Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»


Утвержден
Ученым советом
факультета культуры
17 января 2009 г., пр. № 5

Учебно-методический комплекс
по учебной дисциплине

История культуры Санкт-Петербурга

для всех направлений и специальностей всех форм обучения

  

Санкт-Петербург
2010

Кафедра философии и культурологии

Составители:
доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат исторических наук Е. А. Кайсаров;

доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат искусствоведения А. Г. Борисова;

доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат искусствоведения О. Ю. Юхнина

Рецензент
заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП,
доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер




Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….…2

  2. Примерный тематический план изучения дисциплины………………………….. 3

  3. Учебная программа…………………………………………………………….......... 4

  4. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. 10

  5. Примерная тематика контрольных работ и рефератов………………………........ 17

  6. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов…….…...... 21

  7. Тестовые задания для текущего и итогового контроля………………………....… 48

  8. Вопросы к экзамену (зачету)………………………………………………………... 64

  9. Литература……………………………………………………………………………66

  10. Глоссарий………………………………………………………………………......... 70 

Пояснительная записка

Предлагаемый учебно-методический комплекс призван обеспечить полноценную работу студентов по изучению учебной дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» и предназначен для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. Он включает в себя темы и вопросы, список рекомендованной литературы и информационных ресурсов, подробные методические рекомендации по каждому разделу дисциплины, примерные темы докладов и рефератов, перечень основных понятий и терминов, тесты и контрольные вопросы. Комплекс предлагает удобные схемы усвоения материала дисциплины, очерчивая логику изучения вопросов темы, выделяет аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, указывает конкретные разделы и главы книг, приведенные в списке литературы, дающие основные сведения по изучаемым вопросам, предоставляет инструментарий для осуществления самоконтроля полученных знаний — тесты. Цель тестовых заданий — проверка знаний по каждой изученной теме. Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос считается правильным только в том случае, если студент отметит все правильные варианты ответа.

Основной замысел курса — постижение своеобразия созданного Петром I российского города, ставшего и новой столицей империи, и «окном в Европу», а также одним из красивейших городов мира. Санкт-Петербург — носитель особого типа культуры. Культура Санкт-Петербурга в рамках данной учебной дисциплины стала предметом целостного исследования. Все ее аспекты — духовный, материальный, художественный — рассматриваются во взаимосвязи и взаимопроникновении.



Цель дисциплины — дать студентам целостное представление об особенностях культуры Санкт-Петербурга в ее историческом развитии.

Задачи дисциплины — определить и охарактеризовать периоды развития петербургской культуры, наметить общие тенденции в этом процессе; выделить основные памятники, представляющие каждый период и характеризующие различные сферы культуры, показать их связь друг с другом и с историей города.

В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: основные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.

Также студенты должны уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке.

Контроль знаний осуществляется в форме опросов на семинарских занятиях, тестирования, выполнения контрольной работы или реферата. Изучение дисциплины завершается итоговым зачетом или экзаменом.



 

Примерный тематический план дисциплины



направление подготовки 040300.62 Конфликтология

№  п/п

Наименование темы

Всего
часов

В том числе

Ауд.

Лекц.

Сем.

СРС

 

Введение. Культура города и пути ее изучения

6

2

2

-

4

1.

Общая характеристика Санкт-Петербурга

8

4

2

2

4

2.

Основание и культурное самоопределение города

8

4

2

2

4

3.

Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)

10

6

4

2

4

4.

Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

10

6

4

2

4

5.

Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

12

6

4

2

6

6.

Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

12

6

4

2

6

7.

Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

12

6

4

2

6

8.

Культура Петрограда — Ленинграда в годы советской власти

12

6

4

2

6

9.

Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга

14

6

4

2

8

ИТОГО

104

52

34

18

52

 

 

Примерный тематический план дисциплины



№ п/п

Наименование темы

Всего
часов

В том числе

Ауд.

Лекц.

Сем.

СРС

 

Введение. Культура города и пути ее изучения

6

4

2

2

2

1.

Общая характеристика Санкт-Петербурга

6

4

2

2

2

2.

Основание и культурное самоопределение города

6

4

2

2

2

3.

Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)

8

6

2

4

2

4.

Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

8

6

2

4

2

5.

Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

10

4

2

2

6

6.

Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

10

6

2

4

4

7.

Культура Петербурга —Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

10

4

2

2

6

8.

Культура Петрограда —Ленинграда в годы советской власти

12

6

2

4

6

9.

Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга

14

6

2

4

8

ИТОГО

90

50

20

30

40

 

Учебная программа



Введение. Культура города и пути ее изучения

Общее представление о культуре как целостной и исторически развивающейся системе. Три модальности культуры (человеческая, деятельностная и предметная), их взаимосвязь. Культура и культуры.

Историческое происхождение города и разные типы городов в условиях различных социально-исторических типов цивилизации. Город как носитель особого строя культуры. Модальности городской культуры: горожане как специфическая модификация национального характера и поведения; структура жизнедеятельности в городе; город как произведение градостроительного искусства.

Источники изучения культуры города и краткая историография. Особое значение постижения искусства как самосознания культуры города.



Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург как «умышленный город». Черты петербургской культуры, обусловленные природными факторами. Основание города в контексте истории культур (русской и европейской) — вторая ступень европеизации («окно в Европу», «российская Европия») после принятия христианства на Руси.

Влияние на культуру Петербурга статуса столицы и его утраты спустя два века. Проблема «Петербург и Москва» в истории русской общественной мысли и художественной культуры. Драма Ленинграда — «великого города с областной судьбой»; его современное состояние и перспективы возрождения как одной из двух культурных столиц России.

Тема 2. Основание и культурное самоопределение города

Причины, побудившие Петра Великого основать новый город в устье Невы и сделать его столицей государства. Роль культурного фактора в этом ансамбле причин. Поездки царя в Европу. Петр I и Лейбниц.

Строительство города, проекты его планировки и архитектурный облик первых сооружений. Освоение художественного опыта европейского зодчества и его национально-специфическое преломление («петровское барокко»). Взаимоотношение естественного и искусственного в структуре города.

Становление нового типа русской культуры в Петербурге в петровское время на светской, просветительской основе: основание Академии наук, университета, гимназий, издательств, библиотек, музеев и т. д. «Птенцы гнезда Петрова» и выработка новой идеологии. Единство рационального и эстетического во всех сферах культуры и первые шаги реалистически ориентированного искусства. Петербург и Петергоф. А. Нартов и возникновение русского дизайна. Изменение правил поведения, нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организация быта, празднеств. Нарождение нового типа сознания и острота связанных с этим противоречий. Проблема «русского Ренессанса».



Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)

Преодоление антипетербургской оппозиции после смерти Петра I и Екатерины I. Влияние Просвещения на развитие петербургской культуры. Политика Елизаветы Петровны в сфере культуры как определяющий фактор в формировании духовного облика столицы самодержавного государства. Идеологическая, психологическая, эстетическая оппозиция Москвы петербургскому европеизму и вызревание славянофильской концепции. Строительство города в соответствии с принципами, заложенными Петром I. Развитие ансамблевого принципа застройки города и разностороннее включение скульптуры в архитектурный пейзаж.



Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.

Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.

Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения.

Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.

Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова — президент Академии наук. Женские образы в искусстве.

Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.

Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

Завершение строительства центра города. Стиль ампир и его взаимосвязь с классицизмом и барокко в петербургской архитектуре. Город как «расширяющаяся вселенная» — центр, предместья, пригороды. Пластический образ города, его основные черты. Соотношение искусственного и естественного (водные потоки и растительность), архитектуры и скульптуры. Принцип ансамблевости. Пластический лейтмотив петербургской архитектуры.

«Город пышный, город бедный» (А. Пушкин). «Медный всадник» как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия, общественной жизни, культуры российской столицы.

Проблема «Петербург и Москва». Ее обсуждение А. Пушкиным и Н. Гоголем, А. Герценом и В. Белинским, И. Огаревым и А. Григорьевым. Полемика западников и славянофилов.

Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга.

Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города.

