Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 9страница 10

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение


План:

1. Значение рождаемости в воспроизводстве населения

2. Понятие рождаемости и плодовитости

3. Показатели рождаемости населения

4. Современные проблемы рождаемости

4.1. Значение рождаемости в воспроизводстве населения3


Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. В данной главе мы остановимся на процессах рождаемости, которая является одной из главных составляющих воспроизводства населения. В течение длительного времени, а в России до середины 1980-х гг., она составляла основной ресурс роста населения. Рождаемость является позитивной стороной воспроизводства, характеризующей появление в населении новых членов, в то время как смертность является его негативной, отрицательной стороной, характеризующей их исчезновение, выбытие из населения4.


4. 2. Понятие рождаемости и плодовитости


Рождаемость в демографии является одной из центральных проблем, т.к. она напрямую влияет на численность населения. Рождаемость населения представляет собой массовый статистический процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение или в совокупности поколений – населения. Деторождения могут быть «живыми» и «мертвыми». В России статистический учет ведется по «живорождениям». В основе рождаемости лежат биологические процессы. Но демография исходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способности к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизни людей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерности носят исторический характер.

Необходимо различать понятия «рождаемость» и «плодовитость». Плодовитость – это биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию, вынашиванию плода и рождению определенного числа живых детей независимо от фактической реализации этой способности. В социолого-демографических исследованиях плодовитость изучается как один из факторов рождаемости и репродуктивного поведения. Плодовитость зависит от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий, но она менее подвержена колебаниям, чем число рождений.

Следует отличать способность к деторождению от фактического деторождения, которое характеризуется числом рожденных детей. Плодовитость зависит от генетических особенностей и состояния здоровья обоих супругов, от сочетания свойств супругов в браке. Женская плодовитость характеризуется способностью к зачатию, вынашиванию плода и рождению живого ребенка, мужская плодовитость – к оплодотворению. У некоторых супругов, обладающих порознь нормальной плодовитостью, при регулярных половых сношениях… зачатие не наступает из-за биологической несовместимости. Поэтому более правомерно говорить о плодовитости брака или супружеской пары5.

Полностью плодовитость реализуется редко. Плодовитость человека как биологического вида составляет 10-12 живорождений за всю жизнь или 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически показатели итоговой брачной рождаемости редко превышают 8 живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.

Плодовитость возникает очень рано (у женщин в 12-13 лет, у мужчин в 14-15 лет), но в таком юном возрасте нет еще экономической самостоятельности, являющейся необходимым условием для создания собственной семьи. Угасание плодовитости наступает у женщин в 50-55 лет, у мужчин – в среднем и более старшем возрасте.

4. 3. Показатели рождаемости населения


Для изучения уровня и динамики рождаемости населения разработана система показателей. Общее представление о масштабах рождаемости детей позволяют получить данные численности родившихся за определенный период времени по территории (стране). Это абсолютное число рождений, показывающее, сколько всего родилось детей на определенной территории и за определенный период времени (обычно за год). Величина абсолютного числа рождений дает информацию об общих объемах рождаемости. При этом не учитывается общая численность населения и изменения демографической структуры. Поэтому более интересная и полезная информация содержится в относительных показателях, которые характеризуют уровень рождаемости и отражают степень интенсивности процесса формирования нового поколения. Чаще всего используются общий, специальный, возрастной и суммарный коэффициенты рождаемости.

Общий коэффициент рождаемости является наиболее простым и широко используемым относительным показателем. Общий коэффициент рождаемости (Крожд.об.) рассчитывается как отношение числа детей, родившихся живыми, на 1000 жителей в течение календарного года к среднегодовой численности населения и измеряется в промилле (%о):

где Чрод. – число родившихся детей,



Чср. – среднегодовая численность населения.

