Тема 9. Федеральное Собрание – парламент Российской
Федерации
Абрамова, А.И. Современный законодательный процесс Российской
Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А.И. Абрамова // Журнал российского права. 2007. № 2.
Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России / С.А. Авакьян. М., 1999.
Амиантов, А.А. Конституционные принципы парламентаризма // Конституционное и муниципальное право / А.А. Амиантов. 2007. № 18.
Арутюнян, А.Ш. Проблема соотношения классического парламентаризма и постсоветского парламентаризма / А.Ш. Арутюнян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22.
Васькова, Л.Г. Партийный императивный мандат – новая модель взаимоотношений депутата и избирателей / Л.Г. Васькова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.
Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. 2006. № 2. (I).
Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. 2006. № 3. (II).
Гранкин, И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания / И.В. Гранкин // Журнал российского права. 2003. № 1.
Гранкин, И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.
Колюшин, В.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ / В.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
Краснов, Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования / Ю.К. Краснов. – М., 2004.
Кудрявцев, В.Н. и др. Конституция – это закон и для Государственной Думы / В.Н. Кудрявцев и др. // Государство и право. 2007. № 5.
Кондрашев, А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.
Мартышин, О.В. Столетие учреждения Государственной Думы и судьба парламентаризма / О.В. Мартышин // Государство и право. 2007. № 2.
Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.
Романов, Р.М. Российский парламентаризм: история и современность / Р.М. Романов: науч. ред. А.И. Яковлев. М., 2000.
Советников, И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной Думы / И.В. Советников // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.
Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / под ред. О.Н. Булакова. М., 2005.
Тема 10. Конституционно-правовой статус Правительства
Российской Федерации
Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. 1997. № 3.
Государственный аппарат. «Власть» подводит итоги административной реформы // Коммерсантъ-Власть. 2007. № 50.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы. М., 2004.
Исполнительная власть в Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.
Новиков, А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы В РФ / А.Б. Новиков // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.
Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.
Тема 11. Конституционные основы судебной системы.
Конституционное правосудие
Авакьян, С.А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда РФ из столицы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
Витрук, Н.В. Конституционное правосудие в России (1991–2001): очерки теории и практики / Н.В. Витрук. М., 2002.
Волкова, Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева. М., 2005.
Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2004. № 12.
Зыкова, Н.С. Структура Конституционного Суда РФ: актуальные проблемы / Н.С. Зыкова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
Митюков, М.А. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: правовые дискуссии при разработке и принятии / М.А. Митюков // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.
Савельева, О.А. Понятие и общая характеристика правых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / О.А. Савельева
// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 21.
Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд / Б.С. Эбзеев. М., 1997.
Тема 12. Конституционные основы организации системы
органов государственной власти субъектов РФ
Жуков, А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) / А.П. Жуков // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14.
Евдокимов, В.Б. О конституциях и уставах субъектов Российской Федерации / В.Б. Евдокимов // Чиновник. 1998. № 3.
Елисеев, Б.П. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Б.П. Елисеев. М., 1997.
Малый, А.Ф. Организация областного парламента / А.Ф. Малый, М.А. Гмырин. Архангельск, 2001.
Проблемы формирования регионального законодательства: сб. науч. Ст. / под ред. А.Ф. Малого. Архангельск, 2001.
Синякова, С. Формирование парламентов по партийным спискам и эффективность государственной власти в регионах России / С. Синякова // Власть. 2007. № 6.
Шхагапсоев, З.Л. Конституционные основы судебной власти в субъектах РФ / 3.Л. Шхагапсоев, Л.А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
Щербаков, С. Проблемы повышения эффективности законодательной ветви власти на региональном уровне / С. Щербаков // Власть. 2007. № 10.
Тема 13. Конституционно-правовые основы местного
самоуправления
Автономов, А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки) / А.С. Автономов. М., 2002.
Акмалова, А.А. Модели местного самоуправления / А.А.
Акмалова. М., 2001.
Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления / Н.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.
