Перейти на главную страницу
Учебное пособие для студентов
специальности 080103 – Национальная экономика
Чита 2008
УДК 338.27(075)
ББК 65.054.3я7
ББК У054.3я7
К 202
Капитонова, Н.В. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие / Н.В. Капитонова. – Чита: ЧитГУ, 2008. – с.
Учебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом высшего образования от 17.03.2000г. для специальности 080103 – Национальная экономика. Учебное пособие содержит методически обработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины в соответствии с учебной программой.
В работе рассматриваются особенности национальной экономики, сущность и содержание социально-экономического прогнозирования, методы прогнозирования, классификация моделей применяемых в национальной экономике.
Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов экономических специальностей вузов, аспирантов и преподавателей.
Рецензенты:
1) С.А. Городкова, к.э.н., доцент кафедры экономики ЗИП СибУПК;
2) О.В. Гладких, к.э.н., зав. кафедрой коммерции и предпринимательства ЧИ БГУЭП.
Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно - издательского совета ЧитГУ.
Ответственный за выпуск к. техн. н., доцент А.Ю. Лавров.
© Читинский государственный университет, 2008
© Капитонова Н.В., 2008
Предисловие ……………………………………………………….. 5
Введение…………………………………………………................. 7
1. Национальная экономика как объект прогнозиро-
вания ……………………………………………………………... 8
2. Сущность и содержание социально-экономического
прогнозирования национальной экономики………… 18
2.1. Понятие прогноза и прогнозирования ………………………. 18
2.2. Классификация прогнозов ……………………………………. 20
2.3. Основные функции и принципы прогнозирования ………… 23
2.4. Этапы прогнозирования национальной экономики……….. 30
2.5. Планирование и прогнозирование экономического
развития ……………………………………………………… 33
3. Методы прогнозирования национальной
экономики ……………………………………………………. 40
3.1. Классификация методов прогнозирования …………………. 40
3.2. Интуитивные методы прогнозирования ……………….......... 41
3.3. Формализованные методы прогнозирования………… …….. 51
3.4. Нормативный и балансовый методы в прогнозировании…... 73
4. Объекты прогнозирования национальной экономики 85
4.1. Национальный продукт………………………………………. 85
4.1.1. ВВП И ВНП, состав и способы расчета ……………….… 88
4.1.2. Показатели системы счетов ………………………..……. 95
4.1.3. Национальное богатство …………………………..……. 97
4.1.4. Методы прогнозирования динамики ВВП ……….. …….. 100
4.2. Прогнозирование доходов и расходов населения …………. 107
4.2.1. Уровень и качество жизни ………………………………. 107
4.2.2. Показатели уровня жизни населения …………………... 109
4.2.3. Потребительская корзина, прожиточный уровень …… 112
4.2.4. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) … 121
4.2.5. Прогнозирование доходов населения в национальной
экономике…………………………………………………. 122
4.3. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика в
регулировании национальной экономики………………… 126
4.3.1. Планирование и прогнозирование доходов и расходов
государства ……………………………………………. 126
4.3.2. Кредитно-денежная политика государства …………… 143
4.3.3. Структура и динамика денежной массы в Читинской
Области…………………………………………………... 149
4.4. Прогнозирование инфляционных процессов в нацио-
нальной экономике ………………………………………… 152
4.4.1. Прогнозирование инфляции и антиинфляционная
политика…………………………………………………. 152
4.4.2. Деятельность органов исполнительной власти Читинской
области в области антиинфляционной политики ………. 163
4.5. Прогнозирование отдельных элементов демографической
политики в национальной экономике …………………... 166
4.5.1. Теоретический и методический аспекты демографического
развития ……………………….…………………………… 166
4.5.2. Безработица как объект прогнозирования демографической
политики …………………………………….…………….. 173
Глоссарий ………………………………………………………….. 185
Библиографический список ……………………………………... 189
Представленное учебное пособие состоит из четырех глав, такие как «Национальная экономика как объект прогнозирования», «Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования в национальной экономике», «Методы прогнозирования национальной экономики», «Объекты прогнозирования национальной экономики».
Материалы глав снабжены методическим аппаратом: вопросы, задачи, которые можно использовать как для самостоятельной работы студентов, так и на практических занятиях.
В конце учебного пособия находится глоссарий, составленный на основе современных экономических словарей, который поможет будущему специалисту лучше освоить учебный материал.
В широком смысле, национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую, информационно-управленческую, финансовую составляющие. И функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Она охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.
Как наука, национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.
В национальной экономике ключевые элементы системы уподобляются источникам экономической выживаемости страны. Это, прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственности, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной экономики.
Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности, национальная экономика является атрибутом рынка.
