Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24



Приложение 6.

Справочный перечень рисунков и схем с указанием тем курса






рисунка

Наименование рисунка или схемы



темы

1

Генетическая подсистема формирования и развития персонала

1

2

Субъектная подсистема формирования и развития персонала

1

3

Функциональная подсистема формирования и развития персонала

1

4

Мировоззренческие основания управления персоналом

2

5

«Мостик» А. Файоля

2

6

Координатная сетка стилей управления
(модель Р. Блейка – Дж. Моутон)

2

7

Сочетание индивидуализма и коллективизма в различных культурах: американской (а), западноевропейской (б), японской (в)

2

8

Социальная структура «переходного» российского
и постиндустриального (информационного) общества

2

9

Классификация организационно-управленческих принципов

2

10

Кривые прогнозов развития системы

2

11

Особенности реализации принципа соответствия
распорядительства и подчинения

2

12

Взаимосвязь основных методов управления персоналом

2

13

Система управления современной организацией

3

14

Функциональная структура управления организацией

3

15

Дивизиональная структура управления организацией

3

16

Матричная структура управления организацией

3

17

Глобальная матричная структура управления организацией

3

18

Горизонтальные и вертикальные команды в СУО

3

19

Сетевой подход к организации структуры управления

3

20

«Система» сотрудников в «системе управления»

3

21

Содержание подготовки персонала для системы управления

3

22

Соотношение (комбинация) базовых стилей управления

3

23

Связь стратегических потребностей предприятия и видов
деятельности по стратегическому УЧР («Модель 5-П» Р. Шулера)

4

24

Задачи УЧР и окружающая среда

4

25

Схема функционирования информационно-технической системы

4

26

Типичная организация «электронного офиса»

4

27

Правовое обеспечение управления как многоуровневая система

4

28

Схема реализации общего потенциала организации

5

29

Три уровня стратегии в организации

5

30

Матрица БКГ (Рост рынка / Доля рынка)

5

31

Гендерные стратегии управления персоналом

5

32

Гендерная (полоролевая) типология личности

5

33

Планирование персонала на основе «дробления целей»

(или «дерева целей»)



6

34

Первичные и вторичные характеристики многообразия
рабочей силы

7

35

Модель определения потребностей в обучении на основе анализа результатов выполнения работы

8

36

Основные элементы современной педагогической системы

8

37

Иерархия потребностей человека (по А. Маслоу)

9

38

Пирамида «анти-Маслоу»

9

39

Современные модели стимулирования (мотивации) человека и социальной организации: а) доиндустриальная («восточная»);
б) переходная («российская»); в) индустриальная («западная»)

9

40

Двухфакторная мотивационная модель Ф. Герцберга

9

41

Соотношение основных групп потребностей
в содержательных теориях мотивации

9

42

Общая схема процесса мотивации

9

43

Основные элементы теории ожидания

9

44

Интерактивно-ситуационная концепция лидерства

9

45

Основные виды централизованных коммуникаций

9

46

Основные виды децентрализованных коммуникаций

9

47

Структура механизма долговременного мотивационного
воздействия на персонал

9

48

Модель деловой оценки работника

10

49

Системы оплаты труда, основанные на оценке его результатов

10

50

Три фактора социально-этичного маркетинга

11

51

Диалектика основных сфер социальной активности субъекта

11

52

Переход от жёсткого разделения труда и отдыха

к появлению самообслуживания – «серой» зоны труда



11

53

Взаимосвязь основных разновидностей (стилей)
литературного языка.

11

54

Классификация деловой (устной) речи

11

55

Классификация деловой (письменной) речи

11

56

Взаимосвязь стратегии, тактики и приёмов делового общения

11

57

Классификация трудных ситуаций жизнедеятельности человека

12

58

Структура конфликта

12

59

Классификация конфликтов

12

60

Классификация основных причин конфликтов

12

61

Основные типы поведения в конфликте

12

62

Основные формы завершения конфликта

12

63

Круговые социограммы: а) положительных и б) отрицательных выборов

12

64

Дополнительные трансакции

12

65

Пересекающиеся трансакции

12

66

Скрытые трансакции

12

67

Типы гомосубъектных конфликтов: М-конфликт и Ж-конфликт

12

68

Разновидности М-конфликта

12

69

Разновидности Ж-конфликта

12

70

Разновидности гетеросубъектных конфликтов

12

71

Служебно-должностные гендерные конфликты:

12


Приложение 7.

