Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 11страница 12


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)
Н.В. Капитонова
Прогнозирование национальной экономики

Учебное пособие для студентов

специальности 080103 – Национальная экономика

Чита 2008

УДК 338.27(075)

ББК 65.054.3я7

ББК У054.3я7

К 202


ISBN 978-5-9293-0341-8

Капитонова, Н.В. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие / Н.В. Капитонова. – Чита: ЧитГУ, 2008. – с.

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом высшего образования от 17.03.2000г. для специальности 080103 – Национальная экономика. Учебное пособие содержит методически обработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины в соответствии с учебной программой.

В работе рассматриваются особенности национальной экономики, сущность и содержание социально-экономического прогнозирования, методы прогнозирования, классификация моделей применяемых в национальной экономике.

Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов экономических специальностей вузов, аспирантов и преподавателей.

Рецензенты:

1) С.А. Городкова, к.э.н., доцент кафедры экономики ЗИП СибУПК;

2) О.В. Гладких, к.э.н., зав. кафедрой коммерции и предпринимательства ЧИ БГУЭП.

Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно - издательского совета ЧитГУ.

Ответственный за выпуск к. техн. н., доцент А.Ю. Лавров.

© Читинский государственный университет, 2008

© Капитонова Н.В., 2008



Оглавление

Предисловие ……………………………………………………….. 5

Введение…………………………………………………................. 7

1. Национальная экономика как объект прогнозиро-

вания ……………………………………………………………... 8

2. Сущность и содержание социально-экономического

прогнозирования национальной экономики………… 18

2.1. Понятие прогноза и прогнозирования ………………………. 18

2.2. Классификация прогнозов ……………………………………. 20

2.3. Основные функции и принципы прогнозирования ………… 23

2.4. Этапы прогнозирования национальной экономики……….. 30

2.5. Планирование и прогнозирование экономического

развития ……………………………………………………… 33

3. Методы прогнозирования национальной

экономики ……………………………………………………. 40

3.1. Классификация методов прогнозирования …………………. 40

3.2. Интуитивные методы прогнозирования ……………….......... 41

3.3. Формализованные методы прогнозирования………… …….. 51

3.4. Нормативный и балансовый методы в прогнозировании…... 73

4. Объекты прогнозирования национальной экономики 85

4.1. Национальный продукт………………………………………. 85

4.1.1. ВВП И ВНП, состав и способы расчета ……………….… 88

4.1.2. Показатели системы счетов ………………………..……. 95

4.1.3. Национальное богатство …………………………..……. 97

4.1.4. Методы прогнозирования динамики ВВП ……….. …….. 100

4.2. Прогнозирование доходов и расходов населения …………. 107

4.2.1. Уровень и качество жизни ………………………………. 107

4.2.2. Показатели уровня жизни населения …………………... 109

4.2.3. Потребительская корзина, прожиточный уровень …… 112

4.2.4. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) … 121

4.2.5. Прогнозирование доходов населения в национальной

экономике…………………………………………………. 122

4.3. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика в

регулировании национальной экономики………………… 126

4.3.1. Планирование и прогнозирование доходов и расходов

государства ……………………………………………. 126

4.3.2. Кредитно-денежная политика государства …………… 143

4.3.3. Структура и динамика денежной массы в Читинской

Области…………………………………………………... 149

4.4. Прогнозирование инфляционных процессов в нацио-

нальной экономике ………………………………………… 152

4.4.1. Прогнозирование инфляции и антиинфляционная

политика…………………………………………………. 152

4.4.2. Деятельность органов исполнительной власти Читинской

области в области антиинфляционной политики ………. 163

4.5. Прогнозирование отдельных элементов демографической

политики в национальной экономике …………………... 166

4.5.1. Теоретический и методический аспекты демографического

развития ……………………….…………………………… 166

4.5.2. Безработица как объект прогнозирования демографической

политики …………………………………….…………….. 173

Глоссарий ………………………………………………………….. 185

Библиографический список ……………………………………... 189


Предисловие
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих прогнозирование в национальной экономике. Овладение знаниями этого курса позволяет лучше оценить состояние национальной экономики России не только в прошлом и настоящем и, но и определить подход к будущему.

Во всех звеньях хозяйствования, на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, постоянно согласовывать текущую работу с перспективными задачами в будущем. Без предвидения управление невозможно. Поэтому будущий специалист должен овладеть навыками прикладного прогнозирования и планирования. Помочь решению этой задачи призвано учебное пособие «Прогнозирование национальной экономики».

Содержание учебного пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности 080103 – Национальная экономика, требованиям к содержанию учебной программы в соответствии с учебной дисциплиной.

В работе автор рассматривает особенности национальной экономики, сущность и содержание социально-экономического прогнозирования, методы прогнозирования, классификацию моделей, применяемых в национальной экономике, проблемы безработицы, инфляции и др.