Общие коэффициенты имеют определенные достоинства и недостатки. Достоинства заключаются в том, что они рассчитываются на 1000 человек и тем самым позволяют сравнивать уровни демографических процессов различных по численности населения территорий; одним числом характеризуют состояние процесса рождаемости (имеют обобщающий характер); очень просто рассчитываются; для расчета коэффициента рождаемости в официальных публикациях всегда имеются исходные данные; понятны для любого человека. К недостаткам общего коэффициента рождаемости (отношение числа новорожденных к общей численности населения) можно отнести то, три четверти этого населения, представленного в знаменателе дроби при расчете коэффициента, непосредственного отношения к рождению детей, составляющих числитель дроби, не имеют. Это все мужчины, составляющие примерно половину населения, дети – формально до 15 лет, а фактически – до более зрелого возраста, женщины – формально после достижения 50 лет, а фактически – уже после 35 лет, и большинство незамужних женщин. Если все это учесть, то для полного соотношения числителя и знаменателя дроби при расчете общего коэффициента рождаемости следовало бы соотносить число рожденных детей в основном с числом замужних женщин в возрасте от 20 до 35 лет, которые по переписи 2002 г. составили около 11% от общей численности населения. Остальные 89% не имеют непосредственного отношения к ее числителю.



Таблица 1

Динамика общего коэффициента рождаемости в России

и Республике Башкортостан6

Годы

Родилось детей на 1000 человек населения

Россия

Республика Башкортостан

1945




14,8

1950

26,7

30,1

1960

24,9

33,0

1975

15,7

16,5

1987

17,2

21,0

1991

12,1

14,6

1992

10,7

13,2

1993

9,4

11,6

1994

9,6

11,6

1995

9,3

11,2

1996

8,9

11,0

2000

8,7

10,1

2001

9,0

10,4

2002

9,7

11,1

2003

10,2

11,1

2004

10,4

11,2

20057

10,2

10,8

2006

10,4

11,1

2007

11,3

12,7

Коэффициент рождаемости позволяет производить сравнение рождаемости по отдельным странам и регионам. Он сильно зависит от различий в половозрастной структуре населения и от ряда других факторов (времени вступления в брак, интенсивности брачности и т.д.). Более точно рождаемость характеризует специальный коэффициент рождаемости (Кр.спец.), который исчисляется как соотношение числа родившихся за год на 1000 человек к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет):

где Чср.15-49 – среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста.

Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается применительно к той части населения, которая «производит» рождения, т.е. по отношению только к численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет).

Специальный коэффициент рождаемости иногда называют коэффициентом плодовитости женщин. Недостаток специального коэффициента заключается в зависимости его величины от особенностей возрастной структуры внутри женского контингента (от 15 до 50 лет), а не всего населения.

Очень важен в показателях рождаемости учет коэффициентов брачного состояния женщин. Брачное состояние является важнейшим фактором уровня рождаемости. Брачная рождаемость – это рождаемость, рассчитанная только для женщин, состоящих в браке. Вычисляются специальные коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости по следующим формулам:

где Чрод.бр. – число родившихся детей у женщин, состоящих в браке, чел.,



Чср.15-49 бр. – число женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке, чел.

где Чрод.внебр. – число родившихся детей у женщин, не состоящих в браке, чел.



Чср.15-49 внебр. – число женщин в возрасте 15-49 лет, не состоящих в браке, чел.

Коэффициенты брачной рождаемости рассчитываются в нашей стране по данным выборочных обследований.



Возрастной коэффициент рождаемости (Крожд.возр.) показывает изменение рождаемости в соответствии с возрастом. Он рассчитывается как отношение числа родившихся за год у женщин данной возрастной группы к среднегодовой численности женщин данного возраста:
,

где Чрожд.t – число рождений у женщин данной возрастной группы,



Чср.t – среднегодовая численность женщин данного возраста.
На основе возрастных коэффициентов рождаемости исчисляют суммарный коэффициент рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина за репродуктивный период при сохранении уровней рождаемости в каждом возрасте, независимо от смертности и от изменений возрастного состава.

Суммарный коэффициент рождаемости вычисляется путем суммирования возрастных коэффициентов рождаемости с умножением их на длину каждого возрастного интервала в целых годах (при однолетних коэффициентах множитель =1, при пятилетних =5 и т.д.). Сумма в итоге делится на 1000, т.е. показатель выражается в расчете на одну женщину в среднем. Формула расчета такова:



где Ксумм.рожд. – коэффициент суммарной рождаемости,



Fx – возрастные коэффициенты рождаемости,

n – длина возрастного интервала (при одинаковой длине интервала, его можно вынести за знак суммы, т.е. сначала сложить коэффициенты, а затем один раз умножить сумму коэффициентов на длину возрастного интервала. Если же интервалы разные (бывает очень редко), то каждый коэффициент умножают отдельно на соответствующую ему длину возрастного интервала).