Также национальная экономика является объектом прогнозирования, именно национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.
Можно выделить пять основных целей национальной экономики - рисунок 1:
1. Стабильно высокие темпы роста национального объема производства и обеспечение нормального экономического роста. Это
предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг
данной страны без резких изменений, спада и кризисов.
2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют
3. Обеспечение занятости, которая выражается через уровень
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу. С другой стороны,
5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные
Основные цели |
|
Стабильно высокие темпы роста национального объема производства |
![]() |
Стабильный уровень цен |
![]() |
О ![]() |
|
П ![]() |
|
Социальная поддержка населения |
Рис. 1. Основные цели национальной экономики
Чтобы добиться поставленных целей в национальной экономике применяется прогнозирование, которое осуществляется путем применения определенных инструментов макроэкономического регулирования:
- фискальной политики (оперирования государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- определенной кредитно-денежной политикой (прогнозом и контролем над денежным предложением);
- политикой регулирования доходов (от свободного установления цен до денежного контроля);
- особой внешнеэкономической политикой (прогнозированием торговой политикой, регулированием обменного курса).
Структура национальной экономики в экономической теории рассматривается в воспроизводственном, правовом, отраслевом, социально - экономическом, территориальном аспектах [27, 12с.].
В воспроизводственную структуру включаются домашние хозяйства. Здесь потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются средства, переходящие в другие сферы национальной экономики.
В правовом отношении национальная экономика — совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих статус юридического лица.
В отраслевом отношении при анализе национальной экономики пользуются такие понятия, как сфера (например, производственная непроизводственная), сектор (например, сектор домашних хозяйств), отрасль (например, черная металлургия), вид экономической деятельности (например, индивидуальный предприниматель по производству пищевых продуктов).
Также в некоторых источниках выделяют внешнеторговую структуру, она определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и ее структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств ориентирован на наукоемкую и технологическую продукцию, в импорте же преобладают сырье, энергоносители, продукты экологически вредных производств.
Разделение национальной экономики на сферы осуществляется точки зрения участия их в формировании ВВП и национального дохода (НД). Кроме того, деление на сферы позволяет проследить единую цепь экономической деятельности. В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы.
Первая - сфера материального производства. Представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, вязь в части обслуживания производственной сферы, лесное хозяйство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельхозпродуктов, прочие виды материального производства). Результатом деятельности в данной сфере является продукция производственно-технического назначения, товары и изделия широкого потребления, услуги транспорта, связи и др. В мировой практике используется также деление сферы материального производства на промежуточную продукцию (продукт, подвергающийся дальнейшей технологической обработке) и конечную (продукт, не подвергающийся дальнейшей технологической обработке).
Вторая сфера - непроизводственная объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения (образование, науку, здравоохранение и социальные услуги, культуру и искусство, физкультуру и спорт, управление, деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг и т.д.).
Экономические процессы в национальной экономике подразделены на секторы. Сектор - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также поведения и методов финансирования затрат на производство. Таким образом, группировка по секторам позволяет выделить части национальной экономики, обладающие общими характеристиками, единством теоретических и практических целей.
По форме собственности различают государственный и частный секторы экономики. Первый сектор представлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами. Частный сектор — совокупность предприятий, организаций и учреждений, не контролируемых государством непосредственно.
В соответствии с системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:
1. Финансовые учреждения (совокупность коммерческих и не
коммерческих организаций, основными видами, деятельности которых являются финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность в области финансового посредничества и страхования; в этот сектор включаются система Центрального банка Российской Федерации (Банк России), коммерческие банки, прочие финансовые посредники — инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы, финансовые вспомогательные учреждения — фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды).
2. Нефинансовые предприятия (совокупность хозяйственных
3. Государственные учреждения (совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций; выделяют три уровня государственных учреждений - федеральный, региональный и местный).
4. Домашние хозяйства (совокупность домашних хозяйств).
5. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние
Видом экономической деятельности или отраслью является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.
Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решить многочисленные задачи, из которых основными являются следующие:
- идентификация экономической деятельности, заявляемой
- разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- обеспечение потребностей органов государственной власти
и управление информацией о видах экономической деятельности при
решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;
- осуществление государственного статистического наблюдения за развитием экономических процессов;
- подготовка статистической информации для работы с ней на
международном уровне.
Социально-экономическая структура характеризует деление национальной экономики на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. — в соответствии с формами собственности.
Территориальная структура означает деление национальной экономики на зоны (Западную и Восточную), укрупненные экономические районы, крупные экономические районы, федеральные округа, регионы — субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В национальной хозяйственной системе можно выделить следующие уровни: межстрановый, федеральный, региональный, внутрирегиональный комплекс, уровень отдельных отраслей, внутриотраслевой уровень, уровень взаимосвязей предприятий, отдельные организационно-правовые формы хозяйствования, внутрипроизводственный и личностный уровни.
