Перейти на главную страницу
Основными вопросами, как правило, интересующими заведующих и методистов являются следующие:
После того, как собрана интересующая информация и сделан анализ полученных результатов, составляется диагностическая карта, которая позволяет получить общую картину уровня педагогического мастерства коллектива.
На основании данной карты планируется вся методическая работа, предусматривается
1) какая методическая помощь, кому, в какой форме и какими силами будет оказана;
2) у кого из воспитателей будет изучаться, обобщаться передовой педагогический опыт;
3) по разработке какой проблемы и когда будет создана творческая группа воспитателей.
Именно таким образом методическая работа будет организована с учетом всех запросов. Эта же диагностическая карта решает вопрос загруженности и совершенствования педагогического мастерства воспитателей детского сада на предстоящий учебный (календарный) год.
На наш взгляд, важно, чтобы в ходе научно-методической организации педагогического процесса были определены методы научного руководства, с помощью которых достигалась бы результативность и адресность методической работы дошкольных учреждений.
Как наиболее эффективные, зарекомендовали себя следующие методы:
1. Наблюдение как информативный метод. Именно он позволяет увидеть все стороны изучаемого вопроса. Как показывает практика, наблюдение эффективно, если оно отличается целенаправленностью, систематичностью и имеет аналитический характер. Нами разработаны требования к организации наблюдения как метода изучения педагогического процесса в детском саду:
- наблюдение проводится в соответствии с четко поставленной целью, В нашей практической работе подтверждаются теоретические выводы о том, что чем точнее сформулирована цель наблюдения, тем легче регистрировать результаты и фиксировать выводы;
- наблюдение проводится по заранее продуманному плану, в котором целесообразно определить ключевые вопросы;
- наблюдение должно включать небольшое количество изучаемых вопросов, что дает возможность сосредоточить внимание на определенных объектах в ходе изучения педагогического процесса;
- важно прогнозировать ход наблюдения и возможность появления определенных ошибок. Как показывает практика работы, при организации педагогического наблюдения важна подготовка воспитателей, участвующих в экспериментальной педагогической деятельности, нацеленная на осознание сущности научно-методического обеспечения педагогического процесса.
2. Важным методом, который мы выделяем в научно-практической деятельности, является беседа. Беседы проводятся с педагогами, детьми, родителями. Вопросы, которые используются в практической деятельности научным руководителем, воспитателем-методистом, планируются заранее и дают возможность получить дополнительную информацию по изучаемой проблеме.
3. При осуществлении научного руководства в практическом взаимодействии широкое распространение получило анкетирование. Содержание информации, её качество зависят от многих факторов, таких, как формулировка вопросов анкеты, ситуация опроса, эмоциональное состояние опрашиваемых и само отношение респондентов к процессу анкетирования. Как показал анализ проведенной работы, данные факторы важно учитывать при проведении процедуры анкетирования.
4. Одним из эффективных методов работы, на наш взгляд, является изучение и обобщение педагогического опыта. При организации научно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении важно и необходимо изучение опыта работы воспитателей, при этом цели могут быть разнообразны: разработка научно-методических рекомендаций, внедрение новых технологий, авторских программ, а также выявление недостатков и перспектив развития педагогического процесса и пр. Как известно, изучение и обобщение передового опыта выступает одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку этот метод позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения закономерностей педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
5. С целью глубокого изучения сущности педагогического процесса используется эксперимент, в ходе которого сознательно изменяется состояние какого-либо педагогического явления путем введения дополнительного или нового фактора.
Руководство учебно-воспитательной и методической работой в детском саду (в равной степени с заведующим) осуществляет старший воспитатель (методист). Роль методиста велика – он отвечает за формирование личности педагога, определение места каждого педагога в воспитательной работе с детьми, вместе с заведующим формирует коллектив единомышленников, развивает творческую инициативу в коллективе.
Осуществление должностных обязанностей и реализация задач методической работы требует от методиста наличия определенных профессионально-организационных умений.
Управление педагогическим процессом – это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Управление современным дошкольным учреждением – сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижения педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; эффективного контроля и проверки исполнения.
Важное место в решении основных задач работы дошкольных учреждений сегодня занимает демократизация управления ДОУ, которая предполагает:
Главное в методической работе – оказание конкретной практической помощи воспитателям в выборе и совершенствовании форм и методов работы с детьми. Поэтому о ее результативности следует судить не по количеству тех или иных запланированных и проведенных мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса.
Критериями оценки методической работы могут быть следующие показатели: выполнение или превышение госстандарта в обучении и воспитании дошкольников без перегрузки их занятиями; улучшение психологического климата в коллективе; заметный рост мастерства педагогов, как следствие этого повышение творческого потенциала всего коллектива, развитие передового педагогического опыта.
Организация методической работы в ДОУ осуществляется по нескольким направлениям, среди которых выделяются следующие:
Заместитель заведующей по воспитательно-образовательному процессу (старший воспитатель):
Опытного старшего воспитателя отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждое воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами.
