Перейти на главную страницу
Пояснительная записка
Предлагаемый учебно-методический комплекс призван обеспечить полноценную работу студентов по изучению учебной дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» и предназначен для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. Он включает в себя темы и вопросы, список рекомендованной литературы и информационных ресурсов, подробные методические рекомендации по каждому разделу дисциплины, примерные темы докладов и рефератов, перечень основных понятий и терминов, тесты и контрольные вопросы. Комплекс предлагает удобные схемы усвоения материала дисциплины, очерчивая логику изучения вопросов темы, выделяет аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, указывает конкретные разделы и главы книг, приведенные в списке литературы, дающие основные сведения по изучаемым вопросам, предоставляет инструментарий для осуществления самоконтроля полученных знаний — тесты. Цель тестовых заданий — проверка знаний по каждой изученной теме. Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос считается правильным только в том случае, если студент отметит все правильные варианты ответа.
Основной замысел курса — постижение своеобразия созданного Петром I российского города, ставшего и новой столицей империи, и «окном в Европу», а также одним из красивейших городов мира. Санкт-Петербург — носитель особого типа культуры. Культура Санкт-Петербурга в рамках данной учебной дисциплины стала предметом целостного исследования. Все ее аспекты — духовный, материальный, художественный — рассматриваются во взаимосвязи и взаимопроникновении.
В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: основные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.
Также студенты должны уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке.
Контроль знаний осуществляется в форме опросов на семинарских занятиях, тестирования, выполнения контрольной работы или реферата. Изучение дисциплины завершается итоговым зачетом или экзаменом.
Примерный тематический план дисциплины
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе | |||
Ауд. |
Лекц. |
Сем. |
СРС | |||
|
Введение. Культура города и пути ее изучения |
6 |
2 |
2 |
- |
4 |
1. |
Общая характеристика Санкт-Петербурга |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2. |
Основание и культурное самоопределение города |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3. |
Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761) |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
4. |
Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
5. |
Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
6. |
Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
7. |
Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
8. |
Культура Петрограда — Ленинграда в годы советской власти |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
9. |
Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга |
14 |
6 |
4 |
2 |
8 |
ИТОГО |
104 |
52 |
34 |
18 |
52 |
Примерный тематический план дисциплины
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе | |||
Ауд. |
Лекц. |
Сем. |
СРС | |||
|
Введение. Культура города и пути ее изучения |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1. |
Общая характеристика Санкт-Петербурга |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Основание и культурное самоопределение города |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761) |
8 |
6 |
2 |
4 |
2 |
4. |
Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение |
8 |
6 |
2 |
4 |
2 |
5. |
Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
6. |
Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского |
10 |
6 |
2 |
4 |
4 |
7. |
Культура Петербурга —Петрограда начала XX века — эпоха трех революций |
10 |
4 |
2 |
2 |
6 |
8. |
Культура Петрограда —Ленинграда в годы советской власти |
12 |
6 |
2 |
4 |
6 |
9. |
Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга |
14 |
6 |
2 |
4 |
8 |
ИТОГО |
90 |
50 |
20 |
30 |
40 |
Учебная программа
Общее представление о культуре как целостной и исторически развивающейся системе. Три модальности культуры (человеческая, деятельностная и предметная), их взаимосвязь. Культура и культуры.
Историческое происхождение города и разные типы городов в условиях различных социально-исторических типов цивилизации. Город как носитель особого строя культуры. Модальности городской культуры: горожане как специфическая модификация национального характера и поведения; структура жизнедеятельности в городе; город как произведение градостроительного искусства.
Источники изучения культуры города и краткая историография. Особое значение постижения искусства как самосознания культуры города.
Санкт-Петербург как «умышленный город». Черты петербургской культуры, обусловленные природными факторами. Основание города в контексте истории культур (русской и европейской) — вторая ступень европеизации («окно в Европу», «российская Европия») после принятия христианства на Руси.
Влияние на культуру Петербурга статуса столицы и его утраты спустя два века. Проблема «Петербург и Москва» в истории русской общественной мысли и художественной культуры. Драма Ленинграда — «великого города с областной судьбой»; его современное состояние и перспективы возрождения как одной из двух культурных столиц России.
Тема 2. Основание и культурное самоопределение города
Причины, побудившие Петра Великого основать новый город в устье Невы и сделать его столицей государства. Роль культурного фактора в этом ансамбле причин. Поездки царя в Европу. Петр I и Лейбниц.
Строительство города, проекты его планировки и архитектурный облик первых сооружений. Освоение художественного опыта европейского зодчества и его национально-специфическое преломление («петровское барокко»). Взаимоотношение естественного и искусственного в структуре города.
Становление нового типа русской культуры в Петербурге в петровское время на светской, просветительской основе: основание Академии наук, университета, гимназий, издательств, библиотек, музеев и т. д. «Птенцы гнезда Петрова» и выработка новой идеологии. Единство рационального и эстетического во всех сферах культуры и первые шаги реалистически ориентированного искусства. Петербург и Петергоф. А. Нартов и возникновение русского дизайна. Изменение правил поведения, нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организация быта, празднеств. Нарождение нового типа сознания и острота связанных с этим противоречий. Проблема «русского Ренессанса».
