Перейти на главную страницу
"Банковское дело"
от « 28 » июня 2007 г.
Зав. кафедрой д.э.н.,
Профессор Семенюта О.Г.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМ ПРОДУКТОМ»
Составитель: к.э.н., доцент Мазняк В.М.
Рецензенты: к.э.н., доцент Селиванова Т.А.
ст.преп. Антиков З.Х.
Ростов-на-Дону
2007
ст. преп. Антиков З.Х.
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения Финансового факультета, изучающих курс "Управление банковским продуктом". Данное пособие включает лекционный материал по ключевым разделам курса, case study, задания для самостоятельной работы, а так же список основной и дополнительной литературы для подготовки к занятиям.
Цель издания – оказание учебно-методической помощи в изучении курса «Управление банковским продуктом».
Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
Введение
В условиях усиления межбанковской конкуренции, стирания границ между финансово-кредитными институтами резко возрастает значение организации проектирования, генерации и сбыта банковских продуктов. При этом процесс организации должен строиться на основе учета интересов банка, клиентов и общества в целом, что позволяет обеспечить продуктовый подход.
Курс "Управление банковским продуктом" является дисциплиной по выбору и имеет практическую направленность. Его целью является обучение студентов организационно-методическим основам продуктового менеджмента в коммерческом банке.
Достижение поставленной цели становится возможным при решении следующих задач:
При изучении курса специальное место отведено вопросам тенденций развития банковского дела, рассмотрению проблемных вопросов теории и практики продуктового менеджмента.
Взгляд на каждую из этих категорий является в большей или меньшей степени дискуссионным. И наша задача состоит в том, чтобы определить существенные моменты каждого подхода и выявить качественные отличия продуктовой парадигмы.
В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности", "банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц". Именно такое сочетание операций позволяет коммерческому банку осуществлять кредитную эмиссию.
Выдавая ссуду, банк увеличивает количество денег находящихся в обращении.
При выдаче кредита банком происходит увеличение суммы баланса как по активу (кредит), так и по пассиву (средства на расчетном счете). Именно зачисление кредита на расчетный счет предприятия заемщика (р/с2 +100) означает увеличение количества денег в обращении. Если предприятия собираются использовать свои расчетные счета для платежей клиентам этого же банка, то потребности в использовании денежных средств, находящихся на корреспондентском счете банка, не возникает. Она появляется только в случае перечисления средств в другой банк, тогда необходимая сумма списывается с корреспондентского счета банка плательщика и поступает на корреспондентский счет банка получателя, который зачисляет ее после этого на счет контрагента. Закономерен вопрос: денег на собственном счете банка-кредитора 100 млн. рублей, а обязательств на 200 млн. рублей; как банк сможет выполнить свои обязательства? Ответ прост, в среднем количество денег перечисляемых клиентами банка равно количеству денег, поступающих на их счета в данном банке, а для непредвиденных случаев оттока средств банк хранит на корреспондентском счете определенный резерв.
Однако, рассматривая банк в качестве эмитента "кредитных" денег, специалисты практически всегда забывают тот факт, что банк, инвестируя в уставный фонд своего клиента, тем самым тоже осуществляет безналичную эмиссию. Данный метод очень широко использовался для раздувания уставного фонда банка и состоял в перечислении денежных средств в уставный капитал клиента, который реинвестировал их в уставный капитал банка.
В настоящее время надзорный орган не позволяет банкам осуществлять подобные действия столь прямолинейно, но при использовании цепочки посредников они остаются возможными.
Депозитные, расчетные и операции по размещению средств банком от своего имени и за свой счет не исчерпывают всего многообразия направлений деятельности банков, поэтому рассмотрим основные классификации банковских операций.
Наиболее традиционным является разделение всех операций коммерческого банка на три основные группы в зависимости от их содержательной основы с точки зрения банка:
Куршаковой Н.Б. в зависимости от роли операций в деятельности банка недавно была предложена их следующая классификация:
Разнообразие видов банковских операций, концептуальная проработанность их классификаций подтверждает основополагающий характер категории «банковских операций» в современной науке. Кроме того отношения, возникающие по поводу осуществления банковских операций, представлены в литературе как суть банковской деятельности. Такое положение дел в настоящее время удовлетворяет не всех специалистов, так как де-факто выделяет банковское дело в особый, совершенно отличный от других вид деятельности, препятствуя интеграции научного знания и сфер экономики.
По мнению Н.В. Левицкого, завоевание нового клиента обходится в 6 раз дороже, нежели удержание уже существующего. Согласно имеющимся оценкам французских экспертов, 4/5 всех прибылей обеспечивает 1/5 клиентов банка.
Характер взаимоотношений между банком и клиентом зависит от репутации банка на рынке – это так называемый «гудвилл». Новые клиенты обращаются в банк очень часто на основе личных рекомендаций, что особенно значимо для случаев, когда возможности рекламы тех или иных банковских услуг ограничены. Формирование положительной репутации банка происходит в течении долгого времени, но разрушиться она может очень легко. Примером подобной ситуации может служить Альфа-банк, репутация которого создавалась с 1990 г., когда он был основан, и была заметно подорвана кризисом 2004 г., когда банк был вынужден для прекращения оттока клиентов пойти на нарушение действующего законодательства – ввести штраф за досрочное изъятие депозитов населения. Для ликвидации последствий данного события банк вынужден был начать компанию по ребрендингу и связанному с ним изменению имиджа.
В декабре 2005 г. Альфа-Банк объявил о начале кампании по изменению своего фирменного стиля. Новый логотип банка состоит из трех частей: уникального графического написания слова «Альфа-Банк», большой красной буквы «А» и горизонтальной черты под этой буквой. Все элементы выполнены в ярко-красном фирменном цвете.
«В новом логотипе наглядно отражены принципиальные моменты нашей стратегии, — отметил Директор по маркетингу Альфа-Банка Кирилл Турбанов. — Буква „А“ демонстрирует наше стремление быть первыми по уровню сервиса и инноваций. Красный цвет выделяет наш банк, подчеркивая его лидерство среди частных банков страны, одновременно с этим создавая ощущение уверенности и силы».
При условии долговременного и регулярного сотрудничества между банком и клиентом между ними может сложиться устойчивое партнерство. Особенно это важно в сфере кредитных отношений, так как позволяет минимизировать издержки на получение информации о контрагенте, и, соответственно, кредитный риск. Постоянным клиентам банк может предоставить возможность комплексного обслуживания, возможно, по льготной процентной ставке.
Оказанию услуги клиенту банка предшествует заключение сделки. Большинство сделок заключается в форме договоров, основная часть которых подписывается в простой письменной форме, либо в форме сделок с нотариальным удостоверением и/или государственной регистрацией. Основой взаимоотношений между банком и клиентом является взаимовыгодный характер сотрудничества за исключением случаев, когда характер их взаимоотношений по сделке навязывается государством. Примером такой сделки, носящей односторонний характер, является контроль над соблюдением предприятием-клиентом банка кассовой дисциплины.
С точки зрения современной теории финансового посредничества незаменимая роль банков состоит в повышении качества информации, которое становится возможным благодаря следующим особенностям деятельности банков:
Охватывает и привлечение, и размещение ресурсов
07 10 2014
12 стр.
Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план
13 09 2014
24 стр.
Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011
13 10 2014
8 стр.
Литература, карточка обеспеченности учебной литературой по курсу библиотекой вгпу
26 09 2014
3 стр.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Управление рисками» студентами экономических специальностей вузов
16 12 2014
8 стр.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с
15 12 2014
23 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека»
16 12 2014
24 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций
17 12 2014
32 стр.