Справочный перечень таблиц с указанием тем курса






таблицы

Наименование таблицы



темы

1

Основные элементы управления в теориях А, Z, J

2

2

Основные модели финансово-трудовых отношений

в Российской Федерации



2

3

Сравнительные характеристики основных моделей

финансово-трудовых отношений в современной России



2

4

Текущее и «идеальное» соотношение моделей ФТО в РФ

2

5

Взаимосвязь основных этапов (процедур) рационализации

2

6

Организация как открытая система

3

7

Сравнительные характеристики базовых стилей управления

3

8

Характеристика стилей руководства (по Т. Бойделлу)

3

9

Области различия между управлением персоналом (УП)

и управлением человеческими ресурсами (УЧР)



4

10

Основные параметры современной информации

4

11

Динамика изменения среднего размера пенсии в России

4

12

Характеристики организаций в соответствии с конкурентными стратегиями М. Портера

5

13

Основные типы гендерной культуры общества

5

14

Диалектика внутренних и внешних источников
кадрового обеспечения организации

6

15

Характеристики основных методик отбора персонала

6

16

Профессиограмма (профиль личности) менеджера

6

17

Старые и новые условия деловой карьеры

7

18

Подход Мак-Ги и Тэйера к определению потребностей
в обучении

8

19

Общедидактические методы и характер деятельности
преподавателя и обучающегося

8

20

Сравнение эффективности основных методов мотивации персонала

9

21

Уровень интеграции в единую Европу стран, вступивших в ЕС
1 мая 2004 года

9

22

Системы оплаты труда: основные преимущества и недостатки

10

23

Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды

11

24

Основные каналы и средства паралингвистических
(невербальных) коммуникаций

11

25

Описание мимических признаков эмоциональных состояний

11

26

Классификация взглядов, их интерпретация и рекомендуемые действия

11

27

Соотношение фемининного и маскулинного стилей поведения

11

28а

Разновидности «конфликтов желания»

12

28б

Разновидности «конфликтов необходимости»

12

28в

Разновидности «конфликтов способности»

12

29

Социограмма

12



1 См., например: Мартынкина Д. Хлебное «хлебное» место // АиФ-Москва. 2004. №21 (май). С.1.

2 Библия. От Матфея Святое благовествование, 6:9-13.

3 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: Юристъ, 2002. С. 20.

4 См.: Большой энциклопедический словарь (БЭС). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С.1228.

5 Дафт. Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С. 18. В основу этого и аналогичных определений менеджмента положено классическое определение А. Файоля, датированное 1923 годом: «Управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».

6 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. С.22.

7 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2 кн. Кн. 1. – М.: ДеКА, 2002. С. 41.

8 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С.10.

9 См. подробнее, например: Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – С.70-118; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. С.44-46.

10 Эти стандартные показатели можно дополнить и таким «экзотическим» как стоимость человеческой жизни, что особенно актуально в современной России. Трагические события последних лет (гибель зрителей мюзикла «Норд-Ост», оказавшихся заложниками террористов в сентябре 2002 года, пассажиров столичного метрополитена 6 февраля 2004 года, посетителей обрушившегося 14 февраля 2004 года «Трансвааль-парка») со всей очевидностью свидетельствуют: жизнь человека в России «стоит» максимум 100 тысяч рублей (около 3,5 тыс. долларов США). Для сравнения: по решению мэрии Нью-Йорка выплаты жертвам террористического акта 11 сентября 2001 года в среднем составили по $ 1,6 млн. См.: 100 тыс. рублей – стандартная компенсация при терактах в Москве // Коммерсантъ. 9 февраля 2004 года. №22/П. С.3; Аргументы и факты. 2004. №7. С.11. Поразительным и циничным является даже не столь мизерный для «великой» державы размер выплат ни в чём не повинных людей, а тот факт, что это происходит в государстве, богатеющем день ото дня. Так, если в «дефолтном» 1998 году золотовалютные резервы ЦБ РФ были рекордно низкими (менее $11 млрд.), то на 6 февраля 2004 года они составляли уже $ 84,3 млрд. (!), а к концу 2004 года планируется их увеличение до 100 млрд. См.: Коммерсантъ. 16 февраля 2004 года. №27/П. С.18.) Весомый показатель экономического роста – сокращение государственного внешнего долга, который на 1 января 1999, 2000, 2001, 2002 и 2003 гг., соответственно, равнялся – 156,7; 158,4; 143,4; 130,1; 122,1; 119,1 млрд. долларов (См.: Аргументы и факты. 2004. №7. С.8). Российское государство явно «недолюбливает» своих граждан, которые также отвечают ему нелюбовью.

