Перейти на главную страницу
Вологда
2011
Составители:
д. филос. наук, проф. Г.Н. Оботурова,
к. филос. наук, доц. Н.А. Ястреб,
д. филос. наук, проф. Б. В. Ковригин,
к. филос. наук, доц. Т.И. Синицына
к. филос. наук, доц. Н.В. Дрянных,
Рецензент
к. филос. наук, доц. В.Н. Асташов
к. филол. наук, доц. Л.А. Берсенева
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение…………………………………………………………………….
В учебное пособие входит программа курсов, тематические планы, методические рекомендации и планы семинарских занятий, литература, темы докладов, вопросы к магистерскому экзамену.
Учебное пособие может быть использовано при подготовке магистрантов (специалистов) для кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
Основные этапы развития науки – преднаука, античность, средние века, эпоха Возрождения, классический этап, неклассический, постнеклассический.
Основные этапы становления и развития философии науки к. XIX – XX в. – позитивизм (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус и др.); неопозитивизм (Б. Рассел, «ранний» Л. Витгенштейн, Р. Карнап); критический рационализм К. Поппера, постпозитивизм (И. Лакатос, Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд, Д. Агасси).
Основные проблемы философии науки XX в. – наука как социальный институт в культуре современной цивилизации; соотношение философии и науки, естественнонаучного и гуманитарного познания; роль языка в научном познании; динамика развития научного знания; типология рациональности; роль личностного, неявного, предпосылочного знания в научном познании; структура научного знания; научные традиции и научные революции; соотносительность научно-исследовательских программ; особенности постнеклассического этапа развития науки; перспективы научно-технического прогресса.
Характеристика исторических типов мировоззрения – мифического миропонимания, античного, средневекового, Нового времени, современного.
Роль науки, философии и религии как специфических типов мировоззрения в современном образовании, формировании личности, решении глобальных проблем, будущего человечества.
Тема 3. Классификация научного знания
Классификация форм познания в философии Аристотеля (теоретическое, практическое, творческое); Ф. Бэкона (историческое, теоретическое, эстетическое); Г.В.Ф. Гегеля (логика, философия природы, философия духа); В. Дильтея (науки о природе и науки о духе); В.И. Вернадского (космологические, космогонические, геологические, физико-математические, биологические, антропологические, общественные); философии науки XX в. (физико-математические, биологические, радиотехнические, информационно-вычислительные, исторические, экономические, юридические, педагогические, искусствоведческие, психологические, социологические, политические, культурологические).
Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания в соответствии с объектом, методами познания, антропологической и ценностной ориентацией.
Математические, астрономические, логические, атомистические проблемы и идеи в философии Пифагора, Парменида, Зенона Элейского, Демокрита, софистов.
Проблема соотношения общего и единичного, идеи и вещи как начала научного познания в философии Сократа и Платона.
Дифференциация научного познания, отделение науки от философии, возникновение частных наук в Лицее Аристотеля (логики, физики, биологии, психологии, этики, политики, поэтики).
Постановка онтотеологических, гносеологических, антропологических, историософских проблем Аврелием Августином. Спор об универсалиях, общих понятиях, идеях, их соотношении с реальностью в номинализме и реализме. «Бритва Оккама» как методологический принцип познания. Проблема соотношения веры и разума, воли и интеллекта, духа и тела в философии Фомы Аквинского.
Постановка и развитие в рамках теологического знания проблем математики, физики, астрономии, медицины в арабской философии и науке V – XII вв. (Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)).
Классический этап развития науки – классическая механика, экспериментальная наука, астрономические открытия, технические изобретения, механистическая картина мира – Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер, Ф. Бэкон.
Неклассический этап развития научного познания, анализ вероятностных, относительных, топологических закономерностей – термодинамика (Р. Клаузиус, В. Томпсон, А. Пуанкаре); квантовая теория (М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг, П. Дирак, Э. Шредингер); теория относительности (А. Эйнштейн); цивилизационные и культурологические историософские концепции (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс); философии языка – теория «языковых игр» Л. Витгенштейна, контекстуально-коммуникативные концепции языка (К.-О. Апель, Ю. Хабермас).
