Перейти на главную страницу
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Специальность – 080801.65 Прикладная информатика (в экономике)
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Кафедра – Математики и прикладной информатики
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эконометрика − это наука, в которой на базе реальных статистических данных строятся, анализируются и совершенствуются математические модели реальных экономических явлений. Эконометрика позволяет найти количественное подтверждение либо опровержение того или иного экономического закона либо гипотезы. Одним из важнейших направлений эконометрики является построение прогнозов по различным экономическим показателям.
Цели освоения дисциплины:
Изучение методов исследования взаимосвязей экономических переменных на основе построения и анализа эконометрических моделей; овладение навыками решения конкретных задач по выявлению, оценке и анализу количественных зависимостей между различными показателями экономических объектов и процессов; формирование умения вырабатывать практические рекомендации на основе результатов эконометрического исследования.
«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Информатика и программирование», «Статистика», «Экономика и организация предприятия».
Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных занятий и лабораторных работ.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ) |
Наименование тем |
Максимальная нагрузка студентов, час. |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
ДЕ 1 Введение в эконометрическое моделирование. Свойства оценок мнк. Показатели качества регрессии. (30 баллов) |
1. Основные аспекты эконометрического моделирования. |
10 |
4 |
|
|
6 | |
2. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики. |
22 |
|
|
|
22 | ||
3. Парный регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов (мнк) |
26 |
6 |
|
12 |
8 | ||
Промежуточный контроль |
Контрольная работа | ||||||
ДЕ 2 Линейная модель множественной регрессии. Регрессионные модели с переменной структурой. Нелинейные модели регрессии. Характеристики временных рядов. (40 баллов) |
4. Множественный регрессионный анализ. |
24 |
6 |
|
10 |
8 | |
5. Практическое использование регрессионных моделей.. Фиктивные переменные. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. |
16 |
6 |
|
4 |
6 | ||
6. Временные ряды и прогнозирование. |
18 |
8 |
|
4 |
6 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
Итоговый контроль |
Зачет | ||||||
ДЕ 3 Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Система линейных одновременных уравнений. (30 баллов) |
7. Обобщенная линейная модель. Гетероскедастичность и автокорреляция остатков. Обобщенный метод наименьших квадратов (омнк). Модели стационарных временных рядов, их идентификация. |
28 |
6 |
|
8 |
14 | |
8. Регрессионные динамические модели. Модели нестационарных временных рядов. |
22 |
4 |
|
6 |
12 | ||
9. Системы одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов. |
22 |
4 |
|
6 |
12 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
Итоговый контроль |
Экзамен – 40 баллов | ||||||
Итого часов |
188 |
44 |
|
50 |
94 |
Дидактические единицы (ДЕ) |
Наименование тем |
Максимальная нагрузка студентов, час. |
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения |
Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
ДЕ 1 Введение в эконометрическое моделирование. Свойства оценок мнк. Показатели качества регрессии. |
1. Основные аспекты эконометрического моделирования. |
20 |
2 |
|
|
18 | |
2. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики. |
20 |
|
|
|
20 | ||
3. Парный регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов (мнк) |
26 |
2 |
|
4 |
20 | ||
Промежуточный контроль |
Контрольная работа | ||||||
ДЕ 2 Линейная модель множественной регрессии. Регрессионные модели с переменной структурой. Нелинейные модели регрессии. Характеристики временных рядов. |
4. Множественный регрессионный анализ. |
24 |
2 |
|
2 |
20 | |
5. Практическое использование регрессионных моделей.. Фиктивные переменные. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. |
24 |
2 |
|
2 |
20 | ||
6. Временные ряды и прогнозирование. |
22 |
|
2 |
2 |
18 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