11 Похоже, что Россия не знает середины. От всеобщего атеизма, являвшегося атрибутом социалистического общества и мощнейшим идеологическим оружием СССР, наша страна на время впала в эйфорию религиозности. Однако, при глубинном рассмотрении старых новых (например, православных) ценностей выясняется, что для подавляющей части российских граждан – это лишь дань моде и не более того. Количество венчаний в православных храмах по сравнению с советским периодом резко возросло, но число разводов не снизилось, а неуклонно растёт. Так называемый гражданский брак не представляется «православным» грехом, блудом. Церковь, хотя и отделена от государства юридически, в лице священнослужителей настаивает на том, чтобы храмы освобождались от «непомерных» жилищно-коммунальных платежей.

Эти и другие факты современной жизни (например, сформировавшаяся в стране и столь знакомая части россиян однопартийная система; «Единая Россия» – это Гулливер в стране лилипутов) подтверждают рассуждения известного западного учёного-гуманиста, основоположника неофрейдизма, поборника социального прогресса Эриха Фромма: «Легко видеть, что многие из тех, кто проповедует веру в Бога, являются … идолопоклонниками или людьми без веры, тогда как некоторые из наиболее ярых «атеистов», посвятивших себя делу совершенствования человечества, делу любви и братства, обнаруживают истинную веру и глубоко религиозную установку. Не настало ли время прекратить споры о Боге и вместо этого объединиться, чтобы разоблачить современные формы идолопоклонства? Обожествление государства и власти в авторитарных странах и обожествление машины и успеха в нашей культуре угрожает самым главных духовным ценностям человека. Верующие мы или нет, верим ли мы в необходимость новой религии, или в религию без религии, все мы, если нас по-настоящему интересует сущность, а не шелуха, чувства, а не слова, человек, а не церковь, можем объединиться для решительного отрицания идолопоклонства, и в этом отрицании найдём больше веры, чем в любых утвердительных суждениях о Боге. И тогда, без сомнения, станет больше смирения и братской любви». См.: Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть? – 2-е изд., доп. – М.: Прогресс, 1990. С.304-305, 308.



12 Заметим, что до недавнего времени большинство россиян пользовалось загранпаспортами советского образца (часть из них – со сроком действия до 2005 года), хотя формально СССР перестал существовать в декабре 1991 года. Не избежал этой участи и автор, и если я в кругу своих знакомых или коллег иной раз начинал сетовать по поводу этого вопиющего нонсенса, делясь неприятными впечатлениями от соответствующего отношения работников пограничного и таможенного ведомств иностранных государств, кто-то обязательно говорил мне: «Ерунда! Избавься от комплексов! Главное, что тебя выпускают за границу!» Конечно, через какое-то время после прибытия в другую страну проблема паспорта «исчезнет» (её владельца будут воспринимать по реальным делам). Но всё же следует констатировать, что и сегодня надпись на «синекожем» паспорте «THE UNITED STATES OF AMERICA» гораздо эффектнее и эффективнее позиционирует гражданина, нежели обладателей паспортов с надписями «СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК» или «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ». Вспомним поэтические строки Владимира Маяковского, датированные 1929 годом: «К одним паспортам – улыбка у рта. К другим – отношение плёвое». И далее из «Стихов о Советском паспорте»:

И вдруг,│как будто│ожогом│рот│скривило│господину.

Это│господин чиновник│берёт│мою│краснокожую паспортину.

Берёт –│как бомбу, берёт –│как ежа, как бритву│обоюдоострую,

берёт, │как гремучую│в 20 жал│змею│двухметроворостую».

Как много и как мало изменилась наша страна за семь с половиной десятилетий. Увы, но сколь глубоки по содержанию и сколь актуальны эти строки для нынешних поколений россиян!



