Перейти на главную страницу
В детском саду используются групповые формы методической работы: семинары, семинары-практикумы, коллективные просмотры педагогического процесса, консультации и др.
Семинары — это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.
Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, старший воспитатель, специалисты детского сада, школы, опытный воспитатель или воспитатель, прослушавший семинар по данной теме в рамках повышения квалификации, либо обучающийся в вузе. Возможно приглашение для проведения семинара в детском саду преподавателей вуза, педагогического колледжа, научных работников и др. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.
Обычно предусматривается постоянный состав участников семинара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие — старших. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада, ну и, конечно, руководители могут порекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия.
Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообщение по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и др.
Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками. Так, инструктор по физкультуре может руководить семинаром-практикумом по развитию движений, организации подвижных игр, проведению физкультминуток и т.д., специалист по изодеятельности — занятиями по лепке, обучению разной технике аппликации, рисования, конструированию из природного материала и др., музыкальный руководитель — может помочь в совершенстве овладеть навыками пения, танцевальных движений и т.д. Среди сотрудников детского сада или даже среди родителей детей найдется специалист, владеющий художественным словом, рукоделием (вязание, бисероплетение, макраме, изготовление игрушек), умеющий оформлять и содержать аквариум, террариум и т.д. Все это и следует сделать содержанием семинара-практикума. Рекомендуется объявлять как минимум две темы, чтобы воспитатели могли выбрать, какие занятия посетить.
Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи. Возможно, будет организован КВН, где одна из команд будет представлена воспитателями -— участниками семинара-практикума, а другая теми, кто его не посещал, и будут подобраны задания, позволяющие продемонстрировать преимущества практической подготовки тех, кто прошел обучение и т.д. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучения рисованию, использование разной техники аппликации, конструирования из бумаги и т.д.), которыми могут воспользоваться все педагоги.
Коллективный просмотр педагогического процесса — одна из самых эффективных форм методической работы. В каждом детском саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «открытые занятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а в другом — показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбираются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъем детей после дневного сна и т.д.).
Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. На них присутствуют свободные от работы педагоги, те, которым рекомендуют руководители детского сада. Для того чтобы в данной форме методической работы смогли участвовать воспитатели, работающие в первую и вторую смену, предусматривается второй показ той же деятельности с другим содержанием, но с использованием тех же методов и приемов, которые демонстрировались ранее.
Как правило, к показу привлекаются наиболее опытные воспитатели, но не надо пренебрегать и педагогическим опытом молодых специалистов, которые могут продемонстрировать нестандартные подходы к проведению режимных моментов, прогулки, занятий и других видов деятельности, чему в последние годы много внимания уделяется во время практики в средних и высших педагогических учебных заведениях.
Серьезное внимание уделяется подготовке воспитателей к показу и просмотру. Существует твердо закрепленный алгоритм подготовки и проведения коллективных просмотров.
Наиболее распространены консультации — такая форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда старший воспитатель не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детских рисунков, реально предоставить возможность на консультации провести ее по специально подобранным образцам и т.д.
Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использованной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.
При организации групповых форм методической работы не надо гнаться за количеством участников: 3—4 человека — это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консультации, да и для организации коллективного просмотра. Гораздо важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Не менее важно научиться готовить и проводить различные совещания. В настоящее время, когда все шире распространяется коллективный стиль руководства, совещания, особенно совещания проблемного типа, приобретают все большее значение и созываются все чаще. В условиях дошкольного учреждения методист активно участвует в подготовке заседаний Совета педагогов, родительских собраний и конференций, производственных собраний, совещаний педагогического актива детского сада и т.д .
Проблемные совещания носят, как правило, характер дискуссий, они созываются для того, чтобы выработать метод решения насущных проблем дошкольного учреждения. Необходимо подготовку и ход таких совещаний поставить на научную основу.
На различного рода совещаниях часто используются сообщения, доклады, отчеты.
Сообщение имеет цель — предоставить присутствующим необходимую информацию. В этом случае материал излагается в таком порядке, который позволяет довести информацию ясно и четко. Важно, чтобы факты излагались в логической последовательности. Это может быть развертывание событий во времени (в прошлом году и в текущем, в начале и конце учебного года и др.), либо по объектам (состояние дел в младшей группе, старшей и т.д.), а также по степени важности (более важные факты упоминаются перед менее важными, а иногда наоборот).