Развитие материальной культуры в российской столице, ее функциональная ориентация, технологический уровень и высокий эстетический потенциал. Академия наук и Университет. Соотношение естественных и гуманитарных наук, философии и геологии. Борьба прогрессивных идей и концепции Николая I и С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Петербургская журналистика и развитие философско-эстетической мысли (А. Галич, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Никитенко), отражавшей особенности петербургского менталитета.

Обобщающая характеристика сложившегося в Петербурге социально-психологического строя сознания. Стремление к единству «истины, добра и красоты», к сбалансированности рационализма, гражданственности и эстетизма, к сближению науки, нравственности и искусства. Преодоление противоречий «алгебры» и «гармонии» в художественном творчестве, научном познании, поведении человека в обществе (петербургский дендизм), в речи и организации быта. Сопряжения позитивного и сатирически-критического в художественном воспроизведении русской жизни. Разрешение противоречий между русским и европейским, славянофильством и западничеством, традиционализмом и новаторством, аристократизмом и демократизмом.

Поэзия А. Пушкина — гениальное воплощение всего многообразия духовных ориентаций, «петербургского начала» русской культуры. Творчество А. Пушкина и проблема стиля петербургской культуры. В. Белинский и А. Герцен о связи творчества великого русского поэта с Петербургом. Влияние А. Пушкина на все дальнейшее развитие петербургской культуры.

Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. Полифоничность и диалогизм его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры.

Развитие концепции пушкинского «Медного всадника» в новых условиях. Речь Ф. Достоевского в день открытия памятника А. Пушкину как обобщение принципов петербургской духовности в характеристике русского национального сознания. Развитие пластического образа города и отражение в архитектуре новых технико-технологических принципов строительства, новой демографической ситуации и эволюции эстетического сознания. Связь нового строительства с классическим образом города.

Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Выход на социальную арену разночинной интеллигенции. Углубление ее расслоения — политического, религиозного, психологического, эстетического. Возникновение проблемы «отцов и детей». «Бунт 13» в Академии художеств и возникновение Товарищества передвижных художественных выставок. «Женский вопрос» в России и его решение в Петербурге.

Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой.

Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Продолжение гоголевской традиции.

Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве.

Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

Петербург как центр революционного движения в России — три революции на протяжении двенадцати лет. Влияние политики на все сферы культуры. Проблема «революция и культура», различные подходы к ее решению. Борьба течений в социологии, философии, художественной культуре. Радикальное изменение ситуации после Октябрьской революции. Петербургская интеллигенция, ее социальная структура и идейный разброд — от участия в подготовке революции до декадентского отрицания смысла жизни. Рождение пролетарской интеллигенции и ее специфические черты.

Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении.

Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма.

Противоречивая взаимосвязь сциентизма и эстетизма в петербургской культуре. Столкновение мирискуснического ретроспективизма, традиционалистского академизма, социально-аналитического реализма и анархически-революционного футуризма в художественной жизни города как отражение общих для петербургской модификации русской культуры этого времени процессов. Серебряный век и отношение к наследию А. Пушкина — от признания его непреходящей ценности (символисты и акмеисты) до «сбрасывания с корабля современности» (футуристы). Изменение соотношения разных видов искусства в художественной культуре города. Роль петербургского балета, книжно-журнальной графики, театральной живописи, камерной музыки.

Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества.

Особенности социокультурного процесса в Петербурге–Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы).

Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города.

Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения.


следующая страница>


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине История культуры Санкт-Петербурга для всех направлений и специальностей всех форм обучения

Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос с

1357.85kb.

08 10 2014
8 стр.


Учебно-методический комплекс по курсу «уголовно-исполнительное право» для студентов всех форм обучения

Охватывается поняти­ем исполнения наказания и что относится к воспитательному воз­действию?

1395.88kb.

15 10 2014
7 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны

359.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня

712.72kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

Охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом

13313.36kb.

11 10 2014
63 стр.


Методические указания для студентов всех форм обучения специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания»

«Пищевые и биологически активные добавки» для студентов всех форм обучения специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания» и 260505. 65 «Технология детского

1098.73kb.

09 10 2014
9 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов россии: история сибири

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

755.07kb.

25 12 2014
5 стр.