13 Во время чтения лекции на юридическом факультете одного из московских вузов между студентами завязалась серьёзная дискуссия, спровоцированная упоминанием о «любовных похождениях» бывшего Генерального прокурора РФ Юрия Скуратова и бывшего министра юстиции РФ Валентина Ковалёва. (Замечу, россиянам так и не удалось достоверно узнать о том, было ли это в действительности или мы стали зрителями очередной PR-акции.) Мнения в аудитории тогда разделились. «Защитники» настаивали на том, что каждый человек (в том числе и государственный чиновник высшего ранга) не без греха. Они также подчёркивали, что «подсудимые» находились в компании девушек лёгкого поведения в свободное от работы время. «Обвинители», напротив, подчёркивали, что руководитель не имеет права на ошибки, включая и нравственные. Он обязан их не допускать, а если такое произошло, ему следует подать в отставку. В противном случае не ясно, как построить правовое государство и как должна «работать» система, если должностные лица не являются примером для своих подчинённых. Некоторые «эксперты» предлагали легализовать публичные дома, чтобы любой гражданин, в том числе и представители высших органов государственной власти, с полным основанием могли удовлетворять сексуальные потребности, а не «играть» в нравственность и не прятаться от широкой общественности.

14 Это справедливо, поскольку первые специальные работы «отцов» менеджмента были опубликованы в начале XX века: «Управление предприятием» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) Фредерика Уинслоу Тейлора, «Двенадцать принципов эффективности» (1912) Харрингтона Эмерсона, «Психология и промышленная эффективность» (1913) профессора Гарвардского университета Хуго Манстерберга, «Общее и промышленное управление» (1916) Анри Файоля.

15 Законы Ману. Пер. С.Д. Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф. Ильиным. – М.: Институт востоковедения АН СССР; Изд-во восточной литературы, 1960. С.54-56 (ст.15, 17, 42).

16 Дошедшие до нас законы связаны с именем легендарного царя, правившего Вавилоном в 1792–1750 гг. до нашей эры. См. текст законов в книге: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков: Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М.: Гардарика, 1996. С.21 (ст.200, 202, 203).

17 Метеки (чужеземцы), периэки (греч. perioikoi – букв. «живущие вокруг»; лично свободные, но не имевшие политических прав), вольноотпущенники, лишённые всяких прав рабы.

18 Аристократия (греч. aristos – лучший и kratos – власть): 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) родовая знать. Отметим, что Платон особо подчёркивал целесообразность непрерывного самосовершенствования человека, развития его качеств до уровня, позволяющего ему управлять другими людьми. Человек, по его мнению, может и не быть знатным по рождению, но он обязан стать лучшим в процессе жизни. Великий мыслитель настаивал на том, что государством должны управлять философы. В крайнем случае, профессиональные политики должны прислушиваться к голосу этих мудрецов.

19 Подробнее об этих и других выдающихся «реформаторах» см., например, в книге: Кернс Э.Е. Дорогами христианства: история Церкви. – М.: Протестант, 1992.

20 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. С.61.

21 «В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель, который не переступал границ формальной корректности (чья нравственность не вызывала сомнения, а то, как он распоряжался своим богатством, не встречало порицания), мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни. Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, также как и предназначение к спасению лишь немногих, – дело божественного провидения, преследующего тем самым свои тайные, нам не известные цели». Там же. С.202.

22 Нидерландский историк и философ Йохан Хёйзинга (1872–1945) – один из наиболее ярких представителей концепции игровой культуры (наряду с Е. Финком, Х. Ортегой-и-Гассетом, Х.-Г. Гадамером). В работе «Homo ludens» он подчёркивал, что «всё культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры». Цит. по: Культурология. / Сост. и отв. редактор Радугин А.А. – М.: Центр, 1997. С.47.

23 См.: БЭС. С.737.

24 БЭС. С.454.

25 Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938).

26 Понятие «экзистенция» в смысле способа бытия человеческой личности первым употребил датский мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813–1855).

27 В числе представителей этого философского направления выдающиеся мыслители XX века: Жан Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960), Мартин Хайдеггер (1889–1976), Карл Ясперс (1883–1969), Габриэль Марсель (1889–1973).

28 Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Международные отношения, 1990. С.91. Из наиболее известных философов-персоналистов также выделим имена Льва Шестова (1866–1938), американцев Б.П. Боуна (1847–1910), Джосайи Ройса (1855–1916), Эдгара Шеффилда Брайтмена (1884–1953), Ралфа Тайлера Флюэллинга (1871–1960), французов Эмманюэля Мунье (1905–1950), Жана Лакруа (1900–1986), Поля Рикёра (р.1913).

29 Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с франц. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. С.109–111. В работе «Манифест персонализма» (1936) Э. Мунье писал: «Мы называем персоналистскими любое учение и любую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности по отношению к материальной необходимости и системам коллективности, лежащим в её основании».