Доклад предполагает не только подачу информации, но и убеждение в необходимости приступить к определенным действиям, позволяющим достичь новой цели. В этом случае важно выбрать такой порядок, логику изложения, которые приведут к выводам и рекомендациям, которые вы излагаете или защищаете. При этом рекомендуются применять следующие логические построения: постановка проблемы — ее анализ — возможные решения — рекомендованное решение или предположение (если сделает так-то и так-то, то...) — очевидность (то, что доказывает предположение) — вывод — рекомендуемые действия или план действий — необходимость действий — возможные проблемы — ожидаемые результаты — выводы — рекомендации.
В структуру отчета входят констатация достижений к определенному времени; описание работы, которую необходимо сделать; указание на проблемы, имеющиеся в работе; определение путей решений проблем; рекомендации.
В последнее время в практику дошкольных учреждений входят разнообразные активные формы методической работы с педагогами, что позволяет повысить эффективность их проведения. Но, увлекаясь игровыми методами, не следует забывать о конечном результате. Каждая форма методической работы должна завершаться выработкой определенных рекомендаций, принятием решений, содействующих улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми.
Самым главным и ответственным совещанием в дошкольном учреждении является заседание Совета педагогов.
Совет педагогов — это постоянно действующий орган коллегиального руководства воспитательной работой, он является выразителем коллективной педагогической мысли, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. В состав Совета входят все педагоги дошкольного учреждения с правом решающего голоса, медицинские работники, а также родители воспитанников с совещательными голосами. По решению трудового коллектива в Совет педагогов могут входить и другие работники дошкольного учреждения. Состав Совета педагогов должен быть определен Уставом данного дошкольного учреждения. Функции Совета педагогов определены Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения.
На заседаниях Совета педагогов могут обсуждаться некоторые внеплановые вопросы. Например, актуальные вопросы охраны жизни и здоровья детей; итоги диспансеризации групп, выпускающихся в школу; результаты медико-педагогического контроля; анализ заболеваемости, посещаемости детей; случаи травматизма; обсуждение результатов обследования, тестирования детей и т.д. Доля этих вопросов на заседании Совета педагогов не должна быть значительной, чтобы не отвлечь участников от решения основных вопросов. Руководство дошкольного учреждения может отыскать и другие возможности для предоставления воспитателям необходимой информации, проведения специальных тематических совещаний и т.д.
Для того, чтобы заседания Совета педагогов проходили результативно, необходима большая подготовка каждого участника, которая проходит под руководством методиста.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, теоретические семинары, семинары-практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.
Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения:
1. Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в детском саду: обсуждение проблем, касающихся идейно-политического и духовного роста педагогических кадров, общепедагогической культуры и педагогического мастерства, а также актуальных психолого-педагогических проблем, помогающих преодолеть недостатки и затруднения в работе воспитателей, найти пути для их решения; рассмотрение отчетов воспитателей, музыкального руководителя, председателя родительского комитета о своей работе; внедрение в практику работы дошкольного учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
2. Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада; работа с родителями, общественными организациями, периодическая отчетность о выполнении порученных педсоветом заданий, оказание педагогической помощи в воспитании детей, организация и определение содержания работы родительского комитета; рассмотрение итогов аттестации и отчетов воспитателей о выполнении рекомендаций, утверждение аттестационных характеристик, ходатайств перед органами народного образования о поощрении воспитателей по результатам их педагогической деятельности, представлении их на присвоение званий, наград.
Семинары, семинары-практикумы. Важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессионального мастерства играют теоретические семинары и особенно семинары-практикумы по наиболее актуальным проблемам. В начале учебного года старший воспитатель по согласованию с коллективом воспитателей выбирает тему семинара, разрабатывает конкретный план его работы, который утверждается на педагогическом совете.
Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия. Например, при подготовке семинара-практикума на тему «Применение наглядных пособий и технических средств на занятиях в детском саду» ставится цель — помочь воспитателям приобрести практические навыки использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Предварительно перед занятиями семинара предлагаются специальные задания воспитателям, выполнение которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара, например проанализировать свою работу, работу воспитателя-напарника и выделить в ней наиболее эффективные педагогические приемы. Подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников. Воспитатели учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности.