Старший воспитатель должен быть настойчивым и твердым в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмоционально-волевую сторону общения руководителя с подчиненными, образуют важнейшую черту стиля руководства — требовательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требовательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Требовательность не равнозначна суровости и непреклонности. Приказы, разносы и выговоры ничего, кроме вреда, не приносят и, как правило, больше свидетельствуют о слабости, а не о силе руководителя. Важнейшим качеством старшего воспитателя является умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их образования, уровня культуры, воспитанности, темперамента и характера. Лицо дошкольного учреждения определяет коллектив его воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители — заведующий и старший воспитатель.
Осознание необходимости изменений не только содержания и методов образовательного процесса ДОУ, но и профессионально целесообразного управления его развитием обусловили поиск инновационных методов управления. Современное дошкольное учреждение предполагает появление нового типа методиста (старшего воспитателя), обладающего потребностью и готовностью решать новые образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества и вариативности образования, стимулировать образовательные инициативы и управлять превращением отдельных инициатив в механизм развития дошкольного учреждения. Методическая работа организуется, координируется и стимулируется старшим воспитателем, выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом и повышения профессиональной квалификации воспитателей, а также развития их творческой активности под руководством других лиц и самостоятельно.
Для повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами, необходимо построение ее на диагностической основе. Суть такого построения заключается в создании системы методической работы по профессиональному адаптированию, становлению, развитию и саморазвитию воспитателей на основе распознавания их индивидуальных различий в педагогической деятельности и корректировке ее содержания и результатов. Учет индивидуальных особенностей и возможностей, профессиональных запросов воспитателей, развитие творчества и инициативы каждого члена педагогического коллектива, а также выявление уровня развития педагогических способностей, личностных качеств воспитателей и их влияние на личность ребенка - эти факторы повышения уровня работы с педагогическими кадрами предполагает использование педагогической диагностики.
Как система методов и средств индивидуального, группового и коллективного изучения, педагогическая диагностика в работе с кадрами помогает выяснить уровень профессионализации воспитателя, создает основу для выявления затруднений, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, диагностика профессиональной деятельности позволяет определить и сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.
Выделенное направление диагностико-коррекционной работы ДОУ представляет собой диагностику профессиональной деятельности воспитателей, включающую в себя оценку фактического уровня профессиональной подготовки каждого педагога; выявление профессиональных запросов и потребностей педагогов; формирование системы работы с педагогическими кадрами с учетом цели, определенной в результате вышеуказанных действий.
Все указанные выше компоненты диагностико-коррекционной работы реализуются при помощи социологических исследований – опросов, открытого анкетирования, тестирования педагогов. Основными вопросами, как правило, интересующими заведующих и старших воспитателей являются:
Говоря о диагностической карте нельзя не обратиться к рассмотрению форм работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. В традиционном понимании формы делятся на основные, общепринятые формы и нетрадиционные, новаторские, инновационные формы работы.
Основные функциональные обязанности методиста дошкольного образовательного учреждения заключаются в организации методической работы с педагогическим коллективом в различных формах.
Само слово «организация» в переводе с латинского означает «сообщаю стройный вид, устраиваю». Без организации начавшийся управленческий цикл прекращает свое существование.
Понятие «организация» многогранно. Организуют и материальные средства, и дело, и самого себя, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении организация рассматривается как деятельность по реализации плана дошкольного учреждения и других управленческих решений, которая обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.
Таким образом, на первый план выходят проблемы, связанные, прежде всего, с деятельностью педагогов дошкольного учреждения, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Организация старшим воспитателем деятельности педагога начинается с определения цели, знакомства с теми задачами, которые решает коллектив в соответствии с планом дошкольного учреждения. Организация включает в себя ряд элементов:
1) изучение состояния вопроса: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
2) постановка цели и определение рабочих задач, так как, стремясь получить нужные результаты, необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь, сразу или по этапам и т.п.;
3) планирование подготовки и проведения дела: сюда входит предварительный отбор людей, их распределение по участкам работы и т.д.;
4) разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности, тут же оцениваются объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться и т.д.;
5) обеспечение условий предстоящей работы;
6) постановка задачи перед исполнителями и создание настроя на работу, инструктаж исполнителей;
7) непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, предусматривающая разъяснение, личное участие, подключение других людей, личный пример, совет и т.д.;
8) анализ хода и результатов конкретного дела, включающий оценку и квалификацию итогов, поощрение за добросовестность и инициативу (3).
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, опираться на их сильные стороны и не допускать осложнений, связанных с их слабыми сторонами (неумение, нежелание что-то делать, негативные черты характера и т.д.). Работа с коллективом осуществляется в различных формах. Рассмотрим их подробнее.
Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011
13 10 2014
8 стр.
Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план
13 09 2014
24 стр.
Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
27 09 2014
1 стр.
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
03 09 2014
4 стр.
Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей
25 12 2014
1 стр.
Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»
17 12 2014
1 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
4 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
3 стр.