Без знания экологии насекомых невозможна рациональная борьба с вредителями, использование многочисленных полезных видов. Массовые вспышки численности насекомых, приносящие колоссальные убытки сельскому хозяйству, значение насекомых как переносчиков разнообразных болезней человека, животных и растений и многие другие вопросы заставляют заниматься энтомологией в самых разных ее аспектах.
В рамках данного курса организмы изучаются в единстве с их средой, как живой компонент "блоков" биосферы – биогеоценозов, или экосистем.
Данная дисциплина изучает вредителей сельскохозяйственных культур и разрабатывает меры по ограничению их численности и вредоносности в агроценозах.
Задачи курса «Энтомология и защита растений» заключаются в том, чтобы познакомиться с особенностями организации, биологии и разнообразием насекомых, с основными средами обитания насекомых, с особенностями действия физико-химических факторов в разных средах на насекомых, с основными биологическими особенностями насекомых - вредителей растений и мерами борьбы с ними.
Основными задачами курса «Энтомология и защита растений» являются:
Место в учебном плане – Цикл Б3.В.5.3 – Профессиональный цикл.
«Энтомология и защита растений» является специальным курсом, который читается для студентов-бакалавров IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Энтомология и защита растений» студент должен иметь достаточные знания в области всех зоологических курсов (физиология, большой практикум, зоология беспозвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительная анатомия животных и др.) в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Энтомология и защита растений» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие компетенции: ОК-1, 8; ПК-1, 2, 3, 5.
Выпускник-бакалавр:
ОК-1 – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
ПК-1 – демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
ПК-2 – использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;
ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Лабораторные занятия по курсу «Энтомология и защита растений» (16 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием интерактивной доски и мультимедийной системы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 32 часов.
Лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к зачету).
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов по учебному плану | ||||||||
Макси-мальная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа | ||||||||
Всего |
В том числе | |||||||||
|
Лекции |
Семинар |
Практическая работа |
Лабораторная работа | ||||||
1. |
Введение. Предмет, задачи и методы энтомологии. Разнообразие, рас-пространение и роль насекомых в природе и для человека. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
1 | ||
2. |
Особенности организа-ции насекомых (морфология, анатомия насекомых). |
12 |
7 |
3 |
|
|
4 |
4 | ||
3. |
Размножение и индивидуальное развитие насекомых. |
6 |
4 |
2 |
|
|
2 |
2 | ||
4. |
Современная систематика насекомых. Основные отряды насекомых. |
11 |
6 |
2 |
|
|
4 |
4 | ||
5. |
Основы экологии насекомых. Воздействие на насекомых основных экологических факторов. |
7 |
2 |
2 |
|
|
|
4 | ||
6. |
Динамика численности популяций насекомых. Экологические ниши и жизненные формы насекомых. |
7 |
2 |
2 |
|
|
|
4 | ||
7. |
Характеристика основных групп вредителей растений. Многоядные вредители и меры борьбы с ними. |
8 |
4 |
2 |
|
|
2 |
4 | ||
8. |
Вредители зерновых злаковых культур, бобовых культур, сахарной свеклы, картофеля и меры борьбы с ними. |
7 |
4 |
2 |
|
|
2 |
3 | ||
9. |
Вредители овощных и плодовых культур и меры борьбы с ними. Вредители продукции растениеводства при хранении. |
6 |
3 |
2 |
|
|
1 |
3 | ||
10. |
Современные методы защиты растений от насекомых - вредителей. Биологический метод борьбы с вредными насекомыми. |
6 |
3 |
2 |
|
|
1 |
3 | ||
|
Итого: |
72 |
36 |
20 |
|
|
16 |
32 |
Краткий очерк истории энтомологии. Энтомология как биологическая дисциплина. Основные этапы формирования энтомологии. Предмет, задачи, методы, основные разделы энтомологии. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Гипотезы, объясняющие ограничение размеров членистоногих. Преимущества и недостатки мелких размеров насекомых. Насекомые – особая группа беспозвоночных животных. Роль беспозвоночных животных (в т.ч. насекомых) в природе и значение их для человека.
Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить основные задачи экологии, основные этапы развития экологии и разделы современной экологии.
Бей - Биенко Г.Я. Общая энтомология. М.1980. 416 с.
Бондаренко Н.В., Поспелов С.М., Персов М.П. Общая и с.-х. энтомология. Л.: Агропромиздат, 1991. 432 с.
Защита растений от вредителей. Учебное пособие / под ред. В.В. Исаичева. М.: Колос, 2001.
Сельскохозяйственная энтомология. Под ред. А.А. Мигулина. М.,1986. 446с.
В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.
Осмоловский Г.В., Бондаренко Н.В. Энтомология. Изд. 2-е. Л.,1989. 359с.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. М.: Топикал, 1994. 544 с.
Практикум по сельскохозяйственной энтомологии. Учеб. пособие. Под ред. Н.В. Бондаренко. Л: Колос, 1976.
Словарь-справочник энтомолога. Составители: Ю.А. Захваткин, В.В. Исаичев. М.: Нива России, 1992. 334 с.
Л.В. Чеснова. Основные этапы развития экологии насекомых в СССР. М., «Наука», 1988. 176 с.
Экология почвенных беспозвоночных. М., «Наука», 1973. 224 с.
14 12 2014
4 стр.
Специалист-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в ботанической географии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
24 09 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
14 12 2014
3 стр.