Большую помощь педагогу в методическом совершенствовании оказывают практические задания, которые воспитатели выполняют непосредственно на занятиях семинара-практикума. При этом предусматривается возможность сопоставления различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Семинары проводятся один раз в 2—3 месяца.
На семинарах-практикумах передовые воспитатели показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затеи анализируются и обсуждаются. Эта форма методической учебы предполагает также и отработку тех или иных методов работы.
Эффективными формами методической работы с воспитателями являются открытые просмотры (проведение руководителями детского сада и воспитателями открытых занятий и воспитательных мероприятий), а также творческие группы по различным проблемам или лаборатории творческого поиска, индивидуальные и групповые консультации.
Организуя методические мероприятия руководитель не может не столкнуться с проблемой пассивности педагогов в участии в работе педагогического совета или теоретического семинара. Встает вопрос выбора оптимальных методов активизации работы педагогов, существенно облегчающих проведение методических мероприятий. В практике работы особо эффективными методами признаны педагогические ситуации, в которых содержится та или иная проблемная ситуация и предполагается определенная мыслительная деятельность педагога. Известны следующие виды педагогических ситуаций:
К нетрадиционным формам работы относятся активные формы и методы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерство. Это различные деловые игры, так называемые мозговые атаки (банк идей), дискуссии в форме КВН, педагогического ринга, педагогической гостиной, клуба и др. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
Стержнем прогрессивных форм методической работы является коллективное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, то есть соревнуются умы и таланты, осуждаются шаблонность мышления, стандартный подход к делу, догматические взгляды и оценки. Психологическая наука считает, что каждый педагогический коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями. Долгое время эта энергия мало использовалась. Лучший способ ее высвобождения — насытить жизнь сотрудников диалогическим общением, коллективным размышлением, обсуждением.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:
Посещение семей. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.
Профессиональный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.
Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
Как правило, педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, “Чем занимались ваши дети сегодня”, помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
Родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.
Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за “круглым столом”. Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Применение всех вышеперечисленных форм позволит сделать работу старшего воспитателя (методиста) более эффективной.
Вопросы для самоконтроля
В настоящее время действует правило, согласно которому каждый педагог должен повышать педагогическую квалификацию не реже, чем через пять лет. Повышать квалификацию можно через разные формы, их выбор может определяться самим работником, потребностью учреждения, а также рекомендацией руководителя.
Формами повышения квалификации могут быть курсы, проблемные семинары, методические объединения, семинары-практикумы, переподготовка и другие, организуемые органами управления образованием, институтами повышения квалификации работников образования, средними и высшими педагогическими учебными заведениями. В ряде случаев институты усовершенствования учителей и институты повышения квалификации объединяются с педагогическими вузами. На местном уровне работу по повышению квалификации осуществляют научно-методические, муниципальные центры.
Деятельность учреждений, осуществляющих повышение квалификации, регулируют Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов (1995), Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального и послевузовского образования, а также Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (2000).
Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, удостоверения о повышении квалификации (для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов); свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов); диплом о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов).
В последнее время различные формы повышения квалификации предлагают высшие учебные заведения, а также всевозможные центры и другие организации.
Обучение в педагогическом колледже (училище) или в вузе по специальностям дошкольного профиля также можно отнести к формам повышения квалификации педагогов. Основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната.
Окончившие среднее или высшее профессиональное образовательное учреждение независимо от формы обучения через пять лет должны пройти плановое повышение квалификации.
В последние годы все большее количество практических работников стремятся к получению послевузовского образования, т.е. поступить в аспирантуру и впоследствии защитить кандидатскую диссертацию. Появление в штате работников, хорошо знающих практику и способных осуществлять и руководить научно-исследовательской, экспериментальной работой содействует дальнейшему развитию деятельности не только конкретного дошкольного учреждения, но и всей системы дошкольного образования в целом.
Одной из действенных мер повышения качества педагогического труда и стимулирования саморазвития и самосовершенствования работников дошкольных образовательных учреждений является аттестация педагогов.
