Перейти на главную страницу
По мнению толкователей богослужения, полунощницу Святая Церковь установила, руководствуясь следующими соображениями:
Во-первых, напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в «Учительном Известии» говорится: «В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающия на землю» (Служебник).
Во-вторых, для постоянного напоминания верующим о страшном дне Второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как Второе пришествие Христово, по общему верованию Святой Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, «как тать в нощи», для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопений, которые изображают это пришествие Господне (тропари: «Се жених…») и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).
В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в полночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: «Свят, свят, свят».
Устанавливая такой порядок службы, Святая Церковь также основывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Евангелиста «зело рано», то есть тотчас после полуночи.
В Часослове и Следованной Псалтири содержатся три отдельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, последование вседневной (Понедельник первой недели Великого поста) и воскресной полунощницы присутствуют и в Типиконе (7 глава). Та или другая полунощница совершаются сообразно с днем недели и указанием Устава.
Совершение полунощницы не предусматривается, если имеет место всенощное бдение, а также в некоторых других случаях: в пятницу и субботу пятой недели Великого поста, в среду Страстной недели (Типикон, 2 и 7 главы).
Иногда полунощница совершается не в храме, а в келиях (в пятницу пятой недели Великого поста, а также в промежутке от Великого четверга до Фоминой недели).
1.1. Чинопоследование вседневной полунощницы
Первая часть
Священник в одной епитрахили возглашает: «Благословен Бог наш…».
В зимнее время (с 29 сентября нового стиля до недели Ваий) после молитвы «Владыко Боже Отче…» прибавляются еще две молитвы: «Господи Вседержителю Боже сил…» и «Тя благословим, вышний Боже…»
В течение же всего Великого поста после возгласа «Боже, ущедри ны…» произносится молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».
Вторая часть
Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается «Приидите, поклонимся» (трижды), затем читаются два псалма: «Возведех очи мои в горы…» (120 пс.), «Се ныне благословите Господа…» (133 пс.). После этих псалмов чтец продолжает: «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш…» и заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя…», «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» На «Слава» поется кондак «Со святыми упокой…», на «И ныне» — Богородичен «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево…».
После тропарей произносится: «Господи, помилуй» (12 раз), и заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу…».
Третья часть
Заключительную часть полунощницы составляют молитвы «Преславная Приснодево…» и «Упование мое Отец…». Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».
После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совершается обычное прошение. (Смотри выше в конце повечерия). Священник произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексие»… После ектении говорит: «Молитвами святых отец наших…». На этом последование вседневной полунощницы заканчивается.
В дни праздничные, например: 8 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Святого Духа, в субботу Лазаря, в отдание Пасхи, по первом Трисвятом и по «Отче наш…» вместо «Се жених…» поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по «Отче наш…», вместо указанных заупоконых тропарей, поется кондак праздника. Но только тогда молитва «Помяни, Господи, в надежди воскресения…» не произносится (см. Типикон, последование указанных дней).
1.2. Чинопоследование субботней полунощницы
Субботняя полунощница, как и вседневная, состоит из двух частей. Она отличается от вседневной полунощницы тем, что на субботней полунощнице вместо семнадцатой кафизмы читается девятая, в которой прославляется Господь Спаситель мира, Своими страданиями и смертью победивший ад (семнадцатая кафизма в этот день читается на утрене, после шестопсалмия в числе рядовых кафизм).
В соответствии с девятой кафизмой после «Символа веры» поются или читаются тропари не о втором пришествии и Страшном суде («Се жених…»), а в прославление Пресвятой Троицы «Несозданное естество, всех Зиждителю…», на «Слава» — тропарь «Вышния силы подражающе на земли…», на «И ныне» — «От одра и сна воздвигл мя еси, Господи…». После молитвы «Владыко Боже Отче Вседержителю…» читается еще другая молитва — «Величая Величаю Тя, Господи…».
В праздничные дни, например, 26 декабря, 7 января, в субботу Лазаря и другие — поется тропарь праздника, как и на вседневной полунощнице.
На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвой «Господи и Владыко живота моего…».
Воскресная полунощница отличается от вседневной и субботней тем, что она значительно короче и состоит из одной только первой части. Второй части нет, нет и кафизмы, а вместо неё поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троицы, а именно: Троичный канон рядового гласа.
Порядок этой полунощницы следующий: возглас, обычное начало, псалом пятидесятый и канон Пресвятой Троице рядового гласа (из Октоиха), «с благоговением и умилением» (Типикон, 7 глава). После канона поются особые троичные тропари: «Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова…» и другие (см. Часослов). Затем следует «Трисвятое», «Отче наш…» и ипакои гласа.