ДЕ 3 Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Система линейных одновременных уравнений. |
7. Обобщенная линейная модель. Гетероскедастичность и автокорреляция остатков. Обобщенный метод наименьших квадратов (омнк). Модели стационарных временных рядов, их идентификация. |
18 |
|
|
|
18 | |
8. Регрессионные динамические модели. Модели нестационарных временных рядов. |
18 |
|
|
|
18 | ||
9. Системы одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов. |
16 |
|
|
|
16 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
Итоговый контроль |
Экзамен | ||||||
Итого часов |
188 |
8 |
2 |
10 |
168 |
Дидактические единицы (ДЕ) |
Наименование тем |
Максимальная нагрузка студентов, час. |
Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) форме обучения |
Самостоятельная работа студентов, час. | |||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
ДЕ 1 Введение в эконометрическое моделирование. Свойства оценок мнк. Показатели качества регрессии. |
1. Основные аспекты эконометрического моделирования. |
20 |
2 |
|
|
18 | |
2. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики. |
20 |
|
|
|
20 | ||
3. Парный регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов (мнк) |
26 |
2 |
|
4 |
20 | ||
Промежуточный контроль |
Контрольная работа | ||||||
ДЕ 2 Линейная модель множественной регрессии. Регрессионные модели с переменной структурой. Нелинейные модели регрессии. Характеристики временных рядов. |
4. Множественный регрессионный анализ. |
24 |
2 |
|
2 |
20 | |
5. Практическое использование регрессионных моделей.. Фиктивные переменные. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. |
24 |
2 |
|
2 |
20 | ||
6. Временные ряды и прогнозирование. |
22 |
|
2 |
2 |
18 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
ДЕ 3 Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Система линейных одновременных уравнений. |
7. Обобщенная линейная модель. Гетероскедастичность и автокорреляция остатков. Обобщенный метод наименьших квадратов (омнк). Модели стационарных временных рядов, их идентификация. |
18 |
|
|
|
18 | |
8. Регрессионные динамические модели. Модели нестационарных временных рядов. |
18 |
|
|
|
18 | ||
9. Системы одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов. |
16 |
|
|
|
16 | ||
Промежуточный контроль |
Коллоквиум | ||||||
Итоговый контроль |
Экзамен | ||||||
Итого часов |
188 |
8 |
2 |
10 |
168 |
Свойства оценок мнк.
Показатели качества регрессии.
Тема 1. Основные аспекты эконометрического моделирования.
Аудиторное изучение:. Введение в эконометрическое моделирование. Эконометрическая модель и экспериментальные данные. Основные классы эконометрических моделей. Основные этапы и проблемы эконометрического моделирования.
Самостоятельное изучение: Основные понятия эконометрики.
Тема 2. Основные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Аудиторное изучение:
Самостоятельное изучение: Случайные величины и их числовые характеристики. Функция распределения случайной величины. Непрерывные случайные величины. Некоторые распределения случайных величин. Точечные и интервальные оценки параметров. Проверка статистических гипотез.
Тема 3. Парный регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов (мнк).
Аудиторное изучение: Основные виды зависимостей. Линейная парная регрессия. Коэффициент корреляции. Оценка параметров парной регрессионной модели. Теорема Гаусса-Маркова. Интервальная оценка функции регрессии и ее параметров. Оценка значимости уравнения регрессии. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Самостоятельное изучение: Взаимосвязи экономических переменных. Суть регрессионного анализа. Парная линейная регрессия. Коэффициент корреляции. Метод наименьших квадратов. Система нормальных уравнений.
ДЕ 2 Линейная модель множественной регрессии.
Регрессионные модели с переменной структурой.
Нелинейные модели регрессии.
Характеристики временных рядов.
Система линейных одновременных уравнений.
Данные, характеризующие прибыль торговой компании «Все для себя» за первые 10 месяцев 2005 года (в тыс. руб.), даны в следующей таблице:
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
382 + N |
402 + N |
432+ N |
396+ N |
454+ N |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
419+ N |
460+ N |
447+ N |
464+ N |
498+ N |
В этой таблице две последних цифры номера зачетной книжки студента.