Подготовка и проведение аттестации педагогических работников — одно из важных направлений деятельности старшего воспитателя. При помощи этой процедуры руководители дошкольных учреждений имеют реальный механизм для стимулирования целенаправленного, непрерывного уровня профессиональной компетентности, обеспечения возможности повышения уровня оплаты труда.
Суть аттестации — определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации и квалификационным категориям.
Учитывая тот факт, что ребенок проживает свое дошкольное детство, а взрослые организуют этот процесс, высокая степень ответственности ложится на каждого взрослого, причастного к жизни дошкольника. Ребенок, посещающий детский сад, должен быть помещен в максимально благоприятные и комфортные условия пребывания, жизнь и деятельность ребенка в детском саду должна всемерно способствовать полноценному развитию всех его личностных качеств. Аттестация педагогических кадров преследует несколько целей:
Можно выделить четыре основные позиции педагогов в образовательном процессе:
Процедура проведения аттестации определена Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
В практике проведения аттестации педагогических работников наиболее распространены открытые занятия, творческие отчеты, защита творческих проектов, результатов научно-исследовательской работы и другие. Возможно прохождение аттестации в форме собеседования, квалификационного экзамена.
Инструментом для успешного прохождения аттестации является умение педагога провести самооценку своей деятельности. Она может заключаться в составлении воспитателем письменного перечня своих достижений. При этом хорошо бы представить, что составляется резюме для нового места работы и необходимо «подать» себя в самом выгодном свете. Важно указать формы повышения квалификации, участие в работе методобъединений, конференций, организацию консультаций, выполнение делегированных полномочий, перечень разработанных методических, наглядных материалов, пособий, докладов, если имеются, то и публикаций, а также аудио- и видеозаписей фрагментов педагогического процесса и т.д. Необходимо представить, с каким опытом вы могли бы познакомить других воспитателей, над чем интересно работать в будущем. Самохарактеристика и самооценка особенно интересны и эффективны, когда их содержание становится известно педагогам дошкольного учреждения.
От руководителей во многом зависит атмосфера сотрудничества, доброжелательности и заинтересованности в положительном результате аттестуемых, а следовательно и психологический климат, который складывается при прохождении этой весьма волнующей процедуры.
Для достижения этой цели можно воспользоваться следующими рекомендациями доктора педагогических наук М. Кларина:
Розовые очки. Взгляд в розовом свете направлен на то лучшее, чего уже достиг педагог. Этот взгляд хорошо видит и перспективы его роста. Не поленитесь и отметьте на бумаге успехи и возможные перспективы каждого аттестуемого и, самое главное, скажите каждому о том, что вы считаете его или ее бесспорными положительными качествами и достижениями, в чем видите возможности роста. Дело совсем не в том, чтобы, выполняя заповеди Д. Карнеги, «погладить каждого по головке», «улучшить отношения» и т.д. Это естественное следствие вашей заинтересованности в росте каждого и столь же естественное проявление вашей доброжелательности.
Темные очки. В ярком свете реальности хорошо видны тени. Как руководителю вам могут быть видны и те черты работы педагога, которые расходятся с вашими представлениями. Вам могут быть видны и барьеры, препятствия, мешающие его профессиональному росту. Вы имеете право на собственную позицию и на то, чтобы ее высказать.
Ваше мнение и ваша оценка будут особенно важны для педагога и для коллектива, если, не уходя в мелкие подробности, вы дадите емкие и вместе с тем конкретные обоснования ваших суждений.
Передовой педагогический опыт имеет огромное значение в развитии и совершенствовании педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический опыт определяется как совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической работы, как основа педагогического мастерства, как один из важных источников развития педагогической науки.
Педагогический опыт включает в себя определенные, связанные между собой элементы:
1) педагог, воспитывающий, обучающий;
2) ребенок (дети), цели и задачи воспитания и обучения;
3) формы, методы, приемы (технология) воспитания и обучения;
4) среда, влияющая на весь процесс формирования личности ребенка.
Сущность передового педагогического опыта заключается в нахождении наиболее эффективной связи между этими структурными элементами. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания и обучения детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы.
В педагогической литературе насчитывается около 40 различных определений понятий «передовой педагогический опыт». Все они рассматривают это явление как средство, способствующее целенаправленному воздействию на педагогический процесс для достижения качественно более высоких показателей.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1) как образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;
2) как деятельность, в которой воплощены в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты;
3) как новаторство с его творческими находками, открытием нового, оригинального знания.