4.4. Современные проблемы рождаемости


Становление современных режимов рождаемости и воспроизводства населения неразрывно связано с российской историей ХХ века: войны, революции, политические репрессии нанесли огромный ущерб демографическому и репродуктивному потенциалам страны.

Все регионы России различаются по уровню рождаемости. Дифференциация российских регионов по уровню общей рождаемости связана с особенностями возрастной структуры населения. Регионы европейской части с более старым населением отличаются самыми низкими показателями общей рождаемости. В регионах Сибири и Дальнего Востока с более молодым населением эти показатели выше. Более адекватной характеристикой рождаемости являются специальные показатели рождаемости, рассчитываемые только в целом за год после уточнения данных текущего учета.

Одним из факторов депопуляционных процессов в России является низкая рождаемость. Современные параметры рождаемости в 2 раза ниже, чем требуется для замещения поколений.

Суммарный коэффициент рождаемости в среднем по России (СКР), представляющий число детей, рожденных в среднем одной женщиной, последние два года держится на уровне 1,287-1,296 (в Республике Башкортостан в 2006 г. СКР был равен 1,413). Как известно, для обеспечения простого воспроизводства значение этого коэффициента должно составлять не менее 2,1. С сегодняшними показателями российская рождаемость является аномально низкой даже на фоне проблемных в демографическом отношении европейских стран: величина СКР во Франции составляет 1,99, в Норвегии - 1,78, в Дании - 1,74, в Великобритании, Швеции и Нидерландах - 1,66 (данные за 2006 г.).

Наибольшее беспокойство вызывает то, что угрожающе низкая рождаемость россиян, скорее всего, будет продолжаться. Результаты социологических исследований свидетельствуют о дальнейшем снижении репродуктивных установок у будущих родителей, что вполне допускает падение рождаемости до значений СКР 0,6-0,8(!) уже в ближайшем десятилетии.

Усугубляющим фактором демографической трагедии является беспрецедентно высокая для России внебрачная рождаемость (30% от общего числа рождений), которая выступает следствием массовой распространенности незарегистрированных сожительств.

Характер рождаемости в России определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такой уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны.

Об изменении ценностных ориентаций на обзаведение семьей свидетельствует и сдвиг рождаемости к более поздним возрастам. Средний возраст матери при рождении ребенка на момент последней переписи населения (2002 г.) достиг 26,2 лет. С 1995 г. этот показатель повысился на 1,5 года и, судя по результатам социолого-демографических исследований, будет расти дальше. В ближайшей перспективе позднее материнство может стать для России детородной нормой, как это имеет место во многих странах Европы.

Ярким показателем репродуктивной деградации является число совершаемых ежегодно абортов. Так, в 2006 г. в России только по официальной статистике было прервано 1587,1 тыс. беременностей, что превысило число рождений на 108 тыс. чел. Число абортов в России до сих пор является одним из самых высоких в мире.

Причины снижения рождаемости многочисленны – это и материальные, и жилищно-бытовые, и социальные, и медицинские, и многие другие. Сегодня невозможно повысить рождаемость до уровня, обеспечивающего хотя бы простое замещение поколений, путем решения только экономических проблем.

В большинстве стран мира проводится политика, направленная на регулирование рождаемости: в развитых странах – на повышение, в развивающихся – на ее сокращение.

Оценивая перспективы рождаемости в России, необходимо учитывать, что наибольшую опасность представляет не сам по себе наблюдаемый уровень рождаемости (суммарный коэффициент в пределах 1,1-1,2), а изменения, которые происходят в брачном и репродуктивном поведении.

Современная ситуация в сфере рождаемости предельно сложна, привычная (постпереходная) модель репродуктивного поведения, которая сформировалась к концу 70-х гг., может быть в ближайшие годы заменена новой – бездетно-однодетной моделью, которая приведет к необратимым депопуляционным изменениям населения России. В то же время нельзя отрицать того, что поколения, для которых эта модель может стать определяющей, прожили в условиях социально-экономического и демографического кризиса сравнительно недолго и еще возможно стимулирование их репродуктивных установок посредством целенаправленного социального управления. Кроме того, есть поколения, только вступающие в брачно-репродуктивные возраста и имеющие право на новый взгляд на роль семьи, детей в жизни конкретной личности, брачной пары. Формирование этих новых взглядов — главная задача демографической политики, ориентированной на преодоление депопуляции и на демографическую стабильность России.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «РОЖДАЕМОСТЬ И РЕПРОДУКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ»
Вопросы для собеседования

  1. Что включают в себя институциональные факторы рождаемости?