Чтец произносит: «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…».
После возгласа священника «Боже, ущедри ны…» читается молитва «Всемогущая и животворящая Святая Троица…». Затем произносится отпуст («чин обычного прошения», см. в конце повечерия) и ектения: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексие…». После конечного возгласа: «Молитвами святых отец наших…» воскресная полунощница заканчивается.
§ 2. Утреня
Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания: например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем мы каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия — Иисуса Христа. В утреннем богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.
Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете — в царстве благодати — с утром соединены многие священные воспоминания: например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, то есть до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.
Православная Церковь призывает нас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в «Апостольских Постановлениях» говорится: «По утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день…».
В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни «Слава в Вышних Богу…», а в конце утрени бывает возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями — обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих древность этого обычая. Так, например, церковный историк епископ Евсевий Кесарийский (IV век) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. 5, 28). В творениях святителя Василия Великого также есть упоминание о способе стихословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Пс. 204). У святого Афанасия Великого (IV век) имеется указание на употребление в утреннем богослужении великого славословия.
Существует три вида утрени:
1. Вседневная, то есть служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в девятом гласе и других местах Типикона.
2. С великим славословием, то есть когда великое славословие поется, а не читается.
3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.
Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во второй, третьей, четвертой главах и других местах Типикона.
Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:
1. Начальные псалмы — шестопсалмие с великой ектенией и тропари на «Бог Господь».
2. Кафизмы, на праздничной утрени — полиелей с Евангелием.
3. Канон.
4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.
Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в которой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах («Бог Господь, и явися нам…») эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия.
За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника.
За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества, Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне на отпусте.
2.1. Чинопоследование вседневной утрени
Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь,1 отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).
Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся»2 (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20). Затем «Слава, и ныне», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»… — «Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» — «Предстательство христиан непостыдное…».
Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Благословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветхом Завете заповедано было Богом, «да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано» (Исх. 30, 7). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», то есть дверью, и кадит престол.
Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. «Долженствует же, — говорится в Типиконе, — внимати чтец и священник, егда имать рещи: «Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикон, 9 глава).
По окончании чтения священник произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: «Яко милостив…» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…».
От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.
Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, а именно: третий, тридцать седьмой, шестьдесят второй, восемдесят седьмой, сто второй и сто сорок второй. Оно предваряется следующими литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из пятидесятого псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмия (то есть 3, 37 и 62).
Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (то есть 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).
Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).
После шестопсалмия следует великая ектения «Миром Господу помолимся», после которой диакон произносит «Бог Господь…» со стихами.
Хор в ответ поет: «Бог Господь…» (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.
Если священник служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь» со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом.1
После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следующем порядке:
1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на «Слава, и ныне» — Богородичен (по гласу тропаря) из четвертого приложения Минеи.
2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» — тропарь другому святому — (один раз) и на «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы».
3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу «Славы».
4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» — святому, «И ныне» — празднику.
После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды)1, «Господи, помилуй» (трижды).
Далее читается седален.2 Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после третей песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.). После седальна последней кафизмы читается 50 псалом, за которым следует канон.
Канон состоит из девяти песней. Первый стих каждой песни называется ирмосом, то есть «связью» — образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.
Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» является указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Одиннадцатая глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.
Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия» — «схождение».
В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после третьей, шестой, восьмой и девятой песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, то есть ирмос поется только в качестве катавасии. В девятнадцатой главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.
После третей, шестой и девятой песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (то есть третья, шестая и девятая) сопровождаются: третья — ипакои и седальном, шестая — кондаком и икосом; девятая — светильном и экзапостиларием.1
Во время чтения восьмой песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 глава).
Хор поет: «Величит душа моя Господа…».
Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).
В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами «Величай, душе моя…». Об этом подробно рассказывается в двадцатой главе Типикона «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».
После девятой песни, если совершается вседневная служба, поется «Достойно есть…», а затем — малая ектения. Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами. После ектении положен светилен или экзапостиларий.
В Типиконе есть особая (шестнадцатая) глава «О светильных на утрене. По девятой песни, после «Достойно» како глаголются в седмице; кроме недели». В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» — светилен Минеи, на «И ныне» — «Богородичен», а в среду и пятницу — Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется светилен Октоиха, на «И ныне» — Богородичен.
Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование
святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.
Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.
Вслед за светильном — экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются «хвалитными».
«Хвалите Господа с небес…» (148);
«Воспойте Господеви песнь нову…» (149);
«Хвалите Бога…» (150).
К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованную Псалтирь).
Далее диакон или священник произносит просительную ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви…», «Главы наша…».
