Международного университета бизнеса и управления (г. Москва)
Учебное пособие является частью единого учебно-методического комплекса по дисциплине «Управление персоналом» и содержит: 1) курс лекций; 2) словарь основных терминов; 3) проблемно-тематический курс и 4) контрольный тест. Наряду с учебной программой оно призвано обеспечить формирование у студентов системы знаний, умений и навыков на уровне требований к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 «Менеджмент организации».
Понуждаев Э.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: ИМЭС, 2004. – 293 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ КЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ 12
ГЛАВА 1. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 12
1.1. Предмет и базовые понятия (тезаурус) учебной дисциплины 12
1.2. Феноменология человека:
генетико-субъектно-функциональный подход 16
Материальные факторы развития человека и общества 18
Интеллектуальные 18
Соматические 19
Волевые 19
Физические 19
Духовные факторы развития человека и общества 19
Глобальный 21
Регионально-континентальный 21
Национально-государственный 21
Групповой 21
1.3. Основные этапы культурно-исторической эволюции человека 23
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 26
2.1. Мировоззренческие основы управления персоналом 26
2.2. Методологические основы управления персоналом 31
2.3. Американский, западноевропейский и японский опыт
управления персоналом 41
2.4. Специфика организации труда и управления персоналом
в современной России 49
2.5. Принципы управления: общая характеристика 61
Принципы 61
Общие 62
Линейный руководитель 66
Подчиненный 66
2.6. Методы управления персоналом: общая характеристика 71
ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (СУП):
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 74
3.1. Понятие системы и сущность организации 74
3.2. Особенности функционирования социальных систем
(организаций) 76
3.3. Основные элементы системы управления организацией 78
Подсистемы 78
3.4. Структура системы управления организацией 80
Руководитель 82
Маркетинга 82
и рекламы 82
Планирования 82
и финансов 82
Производства 82
Руководитель 83
Президент 84
Президент 85
Руководитель 87
Финансово-экономический 87
Инженерно-технологический 87
3.5. Персонал в системе управления организацией 90
3.6. Основные стили управления персоналом 92
ГЛАВА 4. КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ
И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 98
4.1. Основные задачи кадровой службы предприятия 98
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 101
Конкретные задачи 104
Роли по управлению ЧР 105
4.2. Сущность и особенности кадрового обеспечения СУП 105
4.3. Сущность и особенности
информационного обеспечения СУП 106
4.4. Сущность и особенности
организационно-технического обеспечения СУП 110
Выход 110
ВНЕШНЯЯ СРЕДА 110
Макро-Технические средства 111
Вход 111
Банк 112
Модем 112
Факс 112
Сервер 112
Филиал 113
Филиал 113
Филиал 113
4.5. Сущность и особенности правового
и нормативно-методического обеспечения СУП 113
ГЛАВА 5. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ 123
5.1. Потенциал и внутрифирменная политика организации:
общая характеристика 123
Тактика 124
ЦЕЛИ 124
Миссия 124
РЕСУРСЫ 125
Стратегия 125
5.2. Сущность и содержание кадровой политики организации 127
5.3. Основные стратегии управления персоналом организации 130
Корпорация 132
5.4. Гендерная стратегия: понятие, классификация, специфика 135
ГЛАВА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА,
ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ 139
6.1. Кадровое планирование в организации: общие подходы 139
6.2. Отбор персонала 143
6.3. Особенности подбора и расстановки кадров 148
ГЛАВА 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ,
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 150
7.1. Сущность и специфика профессиональной ориентации 150
7.2. Диалектика процессов социализации и адаптации персонала 152
7.3. Основные факторы дифференциации персонала 153
ГЛАВА 8. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ И ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА ПЕРСОНАЛА 157
8.1. Профессиональное обучение как фактор развития персонала 157
8.2. Диалектика организационных форм обучения персонала 161
8.3. Концепция интенсивного обучения персонала:
общая характеристика 162
ГЛАВА 9. СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
В ПРОЦЕССЕ ТРУДА 167
9.1. Сущность и специфика стимулирования и мотивации персонала 167
9.2. Содержательные теории мотивации 169
Самовыражения 169
Самоуважения (признания) 169
Принадлежности (причастности) 169
Безопасности 169
Физиологические потребности 169
Самовыражения (потребности) 170
Самоуважения 170
Принадлежности 171
Безопасности 171
Физиологические 171
9.3. Процессуальные теории мотивации 176
ВХОД 177
ОЦЕНКА 177
ВЫБОР 177
РЕАЛИЗАЦИЯ 177
ВЫХОД 177
Ожидание Р – В 178
Усилие 178
Вознаграждение 178
9.4. Программы стимулирования профессиональной деятельности 182
9.5. Диалектика руководства и лидерства 185
ГЛАВА 10. ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ КАДРОВ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 192
10.1. Деловая оценка кадров: общая характеристика 192
10.2. Диалектика современных систем оплаты труда 193
ГЛАВА 11. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 197
11.1. Феноменология делового общения 197
Труд 201
Труд 202
Самообслуживание 202
Отдых 202
11.2. Сущность и специфика делового имиджа 203
11.3. Сущность и специфика делового этикета 210
11.4. Культура деловой речи 216
Деловая 217
Официальная 217
11.4.1. Лексико-синтаксическая культура делового общения 219
11.4.2. Логическая культура делового общения 223
11.4.3. Специфика письменной деловой речи 224
11.5. Основные формы делового общения 227
11.5.1. Искусство подготовки и проведения деловой беседы 227
11.5.2. Организация и проведение делового совещания 230
11.5.3. Организация и проведение коммерческих переговоров 232
11.5.4. Национальные стили ведения коммерческих переговоров 234
11.5.5. Телефонный этикет как элемент делового общения 238
11.6. Основы стратегии, тактики и техники делового общения 241
С 241
Т 242
Т 242
Т 242
Т 242
Культурно-историческая среда 242
11.6.1.«Судьба России» как фактор делового общения 243
11.6.2. Основы стратегии делового общения 247
11.6.3. Основы тактики делового общения 249
11.6.4. Гендерная типология стилей и способов
управленческой деятельности 252
11.6.5. Сущность и значение техники делового общения 255
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 258
12.1. Сущность и структура конфликта 258
С 2 261
ВНЕШНЯЯ МИКРОСРЕДА 261
ВНЕШНЯЯ МАКРОСРЕДА 261
12.2. Классификация конфликтов 262
КОНФЛИКТЫ 262
по иерархии 262
12.3. Причины возникновения конфликтов 266
Причины конфликтов 266
Объективные 266
Субъективные 266
12.4. Предупреждение и разрешение конфликтов 267
Завершение конфликта 269
12. 5. Особенности управления гендерными конфликтами 277
12.5. 1. Сущность и специфика гендерных конфликтов 277
12.5.2. Классификация гендерных конфликтов 279
12.5.3. Основы коррекции и профилактики гендерных конфликтов 283
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 286
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 292
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
314
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО КУРСУ 327
ЛИТЕРАТУРА 339
ПРИЛОЖЕНИЯ 343
Основные концепции и школы менеджмента 343
Четырёхфакторная модель культуры Гирта Хофстеде 344
Влияние особенностей национальной культуры
на профессиональную деятельность 348
Основные теории мотивации персонала 349
Сравнительная характеристика отдельных стран мира
(по данным 2002 года) 351
Справочный перечень рисунков и схем с указанием тем курса 352
Справочный перечень таблиц с указанием тем курса 355