Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 7страница 8

Групповые формы методической работы:


Одна из основных функций старшего воспитателя — оказание помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми. Здесь разворачивается широкое поле деятельности, рас­крываются большие возможности по индивидуализации этой ра­боты, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива пе­дагогов — с другой.

В детском саду используются групповые формы методической работы: семинары, семинары-практикумы, коллективные просмот­ры педагогического процесса, консультации и др.

Семинары — это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового пла­на, с целями программы развития дошкольного учреждения.

Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их ко­личество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руко­водителем семинара может быть заведующий, старший воспита­тель, специалисты детского сада, школы, опытный воспитатель или воспитатель, прослушавший семинар по данной теме в рам­ках повышения квалификации, либо обучающийся в вузе. Воз­можно приглашение для проведения семинара в детском саду пре­подавателей вуза, педагогического колледжа, научных работни­ков и др. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.

Обычно предусматривается постоянный состав участников се­минара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие — старших. Участие в рабо­те семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного дет­ского сада, ну и, конечно, руководители могут порекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия.

Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом ка­бинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена вы­ставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообще­ние по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка пре­доставляет возможность руководителю семинара проводить заня­тия с активным привлечением всех участников: в форме дискус­сии, круглого стола и др.

Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возмож­ности использования в работе изученной проблемы или разработ­кой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

В практике детского сада используются также семинары-прак­тикумы, направленные на повышение уровня практической под­готовки воспитателя, совершенствование практических навы­ков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-прак­тикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методи­ческой работы могут быть люди, хорошо владеющие необходи­мыми навыками. Так, инструктор по физкультуре может руководить семинаром-практикумом по развитию движений, орга­низации подвижных игр, проведению физкультминуток и т.д., специалист по изодеятельности — занятиями по лепке, обуче­нию разной технике аппликации, рисования, конструированию из природного материала и др., музыкальный руководитель — может помочь в совершенстве овладеть навыками пения, танце­вальных движений и т.д. Среди сотрудников детского сада или даже среди родителей детей найдется специалист, владеющий художественным словом, рукоделием (вязание, бисероплетение, макраме, изготовление игрушек), умеющий оформлять и со­держать аквариум, террариум и т.д. Все это и следует сделать содержанием семинара-практикума. Рекомендуется объявлять как минимум две темы, чтобы воспитатели могли выбрать, какие занятия посетить.

Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то матери­альный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи. Возможно, будет организован КВН, где одна из команд будет представлена воспитателями -— участниками семи­нара-практикума, а другая теми, кто его не посещал, и будут по­добраны задания, позволяющие продемонстрировать преимуще­ства практической подготовки тех, кто прошел обучение и т.д. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подго­товленные руками воспитателей, рекомендации к их использова­нию (например, этапы обучения рисованию, использование раз­ной техники аппликации, конструирования из бумаги и т.д.), которыми могут воспользоваться все педагоги.

Коллективный просмотр педагогического процесса — одна из самых эффективных форм методической работы. В каждом детс­ком саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «от­крытые занятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а в другом — показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для ознакомле­ния и обучения им других воспитателей. Для просмотра выби­раются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъем детей после днев­ного сна и т.д.).

Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. На них присутствуют свободные от работы педагоги, те, которым рекомендуют руководители детского сада. Для того чтобы в данной форме методической работы смогли участвовать воспитатели, работающие в первую и вторую смену, предусмат­ривается второй показ той же деятельности с другим содержани­ем, но с использованием тех же методов и приемов, которые де­монстрировались ранее.

Как правило, к показу привлекаются наиболее опытные вос­питатели, но не надо пренебрегать и педагогическим опытом мо­лодых специалистов, которые могут продемонстрировать нестан­дартные подходы к проведению режимных моментов, прогулки, занятий и других видов деятельности, чему в последние годы много внимания уделяется во время практики в средних и высших педа­гогических учебных заведениях.

Серьезное внимание уделяется подготовке воспитателей к по­казу и просмотру. Существует твердо закрепленный алгоритм подготовки и проведения коллективных просмотров.