Перечень вопросов к экзамену
Дисциплина «Эконометрика» изучается в течение третьего курса специальности «Прикладная информатика (в экономике)».
Вся дисциплина разбита на три ДЕ, по итогам каждой имеется промежуточная аттестация. Итоговыми контрольными точками является зачет и экзамен.
Освоение материала дисциплины предполагает изучение его теоретической части и выполнение лабораторных работ. Причем для допуска к экзамену студенту необходимо выполнить все лабораторные работы, назначенные преподавателем.
Немаловажную часть в изучении дисциплины представляет самостоятельная работа студентов. Под ней подразумевается самостоятельное изучение теоретического материала – чтение основной и дополнительной литературы, работа с источниками в электронном виде, размещенными на файл-сервере института, поиск и изучение материалов в сети Интернет, а так же выполнение лабораторных работ дома или в компьютерных классах свободного доступа, подготовка отчетов по выполненным работам. Большая доля самостоятельной работы направлена на подготовку к промежуточному и итоговому контролю знаний.
Балльно-рейтинговая схема предполагает, что студент для получения зачета по данной дисциплине должен набрать не менее 61 балла (максимум – 100 баллов), сдать все лабораторные работы, назначенные преподавателем, и не иметь пропусков занятий без уважительной причины.
Баллы набираются главным образом за прохождение промежуточного контроля освоения дидактических единиц. Дополнительно баллы можно получить за успехи при выполнении лабораторных работ. Баллы могут быть сняты за пропуски занятий без уважительной причины.
Студенты, сдавшие все лабораторные работы, но набравшие от 50 до 60 баллов, допускаются во время зачетной недели к пересдаче одной дидактической единицы. Студенты, сдавшие все лабораторные работы, но набравшие менее 50 баллов (или не набравшие 61 балл в результате пересдачи дидактической единицы), сдают зачет в установленные сроки. Карточки к зачету содержат два вопроса – по одному из каждой дидактической единицы. Для получения зачета необходимо ответить на оба вопроса.
Для получения удовлетворительной оценки за экзамен по данной дисциплине студент должен сдать все лабораторные работы, назначенные преподавателем, не иметь пропусков занятий без уважительной причины и набрать от 61 до 75 баллов. Для получения оценки «хорошо» необходимо набрать от 76 до 90 баллов. Для получения оценки «отлично» необходимо набрать 91 балл и выше.
Студенты, сдавшие все лабораторные работы, но набравшие менее 50 баллов, сдают экзамен в установленные сроки. Билеты к экзамену содержат два вопроса и одну задачу. Ответ на экзамене дает студенту от 0 до 40 баллов. Для получения удовлетворительной оценки необходимо дать полный ответ на один вопрос и полное решение задачи.
Для преподавания дисциплины используются лекционные аудитории (для проведения лекций и семинаров) и компьютерные классы (стационарные или мобильные на ноутбуках) института. Кроме того, для самостоятельной работы студенты могут воспользоваться компьютерными классами свободного доступа. Со всех компьютеров локальной вычислительной сети института имеется доступ в Интернет, Университетскую библиотеку On-line и электронно-библиотечную систему издательства «Лань». Для выполнения лабораторного практикума по дисциплине используется пакет электронных таблиц MS Excel.
Эконометрика позволяет найти количественное подтверждение либо опровержение того или иного экономического закона либо гипотезы. Одним из важнейших направлений эконометрики является
18 12 2014
1 стр.
Охватывают всю сферу человеческих отношений, включая и отношение человека к самому себе. Как уже отмечалось, бессмысленно с юридической точки зрения судить самоубийцу, однако с нра
25 12 2014
14 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Умкд рассмотрен и переутвержден на заседании кафедры от
18 12 2014
6 стр.
Гущин, Н. С. Баскетбол : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 033100 (050720) «Физическая культура» / сост. Н. С. Гущин. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 200
14 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на
14 12 2014
4 стр.
24 09 2014
5 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для освоения программы по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров» специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза тов
04 09 2014
6 стр.