Перейти на главную страницу
а). - для всех: никогда не слышал, слышал, знаю немного, знаю достаточно, знаю очень хорошо;
б).- затем для тех кто слышал и знает: отношусь очень недоброжелательно, недоброжелательно нейтрально, доброжелательно, очень доброжелательно.
2. По итогам сравнения выявите специфические проблемы, стоящие перед каждым учебным заведением.
3. Разработайте положение о маркетинговой службе.
4. Проанализируйте степень маркетинговой ориентации Вашего учебного заведения. Каково отношение персонала, учащихся, общественности к необходимости маркетинговой ориентации?
5. Разработайте анкету для родителей и детей старших классов с целью выявления мотивации выбора школы, используя шкалу ответов: Полностью не согласен, Не согласен, Скорее согласен, чем не согласен, Согласен полностью, Согласен по 10-15 позициям.
6. Подготовьте вариант анкеты по тем же позициям, что и в предыдущем задании с целью выявления важности каждой позиции при выборе школы, используя при этом шкалы ответов: Не важно, Сравнительно важно, Важно, Очень важно.
2. Почему некоторые руководители возражают против маркетинговой ориентации?
3. Дайте развёрнутое определение маркетинга образовательных услуг?
4. Как можно отличить не реагирующее на рынок учреждение от маркетингового ориентированного?
5. В чём отличие потребности от нужды, потребности от спроса?
6. В чём смысл обсуждения условий обмена?
7. Поясните структуру маркетинговой среды
8. Что такое имидж учебного заведения? Чем он отличается от мнения, отношения, стереотипа?
9. С какой целью создаётся служба маркетинга?
10. Каковы её функции?
11. Какими способами выявляются маркетинговые проблемы?
12. Каковы основные компоненты информационной системы маркетинга?
13. раскройте основные стадии процесса маркетингового исследования?
14. В чём отличие обзорного исследования от экспериментального?
Групповые критерии |
Качественные и количественные критерии |
Профессорско-преподавательский состав |
|
Учебно-методическое обеспечение |
|
Материально-техническая база |
|
Ителлектуальный потенциал |
|
Студенты |
|
Выпускники |
|
Ранг важности |
Критерий |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
1. Что такое Болонское соглашение и какие реформы образования оно определяет?
2. Какие модели (концепции) образования приняты за рубежом?
3. В чем отличие программы MBA от других программ подготовки руководителей?
4. Какие критерии программы MBA применяются в США?
5. Какие новые модели и тенденции в подготовке менеджеров в Европейских странах?
6. Какие групповые критерии оценки качества используются в американских школах бизнеса при их аккредитации?
7. Опыт каких стран в реализации программы MBA вам известен?
Элементы маркетинга |
Краткая характеристика |
Товары и услуги |
|
Обмен и сделки |
|
Виды рынков |
|
Отношения участников рынков |
|
Концепции маркетинга |
|
Маркетинговые исследования |
|
Маркетинговая среда |
|
Маркетинговые коммуникации |
|
Поведение потребителей |
|
Управление маркетингом |
|
1. зеленым - элементы маркетинга присутствуют как обязательные;
2. желтым - элементы маркетинга четко не проявляются (50:50)
3. красным - элементы маркетинга отсутствуют
Затем заполните прилагаемую таблицу.
Диагностика маркетинга
Элементы маркетинга |
Диагностика состояния отдельных характеристик в вашем образовательном учреждении |
Методические рекомендации и предложения по совершенствованию комплекса маркетинга |
Товар, услуга |
|
|
Цена |
|
|
Методы продвижения |
|
|
Каналы распространения |
|
|
Люди |
|
|
Материальные свидетельства |
|
|
Процесс |
|
|
2. Перечислите характеристики образовательных услуг.
3. Чем отличается обмен от сделки?
4. Какие виды рынков вам известны?
5. В чем заключается роль посредников рынка?
6. Какие концепции маркетинга в образовании вам кажутся наиболее перспективными?
7. Перечислите пять основных характеристик образовательной услуги, которые в значительной степени влияют на разработку маркетинговых программ вуза?
8. Что понимается под сегментацией рынка образовательных услуг и с какой целью она проводится?
9. Назовите потребителей программы MBA.
10. Дайте определение позиционированию программы MBA.
Наименование этапа исследования |
Содержание этапа исследования |
1. Разработка концепции исследования 1.1. Определение целей 1.2. Постановка основных задач 1.3. Формирование рабочей гипотезы исследования |
|
2. Отбор источников информации 2.1. Вторичная маркетинговая информация 2.2. Первичная маркетинговая информация
|
|
3. Сбор и обработка информации |
|
4. Анализ информации, разработка выводов и рекомендаций |
|
5. Составление прогноза |
|
6. Период проведения исследования |
|
2. В чем суть комплексного подхода к исследованию ситуации на рынке образовательных услуг?
3. Какие методы экспертных оценок вам известны? Область их применения.
4. Каковы основные этапы процесса маркетинговых исследований?
5. Перечислите методы ситуационного анализа.
6. Каковы основные методы сбора информации?