Также в учебное пособие включен толковый словарь основных экономических терминов, часто используемых в учебном пособии, составленный на основе современных экономических словарей.

Автор будет благодарен за все замечания и пожелания в адрес учебного пособия, чтобы учесть их в дальнейших исследованиях и публикациях.


Введение
Отечественная экономическая наука находится сегодня на новом этапе развития. От почти полного отрицания государственного управления экономикой, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в 90-х годах ХХ-ХХI в., опять был сделан поворот к теме государственного регулирования национальной экономики. Прежде всего, актуализировалась необходимость создания механизма согласования интересов и деятельности государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, который позволил бы сочетать государственное регулирование национальной экономики с ее саморегулированием. Именно поэтому автор учебного пособия рассматривает объекты прогнозирования, принципы, а также методы и модели прогнозирования национальной экономики.

Представленное учебное пособие состоит из четырех глав, такие как «Национальная экономика как объект прогнозирования», «Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования в национальной экономике», «Методы прогнозирования национальной экономики», «Объекты прогнозирования национальной экономики».

Материалы глав снабжены методическим аппаратом: вопросы, задачи, которые можно использовать как для самостоятельной работы студентов, так и на практических занятиях.

В конце учебного пособия находится глоссарий, составленный на основе современных экономических словарей, который поможет будущему специалисту лучше освоить учебный материал.



1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных по­литических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением [27,288с.].

В широком смысле, национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую, информационно-управленческую, финансовую составляющие. И функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Она охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.

Как наука, национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пре­делах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.

В национальной экономике ключевые элементы системы уподоб­ляются источникам экономической выживаемости страны. Это, прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственно­сти, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной эконо­мики.

Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребите­лей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности, национальная экономика является атрибутом рынка.

Также национальная экономика является объектом прогнозирования, именно национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.

Можно выделить пять основных целей национальной экономики - рисунок 1:

1. Стабильно высокие темпы роста национального объема про­изводства и обеспечение нормального экономического роста. Это
предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг
данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потреби­теля, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют


производство, но снижают покупательную способность потребителя.
Если цены неизменны в течение длительного времени, это приводит
к замедлению темпов роста ВВП, снижению занятости, что тоже пло­хо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на ос­нове свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком
быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их
регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе кон­куренции, соответствия спроса и предложения. В плановой экономике
преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как
правило, приводит к снижению стимула производителей, несоответст­вию спроса предложению, падению жизненного уровня населения.

3. Обеспечение занятости, которая выражается через уровень


безработицы. Показатели уровня безработицы, объема производства
и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потен­циального, то занятость приближается к полной, но инфляция растет.
Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но
заметно растет безработица на национальном рынке труда.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Внеш­няя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше стра­на производит, тем больше она продает за границу. С другой стороны,


импорт товаров усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, давая
населению широкие возможности для выбора. Серьезное воздействие
торгового баланса на сальдо, следовательно, и на объем производст­ва внутри страны оказывает курс валюты.

5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основны­ми формами социальной поддержки являются денежные доплаты, до­тации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непро­довольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные


услуг и, натуральная выдача отдельных товаров, введение продоволь­ственных талонов, льготы при покупке лекарств и т.д.


Основные цели




Стабильно высокие темпы роста национального объема про­изводства




Стабильный уровень цен




Обеспечение занятости




Поддержание равновесного внешнеторгового баланса




Социальная поддержка населения

Рис. 1. Основные цели национальной экономики




Чтобы добиться поставленных целей в национальной экономике применяется прогнозирование, которое осуществляется путем применения определенных инструментов макроэкономического регулирования:

- фискальной политики (оперирования государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- определенной кредитно-денежной политикой (прогнозом и контролем над денежным предложением);

- политикой регулирования доходов (от свободного установ­ления цен до денежного контроля);

- особой внешнеэкономической политикой (прогнозированием торговой полити­кой, регулированием обменного курса).

Структура национальной экономики в экономической теории рассматривается в воспроизводственном, правовом, отраслевом, соци­ально - экономическом, территориальном аспектах [27, 12с.].

В воспроизводственную структуру включаются домашние хо­зяйства. Здесь потребляется значительная часть национального дохо­да, накапливаются средства, переходящие в другие сферы националь­ной экономики.

В правовом отношении национальная экономика — совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих статус юридического лица.

В отраслевом отношении при анализе национальной экономики пользуются такие понятия, как сфера (например, производственная непроизводственная), сектор (например, сектор домашних хозяйств), отрасль (например, черная металлургия), вид экономической деятельности (например, индивидуальный предприниматель по производству пищевых продуктов).

Также в некоторых источниках выделяют внешнеторговую структуру, она определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и ее структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств ориентирован на наукоемкую и технологическую продукцию, в импорте же преобладают сырье, энергоносители, продукты экологически вредных производств.