Наиболее распространены консультации такая форма мето­дической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не ме­нее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обес­печить активное включение воспитателей в воспроизведение, зак­репление материала. Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда старший воспитатель не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анали­зом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консуль­тации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полу­ченных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детс­ких рисунков, реально предоставить возможность на консульта­ции провести ее по специально подобранным образцам и т.д.

Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспита­телей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использованной литературы надо изложить в письменном вари­анте, который можно использовать и в последующей работе.

При организации групповых форм методической работы не надо гнаться за количеством участников: 3—4 человека — это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консуль­тации, да и для организации коллективного просмотра. Гораздо важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности вос­питательно-образовательной работы с детьми.

Не менее важно научиться готовить и проводить различные со­вещания. В настоящее время, когда все шире распространяется кол­лективный стиль руководства, совещания, особенно совещания про­блемного типа, приобретают все большее значение и созываются все чаще. В условиях дошкольного учреждения методист активно участву­ет в подготовке заседаний Совета педагогов, родительских собраний и конференций, производственных собраний, совещаний педагогическо­го актива детского сада и т.д .

Проблемные совещания носят, как правило, характер дискуссий, они созываются для того, чтобы выработать метод решения насущных проблем дошкольного учреждения. Необходимо подготовку и ход та­ких совещаний поставить на научную основу.

На различного рода совещаниях часто используются сообще­ния, доклады, отчеты.

Сообщение имеет цель — предоставить присутствующим необ­ходимую информацию. В этом случае материал излагается в таком порядке, который позволяет довести информацию ясно и четко. Важно, чтобы факты излагались в логической последовательно­сти. Это может быть развертывание событий во времени (в про­шлом году и в текущем, в начале и конце учебного года и др.), либо по объектам (состояние дел в младшей группе, старшей и т.д.), а также по степени важности (более важные факты упоми­наются перед менее важными, а иногда наоборот).

Доклад предполагает не только подачу информации, но и убеж­дение в необходимости приступить к определенным действиям, позволяющим достичь новой цели. В этом случае важно выбрать такой порядок, логику изложения, которые приведут к выводам и рекомендациям, которые вы излагаете или защищаете. При этом рекомендуются применять следующие логические построения: постановка проблемы — ее анализ — возможные решения — ре­комендованное решение или предположение (если сделает так-то и так-то, то...) — очевидность (то, что доказывает предположе­ние) — вывод — рекомендуемые действия или план действий — необходимость действий — возможные проблемы — ожидаемые результаты — выводы — рекомендации.

В структуру отчета входят констатация достижений к опреде­ленному времени; описание работы, которую необходимо сде­лать; указание на проблемы, имеющиеся в работе; определение путей решений проблем; рекомендации.

В последнее время в практику дошкольных учреждений входят разнообразные ак­тивные формы методической работы с педагогами, что позволяет повысить эффектив­ность их проведения. Но, увлекаясь игровыми методами, не следует забывать о конечном результате. Каждая форма методической работы должна завершаться выработкой опре­деленных рекомендаций, принятием решений, содействующих улучшению воспита­тельно-образовательной работы с детьми.

Самым главным и ответственным совещанием в дошкольном уч­реждении является заседание Совета педагогов.

Совет педагогов — это постоянно действующий орган коллеги­ального руководства воспитательной работой, он является выразите­лем коллективной педагогической мысли, школой мастерства и трибу­ной педагогического опыта. В состав Совета входят все педагоги до­школьного учреждения с правом решающего голоса, медицинские ра­ботники, а также родители воспитанников с совещательными голоса­ми. По решению трудового коллектива в Совет педагогов могут вхо­дить и другие работники дошкольного учреждения. Состав Совета пе­дагогов должен быть определен Уставом данного дошкольного учреж­дения. Функции Совета педагогов определены Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения.

На заседаниях Совета педагогов могут обсуждаться некоторые внеплановые вопросы. Например, актуальные вопросы охраны жизни и здоровья детей; итоги диспансеризации групп, выпускающихся в школу; результаты медико-педагогического контроля; анализ заболе­ваемости, посещаемости детей; случаи травматизма; обсуждение ре­зультатов обследования, тестирования детей и т.д. Доля этих вопросов на заседании Совета педагогов не должна быть значительной, чтобы не отвлечь участников от решения основных вопросов. Руководство до­школьного учреждения может отыскать и другие возможности для предоставления воспитателям необходимой информации, проведения специальных тематических совещаний и т.д.