7. Какие типы экспериментов вам известны?
8. Раскройте содержание основных методов прогнозирования.
9. Как можно рассчитать стоимость обучения для различных слоев (классов) населения?
10. Какие методы прогнозирования используются при проведении маркетингового исследования?
11. Перечислите достоинства и недостатки известных вам методов прогнозирования?
Практическое задание №8
Задание 1. Для вашего образовательного учреждения постройте матрицу STEP-анализа внешней среды для трех возможных сценариев развития по форме таблицы "Анализ факторов внешней среды образования методом STEP-анализа"
Анализ факторов внешней среды образования методом STEP-анализа
Факторы |
Сценарии развития | ||
пессимистичный |
реалистичный |
оптимистичный | |
СОЦИАЛЬНЫЕ 1. жизненный уровень 2. общественные ценности и мораль 3. уровень образования 4. социальная стратификация общества 5. демографические факторы 6. влияние на общество социальных групп 7. национальные факторы 8. соотношение городского и сельского населения 9. межнациональные отношения 10. миграция населения 11. социокультурные факторы |
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ 1. подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства 2. ресурсосберегающие технологии 3. общий уровень технического развития 4. глобальные информационные технологии 5. эколого-ориентированные технологии 6. конверсия и "двойные" технологии 7. финансирование НИОКР 8. мультимедийные технологии обучения 9. развитие дистанционного образования 10. гуманизация и технологизация образования исходя из уровня развития личности
|
|
|
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 1. кредитная политика государства 2. налоговая политика 3. динамика экономического роста 4. покупательская способность населения 5. инвестиционная политика государства 6. межрегиональные связи и пространственная организациями 7. дефицит государственного бюджета 8. уровень инфляции в стране 9. мировые цены на энергоносители, источники сырья и материалов 10. состояние национальных рынков 11. доля импорта во внешнеторговом обороте 12. изменения в издержках 13. развитие рыночных отношений на национальном рынке |
|
|
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ 1. международная обстановка 2. внутриполитическая обстановка в государстве 3. эффективность работы законодательной власти 4. президент и его представители в регионах 5. влияние администрации района и губернатора 6. поляризация политических симпатий населения 7. политические конфликты 8. партии и движения 9. общественная активность 10. общая и личная безопасность
|
|
|
|
Вопросы |
Ответы |
ПОТРЕБИТЕЛИ 1. Каковы размеры регионального рынка образовательных услуг и его сегментов? 2. Каковы темпы роста, потенциал и тенденции изменения регионального рынка образования? 3. Существует ли цикличность или сезонность спроса? 4. Какова чувствительность рынка к ценам? 5. Каков средний уровень рентабельности образования в регионе? 6. Какова дифференциация номенклатуры услуг? 7. Существует ли зависимость от нескольких крупных потребителей? 8. Какова вероятность вертикальной интеграции?
|
|
ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ (поставщики) 1. Ваши взаимоотношения с учредителями (попечителями) и оценка их реальной помощи и влияния на образовательные учреждения? 2. Насколько устойчивым является состав поставщиков? 3. Каков уровень конкуренции среди поставщиков? 4. Намереваются ли поставщики наращивать интеграцию на вашем уровне бизнеса? 5. Насколько взаимозависимы будут деловые партнеры в будущем? 6. Будут ли надежны и доступны источники материалов, оборудования, учеников и др? 7. Есть ли причины ожидать значительных изменений в издержках и ценах на материалы и оборудование? |
|
КОНКУРЕНТЫ (другие образовательные учреждения) 1. Существуют ли равные конкуренты в области образования в регионе? 2. Могут ли основные конкуренты нарушить баланс в региональном образовании? 3. Предсказуемо ли поведение конкурентов или они прибегают к неадекватным действиям? 4. Каковы барьеры вхождения в образование по новым видам услуг? 5. Каковы барьеры ухода из отрасли по старым видам услуг? 6. Насколько уникальны цели и стратегия основных конкурентов? 7. Как может повлиять развитие современных образовательных технологий на интенсивность конкуренции? 8. Какова конкурентоспособность других образовательных учреждений, работающих с вами в одном сегменте? 9. Можно ли отвоевать рынок образовательных услуг с помощью ценовой конкуренции? |
|
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ОУО) 1. Какова реальная помощь ОУО в создании и лицензировании образовательных учреждений? 2. Помогают ли ОУО в государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений? 3. Есть ли реальная помощь в финансировании образовательных учреждений? 4. Оказывается ли содействие в развитии материально-технической базы образовательных учреждений? 5. Какова роль ОУО в повышении квалификации преподавательского состава? 6. Проводится ли государственная политика во внедрении современных образовательных технологий? 7. Как осуществляется контроль за осуществлением ГОС по образованию? 8. Существует ли реальная защита ОУО от воздействия органов контроля?