30 Родоначальником бихевиоризма является Эдуард Торндайк (1874–1949), программа и термин были предложены в 1913 году Джоном Бродесом Уотсоном (1878–1958).

31 Это осуществили Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) и Кларк Леонард Халл (1884–1952).

32 Психоаналитический метод был разработан австрийским врачом-психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939), а наиболее известными последователями фрейдизма были Альфред Адлер (1870–1937) и Карл Густав Юнг (1875–1961). «Основным (первичным) инстинктом» человека является сексуальное влечение (по Фрейду), стремление к самоутверждению (по Адлеру), «коллективное бессознательное» (по Юнгу). В неофрейдистских исследованиях Карен Хорни (1885–1952), Харри Стэка Салливана (1892–1949) и Эриха Фромма (1900–1980) внимание учёных было перенесено с внутренних психических процессов на межличностные отношения. Они подвергли ревизии учение З. Фрейда о либидо и сублимации, отрицая роль бессознательного либо рассматривая его как связующее звено между социальными и психическими процессами.

33 Первоначально (в XVII веке) термин «материализм» употреблялся главным образом в смысле физических представлений о материи, затем (в XVIII веке) – для противопоставления идеализму. Основными историческими формами и этапами развития материализма являются: античный М. (Демокрит, Эпикур), эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический, или механистический (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк); французский (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический (Л. Фейербах), диалектический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Диалектический и исторический материализм рассматривались в качестве основ марксистской философии, которая использовалась как идеологическая платформа для обоснования возможности и программы построения социализма и коммунизма в СССР (1917-1991). Несмотря на явные теоретические ошибки и догматическое (антидиалектическое) истолкование принципов социалистического хозяйствования, сильной стороной марксизма считается глубокий научный анализ системы капиталистических отношений (классического капитализма), исследованию которой Карл Маркс (1818–1883) посвятил четыре десятилетия жизни и результатом которого стал его главный труд «Капитал» (том 1 вышел в свет в 1867 году, а тома 2 и 3 были подготовлены к изданию Фридрихом Энгельсом (1820–1895) и опубликованы в 1885 и в 1894 году соответственно).

34 См. подробнее: Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. С.359; Новейший философский энциклопедический словарь: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2001. С.628.

35 Это, разумеется, не означает, что все остальные концепции управления не являются научными. Система, предложенная Тейлором и реализованная под его руководством на предприятиях США, получила такое название благодаря тому, что предусматривала внедрение точных, тщательно разработанных и апробированных процедур, которые позволяли устранить лишние производственные операции, более эффективно использовать оборудование и на этой основе в несколько раз увеличивать производительность труда.

36 Оригинальные названия: «Shop management» (N.Y.: Harper & Row, 1903) и «Principles of Scientific Management» (N.Y.: Harper & Row, 1911).

37 Тейлор Ф. Научная организация труда. – М., 1924. С.120.

38 Подчеркнём, что эксперимент проводился в 1898 году, и потому дневной заработок американского рабочего ($ 1,85), скорректированный с учётом целого столетия (пусть даже из расчёта ежегодной инфляции на уровне 1 %), не покажется современным россиянам «мелочёвкой». Ведь в начале XXI века средняя зарплата работника бюджетной сферы в России не превышала $ 150-200 в месяц ($ 7-9 в день). Для сравнения: «рядовой» американец получал месячную зарплату «рядового» россиянина лишь за один рабочий день! И ещё. Вспомним известный скандал с введением США новых пошлин на ввозимую из России сталь и ответные меры по ограничению импорта мяса птицы в Россию. В ходе общественных дебатов по этому вопросу в телеэфире генеральный директор одного из крупнейших металлургических комбинатов признал, что российский сталелитейщик отстаёт от американского коллеги и по производительности и по оплате труда примерно в 10 раз, получая около $ 300 в месяц. При этом он оговорился, что мог бы повысить производительность и оплату труда, но тогда бы ему пришлось уволить, скажем, половину работников, что неизменно привело бы к негативным социальным последствиям. Казалось бы, со стратегией «всеобщей» занятости населения не поспоришь. Но всё-таки, как быть с идеями Тейлора? Неужели игнорировать? Сколько лет при таких черепашьих темпах Россия будет переходить к современным рыночным отношениям: пятьдесят – как Япония, двести – как США или, может быть, почти четыреста – как Европа?!

39 Тейлор Ф. Научная организация труда. М., 1924. С.30, 209.

