Перейти на главную страницу
Директор МОШИ лицей – интернат г. Балашова
кандидат педагогических наук
Шатух Ольга Николаевна
Декан педагогического факультета
Балашовского института (филиала)
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского,
кандидат педагогических наук, доцент
Алимская Людмила Федоровна
С90 Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. –
ISBN
Учебное пособие представляет собой теоретический и практический материал, раскрывающий содержание курса по выбору «Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста». В пособии освещены современные подходы к дошкольному образовательному процессу, представлены научно-методические и практические рекомендации по организации методической работы, рассматриваются педагогические модели организации экологического образования в ДОУ.
Пособие рекомендуется для студентов педколледжей и факультетов дошкольной педагогики вузов; для разработки спецкурсов и факультативов, для использования в практике работы заведующих ДОУ, методистов, старших воспитателей и заместителей заведующих по воспитательной и учебно-методической работе.
2.2. Условия повышения качества экологического образования дошкольников…………………………………………………………………..47
2.3 Организация и управление в сфере экологического образования ….52
2.4. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ ………………………………………………………………………………58
Литература………………………………………………………………………90
В связи с этим обостряется ответственность взрослых, окружающих ребенка и организующих его жизнь, за качество воспитания, прежде всего перед ребенком и обществом, а также ответственность ребенка перед самим собой и родителями.
Детство – важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к взрослой жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. В настоящее время высокие требования предъявляются к организации детской жизни в детском саду, к организации развивающей среды детского сада, к личности педагога. Ибо от того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что войдет в его разум и сердце, в решающей степени зависит то, каким человеком станет сегодняшний малыш. Немаловажное значение придается и формированию экологической культуры подрастающего поколения, умения видеть красоту природы, наслаждаться духовными ценностями. Научить всему этому может только человек с высокой экологической культурой, с богатым духовным миром. Именно таким и должен быть педагог дошкольного образования, тот человек, который наравне с родителями ответственен за воспитание детей.
Учитывая все это, в современных дошкольных учреждениях большое значение придается организации правильной и эффективной методической работе с кадрами, направленной на повышение педагогического мастерства педагогов.
Основы экологического образования необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия.
Целью экологического образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, учителей, воспитателей и родителей.
Проблемы подготовки и повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования разрабатываются Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, В.А. Денякиной и др. Их исследования подчеркивают необходимость нахождения оптимальных форм работы в подготовке будущих специалистов дошкольного образования и указывают на поиски наиболее эффективных методов работы с педагогическими кадрами современных дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления экологической культуры и образованности личности, и в связи с этим, экологическое образование дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения экологического кругозора и эрудиции.
На основе системного междисциплинарного подхода используются специально разработанные программы экологического содержания. В настоящее время разработаны и апробируются различные модели экологического образования дошкольников, в которых учитываются психологические и дидактические особенности обучения и воспитания, теоретические идеи современного экологического образования и воспитания, определяются их цели, принципы и структурообразующие элементы.
Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества экологического образования, отбору содержания, методов и форм экологического образования старших дошкольников.
Как подтверждают исследования многих ученых, формирование экологической образованности и воспитанности личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования. Упущения и недостатки в учебно-воспитательной работе на дошкольном этапе обучения могут стать невосполнимыми педагогическими потерями, которые практически невозможно исправить на последующих ступенях обучения. Поэтому все это указывает на важность дошкольного воспитания в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Проблема использования педагогических моделей экологического образования в ДОУ, оказывающих влияние на повышение качества экологической образованности детей, как показывает анализ литературы, является проблемой пока еще недостаточно изученной.
Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия, - это решающий фактор в экологическом воспитании.
В ДОУ идеологами всей работы являются заведующая и старший воспитатель. От правильно спланированного и грамотно реализованного процесса зависит продвижение дошкольников по пути экологической культуры.
Ведущим фактом социального прогресса человечества является уровень его духовного развития, состояние культуры, науки, просвещения.
Известно, что материальное благосостояние общества, его экономическая мощь, социальная стабильность определяется уровнем духовности и нравственности его членов, развитостью их сознания. Если согласиться с данным утверждением, то не потребуется досконального обоснования необходимости особого, первостепенного внимания к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения, к деятельности педагога, к его профессиональной подготовке и педагогической компетентности, к уровню его экологической культуры.
Данное пособие состоит из 3 частей и представляет собой теоретический и практический материал, раскрывающий содержание курса по выбору «Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста».
В пособии освещены современные подходы к дошкольному образовательному процессу; представлены научно-методические и практические рекомендации по организации методической работы; рассматриваются условия повышения качества экологического образования дошкольников и педагогические модели организации экологического образования, а так же вопросы организации и управления в сфере экологического образования в ДОУ.
Учебное пособие предназначено для студентов педколледжей и факультетов дошкольной педагогики вузов; для разработки спецкурсов и факультативов, для использования в практике работы заведующих ДОУ, методистов, старших воспитателей и заместителей заведующих по воспитательной и учебно-методической работе.
Глава 1. Методическая служба в системе дошкольного образовательного учреждения
Система дошкольного образования переживает творческий период обновления содержания и форм воспитания детей. Это связано с современной ситуацией в обществе, возрождением новых типов воспитательно-образовательных учреждений – частных, семейных, кооперативных. Справедливо критикуется учебно-дисциплинарная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения, преодолевается казенная обстановка, формальное, усреднительное отношения к ребенку, актуализируется жизненная необходимость в средовом подходе, социальном и экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание призвано заложить в детях основы базовых культур личности, сформировать основы экологической культуры. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию всех организационных основ воспитательно-образовательного процесса деятельности дошкольного учреждения, активизацию и педагогизацию связей детского сада с другими общественными институтами.