Для того, чтобы заседания Совета педагогов проходили результа­тивно, необходима большая подготовка каждого участника, которая проходит под руководством методиста.

К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические се­минары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консуль­тации и др.

Педагогический совет является постоянно действующим ор­ганом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направ­лениями деятельности дошкольного учреждения:

1. Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием сос­тояния воспитательно-образовательной работы в детском саду: обсуждение проблем, касающихся идейно-политического и ду­ховного роста педагогических кадров, общепедагогической куль­туры и педагогического мастерства, а также актуальных психо­лого-педагогических проблем, помогающих преодолеть недостат­ки и затруднения в работе воспитателей, найти пути для их ре­шения; рассмотрение отчетов воспитателей, музыкального руководи­теля, председателя родительского комитета о своей работе; внедрение в практику работы дошкольного учреждения дости­жений педагогической науки и передового педагогического опыта.

2. Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада; работа с родителями, общественными организациями, перио­дическая отчетность о выполнении порученных педсоветом зада­ний, оказание педагогической помощи в воспитании детей, орга­низация и определение содержания работы родительского ко­митета; рассмотрение итогов аттестации и отчетов воспитателей о выполнении рекомендаций, утверждение аттестационных характеристик, ходатайств перед органами народного образования о поощрении воспитателей по результатам их педагогической дея­тельности, представлении их на присвоение званий, наград.

Семинары, семинары-практикумы. Важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствова­нии их профессионального мастерства играют теоретические се­минары и особенно семинары-практикумы по наиболее актуаль­ным проблемам. В начале учебного года старший воспитатель по согласованию с коллективом воспитателей выбирает тему се­минара, разрабатывает конкретный план его работы, который утверждается на педагогическом совете.

Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимос­ти от содержания темы и цели занятия. Например, при подго­товке семинара-практикума на тему «Применение наглядных по­собий и технических средств на занятиях в детском саду» ставится цель — помочь воспитателям приобрести практические навыки использования наглядных пособий и технических средств обуче­ния.

Предварительно перед занятиями семинара предлагаются спе­циальные задания воспитателям, выполнение которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара, например про­анализировать свою работу, работу воспитателя-напарника и вы­делить в ней наиболее эффективные педагогические приемы. Подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников. Воспитатели учатся кри­тически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя све­дения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятель­ности.

Большую помощь педагогу в методическом совершенствова­нии оказывают практические задания, которые воспитатели вы­полняют непосредственно на занятиях семинара-практикума. При этом предусматривается возможность сопоставления раз­личных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проб­лемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать еди­ные позиции в решении проблемы. Семинары проводятся один раз в 2—3 месяца.

На семинарах-практикумах передовые воспитатели показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затеи анализируются и обсуждаются. Эта форма методической учебы предполагает также и отработку тех или иных методов работы.

Эффективными формами ме­тодической работы с воспитателями являются открытые просмотры (проведение руко­водителями детского сада и воспитателями открытых занятий и воспитательных мероприятий), а также творчес­кие группы по различным проблемам или лаборатории творчес­кого поиска, индивидуальные и групповые консультации.

Организуя методические мероприятия руководитель не может не столкнуться с проблемой пассивности педагогов в участии в работе педагогического совета или теоретического семинара. Встает вопрос выбора оптимальных методов активизации работы педагогов, существенно облегчающих проведение методических мероприятий. В практике работы особо эффективными методами признаны педагогические ситуации, в которых содержится та или иная проблемная ситуация и предполагается определенная мыслительная деятельность педагога. Известны следующие виды педагогических ситуаций:



  • Ситуация-иллюстрация – такой вид, в котором описываются простые случаи из практики, здесь же дается решение. Задача педагога заключена в оценке правильности, целесообразности данного решения.

  • Ситуации-упражнения – такой вид, в котором предполагается некоторая деятельность, упражнения

  • Ситуация-оценка – такой вид, который предполагает найти необходимое решение в представленной ситуации.