Постнеклассический этап развития науки, анализ роли случайности, хаоса, открытости, синергийности самоорганизующихся, саморазвивающихся систем и их моделирования – синергетическая парадигма (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стэнгерс); концепция глобального эволюционизма, антропный принцип (Б. Картер, Д. Уилер, Ф. Типлер); направление искусственного интеллекта (Н. Винер, А. Тьюринг, Д. Маккарти, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Д. Деннет, Д. Фодор); теория сетевого общества (К. Шеннон, Н. Винер, Д. Гэлбрейт, Д. Бэлл, Э. Тоффлер, А. Турен, М. Кастельс, П. Бурдье, Д. Делез).
Изменение представлений о материи в истории философии и науки (античность, Новое время, диалектический материализм, современное философское и естественнонаучное представление о материи, формах ее существования).
Развитие представлений об энергии в античности (Аристотель), средневековье (понятие божественной энергии), Нового времени (механистический подход к пониманию энергии – Г. Галилей, И. Ньютон). Соотношение понятий энергии и энтропиии в термодинамике и синергетике.
Классическое, неклассическое и постнеклассическое понимание информации, ее соотношение с понятиями структуры, энтропии, антиэнтропии, роль и значение новых информационных технологий в развитии современного общества
Изменение представлений о пространстве и времени в ходе развития познания человеком мира. Ретроспективность и относительность времени в мифическом миропонимании. Классические концепции понимания пространства и времени в науке Нового времени (Г. Галилей, И. Ньютон) – отождествление с длительностью и последовательностью, линейностью, обратимостью, признание абсолютной неизменности пространственно-временных свойств.
Изменение представлений о пространстве и времени на неклассическом этапе развития науки – теория относительности А. Эйнштейна, взаимосвязь материи, движения, пространства и времени, относительность их свойств. Современные представления о пространстве и времени как свойствах живого, «дления», «проживания» бытия (В.И. Вернадский); необратимой «стрелы времени» в самоорганизующихся, синергетических системах (И. Пригожин, И. Стенгерс); гипотетические представления о кванте времени в современных теориях физического вакуума и происхождения Вселенной.
Основные идеи эволюционной эпистемологии (Д. Кэмпбел, К. Поппер, С. Тулмин, Д. Холтон, У. Матурана, Ф. Варела) – мышление, сознание как продукт эволюции, врожденных, наследственных когнитивных способностей живых организмов.
Основные подходы к пониманию сознания в аналитической философии XX в. (физикализм, функционализм, информационный подход).
Актуальные проблемы моделирования познавательных способностей человека в искусственном интеллекте (Д. Деннет, Х. Патнэм, Д. Чалмерс, Д. Фодор, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский, Т.И. Черниговская).
Основные этапы аналитической философии XX в. в постановке проблем языка как инструмента научного познания: логический позитивизм – Б. Рассел, Р. Карнап, «ранний» Л. Витгенштейн; неопозитивизм – «поздний» Л. Витгенштейн (концепция «языковой игры»); онтологическая герменевтика М. Хайдеггера (язык как «дом бытия»); философская герменевтика Х.-Г. Гадамера (язык как «говорение бытия»); критическая герменевтика К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса (язык как форма коммуникации); постмодернизм – Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, М. Фуко (децентрация, ризомичность, конструирование текста).
Язык науки как особая знаковая система, соотношение естественного языка и формализованного, научного. Интерсубъективный характер языка науки. Проблемы моделирования естественного языка в искусственном.
Тема 9. Научные традиции и научные революции.
Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна
Динамика развития научного познания в контексте основных категорий и законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания).
Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна – критика нормативной эпистемологии, эмпирического фундаментализма, кумулятивизма, преемственности и эволюции научного знания. Понятие парадигмы, научного сообщества, этапов науки, научных революций, несоизмеримости парадигм, научных традиций. Этапы развития науки: допарадигмальный; период нормальной науки; аномальный период; кризисный этап; научные революции; переход на новый этап «нормальной науки».
Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
Критическая оценка концепции несоизмеримости научных парадигм представителями науки (В. Гейзенберг, А. Эйнштейн); философии науки (В. С. Степин). Научные традиции как предпосылка и основание развития научного познания.
Познание как сложный, многогранный процесс – единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, наследственного и приобретенного, конкретно-чувственного и абстрактно-логического, символического, эмпирического и теоретического.
Характеристика основных подходов к пониманию процесса познания в истории философии и науки – материализм и идеализм; сенсуализм и эмпиризм; рационализм и иррационализм.
Традиционная теория познания как теория отражения (презентации). Нетрадиционная теория познания, характеристика таких форм познания как репрезентация, конвенция, интерпретация, символизация.
Логический, онтологический и гносеологический подходы к пониманию субъекта познания. Понимание соотношения объекта и субъекта познания в классической теории познания (Д. Локк, Т. Гоббс, диалектический материализм). Признание активной роли субъекта в неклассической теории познания (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Кант, А. Шопенгауэр, Н.А. Бердяев), квантовой механики (Н. Бор, В. Шрёдингер).
Изменение взглядов на роль субъекта в процессе познания в аналитической философии XX в. (логический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Проблема интерсубъективности познавательного процесса.
Различные подходы к пониманию истины и ее критериев в истории философии (материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, теология). Современные общепринятые концепции истины, их соотношение (корреспондентская, когерентная, прагматическая, нормативная, эмерджентная). Концепция несоизмеримости научных теорий П. Фейерабенда.
Тема 11. Типология рациональности
Рациональность как всеобщий феномен познания и деятельности. Типология рациональности по историческому критерию: мифическая; античная; теологическая; Нового времени; современная.
Типология рациональности в соответствии с основными ступенями абстрактно-логического познания: формально-логическая, рассудочная и диалектическая.
Типология рациональности по способам и методам научного познания – классическая, неклассическая, постнеклассическая, их характеристика. «Закрытый» и «открытый», коммуникативный, ценностно-ориентированный, критический типы рациональности в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.
Тема 12. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания
Роль и значение философии Д. Вико и В. Дильтея как основоположников гуманитарной парадигмы научного познания. Гуманитарная парадигма научного познания XX в. как переход от познания мира природы к миру жизни в философии Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера.
Вклад в разработку методологии гуманитарного познания русских и отечественных философов – Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, В.С. Степин, В.А, Лекторский, И.Т. Касавин, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин, Н.С, Автономова, Л.А. Микешина, Т.Г. Шедрина.
Современная, нетрадиционная теория познания о специфике научности, теоретичности, всеобщности гуманитарного познания. Текст как реальность гуманитарного знания, его отличие от естественнонаучного текста (многозначность, открытость, интертекстуальность). Язык как «материя» гуманитарного знания, его контекстуальный, игровой, коммуникативный характер. Особенность соотношения объекта и субъекта в гуманитарном познании (субъект «внутри» объекта, соотношение субъективного и интерсубъективного). Ценностные предпосылки и основания гуманитарного познания.
Интерпретация специфики гуманитарного познания в постструктурализме и постмодернизме (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко).
Общая характеристика конкретно-чувственной и абстрактно-логической ступеней познания, их диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость.
Основные формы конкретно-чувственного познания – ощущение, восприятие, представление, их характеристика и роль в процессе познания. Концепция личностного, неявного знания М. Полани, критика «фундаментализма», «объективизма», критического рационализма. Роль неявного, личностного, неартикулированного, фокального, периферического знания, переживаний, опыта, личной ответственности в познания. Проявление неявного знания в телесных навыках, схемах восприятий, практическом мастерстве. Роль и значение неявного, иррационального знания как основы и фундамента явного, рационального знания.
Основные формы абстрактно-логического познания – понятия, суждения, умозаключения, их роль в процессе познания. Концепция «критического рационализма» К. Поппера и И. Лакатоса. Критика основных идей логического позитивизма. Принципы верификации, демаркации и фальсификации в определении истинности научного знания. Роль гипотезы в научном познании. Проблема динамики научного знания как смены конкурирующих исследовательских программ, их основные стадии. Понятия «положительной» и «отрицательной» эвристики, «жесткого ядра» науки, ее «предохранительного пояса», «пункта насыщения», внутренних противоречий. Роль и значение рациональной реконструкции истории науки в развитии научного познания.