Преодоление антипетербургской оппозиции после смерти Петра I и Екатерины I. Влияние Просвещения на развитие петербургской культуры. Политика Елизаветы Петровны в сфере культуры как определяющий фактор в формировании духовного облика столицы самодержавного государства. Идеологическая, психологическая, эстетическая оппозиция Москвы петербургскому европеизму и вызревание славянофильской концепции. Строительство города в соответствии с принципами, заложенными Петром I. Развитие ансамблевого принципа застройки города и разностороннее включение скульптуры в архитектурный пейзаж.
Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.
Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.
Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения.
Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.
Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова — президент Академии наук. Женские образы в искусстве.
Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.
Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
Завершение строительства центра города. Стиль ампир и его взаимосвязь с классицизмом и барокко в петербургской архитектуре. Город как «расширяющаяся вселенная» — центр, предместья, пригороды. Пластический образ города, его основные черты. Соотношение искусственного и естественного (водные потоки и растительность), архитектуры и скульптуры. Принцип ансамблевости. Пластический лейтмотив петербургской архитектуры.
«Город пышный, город бедный» (А. Пушкин). «Медный всадник» как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия, общественной жизни, культуры российской столицы.
Проблема «Петербург и Москва». Ее обсуждение А. Пушкиным и Н. Гоголем, А. Герценом и В. Белинским, И. Огаревым и А. Григорьевым. Полемика западников и славянофилов.
Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга.
Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города.
Развитие материальной культуры в российской столице, ее функциональная ориентация, технологический уровень и высокий эстетический потенциал. Академия наук и Университет. Соотношение естественных и гуманитарных наук, философии и геологии. Борьба прогрессивных идей и концепции Николая I и С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Петербургская журналистика и развитие философско-эстетической мысли (А. Галич, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Никитенко), отражавшей особенности петербургского менталитета.
Обобщающая характеристика сложившегося в Петербурге социально-психологического строя сознания. Стремление к единству «истины, добра и красоты», к сбалансированности рационализма, гражданственности и эстетизма, к сближению науки, нравственности и искусства. Преодоление противоречий «алгебры» и «гармонии» в художественном творчестве, научном познании, поведении человека в обществе (петербургский дендизм), в речи и организации быта. Сопряжения позитивного и сатирически-критического в художественном воспроизведении русской жизни. Разрешение противоречий между русским и европейским, славянофильством и западничеством, традиционализмом и новаторством, аристократизмом и демократизмом.
Поэзия А. Пушкина — гениальное воплощение всего многообразия духовных ориентаций, «петербургского начала» русской культуры. Творчество А. Пушкина и проблема стиля петербургской культуры. В. Белинский и А. Герцен о связи творчества великого русского поэта с Петербургом. Влияние А. Пушкина на все дальнейшее развитие петербургской культуры.
Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. Полифоничность и диалогизм его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры.
Развитие концепции пушкинского «Медного всадника» в новых условиях. Речь Ф. Достоевского в день открытия памятника А. Пушкину как обобщение принципов петербургской духовности в характеристике русского национального сознания. Развитие пластического образа города и отражение в архитектуре новых технико-технологических принципов строительства, новой демографической ситуации и эволюции эстетического сознания. Связь нового строительства с классическим образом города.
Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Выход на социальную арену разночинной интеллигенции. Углубление ее расслоения — политического, религиозного, психологического, эстетического. Возникновение проблемы «отцов и детей». «Бунт 13» в Академии художеств и возникновение Товарищества передвижных художественных выставок. «Женский вопрос» в России и его решение в Петербурге.
Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой.
Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Продолжение гоголевской традиции.
Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве.
Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
Петербург как центр революционного движения в России — три революции на протяжении двенадцати лет. Влияние политики на все сферы культуры. Проблема «революция и культура», различные подходы к ее решению. Борьба течений в социологии, философии, художественной культуре. Радикальное изменение ситуации после Октябрьской революции. Петербургская интеллигенция, ее социальная структура и идейный разброд — от участия в подготовке революции до декадентского отрицания смысла жизни. Рождение пролетарской интеллигенции и ее специфические черты.
Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении.
Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма.
Противоречивая взаимосвязь сциентизма и эстетизма в петербургской культуре. Столкновение мирискуснического ретроспективизма, традиционалистского академизма, социально-аналитического реализма и анархически-революционного футуризма в художественной жизни города как отражение общих для петербургской модификации русской культуры этого времени процессов. Серебряный век и отношение к наследию А. Пушкина — от признания его непреходящей ценности (символисты и акмеисты) до «сбрасывания с корабля современности» (футуристы). Изменение соотношения разных видов искусства в художественной культуре города. Роль петербургского балета, книжно-журнальной графики, театральной живописи, камерной музыки.
Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества.
Особенности социокультурного процесса в Петербурге–Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы).
Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города.
Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения.
Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос с
08 10 2014
8 стр.
Охватывается понятием исполнения наказания и что относится к воспитательному воздействию?
15 10 2014
7 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня
02 09 2014
3 стр.
Охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом
11 10 2014
63 стр.
«Пищевые и биологически активные добавки» для студентов всех форм обучения специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания» и 260505. 65 «Технология детского
09 10 2014
9 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
25 12 2014
5 стр.