Решение столь сложных педагогических задач во многом зависит от качества педагогической деятельности. Усиление экологического содержания деятельности педагога позволяет рассматривать процесс воспитания, не только направленный на формирование знаний, умений, навыков, а прежде всего как образовательную систему по вводу ребенка в социум и культуру.
Дошкольное учреждение призвано «обогащать» детство. Партнерство, демократический стиль и нормы человеческих отношений признаются органической частью всей педагогической деятельности. Вместо единообразия и обязательности для всех должна существовать свобода выбора. По мнению В.Г. Бочаровой, хорошее гуманное воспитание характеризуется радостью, стремлением к оказанию помощи, терпимостью, теплыми контактами с семьей. Такому воспитанию свойственна социальная ответственность, его характеризует «открытость», компетентность, активность педагогической деятельности.
Понятие «Дошкольное образовательное учреждение» определяется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
• детский сад;
• детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
• детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
• центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их замещающими).
Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.
Трактовка понятия «открытое» дошкольное учреждение представляет собой широкий набор основных его признаков, позиции многих ученых сходятся. Прежде всего, подчеркивается его многофункциональный характер. Открытое дошкольное учреждение — это, прежде всего, «окно в мир», открыто для межличностного и группового общения, культурно-историческим традициям, диалога культур, поколений, открытое как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязь с жизнью, социальными институтами воспитания, культуры, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д.
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) и всех документах, определяющих развитие отечественного образования России, в основу положены идеи и принципы гуманистической педагогики, которые в полной мере отражают все основные права и свободы маленького гражданина.
Министерство образования в помощь детским садам разработало пакет образцов документов, в которых основным нормативным документом является Устав ДОУ.
Согласно Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению, в Уставе представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка.
Современный уровень развития мирового сообщества требует от личности не только высокого интеллектуального развития, но и развитого духовного мира. Новое поколение меньше читает, посещает художественные музеи и т.п. Понимая значение культуры, искусства в жизни человека, молодежь не проявляет активности в изучении и овладении художественными ценностями. Поэтому наиболее актуальными вопросами подготовки педагогических кадров и работы по их дальнейшему совершенствованию являются вопросы совершенствования эстетической культуры личности педагога. Формирование личности педагога - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме психологического и социального становления личности педагога и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Одним из ответственных разделов работы в дошкольном образовательном учреждении является методическая работа. Как и воспитательно-образовательный процесс, методическая работа – постоянно совершенствующийся, сочетающий в себе лучшие достижения передового педагогического опыта процесс.
Методическая работа с кадрами дошкольного учреждения рассматривается как специально организованный процесс, направленный на развитие личности педагога, его профессиональных качеств. В ней рассматриваются цели, содержание, средства и методы воспитания детей, необходимость поиска способов и средств педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей.
Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении нужно понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Выделяются следующие направления методической работы в дошкольном образовательном учреждении:
1) обеспечение и контроль выполнения программы воспитания и обучения детей;
2) помощь педагогам и организация научно-исследовательской деятельности в ДОУ;
3) работа с родителями и общественностью по вопросам преемственности воспитания дошкольников в системе «Семья – ДОУ – Школа».
Оказание практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с детьми – вот главная задача методической работы. К. Белая, отмечая всю важность адресности и конкретной направленности методической работы, указывает на необходимость использования современных методов ее планирования и организации, применения современных диагностических методик в работе с педагогами.
О результативности такой работы, указывают Поздняк Л.В., Белая К.Ю., нужно судить не по запланированным в годовом плане мероприятиям различной направленности, а по критериальным показателям педагогического процесса, которыми являются: выполнение или превышение государственного образовательного стандарта в обучении и воспитании дошкольников без перегрузки их занятиями; заметный рост мастерства педагогов; улучшение психологического климата в коллективе; повышение творческого потенциала, развитие педагогического опыта.
Решению одной из главных задач методической работы – оказанию реальной, действенной и адресной методической помощи каждому воспитателю - способствует планирование и организация ее на диагностической основе. Суть такого построения заключена в создании системы методической работы по профессиональному адаптированию, становлению развитию и саморазвитию педагогов на основе распознания их индивидуальных различий в педагогической деятельности и корректировке ее содержания и результатов. Как система методов и средств индивидуального, группового и коллективного изучения, педагогическая диагностика в работе с кадрами помогает выяснить уровень профессиональной компетенции педагога, создает основу для выявления имеющихся и потенциальных затруднений, а также выявить сильные стороны педагога, создав предпосылки для обобщения передового педагогического опыта.
Диагностика профессиональной деятельности педагогов включает в себя: оценку фактического уровня профессиональной подготовки каждого педагога; выявление профессиональных запросов и потребностей педагогов; формирование системы работы с кадрами с учетом цели, определенной педагогической диагностикой.
Схематически построение методической работы на диагностической основе можно выразить следующим образом:
Схема 1
Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011
13 10 2014
8 стр.
Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план
13 09 2014
24 стр.
Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
27 09 2014
1 стр.
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
03 09 2014
4 стр.
Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей
25 12 2014
1 стр.
Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»
17 12 2014
1 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
4 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
3 стр.