40 Эта система труда, ориентированная на интересы конкретного человека или группы лиц, а не на благо организации, распространена в современной России. В ходе проведения учебных занятий по управленческим дисциплинам в любой студенческой аудитории находится немало тех, кто утверждает: «Своих (друзей, знакомых и особенно родственников) к себе в организацию лучше не брать!» Обычно в качестве главного аргумента они говорят о том, что «свои» будут в лучшем случае работать в полсилы, а в худшем – быстро «обнаглеют» и превратятся в балласт. В таких ситуациях приходится концептуально возражать. Во-первых, кто виноват, что руководитель не может или не хочет потребовать от любого подчинённого выполнения функциональных обязанностей в полном объёме? Предположим, что если кто-нибудь в одной семье добивается значительных успехов в бизнесе, то его родители могут сказать: «Сын (дочь), найди для своего брата (сестры) «подобающее» место. При принятии управленческого решения в данной ситуации, многое будет зависеть от вкладываемого смысла. Если подобающая должность означает ту, которую субъект заслуживает по своим знаниям, умениям, навыкам, – это рыночный подход; если же выбор основан только на кровных узах и вместо адекватной должности нижнего яруса (водитель, охранник, кассир, продавец) родственник займёт кресло заместителя директора, – такую кадровую политику с полным основанием можно именовать нерыночной, волюнтаристской. Во-вторых, если руководствоваться установкой «своих лучше не брать», то не вполне понятно, каким образом в бизнесе или в других сферах деятельности формируются «команды», в том числе и состоящие из семейных кланов?

41 Ещё одна российская «находка» – это «сопутствующие» функциональные обязанности персонала. В процессе чтения лекции в одном из филиалов Международного института экономики и права на вопрос об основных обязанностях секретаря я получил остроумный ответ студентки: «Секретарь – это боевая подруга (или «гражданская жена») директора!» К сожалению, такая практика сексуальных отношений весьма распространена в современной России: «Интимный партнёр – чаще не супруг, а коллега. Поскольку жизнь динамична, времени на любовные игры даже дома нет, большая часть сексуальных контактов происходит без лишней романтики, на работе». См. подробнее: Семёнова И., Смольякова Т. Александр Попов любит раз в неделю (Среднестатистический россиянин анфас, в профиль и в постели) // Российская газета. 2003. №261 (27 декабря). С.35.

42 Weber M. The Theory of Social and Economic Organizations. Ed. A.M. Henderson and T. Parsons. – N.Y.: Free Press, 1947. P. 328-337.

43 Цепочка властных полномочий, «закольцовывающая» всех сотрудников организации.

44 Файоль рассматривал управление как открытую систему и утверждал, что принципов менеджмента может быть и больше.

45 В содержательном плане он рассматривал управление как синтез основных сфер (разновидностей) деятельности: 1) технической (технологической); 2) коммерческой (закупки, продажи, обмен);
3) финансовой (привлечение капитала и его эффективное использование); 4) защитной (охрана собственности и личности); 5) бухгалтерской и 6) административной (администрирование – это воздействие на персонал, не оказывающее непосредственного влияния на материальные и финансовые ресурсы).

46 В их числе американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик. Развивая концепцию А. Файоля о «пяти элементах администрации», они представили содержание деятельности руководителя в виде семиэлементной схемы: Planning (планирование) – Organizing (организация) – Staffing (укомплектование штата) – Directing (руководство) – Coordinating (координация) – Reporting (отчётность) – Budgeting (составление бюджета), или POSDCORB.

47 Отсюда одноимённое название «Хоуторнские исследования».

48 Основные предположения теории Х: средний индивид обладает врождённой неприязнью к труду и по возможности избегает его; поскольку большинство людей относится к работе с антипатией, для достижения целей организации руководитель обязан принуждать подчинённых к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказанием; средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность.

49 Основные предположения теории Y: утверждение о врождённой неприязни к труду среднего индивида ошибочно (физические и умственные усилия индивидов также естественны, как игра или отдых); неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям (человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективное самоуправление и самоконтроль); в определённых условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства; большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства; в условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью. См.: McGregor D. The Human Side of Enterprise. – N.Y.: McGraw-Hill, 1960. P. 33-48.