После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне из Октоиха — особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.
После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш…». После возгласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в пятьдесят второй главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.
Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).
Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.
Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи — по чину, или лику святого.
Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).
После тропарей произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» Затем: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».
Хор: «Аминь. Утверди, Боже…».
Далее чтец читает первый час.
Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро застало человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна «Слава в вышних Богу…» сразу же следуют исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.
Во время шестопсалмия, по Уставу, свечи «погашаются» для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы «очи наши» не развлекались ничем внешним, и мы были бы «обращены внутрь своей души».
Наступившая при этом темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Спаситель, прославленный ангельским пением «Слава в вышних Богу…» (Лк. 2, 14), в которую вифлеемские пастыри во мраке ночи «текли» в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его (Лк. 2, 15-18). Эта тьма приводит на память ту темноту, при которой Моисей беседовал с Богом — «вниде во мрак» (Исх. 20, 21). Затем темнота ночи изображает и ту ночь, среди которой Господь явится второй раз судить живых и мертвых.
Среди полной тишины раздается молитва, дважды повторяемая, о том, чтобы Господь отверз уста читающему, то есть дал силу и власть его словам «Господи, устне мои отверзеши…» Затем следуют псалмы, исполненные покаяния и скорби.
В наступившей в храме темноте катятся волны молитвенных псалмов, проникнутых глубочайшей печалью (псалмы 87 и 142) и являющихся в то же время пророчеством о страдании Самого пришедшего на землю Спасителя, ибо Он «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4). Здесь темнота храма соответствует тьме смертной ночи.
О настроении, с которым следует слушать шестопсалмие, в Типиконе говорится: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующие и молящиеся о гресех наших (9 глава). И еще: «Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не торопясь), и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но со страхом Божиим стояти, яко Самому Богу беседующе невидимо…».
Далее говорится о том, что подобает «внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенных персем (с руками, прижатыми к груди), главы же преклонены, очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную» (Понедельник первой седмицы Великого поста).
Во время чтения трех последующих псалмов шестопсалмия (то есть восемдесят седьмого, сто второго и сто сорок второго) священник выходит на амвон и становится пред царскими вратами и с открытою главою читает «Утренние молитвы», аналогичные по своему смыслу светильным молитвам вечерни. «Как на вечерне, — говорит архиепископ Вениамин, — во время чтения священник один про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсалмия, начинает читать пред святыми дверьми «Утренние молитвы» один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении моления, содержащегося в шестопсалмии».1
Очень важно отметить, что священник, изображающий Ходатая Христа, выходит ко времени начала чтения самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма восемьдесят седьмого. Этим изображается то, что Христос услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в этом псалме, а также в заключительном сто сорок втором.
Текст «Слава в вышних Богу…» издревле входил в богослужение. Этот текст мы видим в литургии «Апостольских Постановлений». Уже св. Венедикт предписывает начинать утреню стихом «Господи, устне мои отверзеши…». В древности утреня начиналась одним шестьдесят вторым псалмом (Псевдо-Афанасий. «О девстве», IV-V века). Потом под влиянием монашеских уставов количество псалмов быстро возросло до двеннадцати. Впоследствии в монастырской практике келлитов возникла необходимость в уменьшении количества псалмов под влиянием песенно-храмовой практики исполнения их. Господствовавшее ранее число «12» было сокращено до «6», которое стали называть шестопсалмием. Это произошло сравнительно рано, так что об этом есть упоминание уже в древнейших Иерусалимских уставах. О шестопсалмии также упоминает святой Бенедикт Нурсийский. В настоящем виде оно упоминается в VII веке в описании Синайской утрени.
После окончания шестопсалмия произносится «Великая ектения», выражающая прошения и надежду на то, что явившийся на земле Ходатай, Спаситель, рождение Которого прославлено в начале шестопсалмия, исполнит все прошения, о которых говорится в этой ектении.
После этой ектении диакон или священник возглашает славу пришедшему Спасителю в словах прокимна «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этим исповедуется пришествие на землю Господа и продолжается прославление Его пришествия, воспетого ангельским славословием во вступлении к шестопсалмию.
Затем произносятся особые стихи, пение и чтение которых отличается праздничным торжеством и радостью. В ознаменование этой радости зажигаются свечи. Симеон Солунский так объясняет этот момент богослужения утрени: «Иерей тотчас, сотворив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (то есть «Миром Господу помолимся»). И в то время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется «Бог Господь». Ибо Христос, как Бог, явился нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, явился «Свет великий Божий», по словам Исаии, то и мы, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ придет к нам среди ночи».1
Архиепископ Вениамин прибавляет к сказанному: «Поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то стих «Бог Господь», прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, т.е. на утренях, а не в других дневных славословиях; а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные».2
После пения «Бог Господь» поются тропари. Тропарь, в котором прославляется праздник, как бы на конкретном примере раскрывает сущность и силу слов «Бог Господь».
