РССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие для аспирантов и студентов
всех специальностей
Новосибирск 2006
Моргунов Г.В. Философия: Учебное пособие для студентов всех специальностей. – Новосибирск: НФ РАП, 2006.
В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с историей философских учений, содержание и основные вопросы философской науки, современные подходы к решению социальных задач современного общества.
Пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей.
Рецензенты: д.и.н., профессор И.Д. Эйнгорн
Учебное пособие утверждено к изучению на заседании кафедры гуманитарных и социально экономических дисциплин, протокол №4 от 25 января 2006г.
Рекомендовано к изданию Ученым советом НФ РАП,
протокол №4 от 28 января 2006г.
Моргунов Г.В., 20065ию Ученым советом НФ РАП, протокол №4 от 28 января 2006г.
НФ РАП, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Историко-философский экурс………………………………………………………………4
-
Учение о стихиях: Фалес, Гераклит………………………………………………………………..4
-
Учение об атомах: Демокрит, Эпикур……………………………………………………………..9
-
Учение о бытии: Парменид, Зенон……………………………………………………………….13
-
Учение о числах: Пифагор………………………………………………………………………...15
-
Философия Сократа……………………………………………………………………………….17
-
Учение об идеях: Платон………………………………………………………………………….20
-
Философия Аристотеля……………………………………………………………………………24
-
Теоцентризм Августина…………………………………………………………………………...28
-
Схоластическая философия Фомы Аквинского…………………………………………………32
-
Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно……………………………………………...36
-
Английский эмпиризм XVII в.: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс………………………………….41
-
Европейский рационализм XVII в.: Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц…………………..46
-
Сенсуализм Джона Локка…………………………………………………………………………55
-
Субъективный идеализм Джорджа Беркли, скептицизм Дэвида Юма………………………...59
-
Энциклопедисты: Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций……………………………………….65
-
Априоризм Иммануила Канта…………………………………………………………………….67
-
Идеализм Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга………………………………………………74
-
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля………………………………………………77
-
Антропологический материализм Людвига Фейербаха………………………………………...86
-
Философия марксизма…………………………………………………………………………….89
-
Западники и славянофилы в русской философии XIX в………………………………………..94
-
Философия всеединства Владимира Сергеевича Соловьёва…………………………………...99
-
Философия свободы Николая Александровича Бердяева……………………………………..102
Глава II. Общетеоретические основы философии........................................................................108
-
Мировоззрение: его содержание и формы……………………………………………………...108
-
Специфика философского знания……………………………………………………………….113
-
Методы философии: логика и диалектика……………………………………………………...119
-
Учение о материи………………………………………………………………………………...124
-
Учение о бытии…………………………………………………………………………………...129
-
Современная научная картина мира………………………………………………………….....131
-
Движение и развитие…………………………………………………………………………….134
-
Пространство и время……………………………………………………………………………137
-
Проблема бесконечности в естествознании и философии…………………………………….139
-
Общество как социальная система……………………………………………………………...141
-
Культура, цивилизация, ноосфера………………………………………………………………146
-
Общественное производство и его сферы. Экономический детерминизм…………………...154
-
Политика как сфера общественной жизни. Феномен власти………………………………….158
-
Гражданское общество и государство. Демократия и тоталитаризм…………………………161
-
Практическое и теоретическое преобразование действительности. Реальное и идеальное...164
-
Философия истории. Общее и особенное в эволюции общества……………………………..166
Вопросы для самопроверки………………………………………………….…………………………...172
Контрольный тест……………………………………………………….……..........................................174
Варианты контрольных работ …………………………………………………………………………...178
Глоссарий…………………………………………………………………..……………………………...197
Литература…………………………………………………………………...…………………………....210
ВВЕДЕНИЕ
Философия – это живое знание, которое невозможно просто выучить и запомнить. Это – определенная духовная деятельность, направленная на анализ и решение конкретных проблем, связанных с определением места человека в этом мире.
Категориально-понятийный аппарат, законы, методы, методология формировались тысячелетиями и не использовать их сегодня – значит уподобится тем, кто неоднократно разрушал мир до основания. Овладение опытом предшествующих поколений должно обеспечивать не только гармоничное сосуществования каждой личности с самой собой и миром, но и выработку наиболее благоприятных для мира путей дальнейшего существования и развития.
Используемый в пособии системный подход позволяет охватить широкий спектр философских проблем и ознакомить студентов с современными методами их решения. Учебное пособие позволяет не только ознакомиться с историей развития философских учений и обеспечить возможность проведения параллелей между представлениями о человеке и его месте в мире у древних мыслителей и современных философов, но также позволит студенту выработать свою собственную жизненную позицию.
Эта задача обеспечивается логикой построения пособия и приведенным перечнем актуальных вопросов и тем для проведения студентами самостоятельных исследований. Также приведен перечень литературных источников, которые могут использоваться в качестве вспомогательного материала при работе над рефератами и контрольными работами. В конце учебного пособия также дан глоссарий (словарь), содержащий основные термины, необходимые для освоения материала дисциплины “Философия”.
Все это позволит не только получить прочные знания по дисциплине, но и даст возможность развить навыки проведения самостоятельных исследований и решения актуальных жизненных теоретических и практических задач.
Рекомендуется для студентов, аспирантов и всех, интересующихся проблемами теоретической и практической философии.
Глава I. Историко-философский экскурс.
следующая страница>