Основные методы эмпирического познания, направленного непосредственно на объект научного познания – научное наблюдение, эксперимент. Их виды, формы, роль в научном познании.
Теоретическое познание как деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, концептуальных схем и моделей познания. Основные формы теоретического познания – анализ и синтез; индукция, дедукция и абдукция; историческое и логическое; восхождение от абстрактно-одностороннего к мысленно-конкретному; моделирование, экстраполяция, их роль в процессе познания.
Взаимосвязь и взаимообусловленность эмпирических и теоретических методов как основание метатеоретического уровня научного познания, его основные формы – тема, проблема, гипотеза, идея, парадигма, теория, картина мира.
Основные принципы, категории и законы диалектического метода познания – взаимосвязи и развития; соотношения единичного, особенного и всеобщего; причины и следствия; сущности и явления; содержания и формы; необходимости и случайности; возможности и действительности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных отношений в качественные, отрицания отрицания.
Герменевтика как наука о понимании, интерпретации и толковании текстов. История становления и развития основных герменевтических идей (античность, Аврелий Августин, Гуго Гроций, В. Гумбольд, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Г.Г. Шпет). Онтологическая, философская и коммуникативная герменевтика М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса. Основные принципы герменевтического толкования текста – историческая, мировоззренческая, социокультурная, ценностная и текстуальная контекстуальность, интертекстуальность, интерсубъективность и конгениальность.
Системно-структурный метод исследования и конструирования сложноорганизованных объектов и систем различных типов и классов. История становления и развития системно-структурного подхода к изучению объектов исследования (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б.К. Малиновский, А.А. Богданов). Общая теория систем Л. Берталанфи. Основные идеи и представители структурализма (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Т. Парсонс), постструктурализма и постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристев, «поздний» М. Фуко).
Синергетика как междисциплинарная методология анализа общих закономерностей любых открытых, саморазвивающихся, самоорганизующихся, нелинейных, динамических систем, далеких от состояния равновесия. Вклад в становление и развитие основных синергетических идей А. Пуанкаре; представителей русской и советской школы математики, физики, нелинейной динамики (А.М. Ляпунов, Н.Н. Боголюбов, А.Н. Колмогоров, Я. Б. Зельдович и др.); моделей морфогенеза А. Тьюринга; теории диссипативных структур И. Пригожина; теории турбулунтности А.Н. Колмогорова; неравновесной структуры плазмы в термоядерном синтезе С.П. Курдюмова и др; динамического хаоса Э. Лоренца; теории катастроф В.А. Арнольда и др.; эволюционной теории автопоэзиса живых систем У. Матураны и Ф. Варелы; формирования новой познавательной синергетической пардигмы как междисциплинарного исследования сложных самоорганизующихся систем (Г. Хакен).
Основные принципы синергетики: гомеостатичность и иерархичность; нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, открытость. Характеристика основных понятий синергетики – аттрактора, флуктуаций, точки бифуркации, детерминированного хаоса. Методологическая роль синергетического подхода к анализу естественнонаучного, гуманитарного, когнитологического и других направлений современного научного познания.
Вклад в антропологический и аксиологический «поворот» в понимании роли и значения целостного субъекта познания в истории западной и отечественной философии и науки И. Канта, Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона, М. Вебера, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, Э. Агацци, А.А. Гусейнова, Л.А. Микешиной и др.
Основные проблемы антропологии в контексте постнеклассического этапа науки – понимания сущности человека, императивов его поведения, смысла жизни. Понятие ценностей, их классификация (витальные, материальные, социально-экономические, политические, духовные), их роль и значение в понимании места науки, ученого в решении глобальных проблем современного и будущего человечества.