Объект прогнозирования – национальная экономика. В общем виде прогноз – система аргументированных представлений о будущем состоянии изучаемого объекта, носящих вероятностный характер.
Общей функцией прогноза является снижение неопределенности при принятии решений. Вероятностный характер прогноза означает, что существуют различные альтернативы будущего состояния объекта, что и порождает саму задачу прогнозирования.
2. Какое место в системе экономических наук занимает национальная экономика?
3. Охарактеризуйте основные цели национальной экономики.
4. Выберите, что не входит в число целей национальной экономики:
- обеспечение роста ВВП;
- обеспечение занятости;
- миротворческие миссии;
- стабильный уровень цен.
5. Раскройте структуру национальной экономики.
6. К какому уровню национальной экономики относятся производственная фирма, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, экспорт и импорт Российской Федерации?
2. Бункина, М.К. Национальная экономика. Учебник (ГРИФ) / М.К. Бункина. – М.: Логос Палеотип, 2003.
3. Казаченко, Л.Д. Национальная экономика: учеб. пособие / Л.Д. Казаченко, Е.С. Баранова. – Чита: ЧитГУ, 2007. – 234с.
4. Национальная экономика. Учебник / под ред П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2006. – 813с.
5. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие/ К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. – М.: КНОРУС, 2008. – 288с.
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Понятие прогноза и прогнозирования
Греческого слово «prognosis» - прогноз означает предвидение, предсказание развитие чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованную гипотезу о вероятно будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [25, 711с.].
Разработка, составление прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Также прогнозирование есть составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо (например, науки, отрасли производства и т. д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предполагающий использование информации о будущем при принятии решений.
Социально-экономическое прогнозирование в национальной экономике является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.
Цель прогнозирования национальной экономики состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития национальной экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений.
Современная экономика характеризуется высоким уровнем взаимозависимости отдельных секторов, макроэкономическое прогнозирование становится уже условием успешного функционирования правительственных структур, крупного и среднего бизнеса. Поэтому с 1970-х гг. в промышленно развитых странах к прогнозной работе стали активно подключаться различные неправительственные организации.
В течение 1920-х гг. в СССР был накоплен опыт экономического планирования, позволивший приступить к разработке первого пятилетнего плана, направленного на решение задачи максимального экономического роста. В ходе этих работ изучались и более длительные перспективы роста; также были разработаны инструменты для исследований, по своей сути тождественных тем, которые именовались прогнозными в западных странах. Другой вопрос, что эта совокупность методов и инструментов не называлась «моделями», не говоря уже про известное противопоставление «прогноза» и плана.
Первое построение такого рода, аналогичное поздним моделям роста и во многом более совершенное - работа Г. А. Фельдмана.
Окончательное оформление система государственного прогнозирования в СССР получила в начале 70-х гг. XX в., когда начала регулярно (раз в пять лет) составляться Комплексная программа научно-технического прогресса на двадцатилетнюю перспективу.
В Российской Федерации в настоящее время существует система государственного прогнозирования социально-экономического развития, включающая прогнозы различной длительности. Основным является годовой прогноз функционирования экономики, обеспечивающий построение проекта федерального бюджета. Кроме того, в течение 1997-2002 гг. разрабатывались прогнозы на 3 - 4 летнюю перспективу как основа для различных вариантов среднесрочных программ действий Правительства РФ. Наконец, в ходе составления программы действий Правительства РФ на долгосрочную перспективу (на 2001—2010 гг.) проводились прогнозные исследования на десятилетний период [14, 637с.].
Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, пр
07 10 2014
12 стр.
Охватывает лишь 15,6% населения мира. Но он является основным производителем и потребителем товаров и услуг нашей планеты и производит свыше 2/3 ввп мира
13 10 2014
10 стр.
Учебно-практическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей очного и заочного обучения
25 12 2014
8 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
Охватывает период с 1990 г по осень 1995 г. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политичес
25 12 2014
15 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности 240706, изучающих дисциплину «Машины и агрегаты для переработки и изготовления смесей»
09 09 2014
4 стр.
К95 Кучмезов И. А ортопедическое лечение больных при полной потере зубов.[Текст]: Методическое пособие/И. А. Кучмезов, А. У. Алиев. –Нальчик: Кааб. Балк ун-т., 2009. 87 с. 150 экз
11 10 2014
7 стр.
Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения», аспирантов, преподавателей вузов, а также научных работников и всех тех
10 10 2014
7 стр.