  2. Каковы показатели рождаемости в развитых и развивающихся странах?

  3. Какая тенденция в динамике рождаемости в современной России?

  4. Какова ситуация рождаемости в Республике Башкортостан?

  5. При каких условиях, на Ваш взгляд, можно ожидать повышение рождаемости?

  6. Как Вы считаете, приведут ли к резкому увеличению рождаемости в ближайшее время меры по улучшению демографической ситуации, предложенные Президентом России В.В.Путиным в послании к Федеральному Собранию РФ?

  7. Ваше отношение к «материнскому капиталу». Использование «материнского капитала» предусматривает: 1) покупку жилья для семьи; 2) образование детей; 3) пенсионные накопления матери. Как Вы думаете, на что еще следует разрешить использование «материнского капитала»?

Задание для самоконтроля студентов

  1. Какие факторы влияют на рождаемость?

  2. Как рассчитывается общий коэффициент рождаемости?

  3. В чем преимущество специального коэффициента рождаемости и как он рассчитывается?


Основная литература по теме 4

  1. Борисов В.А. Демография. Учебник для ВУЗов. - М., 2003. – С. 123-219.

  2. Бутов В.И. Демография. Учебное пособие. - М:, 2003. - С. 111 – 156.

  3. Демографический энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 373-376.

  4. Демография: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2007. - С. 176 - 195.

  5. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. Р-н-Д., 2002. – С. 192-240.

  6. Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. Н.А. Волгина и Т.С.Сулимовой. – М.: Изд-во «Альфа – Пресс», 2006. - С. 263.

  7. Экономика народонаселения: Учебник / Под ред. проф. В.А.Ионцева. – М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 142 – 175.

Дополнительная литература по теме 4



  1. Андрюшина, Е.В., Каткова И.П., Катков В.И. Репродуктивное здоровье населения – основа демографической политики // Народонаселение. – 2003. - №4.

  2. Аракелов М.П. опыт охраны материнства и младенчества //Социологические исследования. – 1995. - № 7.

  3. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. – 2000. - №7.

  4. Бодрова В. Репродуктивные установки россиян на как барометр социально-экономических процессов // Мониторинг общественного мнения. – 1999. - № 4(42).

  5. Бондарская Г.А., Дарский Л.Е. Брачное состояние женщин и рождаемость //Демографические процессы в СССР: Сборник. – М., 1990.

  6. Борисов В.А. Желаемое число детей в российских семьях по данным микропереписи России 1994 г. //Вестник Московского университета. Серия 18: социология и политология. – 1997. - № 2.

  7. Вишневский А. Великая малонаселенная держава. Россия в глобальной политике. Том 1.№ 3. 2004.

  8. Вишневский А. Демографический потенциал России //Вопросы экономики. – 1998. - № 5.

  9. Галин Р.А. Население Республики Башкортостан: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия /Уфа: РИО БАГСУ, 1998. – Гл. 2.

  10. Галин Р.А., Галина Л.Л. Население Республики Башкортостан: динамика и особенности формирования. Препринт. – Уфа: РИО БАГСУ. – 1996.

  11. Захарова А.Е. Эволюция рождаемости в России в XX веке. – М., 1993.

  12. Как изучают рождаемость / Под ред. Н.Г. Волкова. – М., 1983.

  13. Кваша А.Я. Демографическое развитие России //Вестник РАН. – 1994. - №11

  14. Клупт М. Демография регионов Земли. – СПб.: Питер, 2008.

  15. Медков В.М., Ли Вэй. Политика однодетной семьи в Китае и ее влияние на некоторые аспекты репродуктивного поведения семей//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 1999. - № 3.

  16. Осколкова О.Б. Нужна ли России высокая рождаемость?//Россия и современный мир. – 1995. - № 1.




<предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методический комплекс уфа 2008 ббк 65. 049 (2 Рос) г 15 Рецензент

Охватывает все большую часть населения и расширяет его демографические характеристики

1794.03kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебно-методический комплекс для специальности 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа 2008 ббк 65. 01

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление, для изучения дисциплины по выбору «Институциональная эконом

1384.51kb.

07 10 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Политология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 15 с

245.89kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Сравнительный менеджмент Для студентов экономического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 32 с

359.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с

534.98kb.

06 10 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.