  • Ситуация-проблема – наиболее сложный вид ситуаций, в которой события излагаются как существующая проблема, задача педагога при этом состоит не только в принятии какого-либо конкретного решения, но в выборе наиболее обобщенного вида решения данной проблемы, наиболее универсального, подходящего для ситуаций подобного типа.

Однако все существующие методы активизации деятельности педагогов концентрируются новых формах работы с кадрами, нешаблонных, новаторских.

К нетрадиционным формам работы относятся активные формы и методы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастер­ство. Это различные деловые игры, так называемые мозговые атаки (банк идей), дискуссии в форме КВН, педагогического ринга, педагогической гостиной, клуба и др. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необ­ходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллек­тив, повышают уровень отношений между сотрудниками.

Стержнем прогрессивных форм методической работы является коллективное обсуждение, участники которого рассуждают, аргу­ментируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, то есть соревнуются умы и таланты, осуждаются шаблонность мышления, стандартный подход к делу, догматические взгляды и оценки. Психологическая наука считает, что каждый педаго­гический коллектив обладает различными неповторимыми особен­ностями, скрытыми возможностями. Долгое время эта энергия мало использовалась. Лучший способ ее высвобождения — насы­тить жизнь сотрудников диалогическим общением, коллективным размышлением, обсуждением.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:



  • наглядная пропаганда,

  • посещение семей,

  • родительские собрания,

  • беседы и консультации,

  • конференции родителей,

  • устные журналы,

  • анкетирование,

  • дни открытых дверей,

  • круглые столы,

  • организация клубов,

  • организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Посещение семей. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

Как правило, педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, “Чем занимались ваши дети сегодня”, помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за “круглым столом”. Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Применение всех вышеперечисленных форм позволит сделать работу старшего воспитателя (методиста) более эффективной.
Вопросы для самоконтроля


  1. Что подразумевается под управлением педагогическим процессом?

  2. В чем заключается демократизация управления ДОУ?

  3. Какова основные направления методичесокой работы в ДОУ?

  4. В чем заключаются обязанности заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе (старшего воспитателя)?

  5. В чем сущность педагогической диагностики в работе с кадрами? Что такое диагностическая карта?

  6. Охарактеризуйте индивидуальные и групповые формы работы с кадрами.

  7. Каковы методы и формы педагогического просвещения родителей?



1.3. Методы профессионального совершенствования и повышения квалификации молодых педагогов
Важное направление работы с педагогическими кадрами — организация повышения их квалификации. В дошкольном учреж­дении должен составляться пятилетний перспективный план, в котором предусматриваются сроки, различные формы повыше­ния квалификации педагогов.

В настоящее время действует правило, согласно которому каж­дый педагог должен повышать педагогическую квалификацию не реже, чем через пять лет. Повышать квалификацию можно через разные формы, их выбор может определяться самим работником, потребностью учреждения, а также рекомендацией руководителя.

Формами повышения квалификации могут быть курсы, про­блемные семинары, методические объединения, семинары-прак­тикумы, переподготовка и другие, организуемые органами уп­равления образованием, институтами повышения квалификации работников образования, средними и высшими педагогическими учебными заведениями. В ряде случаев институты усовершенство­вания учителей и институты повышения квалификации объеди­няются с педагогическими вузами. На местном уровне работу по повышению квалификации осуществляют научно-методические, муниципальные центры.

Деятельность учреждений, осуществляющих повышение ква­лификации, регулируют Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалифи­кации) специалистов (1995), Типовое положение об образова­тельном учреждении высшего профессионального и послевузовского образования, а также Положение о порядке и условиях про­фессиональной переподготовки специалистов (2000).

Образовательные учреждения повышения квалификации вы­дают слушателям, успешно завершившим курс обучения, удостоверения о повышении квалификации (для лиц, про­шедших краткосрочное обучение или участвовавших в рабо­те тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов); свидетельство о повышении квалификации (для лиц, про­шедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов); диплом о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ча­сов).

В последнее время различные формы повышения квалифика­ции предлагают высшие учебные заведения, а также всевозмож­ные центры и другие организации.