Разделение национальной экономики на сферы осуществляется точки зрения участия их в формировании ВВП и национального дохода (НД). Кроме того, деление на сферы позволяет проследить единую цепь экономической деятельности. В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы.

Первая - сфера материального производства. Представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, вязь в части обслуживания производственной сферы, лесное хозяйство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельхозпродуктов, прочие виды материального производства). Результатом деятельности в данной сфере является продукция производственно-технического назначения, товары и изделия широкого потребления, услуги транспорта, связи и др. В мировой практике используется также деление сферы материального производ­ства на промежуточную продукцию (продукт, подвергающийся даль­нейшей технологической обработке) и конечную (продукт, не подвер­гающийся дальнейшей технологической обработке).

Вторая сфера - непроизводственная объединяет отрасли и виды деятель­ности по обслуживанию населения (образование, науку, здравоохране­ние и социальные услуги, культуру и искусство, физкультуру и спорт, управление, деятельность по предоставлению коммунальных, соци­альных и персональных услуг и т.д.).

Экономические процессы в на­циональной экономике подразделены на секторы. Сектор - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также поведения и методов финансирования затрат на производство. Таким образом, группировка по секторам позволяет выделить части национальной экономики, обла­дающие общими характеристиками, единством теоретических и прак­тических целей.

По форме собственности различают государст­венный и частный секторы экономики. Первый сектор представлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами. Частный сектор — совокупность предприятий, организаций и учреждений, не контролируемых государством непо­средственно.

В соответствии с системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:

1. Финансовые учреждения (совокупность коммерческих и не­
коммерческих организаций, основными видами, деятельности которых являются финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность в области финансового посредничества и страхования; в этот сектор включаются система Центрального банка Российской Федерации (Банк России), коммерческие банки, прочие финансовые посредники — инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы, финансовые вспомогательные учреждения — фондовые бир­жи, страховые корпорации и пенсионные фонды).

2. Нефинансовые предприятия (совокупность хозяйственных


единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью полу­чения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным
производством; сектор нефинансовых предприятий вносит наиболь­ший вклад в производство ВВП).

3. Государственные учреждения (совокупность органов зако­нодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций; выделяют три уровня государственных учреждений - федеральный, региональ­ный и местный).

4. Домашние хозяйства (совокупность домашних хозяйств).

5. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние


хозяйства (совокупность некоммерческих организаций, основной
функцией которых является предоставление товаров и услуг домаш­ним хозяйствам на нерыночной основе; этот сектор финансируется в основном за счет добровольных взносов, спонсорской помощи, до­ходов от собственности).

Видом экономической деятельности или отраслью является сово­купность предприятий и организаций, для которых характерна общ­ность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии произ­водства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью ре­шить многочисленные задачи, из которых основными являются сле­дующие:

- идентификация экономической деятельности, заявляемой


хозяйствующими субъектами при регистрации;

- разработка нормативных правовых актов, касающихся госу­дарственного регулирования отдельных видов экономической дея­тельности;

- обеспечение потребностей органов государственной власти
и управление информацией о видах экономической деятельности при
решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;

- осуществление государственного статистического наблюде­ния за развитием экономических процессов;

- подготовка статистической информации для работы с ней на
международном уровне.

Социально-экономическая структура характеризует деление на­циональной экономики на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. — в соответствии с формами собствен­ности.

Территориальная структура означает деление национальной экономики на зоны (Западную и Восточную), укрупненные экономи­ческие районы, крупные экономические районы, федеральные окру­га, регионы — субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В национальной хозяйственной системе можно выделить следующие уровни: межстрановый, федеральный, региональный, внутрирегиональный комплекс, уровень отдельных отраслей, внутриотраслевой уровень, уровень взаимосвязей предприятий, отдельные организационно-правовые формы хозяйствования, внутрипроизводственный и личностный уровни.

Объект прогнозирования – национальная экономика. В общем виде прогноз – система аргументированных представлений о будущем состоянии изучаемого объекта, носящих вероятностный характер.

Общей функцией прогноза является снижение неопределенности при принятии решений. Вероятностный характер прогноза означает, что существуют различные альтернативы будущего состояния объекта, что и порождает саму задачу прогнозирования.


Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие национальной экономики.

2. Какое место в системе экономических наук занимает национальная экономика?

3. Охарактеризуйте основные цели национальной экономики.

4. Выберите, что не входит в число целей национальной экономики:

- обеспечение роста ВВП;

- обеспечение занятости;

- миротворческие миссии;

- стабильный уровень цен.

5. Раскройте структуру национальной экономики.

6. К какому уровню национальной экономики относятся производственная фирма, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, экспорт и импорт Российской Федерации?


Рекомендуемая литература
1.Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006. - 190с.