Затем стихословятся две или три кафизмы. Сидение за кафизмами возникло из древней подвижнической практики, когда в течение суточной службы прочитывалась вся Псалтирь. Об этом имеются сведения у святого Кассиана (V век). Сидеть, впрочем, полагалось только во время назидательных чтений. Во время же пения отделов Псалтири полагалось стоять, почему отделы эти назывались статьями. Они соответствуют позднейшим кафизмам. Под влиянием святого Кассиана появляется обычай сидеть во время исполнения святых статей. К IX веку уже появляется термин «кафизма» («сидение»), указывающий на упрочившийся обычай.3
Вторая часть
Далее начинается другая часть утрени. Она посвящена прославлению события или святого дня. Этой цели особенно служит канон.
Начало канонов относится к древним временам христианства. Подражая пению (Деян. 16, 25) и наставлению апостолов, глаголати «во псалмах и пениях и песнех духовных» (Еф. 5, 19), преемники апостолов на основании Священного Писания и Священного Предания составили многие священные песни. Слово «песнь», взятое из Священного Писания (Кол. 3, 16), показывает, что церковные песнопения выражают священный восторг Церкви.
Полный канон на утрене есть стихословие десяти избранных песней Священного Писания (псалмы отсутствуют). Среди этих песен первые восемь из Ветхого Завета, а последние две (то есть девятая и десятая) — из Нового. Последняя десятая песнь заменяется обыкновенно девятой и, поэтому фактически нормальный канон «есть стихословие избранного числа девяти песней».
Большею частью канон состоит из стихословия избранного числа девяти песней. Вторая песнь, составленная по образцу обличительной песни Моисея, имеется только в канонах великопостных; во всех же прочих канонах вторая песнь не употребляется.
Канон является важнейшей подвижной частью утреннего богослужения. Замена в этом месте стихословия псалмов стихословием песней Священного Писания имеет глубокое богословское и психологическое значение. Торжественность этого места службы, где помещается канон, и переполнение сердца молитвенным восторгом психологически требует излияния в ряде возвышенных песней, прославляющих праздник или святого, память которого отмечается в этот день. Здесь как бы подтверждаются слова апостола Павла «От избытка сердца глаголют уста».
Образцом для составления песней канона послужили десять Богодухновенных песней, содержащихся в Священном Писании.
Первая песнь. Это благодарственная песнь иудеев по переходе их через Чермное (Красное) море. Она была воспета Мариамною, сестрою Моисея и Аарона, «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исход 15, 1-19). В этой песне прославляется Господь, как Всемогущий Избавитель от зол и нападений вражьих и прежде всего диавола («фараона мысленного»).
Вторая песнь воспета Моисеем во время странствования евреев по пустыне — во обличение их беззаконий и для пробуждения в них чувства раскаяния. Ее начальные слова: «Вонми, небо, и возглаголю…» (Втор. 32, 1-44). В этой песне образ Господа, карающего за грехи, беззакония и посылающего в огонь геенский (Втор. 32, 22). В праздничных канонах она опускается, а поется только в период Великого поста.
Третья песнь следует в праздничных канонах за первой песнью. Она воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора безчадия. Ее начальные слова: «Утвердися сердце мое во Господе», а также: «Несть свят, яко Господь» (1 Цар. 2, 1-10). Ее основная мысль: полное возложение своего упования на Господа и на Его всемогущество.
Четвертая песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения и страха: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Аввак. 3, 2, 20 и др.). В этой песне прославляется добродетель, величие, сила и слава грядущего Спасителя.
Пятая песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Исаии и выражает жажду мира, который принесет Господь, и непрестанное от ночи до утра моление к грядущему Избавителю. «От нощи утреннюет дух мой, к Тебе, зане свет повеления Твоя. Мир даждь нам» (Ис. 29: 9, 12). Здесь прославляется Спаситель, как миротворец. В этой же главе содержится пророчество о воскресении из мертвых (ст. 19), начало которого положил Сам Христос.
Шестая песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Ионы — его молитвы во чреве китовом. «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Иона 2, 3-7). В ней выражается пророчество о восстании Христа из мертвых (ср. псалом 15, 10) после схождения Его во ад. Там же выражена мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.
Седьмая песнь взята из книги пророка Даниила и выражает славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу. Ее основной текст такой: «Благословен еси, Господи, Боже отцев наших и хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 21-56).
