Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8

Определение методической темы Советом педагогов


Основными вопросами, как правило, интересующими заведующих и методистов являются следующие:



  1. Направления педагогической работы, по которым имеются затруднения и вопросы, решение которых требует конкретной помощи.

  2. Направления педагогической работы, по которым воспитатель имеет интересный опыт работы и которым он готов поделиться со своими коллегами.

  3. Наличие какой-либо интересующей педагога проблемы, способной составить предмет опытно-экспериментальной работы в детском саду.

Каким образом можно собрать интересующую информацию? Все указанные выше компоненты диагностико-коррекционной работы реализуются при помощи социологических исследований уровня мастерства педагогического коллектива – опросов, открытого анкетирования, тестирования педагогов. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому, как правило, применяются они в комплексе.

После того, как собрана интересующая информация и сделан анализ полученных результатов, составляется диагностическая карта, которая позволяет получить общую картину уровня педагогического мастерства коллектива.

На основании данной карты планируется вся методическая работа, предусматривается

1) какая методическая помощь, кому, в какой форме и какими силами будет оказана;

2) у кого из воспитателей будет изучаться, обобщаться передовой педагогический опыт;

3) по разработке какой проблемы и когда будет создана творческая группа воспитателей.

Именно таким образом методическая работа будет организована с учетом всех запросов. Эта же диагностическая карта решает вопрос загруженности и совершенствования педагогического мастерства воспитателей детского сада на предстоящий учебный (календарный) год.

На наш взгляд, важно, чтобы в ходе научно-методической организации педагогического процесса были определены методы научного руководства, с помощью которых достигалась бы результативность и адресность методической работы дошкольных учреждений.

Как наиболее эффективные, зарекомендовали себя следующие методы:

1. Наблюдение как информативный метод. Именно он позволяет увидеть все стороны изучаемого вопроса. Как показывает практика, наблюдение эффективно, если оно отличается целенаправленностью, систематичностью и имеет аналитический характер. Нами разработаны требования к организации наблюдения как метода изучения педагогического процесса в детском саду:

- наблюдение проводится в соответствии с четко поставленной целью, В нашей практической работе подтверждаются теоретические выводы о том, что чем точнее сформулирована цель наблюдения, тем легче регистрировать результаты и фиксировать выводы;

- наблюдение проводится по заранее продуманному плану, в котором целесообразно определить ключевые вопросы;

- наблюдение должно включать небольшое количество изучаемых вопросов, что дает возможность сосредоточить внимание на определенных объектах в ходе изучения педагогического процесса;

- важно прогнозировать ход наблюдения и возможность появления определенных ошибок. Как показывает практика работы, при организации педагогического наблюдения важна подготовка воспитателей, участвующих в экспериментальной педагогической деятельности, нацеленная на осознание сущности научно-методического обеспечения педагогического процесса.

2. Важным методом, который мы выделяем в научно-практической деятельности, является беседа. Беседы проводятся с педагогами, детьми, родителями. Вопросы, которые используются в практической деятельности научным руководителем, воспитателем-методистом, планируются заранее и дают возможность получить дополнительную информацию по изучаемой проблеме.

3. При осуществлении научного руководства в практическом взаимодействии широкое распространение получило анкетирование. Содержание информации, её качество зависят от многих факторов, таких, как формулировка вопросов анкеты, ситуация опроса, эмоциональное состояние опрашиваемых и само отношение респондентов к процессу анкетирования. Как показал анализ проведенной работы, данные факторы важно учитывать при проведении процедуры анкетирования.

4. Одним из эффективных методов работы, на наш взгляд, является изучение и обобщение педагогического опыта. При организации научно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении важно и необходимо изучение опыта работы воспитателей, при этом цели могут быть разнообразны: разработка научно-методических рекомендаций, внедрение новых технологий, авторских программ, а также выявление недостатков и перспектив развития педагогического процесса и пр. Как известно, изучение и обобщение передового опыта выступает одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку этот метод позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения закономерностей педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

5. С целью глубокого изучения сущности педагогического процесса используется эксперимент, в ходе которого сознательно изменяется состояние какого-либо педагогического явления путем введения дополнительного или нового фактора.