2. Бункина, М.К. Национальная экономика. Учебник (ГРИФ) / М.К. Бункина. – М.: Логос Палеотип, 2003.

3. Казаченко, Л.Д. Национальная экономика: учеб. пособие / Л.Д. Казаченко, Е.С. Баранова. – Чита: ЧитГУ, 2007. – 234с.

4. Национальная экономика. Учебник / под ред П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2006. – 813с.

5. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие/ К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. – М.: КНОРУС, 2008. – 288с.

2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Понятие прогноза и прогнозирования
Греческого слово «prognosis» - прогноз означает предвидение, пред­сказание развитие чего-либо, основанное на определенных фактиче­ских данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обо­снованную гипотезу о вероятно будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [25, 711с.].

Разработка, составление прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Также прогно­зирование есть составление прогноза развития, становления, распростра­нения чего-либо (например, науки, отрасли производства и т. д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познаватель­ный, подразумевающий описание возможных или желательных перспек­тив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предпо­лагающий использование информации о будущем при принятии решений.

Социально-экономическое прогнозирование в национальной экономике является одним из важ­нейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-эконо­мических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Цель прогнозирования национальной экономики состоит в создании научных предпосылок, вклю­чающих научный анализ тенденций развития национальной экономики; вариантное пред­видение предстоящего развития общественного воспроизводства, учиты­вающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направле­ний социально-экономического и научно-технического развития для при­нятия управляющих решений.

Современная экономика характеризуется высоким уровнем взаимозависимости отдельных секторов, макроэкономическое про­гнозирование становится уже условием успешного функционирова­ния правительственных структур, крупного и среднего бизнеса. Поэтому с 1970-х гг. в промышленно развитых странах к прогнозной работе стали активно подключаться различные неправительственные организации.

В течение 1920-х гг. в СССР был накоплен опыт экономического планирования, позволивший приступить к разработке первого пяти­летнего плана, направленного на решение задачи максимального эко­номического роста. В ходе этих работ изучались и более длительные перспективы роста; также были разработаны инструменты для иссле­дований, по своей сути тождественных тем, которые именовались про­гнозными в западных странах. Другой вопрос, что эта совокупность методов и инструментов не называлась «моделями», не говоря уже про известное противопоставление «прогноза» и плана.

Первое построение такого рода, аналогичное поздним моделям роста и во многом более совершенное - работа Г. А. Фельдмана.

Окончательное оформление система государственного прогнози­рования в СССР получила в начале 70-х гг. XX в., когда начала регуляр­но (раз в пять лет) составляться Комплексная программа научно-технического прогресса на двадцатилетнюю перспективу.

В Российской Федерации в настоящее время существует система государственного прогнозирования социально-экономического развития, включающая прогнозы различной длительности. Основным является годовой прогноз функционирования экономики, обеспечивающий построение проекта федерального бюджета. Кроме того, в течение 1997-2002 гг. разрабатывались прогнозы на 3 - 4 летнюю перспективу как основа для различных вариантов среднесрочных программ действий Правительства РФ. Наконец, в ходе составления программы действий Правительства РФ на долгосрочную перспективу (на 2001—2010 гг.) проводились прогнозные исследования на десятилетний период [14, 637с.].


следующая страница>


Учебное пособие для студентов специальности 080103 Национальная экономика Чита 2008 (075) ббк 65. 054. 3я7

Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, пр

2035.41kb.

07 10 2014
12 стр.


Учебное пособие для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

Охватывает лишь 15,6% населения мира. Но он является основным производителем и потреби­телем товаров и услуг нашей планеты и производит свыше 2/3 ввп мира

1772.51kb.

13 10 2014
10 стр.


Практикум Чита 2006 (075) ббк у5Я7 к 144

Учебно-практическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей очного и заочного обучения

659.07kb.

25 12 2014
8 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 65. 290 2 я 73 с 50

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов

1528.71kb.

16 12 2014
8 стр.


Учебное пособие для студентов специальности 5B050200 «Политология» Павлодар Кереку 2012 (075. 8) Ббк 66. 6я73 С85

Охватывает период с 1990 г по осень 1995 г. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политичес

2424.85kb.

25 12 2014
15 стр.


Учебное пособие для студентов специальности 240706 «Автоматизированное производство химических предприятий»

Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»

484.57kb.

09 09 2014
4 стр.


Методическое пособие Для студентов специальности 060105 Стоматология Нальчик 2009 (075. 8) Ббк 56. 6я73

К95 Кучмезов И. А ортопедическое лечение боль­ных при полной потере зубов.[Текст]: Методическое пособие/И. А. Кучмезов, А. У. Алиев. –Нальчик: Кааб. Балк ун-т., 2009. 87 с. 150 экз

1709.63kb.

11 10 2014
7 стр.


Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения»

Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения», аспирантов, преподавателей вузов, а также научных работников и всех тех

1660.35kb.

10 10 2014
7 стр.