Выявление и изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта — основные этапы работы старшего воспитателя с этим явлением.
На первом этапе в процессе наблюдения педагогического процесса выявляет педагогический опыт воспитателей и то, что отличает в лучшую сторону работу отдельных педагогов. Объективность наблюдений может быть подтверждена использованием анкетирования, бесед с воспитателями, детьми и их родителями, направленными на выявление положительного педагогического опыта. Возможно выявление зрелого, уже сложившегося опыта или такого, где есть только отдельные интересные находки. На этом этапе может быть организована работа по изучению научных исследований, проведенных в интересующей области, с целью внедрения их в практику работы дошкольного учреждения, организации педагогического эксперимента.
В результате такого первичного знакомства с элементами передового педагогического опыта формулируется тема, по которой он в дальнейшем будет накапливаться и обобщаться. Старший воспитатель оказывает помощь воспитателю в отборе психологической, педагогической, методической литературы, связанной с темой передового опыта, помогающей его осмыслению, обоснованию. Возможна организация изучения деятельности воспитателей-мастеров через непосредственное наблюдение их работы, знакомство с публикациями в периодической печати, налаживание переписки и т.д. На этом этапе необходимо воспользоваться всеми средствами для сбора фактического материала (дневниковые записи, планы, конспекты, детские работы, магнитофонные записи, фотографии, видеозаписи и т.д.), а также для проведения его анализа. Старший воспитатель непосредственно участвует в разработке и организации всех этапов педагогического эксперимента, по логике которого и формируется передовой педагогический опыт.
На втором этапе необходимо обобщить накопленный опыт. Старший воспитатель помогает педагогу проанализировать имеющиеся факты, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. При этом большое значение имеет теоретическое обоснование опыта. Владение методами математической обработки материалов помогает сделать достоверные выводы. Происходит описание педагогического процесса с показом достижений и неудач, чтобы была видна динамика описываемого опыта. Очень важны конкретные примеры, доказывающие его результативность. Чтобы опыт мог быть использован другими, излагать его нужно достаточно полно и четко.
Старший воспитатель помогает подготовить выступление педагога на заседании педагогического совета, конференции, опубликовать его в сборниках, журналах или издать отдельной брошюрой. Опыт может содержать наглядные материалы: разработанные пособия, игры, видеофильмы, результаты детской продуктивной деятельности и т.д. Лучшая пропаганда передового педагогического опыта — непосредственный показ своей работы другим воспитателям, участие в конкурсах «Воспитатель года», «Учитель года».
Третий этап - внедрение и распространение передового педагогического опыта. В одном детском саду может вестись работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта собственных воспитателей, который впоследствии необходимо распространить, или может внедряться опыт работы других дошкольных учреждений, научных разработок. Использование чужого опыта с самого начала является творческим делом. По известному выражению К.Д. Ушинского, передается не самый опыт, а мысль, выведенная из него. Поэтому важно установить, что данный опыт вносит нового и что из старого отрицает, или как он его преобразует? Необходимо познакомиться с тем, как данный опыт зарождался, развивался, как он вписывался в общую систему работы педагога, программу воспитания и обучения детей. Не менее важно уточнить, с какими затруднениями сталкивался разработчик, и как они преодолевались, насколько убедительны и устойчивы результаты и т.д. Критерии отбора внедряемого передового педагогического опыта — актуальность, практическая значимость, посильность, учет местных условий, эффективность, устойчивость результатов.
Уже на этом этапе внедряемый опыт обрабатывается, уточняются действия, средства, направленные на то, чтобы новый опыт органично вписался в уже сложившуюся систему работы педагога. По сути, в процессе внедрения чужого передового педагогического опыта формируется новый педагогический опыт, разработанный другим педагогом.
Вопросы для самоконтроля
Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011
13 10 2014
8 стр.
Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план
13 09 2014
24 стр.
Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
27 09 2014
1 стр.
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
03 09 2014
4 стр.
Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей
25 12 2014
1 стр.
Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»
17 12 2014
1 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
4 стр.
Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования
16 12 2014
3 стр.