Руководство учебно-воспитательной и методической работой в детском саду (в равной степени с заведующим) осуществляет старший воспитатель (методист). Роль методиста велика – он отвечает за формирование личности педагога, определение места каждого педагога в воспитательной работе с детьми, вместе с заведующим формирует коллектив единомышленников, развивает творческую инициативу в коллективе.

Осуществление должностных обязанностей и реализация задач методической работы требует от методиста наличия определенных профессионально-организационных умений.



Требуется:

в планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность педагогического коллектива, методическую работу и собственную деятельность на длительный и относительно короткий срок; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячного планов, отдельных заданий.

в организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и перспективным планами, обмен опытом и информацией; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; осуществлять методическую помощь в составлении планов и в подготовке работы с детьми; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией, инструктировать в ходе выполнения работы, обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе, своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей.

в контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах, наблюдать за деятельностью и взаимоотношениями в педагогическом и детском коллективах, за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми и фиксировать результаты своих наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, продукты детской художественно-творческой практической деятельности, планы и документацию воспитателей, делать выводы и заключения о состоянии пед.процесса; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей, разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков, обсуждать результаты проведенного контроля с воспитателями, использовать результаты при подготовке решений педагогического совета, планировании работы коллектива.

в координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений, корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей, регулировать ход воспитательно-образовательного процесса и действия членов коллектива, ориентироваться в сложившейся ситуации, предвидеть трудности, с которыми коллектив может столкнуться при решении поставленных задач.

в общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения в коллективе при выполнении различных заданий; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности, строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества, выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия, учитывать особенности психологического климата в коллективе.
Вопросы для самоконтроля


  1. Каковы задачи дошкольного образовательного учреждения?

  2. На какие виды делятся современные дошкольные образовательные учреждения?

  3. Какими основными документами в своей деятельности руководствуется дошкольное образовательное учреждение?

  4. Что понимается под методической работой в современном ДОУ?

  5. Охарактеризуйте наиболее эффективные методы научного руководства.

  6. Какими профессионально-организационными умениями должен обладать методист (старший воспитатель) ДОУ?



1.2. Методическая работа с кадрами в современных дошкольных учреждениях
Образовательные дошкольные учреждения в своем развитии прошли путь от приюта до многофункционального воспитательно-образовательного учреждения, который чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Социальный заказ и конкретные запросы семьи предопределяют функциональный диапазон и задачи дошкольного учреждения. В связи с этим на руководителей дошкольными учреждениями ложится большая ответственность в деле управления педагогическим коллективом, поддержания его профессионального уровня, создания творческого облика.

Управление педагогическим процессом – это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Управление современным дошкольным учреждением – сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижения педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; эффективного контроля и проверки исполнения.

Важное место в решении основных задач работы дошкольных учреждений сегодня занимает демократизация управления ДОУ, которая предполагает:


  • Педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в дошкольном учреждении.

  • Компетентность всех участников в вопросах управления.

  • Педагогическое сотрудничество с родителями и школой.

  • Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы)

В современных условиях к управлению педагогическим коллективом строгие требования и, прежде всего, ориентация на личность воспитателя. Ориентацию управления педагогическим коллективом, ориентированную на человеческий аспект можно отразить как соблюдение ряда принципов, среди которых: лояльность к работникам детского учреждения; ответственность как обязательное условие успешности; атмосфера, способствующая максимальному раскрытию способностей; своевременная реакция на изменения в окружающей среде; методы работы, обеспечивающие удовлетворенность ею. Такие принципы лежат и в основе построения всей методической работы в детском саду.

Главное в методической работе – оказание конкретной практической помощи воспитателям в выборе и совершенствовании форм и методов работы с детьми. Поэтому о ее результативности следует судить не по количеству тех или иных запланированных и проведенных мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса.

Критериями оценки методической работы могут быть следующие показатели: выполнение или превышение госстандарта в обучении и воспитании дошкольников без перегрузки их занятиями; улучшение психологического климата в коллективе; заметный рост мастерства педагогов, как следствие этого повышение творческого потенциала всего коллектива, развитие передового педагогического опыта.