Восьмая песнь, так же как и предыдущая, взята из книги пророка Даниила и является продолжением славословия трех отроков, призывающих воздавать хвалы Богу за все. «Благословите все дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).
Обе песни содержат чрезвычайно важные богословские мысли (они особенно широко развиваются в контексте паремии вечерни Великой субботы, где книга пророка Даниила составляет заключительную 15 торжественную паримию. Избавитель от огня печи Навуходоносоровой, явно прообразующей огнь геенский, есть Сам Сын Божий (Дан. 3, 25), сходящий во ад для освобождения заключенных там от века узников.
Девятая песнь является славословием Божией Матери, произнесенным Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем» — и кончая словами «Яко же глагола ко отцем вашим Аврааму и семени его даже до века» (Лк. 1, 46-55). Это славословие, являясь средоточием канона, содержит прославление Божией Матерью Господа и выражает также святую радость об осуществлении пророчеств.
В наше время эта песнь является прославлением Самой Божией Матери от Святого Духа, подвигнувшего Ее на это славословие.
Десятая песнь являет собой славословие Бога священником 3ахарией при рождении сына, святого пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79). Начальные слова этой песни следующие: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям Своим» (Лк. 1, 68). Песнь эта (взятая целиком) представляет много поразительных аналогий с величанием Божией Матери и является как бы его отзвуком и дополнением. Его основной мотив — пророчество о Предтече Господнем и о Самом Господе.
Когда диакон возгласит «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим», то этим возглашением и начинается стихословие девятой песни. Стихословие это состоит в том, что к каждому стиху песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) припевается текст песни святого Космы Маюмского «Честнейшую Херувим…».
В христианском богослужении песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» введена чрезвычайно рано. Согласно исследованиям Мабильона, она пелась в Галлии в начале VI века на утрене в воскресные и праздничные дни. На основании александрийского списка Библии можно утверждать, что песнь Богородицы входила в богослужение вместе с псалмами и другими песнями Священного Писания уже в IV веке, если не ранее. Ее мы находим не только в древнейших греческих Псалтирях, но и у несториан, коптов, яковитов, армян и др.
«Песнь Богоматери, — говорил архиепископ Филарет Черниговский, — есть первая Боговдохновенная песнь христианского времени, — так как христианин, желая славить песнями Господа, невольно после древних Боговдохновенных песен встречается с песнью Святой Девы и невольно начинает ее петь. Самые обстоятельства первых времен — тяжкие гонения на христиан, — сближали христианскую душу с Тою, Которая так мало имела известности на земле, хотя и была из царского рода и Которая так прославлена за смирение Свое».
Что касается славословия Космы Маюмского «Честнейшую Херувим» (VIII век), то в Церкви существует умилительное предание, засвидетельствованное Никифором Каллистом (XVI век). Согласно этому преданию, Божия Матерь явилась святому Косме и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда я столько близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою».
Употребление же песней Священного Писания во время богослужения восходит к ветхозаветным временам. Из талмудических трактатов известно, что во время принесения вечерней жертвы пелась торжественная песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. 15 гл.), то есть наша первая песнь канона. При принесении же добавочной праздничной жертвы в субботу пелась обличительная песнь Моисея, то есть наша вторая песнь канона.
О библейских песнях упоминает святого Иларий Пиктавийский (IV век), который указывает, что в то время в Африканской Церкви пелись 2 песни Моисея, песнь Деворры и Иеремии.
С IV века начинают применяться в Церкви песнопения трех отроков.
В современном смысле каноны появляются у святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (VII век).
Большие полные каноны впервые начал писать, по всей вероятности, святой Андрей Критский (VII век). Он же, по-видимому, ввел ирмосы.
Исключение второй песни начинается около IX века. В IX веке же Триодь приобрела нынешний вид трудами преподобного Феодора Студита и его брата Иосифа.
Для Октоиха и Минеи каноны составлены преподобным Феофаном и святым Иосифом Песнописцем. При них же выработался современный обычный тип канона с четырьмя — шестью тропарями. Этот объем установился в виду необходимости соединения нескольких канонов.
Катавасии, поемые в Господские, Богородичные праздники, праздники святых и в воскресные дни в течении всего года
11 09 2014
12 стр.
Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенн
17 12 2014
11 стр.
Русская Православная Церковь в 1881-1894 годы § Приходское духовенство в XIX веке
08 10 2014
22 стр.
Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 2001. – 208 с. 11 экз
14 10 2014
1 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»
09 09 2014
4 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций
17 12 2014
32 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм обучения
25 09 2014
8 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка
14 12 2014
1 стр.