|
|
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) 1. Какую позицию занимают СМИ в отношении образования? 2. Какова частота обращения образовательных учреждений к органам СМИ? 3. Реальны и соответствуют ли действительности рейтинги образовательных учреждений, проводимые СМИ? 4. Сколь эффективно ваше обращение к СМИ в маркетинговой стратегии? 5. Какие виды СМИ в вашем образовательном учреждении наиболее эффективны для комплектования слушателей и студентов? 6. Какой удельный вес затрат на рекламу в бюджете вашего образовательного учреждения в процентах от выручки?
|
|
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 1. Дайте оценку работы администрации города по развитию образования? 2. Каковы ваши взаимоотношения с налоговой инспекцией? 3. Ваша оценка работы казначейства или банка по финансированию образовательного учреждения? 4. Помогает или мешает в работе СЭС? 5. Есть реальная поддержка со стороны правоохранительных органов? 6. Помогает ли комитет по управлению муниципальным имуществом в развитии материально-технической базы? 7. Ваши взаимоотношения с арендодателем учебных помещений? 8. Есть ли вмешательство теневых или мафиозных структур в деятельность образовательных учреждений?
|
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Престижный вуз с развитой сетью филиалов в городах и районах. Использование современных технологий обучения. Высокое качество обучения при средней цене
|
Высокая стоимость обучения по сравнению с конкурентами Средний возраст профессорско-преподавательского состава - более 50 лет и низкий процент молодых преподавателей (20%) отсутствие собственного автотранспорта для перевозки преподавателей в филиалы
|
Возможности |
Угрозы |
Открытие новых для региона специальностей и направлений подготовки Расширение научно-консалтинговой деятельности в регионе и за ее пределами Развитие дистанционного обучения
|
Увеличение в регионе числа филиалов столичных вузов с высокой платой за обучение Сокращение инвестиций на развитие МТБ из-за снижения объемов услуг или прибыли запрет прокуратуры или органов образования на развитие дистанционного обучения
|
2. Какие факторы включает внешняя маркетинговая среда?
3. Назовите факторы среды окружения образовательного учреждения. Каким методом они могут быть выявлены?
4. Из каких частей состоит матрица SWOT-анализа?
5. Расскажите об известных вам методиках анализа маркетинговой среды образования.
6. Назовите преимущества количественного анализа среды образования региона?
№ п/п |
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
Затраты,руб. |
1 |
Реклама |
|
|
|
|
|
2 |
Стимулирование продаж |
|
|
|
|
|
3 |
Связи с общественностью |
|
|
|
|
|
4 |
Прямой маркетинг |
|
|
|
|
|
5 |
Ярмарочная и выставочная деятельность |
|
|
|
|
|
6 |
Разработка фирменного стиля |
|
|
|
|
|
7 |
Сотрудничество |
|
|
|
|
|
2. Опишите модель коммуникационного процесса.
3. Какие основные этапы включает процесс разработки эффективных маркетинговых коммуникаций?
4. Назовите особенности образовательной рекламы. Каков алгоритм разработки рекламной программы образовательного учреждения?
5. Что собой представляет стимулирование сбыта образовательных услуг?
6. Как действуют связи с общественностью в сфере образования?
7. Каковы преимущества использования прямого маркетинга при продвижении образовательных услуг?
8. Почему современные образовательные учреждения вынуждены заниматься активной разработкой своего фирменного стиля?
9. В чем отличие выставки от ярмарки? Какие преимущества дает образовательному учреждению участие в ярмарочной и выставочной деятельности?
10. В чем, на ваш взгляд, важность сотрудничества в сфере образования?
11. Что включает понятие "поведение потребителя"?
12. Какие факторы воздействуют на поведение потребителей образовательных услуг?
13. Какие стадии включает алгоритм процесса принятия решения потребителем образовательной услуги?
14. Какие мотивы определяют поведение потребителей образовательных услуг?
15. В чем отличие потребностей в отношении образования потребителей-личностей от потребностей потребителей-организаций?
16. Что является основным мотивом поиска и анализа информации перед принятием окончательного решения потребителями образовательных услуг?
17. В чем различие некомпенсационных и компенсационных правил решения, применяемых потребителем при первоначальной оценке вариантов получения образования?
18. Какая информация при поступлении в образовательное учреждение для абитуриента является наиболее важной?
19. Какие мероприятия вы можете предложить приемной комиссии образовательного учреждения для увеличения количества студентов?
20. С чем связана проблема нежелания или невозможности выпускников вузов работать по своей специальности?
21. Какие типы сегментации рынка образовательных услуг вам известны?
22. Какие критерии лежат в основе сегментации рынка потребителей-личностей? Какова их роль?
23. Возможно ли применение опыта исследования поведения потребителей программы MBA для других образовательных программ?
24. Как с точки зрения маркетинга образования можно использовать профиль выпускника MBA?
Составитель- фурсик С. Н., к э н., профессор кафедры экономической теории и менеджмента
11 10 2014
3 стр.
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
14 10 2014
7 стр.
Направление 050401. 65 «история» с дополнительной специальностью «социальная педагогика»
14 12 2014
3 стр.
Данный курс является частью блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является факультативным. Он читается на 2 курсе дневного и заочного отделения исторического фак
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с
18 12 2014
11 стр.
14 12 2014
4 стр.