Организация методической работы в ДОУ осуществляется по нескольким направлениям, среди которых выделяются следующие:



    1. обеспечение и контроль за выполнением программы воспитания и обучения детей;

    2. помощь педагогам в организации научно-исследовательской работы в ДОУ;

    3. работа с родителями и общественностью по вопросам осуществления преемственности в воспитании детей.

Организацию и руководство учебно-воспитательной и методической работой в дошкольном учреждении в равной степени с заведующим осуществляет старший воспитатель. Роль этого человека огромна – именно он в большей степени отвечает за формирование личности педагога, определение его места в воспитательной работе с детьми.

Заместитель заведующей по воспитательно-образовательному процессу (старший воспитатель):



  • осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения;

  • обеспечивает и контролирует выполнение «Программы воспи­тания и обучения в детском саду», несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы;

  • изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, готовит необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете;

  • организует работу методического кабине­та в детском дошкольном учреждении; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей;

  • организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитате­лей разных возрастных групп, а также детского дошкольного уч­реждения и школы.

Старшему воспитателю необходима не только хорошая теоре­тическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном уч­реждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необ­ходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.

Опытного старшего воспитателя отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждое воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к об­щественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами.

Старший воспитатель должен быть настойчивым и твердым в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмо­ционально-волевую сторону общения руководителя с подчинен­ными, образуют важнейшую черту стиля руководства — требо­вательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требо­вательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Тре­бовательность не равнозначна суровости и непреклонности. При­казы, разносы и выговоры ничего, кроме вреда, не приносят и, как правило, больше свидетельствуют о слабости, а не о силе руководителя. Важнейшим качеством старшего воспитателя яв­ляется умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их образования, уровня культуры, воспитанности, темперамента и характера. Лицо дошкольного учреждения опре­деляет коллектив его воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители — заведующий и старший воспитатель.

Осознание необходимости изменений не только содержания и методов образовательного процесса ДОУ, но и профессионально целесообразного управления его развитием обусловили поиск инновационных методов управления. Современное дошкольное учреждение предполагает появление нового типа методиста (старшего воспитателя), обла­дающего потребностью и готовностью решать новые образова­тельные проблемы, создавать условия для педагогического творче­ства и вариативности образования, стимулировать образовательные инициативы и управлять превращением отдельных инициатив в механизм развития дошкольного учреждения. Методическая ра­бота организуется, координируется и стимулируется старшим вос­питателем, выступает как средство научного управления целост­ным педагогическим процессом и повышения профессиональной квалификации воспитателей, а также развития их творческой ак­тивности под руководством других лиц и самостоятельно.

Для повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами, необходимо построение ее на диагностической основе. Суть такого построения заключается в создании системы методической работы по профессиональному адаптированию, становлению, развитию и саморазвитию воспита­телей на основе распознавания их индивидуальных различий в пе­дагогической деятельности и корректировке ее содержания и ре­зультатов. Учет индивидуальных особенностей и возможностей, профессиональных запросов воспитателей, развитие творчества и инициативы каждого члена педагогического коллектива, а также выявление уровня развития педагогических способностей, лично­стных качеств воспитателей и их влияние на личность ребенка - эти факторы повышения уровня работы с педагогическими кадрами предполагает использование педагогической диагностики.

Как система методов и средств индивидуального, группового и коллективного изучения, педагогическая диагностика в работе с кадрами помогает выяснить уровень профессионализации воспи­тателя, создает основу для выявления затруднений, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, диагностика профессиональной деятельности позволяет опре­делить и сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.

Выделенное направление диагностико-коррекционной рабо­ты ДОУ представляет собой диагностику профессиональной дея­тельности воспитателей, включающую в себя оценку фактического уровня профессиональной подготовки каждого педагога; выявление профессиональных запросов и потребностей педа­гогов; формирование системы работы с педагогическими кадрами с учетом цели, определенной в результате вышеуказанных дей­ствий.

Все указанные выше компоненты диагностико-коррекционной работы реализуются при помощи социологических исследований – опросов, открытого анкетирования, тестирования педагогов. Основными вопросами, как правило, интересующими заведующих и старших воспитателей являются:



  1. Направления педагогической работы, по которым имеются затруднения и вопросы, решение которых требует конкретной помощи.