50 Пяти основным стилям руководства присущи следующие черты: «убогое управление» (1.1) – минимальные усилия по управлению организацией и выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к ней; «основанное на полномочиях управление» (9.1) – ориентация главным образом на эффективность производственных операций; «управление загородным клубом» (1.9) – концентрация внимания руководителей на интересах персонала; «серединное управление» (5.5) – умеренная сбалансированность производственных и социальных (персональных) интересов; «управление командой» (9.9) характеризуется высокой эффективностью производства, обеспечиваемой формированием единой команды, установлением и поддержанием в организации атмосферы доверия, взаимопомощи и уважения ко всем её сотрудникам. Blake Robert R., McCanse Anne Adams. Leadership Dilemmas – Grid Solution. – Houston: Gulf, 1991. P.29.

51 Концепция «management by objectives» предусматривает определение целей функционирования каждого структурного элемента организации (администрации, подразделений и работников) и реализуемых проектов, для последующего наблюдения и контроля результатов совместной деятельности. Имя Дракера является легендарным и связывается с созданием систематизированного учения об управлении и учебной дисциплины, которую стали преподавать в учебных заведениях, со спасением оказавшейся на грани краха компании «Форд», с разработкой и внедрением системы децентрализованного управления в кампании «Дженерал Электрик», с послевоенным подъёмом японской экономики и рядом других крупных управленческих проектов.

52 По его версии, наиболее эффективной является та организация, руководители которой стремятся создать высокопроизводительные группы (команды) и мотивировать персонал через: 1) процесс выдвижения целей; 2) принятие решений; 3) контроль; 4) децентрализацию.

53 В монографии «Проектирование эффективных организаций» (1993) автор выделил 5 типов современных организаций (предпринимательский, машинный, профессиональный, инновационный, миссионерский) и доминирующие механизмы координации, обеспечивающие их слаженное функционирование (прямое управление, стандартизация рабочих процессов, стандартизация рабочих навыков, стандартизация выпуска, взаимопомощь и взаимное регулирование). Особо ценной была признана идея трансформации доминирующего типа (формы) организации на различных этапах её жизненного цикла.

54 Его книга «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» была опубликована на русском языке в 1997 году.

55 Задавшись вопросом о причинах богатства одних стран мира и бедности других, Дуглас Норт сформулировал чёткий ответ, который весьма актуален для сегодняшней России: «Институты создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности. Используя технику, они определяют стоимость операций и преобразований и, следовательно, рентабельность и обоснованность экономической активности».

56 В России стремительно растёт количество граждан, имеющих персональные компьютеры, новейшую аудио- и видеоаппаратуру, однако значительная часть физических лиц и организаций используют нелицензионное программное обеспечение, «пиратские» компакт-диски и кассеты, запасные части и аксессуары. Стандартные предупреждения в книгах («Все права защищены. Никакая часть издания не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав») или в инструкциях по эксплуатации технических устройств («Запрещается выбрасывать батарейки, упаковку и старое оборудование вместе с бытовыми отходами. Это необходимо делать в соответствии с существующими правилами») вызовут у большинства жителей России ухмылку.

57 См., например: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. С.24-59; Дафт Р.Л. Менеджмент. С.48-80; Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. С.17-39.

58 «Патологическое» стремление американцев поднять стартовую цену за выполнение какого-либо «экзотического» задания до максимального уровня, на который соглашается ведущий телевизионного шоу, сегодня наглядно демонстрирует передача «I bet you will» (Давай на спор!), транслируемая по каналу MTV.

59 Не будем забывать, что в России того времени царили феодально-крепостнические отношения, и до формальной отмены крепостного права оставалось ещё целых 85 лет.

60 Важнейший документ и артефакт американской культуры. Автором проекта «Декларации независимости» был американский просветитель и 3-й президент США (1801 – 1809) Томас Джефферсон (1743 – 1826), а день её принятия является главным национальным праздником США. См. текст этого документа в книге: Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870): Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1990. С. 57-60.

61 См.: Семь самоцветов Востока: Антология восточной классической поэзии. – М.: Школа-Пресс, 1995. С.516-608.

62 См.: Солнце в своём начале // Panasonic idea for life. 2003. №1 (сентябрь). С.40.

63 Выступая на заседании бюджетного комитета нижней палаты японского парламента и отвечая на вопрос об отношении к проекту закрытия японских портов для северокорейких кораблей, господин Коидзуми подчеркнул: «Очень опасно вступать в переговоры, будучи подверженным сиюминутным эмоциям. Я постараюсь спокойно и внимательно рассмотреть этот законопроект». Коммерсантъ. 5 марта 2004. №40. С.9.

64 Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. С.253.

