Индивидуальные формы работы с педагогами:
Цель индивидуальных форм методической работы — оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.
Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
Основой методической работы является наблюдение воспитательно-образовательной работы в группах. Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут рекомендации, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2—3, которые носят существенный характер, и их учет в дальнейшей работе позволит решить существующие у педагога проблемы.
Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя — приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить эффективность работы воспитателя.
Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Уходя из группы, достаточно поблагодарить его, попрощаться с детьми, можно назначить время воспитателю для беседы. Там, где эта работа приобретает характер системы, воспитатели сами приходят в определенное время в методический кабинет, чтобы побеседовать со старшим воспитателем. Такая беседа носит характер деловой.
Беседа — одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.
Старший воспитатель должен хорошо подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат. Нельзя надеяться на то, что как-нибудь все получится само собой, надо тщательно продумать те вопросы, которые вы хотите обсудить с воспитателем. Искусству проводить деловые беседы надо учиться.
Существует множество важных рекомендаций по ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на том, что в любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о чем идет речь.
Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобритель ными словами, кивком головы, улыбкой, другого — направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего — заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей — столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования — одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения.
Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик — хороший стимул для организации этой работы.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.
Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контролируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа.
Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию — источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.
Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т.д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.
<предыдущая страница | следующая страница>