Обучение в педагогическом колледже (училище) или в вузе по специальностям дошкольного профиля также можно отнести к формам повышения квалификации педагогов. Основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования обучающимися могут осваивать­ся в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заоч­ной, в форме экстерната.

Окончившие среднее или высшее профессиональное образова­тельное учреждение независимо от формы обучения через пять лет должны пройти плановое повышение квалификации.

В последние годы все большее количество практических работ­ников стремятся к получению послевузовского образования, т.е. поступить в аспирантуру и впоследствии защитить кандидатскую диссертацию. Появление в штате работников, хорошо знающих практику и способных осуществлять и руководить научно-исследо­вательской, экспериментальной работой содействует дальнейшему развитию деятельности не только конкретного дошкольного уч­реждения, но и всей системы дошкольного образования в целом.

Одной из действенных мер повышения качества педагогического труда и стимулирования саморазвития и самосовершенствования работников дошкольных образовательных учреждений является аттестация педагогов.

Подготовка и проведение аттестации педагогических работни­ков — одно из важных направлений деятельности старшего вос­питателя. При помощи этой процедуры руководители дошколь­ных учреждений имеют реальный механизм для стимулирования целенаправленного, непрерывного уровня профессиональной ком­петентности, обеспечения возможности повышения уровня опла­ты труда.

Суть аттестации — определить соответствие уровня професси­ональной компетентности педагогических работников требовани­ям к квалификации и квалификационным категориям.

Учитывая тот факт, что ребенок проживает свое дошкольное детство, а взрослые организуют этот процесс, высокая степень ответственности ложится на каждого взрослого, причастного к жизни дошкольника. Ребенок, посещающий детский сад, должен быть помещен в максимально благоприятные и комфортные условия пребывания, жизнь и деятельность ребенка в детском саду должна всемерно способствовать полноценному развитию всех его личностных качеств. Аттестация педагогических кадров преследует несколько целей:


  1. Создание условий, способствующих формированию физически развитой и психически здоровой личности ребенка, активно реализующей творческие возможности в пределах своей компетенции.

  2. Создание предпосылок для профессионального роста работников дошкольных образовательных учреждений.

  3. Формирование основ профессионально-методологического подхода к развитию дошкольного учреждения.

Учитывая цели и задачи, которые решаются в ходе аттестации, определены параметры квалификационных требований. При этом необходимо учитывать, что аттестация педагогической деятельности предполагает не только оценку деловых качеств работника, но и его личностных качеств, что определяется ролью педагога как образца социальных форм взаимодействия и той профессиональной позицией, которую он принимает на себя в образовательном процессе.

Можно выделить четыре основные позиции педагогов в образовательном процессе:



  1. Педагог-исполнитель, т.е. педагог, который использует в своей работе готовые программы и методики обучения и воспитания детей, не добавляя в них собственных оригинальных изменений или дополнений.

  2. Педагог, обеспечивающий реализацию потенциальных возможностей ребенка, енго самореализацию, т.е. педагог, учитывающий в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (вырьирующий готовые, разработанные другими программы и методики обучения, выбирающий из них те, которые наиболее подходят данному ребенку или группе детей.

  3. Педагог развивающего стиля, т.е. педагог, использующий в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие интеллекта, личности, на развитие физических качеств, а также вносящий в них при необходимости коррективы.

  4. Педагог-исследователь, т.е. педагог использующий в работе собственные оригинальные программы и методики обучения и воспитания детей.

С учетом этих позиций оценивается деятельность педагога за определенный отчетный период.

Процедура проведения аттестации определена Положением о порядке аттестации педагогических и руководя­щих работников государственных, муниципальных образователь­ных учреждений.

В практике проведения аттестации педагогических работников наиболее распространены открытые занятия, творческие отчеты, защита творческих проектов, результатов научно-исследователь­ской работы и другие. Возможно прохождение аттестации в форме собеседования, квалификационного экзамена.