Тема 17. Место науки как социального института в структуре общественного бытия
Понятие общественного бытия, материальные, социальные, политические и духовные формы, их взаимосвязь. Роль и значение материального производства, способа производства в развитии общества. Место науки как общественного института, производительной и социальной силы в развитии научно-технического прогресса, переходе от архаического, традиционного, аграрного общества к техногенному, индустриальному, постиндустриальному, сетевому. Соотношение науки, политики, морали, философии, искусства и религии в развитии современного общества. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного информационного, сетевого общества, системы образования и воспитания.
Роль и значение в осмыслении глобальных проблем современности идей И. Канта; Т. Мальтуса; Ж.-Б. Ламарка; марксизма; философии идей русского космизма – Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, Л.А. Чижевского, учения В.И. Вернадского о биосфере, техносфере, ноосфере; современных проблем общественных организаций – «Институт проблем будущего» (1965), «Римский клуб» (1968), «Всемирные философские конгрессы» и др.
Характеристика глобальных проблем техногенной цивилизации. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Этические проблемы современной науки. Экологическая и социальная гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Проблема экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Тема 19. Природа математического мышления
Предмет и методы математики. Математика как язык науки. Математика в системе научного знания. Аксиоматический метод в математике. Специфика математических рассуждений. Принципы и методы математического мышления. Природа математической гениальности. Фундаменталистское и нефундаменталистское направления в философии математики. Роль математики в формировании современной цивилизации.
Математика в догреческих цивилизациях. Догматическое (рецептурное) изложение результатов в математических текстах древнего Востока. Проблема влияния египетской и вавилонской математики на математику древней Греции.
Рождение математики как теоретической науки в древней Греции. Пифагорейцы. Открытие несоизмеримости. Геометрическая алгебра и ее обоснование. Апории Зенона. Атомизм Демокрита и инфинитезимальные процедуры в античности. Место математики в философии Платона.
Математика эпохи эллинизма. Синтез греческих и древневосточных социо-культурных и научных традиций. Аксиоматическое построение математики в «Началах» Евклида и его философские предпосылки. Проблема актуальной бесконечности в античной математике. Место математики в философской концепции Аристотеля. Ценностные иерархии объектов, средств решения задач и классификация кривых в античной геометрии. «Арифметика» Диофанта и элементы возврата к вавилонской традиции.
Математика в древней и средневековой Индии. Отрицательные и иррациональные числа. Ритуальная геометрия трактата «Шулва-Сутра». Озарение как способ обоснования математических результатов. Математика и астрономия.
Математика в древнем и средневековом Китае. Средневековая математика арабского Востока. «Арабские» цифры как источник новых математических знаний. Выделение алгебры в самостоятельную науку. Философия геометрии в связи с попытками доказать V постулат Евклида. Математика и астрономия. Математика в средневековой Европе. Практически ориентированные геометрические и тригонометрические сведения у Л.Пизанского (Фибоначчи). Развитие античных натурфилософских идей и математика. Схоластические теории изменения величин как предвосхищение инфинитезимальных методов Нового времени. Дискуссии по проблемам бесконечного и непрерывного в математике.
Математика в эпоху Возрождения. Проблема решения алгебраических 3-ей и 4-ой степеней как основание возникновения новых представлений о математических величинах. Алгебра Ф.Виета. Проблема перспективы в живописи и математика. «Философская теория» мнимых и комплексных чисел в «Алгебре» Р.Бомбелли.
Математика и научно-техническая революция начала Нового времени. Проблема бесконечности. Философский контекст аналитической геометрии. Достижения в области алгебры и их естественнонаучное значение. Первые теоретико-вероятностные представления. «Вероятностная» гносеология в трудах философов Нового времени и проблема создания вероятностной логики (Лейбниц) Философский контекст открытия И.Ньютоном и Г.Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Проблема логического обоснования алгоритмов дифференциального и интегрального исчисления. Критика Беркли и Ньютвентвейта. Нестандартный анализ А.Робинсона (1961) и новый взгляд на историю возникновения и первоначального развития анализа бесконечно малых.
Развитие математического анализа в XVIII веке. Проблема оснований анализа. Философские идеи Б.Больцано в области теории функций. К.Вейерштрасс и арифметизация анализа. Теория и философия действительного числа.