Ежкова, А. К вопросу о конституционно-правовых основах самостоятельности местного самоуправления /А. Ежкова // Право и жизнь. 2003. № 62 (10).
Желтухова, Н.А. Финансово-экономическая организация территориального общественного самоуправления /
Н.А. Желтухова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.
Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
Кузнецов, С.П. Принципы построения местных бюджетов / С.П. Кузнецов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.
Лобода, Т.И. Реформа местного самоуправления в России /
Т.И. Лобода
// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
Макарова, Т.Б. Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Т.Б. Макарова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16.
Мерсиянова, И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи / И. Мерсиянова // Власть. 2007. № 1.
Помещикова, С.А. Учет мнения населения в градостроительной деятельности / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7.
Сергеев, А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А.А. Сергеев. М., 2005.
Симонян, Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления / Г.Р. Симонян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
Синцов, В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия / В.Н. Синцов// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.
Степанова, А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования / А.А.
Степанова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.
Усманова, Р.М. Население как субъект местного самоуправления / Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.
Ресурсы Интернета
Система «Гарант»: правовые базы российского законодательства – www.garant. ru;
общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-плюс) – www.consultant. ru;
сервер «Российской газеты» – www.rg. ru;
официальный сервер органов власти Российской Федерации – https:// www.gov.ru/;
официальный сервер уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – https:// www.ombudsman.ru/
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Активное избирательное право – право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Антиконституционность – противоречие закона, иного нормативно-правого акта конституции.
Асимметричная федерация – федеративное государство, субъекты которого имеют неодинаковый юридический статус.
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции.
Вето президента – отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.
Вотум (от лат. – воля, желание) – выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, отдельному его члену, иному исполнительному органу, должностному лицу исполнительной власти.
Выборы – процедура формирования посредством голосования состава государственного органа, органа местного самоуправления или наделение полномочиями должностного лица.
Высший Арбитражный Суд РФ – инстанция, возглавляющая систему арбитражных судов, в компетенцию которых входит разрешение экономических споров и иных дел, преимущественно в сфере предпринимательской деятельности.
Гарантии депутатской деятельности – устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий.
Гарантии прав и свобод граждан – материальные, организационные, духовные и правовые условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами, установленными конституцией и законами.
Глава государства – высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент), часто – глава исполнительной власти.
Глава правительства – обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства (председатель правительства, председатель совета министров, председатель кабинета министров, премьер-министр, канцлер).
Государственная власть – деятельность государства по осуществлению функций управления и руководства обществом, определяемая волей всего общества или отдельных его социальных слоев.
Государственное единство – принцип организации государства, заключающийся в признании государства как единого целого всеми его частями.
Государственная Дума – одна из палат российского парламента (Федерального Собрания), формируемая путем общенациональных прямых выборов.
Государственное устройство – территориальная организация государства, обуславливающая правовое положение его отдельных частей и характер взаимоотношений центральных и региональных органов власти.
Государственная целостность – один из принципов построения Российской Федерации; он означает, что территория государства едина и неделима, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, власть органов РФ распространяется на всю ее территорию.
Государственный суверенитет –
(см.
Суверенитет).
Государственный язык – язык органов государственной власти, учреждений, предприятий, на котором осуществляется судопроизводство, ведется обучение в школах и вузах государства.
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Дееспособность – установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.
Демократическое государство – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью.
Денонсация – официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора.
Депутат – лицо, избранное в парламент или представительный орган местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа.
Депутатская неприкосновенность (депутатский иммунитет) – предусмотренная законом невозможность ареста депутата, привлечения его к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат.
Депутатский индемнитет – непривлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций.
Депутатский запрос (то же, что
интерпелляция) – обращение депутата к определенным органам или должностным лицам, предложение (требование) дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в их компетенцию.
Договор нормативный – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.)
Достоинство личности – категория, закрепленная в ст. 21 Конституции РФ, под которой понимается обладание человеком определенными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующими общепринятым моральным ценностям.
Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Закон – нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый парламентом и имеющий общеобязательную силу.
Законодательная власть – избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Законодательный процесс – осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на принятие законов и введение их в силу.
Избирательное право – совокупность норм, регламентирующих порядок организации и проведения выборов, а также право конкретного гражданина избирать и быть избранным (субъективное право).
Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Избирательная система – 1) в широком смысле слова – совокупность общественных отношений, возникающих по поводу проведения выборов; 2) в узком смысле слова – система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
Институт права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Импичмент (англ. недоверие, обвинение) – особый порядок привлечения к ответственности или отстранения от должности главы государства и других должностных лиц исполнительной и судебной власти.
Императивный мандат (лат. повелительный) – форма взаимосвязи депутата со своими избирателями, предполагающая обязанность депутата выполнять наказы избирателей и нести перед ними ответственность за свои действия.
Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовывать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Кворум – установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
Кодификация – форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, юридически и логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.
Комитеты и комиссии Государственной Думы – органы с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа депутатов Государственной Думы.
Компетенция – совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативно-правовыми актами.
Конституция (лат. установление) – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основы устройства государства и общества.
Конституционализм – 1) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость демократического устройства государства на основе конституции; 2) наличие политического режима, адекватного конституции, закрепляющей демократические институты: свободу личности, демократические права и свободы граждан, участие народа в осуществлении функций власти, избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов, демократический порядок формирования государственных органов, наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический плюрализм и многопартийность.
Конституционно-правовая ответственность – установленная нормами конституционного права ответственность государственных органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти.
Конституционность – соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства основному закону страны – Конституции, имеющей высшую юридическую силу.
Конституционное Собрание – орган, предусмотренный Конституцией РФ и созываемый для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции РФ.
Конституционный строй – отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.
Конституционный контроль – проверка на соответствие Конституции законов и других нормативных актов, а также действий органов государственной власти.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конфедерация – временный союз государств (т.е. международно-правовое объединение), образуемый для достижения экономических, политических, военных и прочих целей.
Легислатура – срок полномочий представительного органа власти. В нашей стране более употребителен термин
созыв.
Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, ее права подчинять.
Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Неприкосновенность личности – запрет совершать произвольно какие-либо действия, посягающие на жизнь, здоровье, свободу, личную жизнь и другие блага, принадлежащие человеку и гражданину.
Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Общественная власть – власть общественных объединений и групп граждан как средство их самоорганизации (самоуправления).
Общественное объединение – объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства.
Обязанность – необходимость определенного поведения.
Октроирование (фр. жаловать, даровать) – дарование конституции от имени главы государства, выступающего в качестве учредительной власти.
Омбудсман – должностное лицо, назначаемое парламентом и имеющее задачей защиту прав и свобод человека и гражданина. В России –
уполномоченный по правам человека Российской Федерации.
Оптация (выбор гражданства) – способ приобретения или изменения гражданства при изменении государственной принадлежности территории.
Основы конституционного строя – закрепленные в Конституции РФ исходные принципы территориальной, политической, социальной и экономической организации государства и общества, приоритеты общественного развития.
Основы местного самоуправления – совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории РФ.
Ответственность правительства –
1)
юридическая ответственность связана с законностью действий правительства: 2)
политическая ответственность правительства касается целесообразности проводимой правительством политики и принимаемых им мер. Ответственность правительства связана с процедурами голосования о доверии или недоверии, а также институтом отставки, что определяется характеристиками взаимоотношений правительства с парламентом.
Отставка правительства – прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого правительства, по инициативе президента, в случае политического конфликта с парламентом в форме вотума недоверия или отказа в доверии, выраженных парламентом.
Парламент – высший выборный законодательный орган государственной власти.
Парламентская республика – форма правления, характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти.
Парламентское расследование – одно из контрольных полномочий парламента, осуществляемое специально создаваемыми парламентскими (следственными) комиссиями временного характера.
<предыдущая страница | следующая страница>