Инструментом для успешного прохождения аттестации явля­ется умение педагога провести самооценку своей деятельности. Она может заключаться в составлении воспитателем письменного пе­речня своих достижений. При этом хорошо бы представить, что составляется резюме для нового места работы и необходимо «по­дать» себя в самом выгодном свете. Важно указать формы повыше­ния квалификации, участие в работе методобъединений, конфе­ренций, организацию консультаций, выполнение делегирован­ных полномочий, перечень разработанных методических, наглядных материалов, пособий, докладов, если имеются, то и публикаций, а также аудио- и видеозаписей фрагментов педаго­гического процесса и т.д. Необходимо представить, с каким опы­том вы могли бы познакомить других воспитателей, над чем инте­ресно работать в будущем. Самохарактеристика и самооценка осо­бенно интересны и эффективны, когда их содержание становится известно педагогам дошкольного учреждения.

От руководителей во многом зависит атмосфера сотрудниче­ства, доброжелательности и заинтересованности в положитель­ном результате аттестуемых, а следовательно и психологический климат, который складывается при прохождении этой весьма вол­нующей процедуры.

Для достижения этой цели можно воспользоваться следующи­ми рекомендациями доктора педагогических наук М. Кларина:

Розовые очки. Взгляд в розовом свете направлен на то лучшее, чего уже достиг педагог. Этот взгляд хорошо видит и перспективы его роста. Не поленитесь и отметьте на бумаге успехи и возмож­ные перспективы каждого аттестуемого и, самое главное, скажи­те каждому о том, что вы считаете его или ее бесспорными поло­жительными качествами и достижениями, в чем видите возмож­ности роста. Дело совсем не в том, чтобы, выполняя заповеди Д. Карнеги, «погладить каждого по головке», «улучшить отноше­ния» и т.д. Это естественное следствие вашей заинтересованности в росте каждого и столь же естественное проявление вашей доб­рожелательности.

Темные очки. В ярком свете реальности хорошо видны тени. Как руководителю вам могут быть видны и те черты работы педагога, которые расходятся с вашими представлениями. Вам могут быть видны и барьеры, препятствия, мешающие его профессиональ­ному росту. Вы имеете право на собственную позицию и на то, чтобы ее высказать.

Ваше мнение и ваша оценка будут особенно важны для педаго­га и для коллектива, если, не уходя в мелкие подробности, вы дадите емкие и вместе с тем конкретные обоснования ваших суж­дений.

Передовой педагогический опыт имеет огромное значение в развитии и совершенствовании педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический опыт определяется как совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе прак­тической работы, как основа педагогического мастерства, как один из важных источников развития педагогической науки.

Педагогический опыт включает в себя определенные, связан­ные между собой элементы:

1) педагог, воспитывающий, обучающий;

2) ребенок (дети), цели и задачи воспитания и обучения;

3) формы, методы, приемы (технология) воспитания и обу­чения;

4) среда, влияющая на весь процесс формирования личности ребенка.

Сущность передового педагогического опыта заключается в нахождении наиболее эффективной связи между этими структур­ными элементами. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает но­вые педагогические возможности воспитания и обучения детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и при­емов воспитательно-образовательной работы.

В педагогической литературе насчитывается около 40 различ­ных определений понятий «передовой педагогический опыт». Все они рассматривают это явление как средство, способствующее целенаправленному воздействию на педагогический процесс для достижения качественно более высоких показателей.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передово­го педагогического опыта:

1) как образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;

2) как деятельность, в которой воплощены в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые ре­зультаты;

3) как новаторство с его творческими находками, открытием нового, оригинального знания.

Выявление и изучение, обобщение, внедрение и распростра­нение передового педагогического опыта — основные этапы ра­боты старшего воспитателя с этим явлением.

На первом этапе в процессе наблюдения педагогического про­цесса выявляет педагогический опыт воспитателей и то, что от­личает в лучшую сторону работу отдельных педагогов. Объектив­ность наблюдений может быть подтверждена использованием ан­кетирования, бесед с воспитателями, детьми и их родителями, направленными на выявление положительного педагогического опыта. Возможно выявление зрелого, уже сложившегося опыта или такого, где есть только отдельные интересные находки. На этом этапе может быть организована работа по изучению научных ис­следований, проведенных в интересующей области, с целью вне­дрения их в практику работы дошкольного учреждения, органи­зации педагогического эксперимента.