Эволюция геометрии в XIX веке и ее философское значение – открытие гиперболической геометрии и ее обоснования, интерпретации неевклидовой геометрии, «Эрлангенская программа» Ф.Клейна как новый взгляд на структуру геометрии. П.-С.Лаплас, его философские взгляды на сущность вероятности и становление теории вероятностей как точной науки.
Теория множеств как основание математики: Г.Кантор и создание «наивной» теории множеств. Открытие парадоксов теории множеств и их философское осмысление.
Математическая логика как инструмент обоснования математики и как основания математики. Взгляды Г.Фреге на природу математического мышления. Программа логической унификации математики.
«Основания геометрии» Д.Гильберта и становление геометрии как формальной аксиоматической дисциплины.
Философские проблемы теории вероятностей в конце XIX – середине XX веков.
Концепция научных революций Т.Куна и проблемы ее применения к анализу развития математики. Характеристики преемственности математического знания. Д.Даубен, Е.Коппельман, М.Кроу, Р.Уайлдер о специфике революций в математике. Математические парадигмы и их отличие от естественнонаучных парадигм. Классификация революций в математике.
Фальсификационизм К.Поппера и концепция научных исследовательских программ И.Лакатоса. Возможности применения концепции научных исследовательских программ к изучению развития математики. Проблема существования потенциальных фальсификаторов в математике.
Пифагореизм как первая философия математики. Число как причина вещей, как основа вещей и как способ их понимания. Числовой мистицизм. Влияние на пифагорейскую идеологию открытия несоизмеримых величин и парадоксов Зенона. Пифагореизм в сочинениях Платона. Критика пифагореизма Аристотелем.
Эмпирическая концепция математических понятий у Аристотеля. Первичность вещей перед числами. Объяснение строгости математического мышления. Обоснование эмпирического взгляда на математику у Бекона и Ньютона. Математический эмпиризм XVII-XIX вв. Эмпиризм в философии математики XIX столетия (Дж.Ст.Милль, Г.Гельмгольц, М.Паш). Современные концепции эмпиризма: натурализм Н.Гудмена, эмпирицизм И.Лакатоса, натурализм Ф.Китчера. Недостатки эмпирического обоснования математики.
Философские предпосылки априоризма. Установки априоризма. Умозрительный характер математических истин. Априоризм Лейбница. Обоснование аналитичности математики у Лейбница. Понимание математики как априорного синтетического знания у Канта. Неевклидовы геометрии и философия математики Канта. Гуссерлевский вариант априоризма. Проблемы феноменологического обоснования математики.
Истоки формалистского понимания математического существования. Идеи Г.Кантора о соотношении имманентной и транзиентной истины. Формалистское понимание существования (А.Пуанкаре и Д.Гильберт).
Современные концепции математики. Эмпирическая философия математики. Критика евклидианской установки и идеи абсолютного обоснования математики в работах И.Лакатоса. Априористские идеи в современной философии и методологии математики. Программа Н.Бурбаки и концепция математического структурализма. Математический платонизм. Реализм как тезис об онтологической основе математики. Радикальный реализм К.Геделя. Реализм и проблема неиндуктивистского обоснования теории множеств. Физикализм. Социологические и социокультурные концепции природы математики.
Логицистская установка Г.Фреге. Критика психологизма и кантовского интуиционизма в понимании числа. Трудности концепции Г.Фреге. Представление математики на основе теории типов и логики отношений (Б.Рассел и А.Уайтхед). Результаты К.Геделя и А.Тарского. Методологические изъяны и основные достижения логицистского анализа математики.
Идеи Л.Брауэра по логицистскому обоснованию математики. Праинтуиция как исходная база математического мышления. Проблема существования. Учение Л.Брауэра о конструкции как о единственно законном способе оправдания математического существования. Брауэровская критика закона исключенного третьего. Недостаточность интуиционизма как программы обоснования математики. Следствия интуиционизма для современной математики и методологии математики.