  2. Направления педагогической работы, по которым воспитатель имеет интересный опыт работы и которым он готов поделиться со своими коллегами.

  3. Наличие какой-либо интересующей педагога проблемы, способной составить предмет опытно-экспериментальной работы в детском саду.

Естественной и значительно облегчающей работу по анализу и планированию методической работы старшего воспитателя формой отражения таких исследований является диагностическая карта - карта совершенствования педагогического мастерства воспитателей. Такая карта составляется на предстоящий учебный год, на основании которой планируются формы методической работы с воспитателями, предусматривается:

    • Какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.)

    • У кого из воспитателей и какой педагогический опыт будет изучаться и обобщаться, какая форма его отражения предусмотрена и как он будет внедряться в практику работы других воспитателей.

    • При разработке какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей.

    • Какие иные формы методической работы будут проводится в течение учебного года.

Именно таким образом методическая работа будет определяться как эффективная или недостаточно отвечающая запросам воспитателей.

Говоря о диагностической карте нельзя не обратиться к рассмотрению форм работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. В традиционном понимании формы делятся на основные, общепринятые формы и нетрадиционные, новаторские, инновационные формы работы.

Основные функциональные обязанности методиста дошкольного образовательного учреждения заключаются в организации методической работы с педагогическим коллективом в различных формах.

Само слово «организация» в переводе с латинского означает «сообщаю стройный вид, устраиваю». Без организации начавший­ся управленческий цикл прекращает свое существование.

Поня­тие «организация» многогранно. Организуют и материальные сред­ства, и дело, и самого себя, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении организация рассматривается как дея­тельность по реализации плана дошкольного учреждения и других управленческих решений, которая обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязан­ностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.

Таким образом, на первый план выходят проблемы, связан­ные, прежде всего, с деятельностью педагогов дошкольного учреж­дения, непосредственно осуществляющих воспитательно-образо­вательный процесс с детьми.

Организация старшим воспитателем деятельности педагога на­чинается с определения цели, знакомства с теми задачами, кото­рые решает коллектив в соответствии с планом дошкольного уч­реждения. Организация включает в себя ряд элементов:

1) изучение состояния вопроса: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или про­блема решается впервые, что в наибольшей мере может по­влиять на успех дела и т.д.;

2) постановка цели и определение рабочих задач, так как, стре­мясь получить нужные результаты, необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь, сразу или по этапам и т.п.;

3) планирование подготовки и проведения дела: сюда входит предварительный отбор людей, их распределение по участ­кам работы и т.д.;

4) разработка и отбор содержания, форм и методов предстоя­щей деятельности, тут же оцениваются объем работы, при­емы, способы, средства, которыми будут пользоваться и т.д.;

5) обеспечение условий предстоящей работы;

6) постановка задачи перед исполнителями и создание настроя на работу, инструктаж исполнителей;

7) непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, предусматривающая разъяснение, личное участие, подключение других людей, личный пример, со­вет и т.д.;

8) анализ хода и результатов конкретного дела, включающий оценку и квалификацию итогов, поощрение за добросове­стность и инициативу (3).

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, опираться на их сильные сто­роны и не допускать осложнений, связанных с их слабыми сторо­нами (неумение, нежелание что-то делать, негативные черты ха­рактера и т.д.). Работа с коллективом осуществляется в различных формах. Рассмотрим их подробнее.



<предыдущая страница | следующая страница>


Алимская Людмила Федоровна Суркина С. А. С90 Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие

Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011

1459.92kb.

13 10 2014
8 стр.


Учебное пособие «Региональная экономика и управление»

Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план

2907.7kb.

13 09 2014
24 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности по английскому языку для старшего дошкольного, младшего подросткового возраста

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

585.51kb.

03 09 2014
4 стр.


Сведения о компьютерном оснащении учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных

Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей

376.45kb.

25 12 2014
1 стр.


«Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

126.67kb.

17 12 2014
1 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

556.11kb.

16 12 2014
4 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

460.6kb.

16 12 2014
3 стр.