В результате такого первичного знакомства с элементами пе­редового педагогического опыта формулируется тема, по кото­рой он в дальнейшем будет накапливаться и обобщаться. Старший воспитатель оказывает помощь воспитателю в отбо­ре психологической, педагогической, методической литературы, связанной с темой передового опыта, помогающей его осмысле­нию, обоснованию. Возможна организация изучения деятельно­сти воспитателей-мастеров через непосредственное наблюдение их работы, знакомство с публикациями в периодической печа­ти, налаживание переписки и т.д. На этом этапе необходимо воспользоваться всеми средствами для сбора фактического материала (дневнико­вые записи, планы, конспекты, детские работы, магнитофон­ные записи, фотографии, видеозаписи и т.д.), а также для про­ведения его анализа. Старший воспитатель непосредственно уча­ствует в разработке и организации всех этапов педагогического эксперимента, по логике которого и формируется передовой педагогический опыт.

На втором этапе необходимо обобщить накопленный опыт. Стар­ший воспитатель помогает педагогу проанализировать имеющиеся факты, отделить главное от второстепенного, существенное от не­существенного. При этом большое значение имеет теоретическое обоснование опыта. Владение методами математической обработки материалов помогает сделать достоверные выводы. Происходит описание педагогического процесса с показом достижений и неудач, чтобы была видна динамика описываемого опыта. Очень важны конкретные примеры, доказывающие его результативность. Чтобы опыт мог быть использован другими, излагать его нужно достаточно полно и четко.

Старший воспитатель помогает подготовить выступление пе­дагога на заседании педагогического совета, конференции, опуб­ликовать его в сборниках, журналах или издать отдельной бро­шюрой. Опыт может содержать наглядные материалы: разрабо­танные пособия, игры, видеофильмы, результаты детской продуктивной деятельности и т.д. Лучшая пропаганда передово­го педагогического опыта — непосредственный показ своей ра­боты другим воспитателям, участие в конкурсах «Воспитатель года», «Учитель года».

Третий этап - внедрение и распространение передового педаго­гического опыта. В одном детском саду может вестись работа по изу­чению и обобщению передового педагогического опыта собствен­ных воспитателей, который впоследствии необходимо распростра­нить, или может внедряться опыт работы других дошкольных учреждений, научных разработок. Использование чужого опыта с самого начала является творческим делом. По известному выражению К.Д. Ушинского, передается не самый опыт, а мысль, выведен­ная из него. Поэтому важно установить, что данный опыт вносит нового и что из старого отрицает, или как он его преобразует? Необ­ходимо познакомиться с тем, как данный опыт зарождался, разви­вался, как он вписывался в общую систему работы педагога, про­грамму воспитания и обучения детей. Не менее важно уточнить, с какими затруднениями сталкивался разработчик, и как они преодо­левались, насколько убедительны и устойчивы результаты и т.д. Кри­терии отбора внедряемого передового педагогического опыта — ак­туальность, практическая значимость, посильность, учет местных условий, эффективность, устойчивость результатов.

Уже на этом этапе внедряемый опыт обрабатывается, уточня­ются действия, средства, направленные на то, чтобы новый опыт органично вписался в уже сложившуюся систему работы педагога. По сути, в процессе вне­дрения чужого передового педагогического опыта формируется новый педагогический опыт, разработанный другим педагогом.
Вопросы для самоконтроля


  1. В каком документе ДОУ предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов? Какие формы вы знаете?

  2. В чем сущность аттестации педагогических работников? Каковы ее цели?

  3. Что такое передовой педагогический опыт и какие элементы он в себя включает?



<предыдущая страница | следующая страница>


Алимская Людмила Федоровна Суркина С. А. С90 Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие

Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011

1459.92kb.

13 10 2014
8 стр.


Учебное пособие «Региональная экономика и управление»

Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план

2907.7kb.

13 09 2014
24 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности по английскому языку для старшего дошкольного, младшего подросткового возраста

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

585.51kb.

03 09 2014
4 стр.


Сведения о компьютерном оснащении учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных

Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей

376.45kb.

25 12 2014
1 стр.


«Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

126.67kb.

17 12 2014
1 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

556.11kb.

16 12 2014
4 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

460.6kb.

16 12 2014
3 стр.