Гильбертовская схема абсолютного обоснования математических теорий на основе финитной и содержательной метатеории. Понятие финитизма. Выход за пределы финитизма в теоретико-множественных и семантических доказательствах непротиворечивсти арифметики. (Г.Генцен, П.Новиков, Н.Нагорный). Теоремы К.Геделя и программа Гильберта: современные дискуссии.
Специфика приложения математики в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предлагаемые теорией категорий, теорией катастроф, теорией фракталов, и др. Проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений.
Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение. «Непостижимая эффективность» математики в физике: проблема рационального объяснения. Этапы математизации в физике. Неклассическая фаза (теория относительности, квантовая механика. Проблема единственности физической теории, связанная с богатыми возможностями выбора подходящих математических конструкций. Постклассическая фаза (аксиоматические и конструктивные теории поля и др. Перспективы математизации нефизических областей естествознания. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания. Вычислительное, концептуальное и метафорическое применения математики. Границы применимости вероятностно-статистических методов в научном познании. «Моральные применения» теории вероятностей – иллюзии и реальность.
Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Сравнительный анализ математического моделирования в различных областях знания. Математическое моделирование в экологии: историко-методологический анализ. Применение математики в финансовой сфере: история, результаты и перспективы. Математические методы и модели и их применение в процессе принятия решений при управлении сложными социально-экономическими системами: возможности, перспективы и ограничения. ЭВМ и математическое моделирование. Математический эксперимент.
Тема |
Лекции |
Семинарские занятия |
I семестр | ||
1. Предмет, основные этапы и концепции современной философии науки |
2 |
2 |
2. Наука в системе мировоззренческого знания |
2 |
|
3.Классификация научного знания. |
2 |
|
4. Становление первых форм теоретической науки в античности и средневековье |
|
2 |
5. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки |
2 |
4 |
6. Современная научная картина мира (материя, энергия, информация, пространство и время) |
2 |
2 |
7. Современные научные представления об эволюции форм отражения. Эволюционная эпистемология |
2 |
2 |
8. Язык как средство построения и развития науки в контексте аналитической философии |
2 |
|
9. Научные традиции и научные революции. Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна. |
2 |
2 |
10. Познание как операционный процесс. Соотношение субъекта и объекта научно-познавательной деятельности. Проблема истины и ее критериев. |
2 |
2 |
Итого I сем.: |
18 |
16 |
II семестр | ||
11. Типология рациональности |
2 |
|
12. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. |
2 |
2 |
13. Конкретно-чувственное и абстрактно-логическое познание, их формы. Основные эпистемологические концепции философии науки XX в. (М. Полани, К. Поппер, И. Лакатос) |
2 |
2 |
Тема |
Лекции |
Семинарские занятия |
14. Структура, формы и методы эмпирического и теоретического познания |
2 |
2 |
15. Методология современного научного познания |
4 | |
16. Антропологические и ценностные предпосылки и основания научного познания |
2 |
2 |
17. Место науки как социального института в структуре общественного бытия |
2 |
2 |
18. Актуальные проблемы глобалистики, этические проблемы науки к. XX – н. XXI в. |
2 |
|
19. Природа математического мышления |
|
2 |
20. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте |
| |
21. Закономерности развития и философские концепции математики |
|
2 |
22. Философия и проблема обоснования математики |
|
2 |
23. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки |
| |
Итого II сем.: |
18 |
16 |
Итого |
36 |
32 |
Словари и энциклопедии
Литература, карточка обеспеченности учебной литературой по курсу библиотекой вгпу
26 09 2014
3 стр.
Философия науки. (Учебное пособие). – Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина. Кафедра философии. – М., 2003
29 09 2014
3 стр.
Сидорина Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с
04 09 2014
32 стр.
Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки
02 10 2014
1 стр.
Философия: Учебное пособие / В. Э. Вечканов, Н. А. Лучков. М.: Ид риор, 2012. 137 с.: 70x100 1/32.
09 10 2014
1 стр.
Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е Ростов н/Д: "Феникс", 2003. 448 с
14 12 2014
31 стр.
Охватывают “все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе”. Под идеями же подразумеваются “слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении”
06 10 2014
40 стр.
Охватывает и привлечение, и размещение ресурсов
07 10 2014
12 стр.