65 По данным американской аналитической компании Equilar Inc., по мере выхода экономики США из кризиса выплаты топ-менеджерам стали вновь увеличиваться: в 2003 году средний размер их бонусов повысился в 1,5 раза, составив $710 тыс. по сравнению с $490 тыс. годом раньше; при этом средний доход 500 крупнейших американских компаний возрос лишь на 18%. См.: Топ-менеджеры подорожали (Выплаты руководителям растут быстрее доходов их компаний) // Коммерсантъ. 9 февраля 2004 года. №22/П. С.17.

66 См., например, обстоятельное учебное пособие Сергея Павловича Мясоедова, доктора социологических наук, профессора, ректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ «Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур». – М.: Дело, 2003. – 256 с.

67 Ouchi W., Jaeger A. Type Z Organizations: Stability in the Midst of Mobility // Academy of Management Review. 1978. №3. P.308-314.

68 Дистанция власти – это степень неравенства в распределении властных полномочий в обществе или организации, которая воспринимается их членами как норма. Низкие числовые значения по данной шкале свидетельствуют о «близости» органов власти к гражданину и их фактической доступности для решения конкретных проблем, высокие числовые значения – признак отдалённости власти от рядового гражданина. (Такова, например, Россия, в которой граждане по сей день считают, что их проблемы могут быть решены только в высших инстанциях, на уровне мэра, губернатора, президента, Верховного или Конституционного судов и т.д.)

69 Мужественность, маскулинность (masculinity, M) – приверженность индивида, группы, организации таким ценностям, как сила, упорство в достижении цели, конкуренция, доминирование, материальный успех, героизм. Женственность, фемининность (femininity, F) – приверженность индивида, группы, организации таким ценностям как мягкость, забота о других, взаимопомощь, скромность, уют, качество жизни, склонность к компромиссам, выстраиванию демократических отношений. Низкие числовые значения по данной шкале свидетельствуют о высокой степени эмансипации женщин, их равноправии в семье и обществе, достаточно высоком представительстве в высших эшелонах государственной власти, бизнесе и иных сферах профессиональной активности; высокие числовые значения подразумевают наличие выраженной патриархатной культуры, в которой доминируют мужчины, а поведение индивида, желающего добиться в жизни ощутимых результатов, должно быть ориентировано на маскулинность. «Если в обществе преобладает тенденция к самоутверждению личности, то его называют «мужественным», а если преобладают тенденции к заботливости и скромности, то общество «женственное». Женщины в женственных обществах обладают такими же тенденциями к проявлению заботливости и скромности, как и мужчины; в мужественных обществах женщины также проявляют тенденции к самоуверенности и конкуренции, но не в такой степени, как мужчины, и поэтому в этих странах наблюдается тенденция к расхождению в ценностях мужчин и женщин». (Хофстеде Г. Организационная культура // В книге: Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула и М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. С.318-320.)

Подробное концептуальное изложение основ гендерного менеджмента и обоснование четырёх гендерных стратегий управления персоналом (индифферентной, патриархатной, феминистской, андрогинной) содержится в главе 5, а также книге: Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: философия, стратегия и тактика управления персоналом. – М.: ИМЭС, 2003. – 273 с.



70 Избежание неопределённости (uncertainty avoidance) – это степень социальной нестабильности и двусмысленности, которую в данной культуре воспринимают как нормальную и при которой члены общества чувствуют себя комфортно. В различных культурных системах люди по-разному воспринимают фактор неопределённости. Высокие числовые значения данного параметра свидетельствуют о стремлении людей «определить условия на берегу», удостовериться в том, что их деловые партнёры заслуживают доверия. Низкие числовые значения отражают практику ведения бизнеса с использованием общих (рамочных) договорённостей, а не «железобетонных» контрактов. Зачастую бизнесмены в таких странах руководствуются наполеоновским принципом: «S’angage et puis on voir» («Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим»). Подробный анализ четырёхфакторной модели организационной культуры Г. Хофстеде содержится в книге Мясоедова С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. С.111-144.

71 Чаадаев П.Я. Статьи и письма – 2-е изд., доп. – М.: Современник, 1989. С.44-48.

72 В одном из телевизионных интервью г-жа Дмитриева, экс-министр здравоохранения РФ, а ныне директор одного из крупных научных институтов, заявила, например, что сегодня в России зарегистрировано 250 тысяч ВИЧ-инфицированных, добавив при этом, что по неофициальной статистике их в 6 (!) раз больше.

73 Впрочем, значительная часть российских граждан традиционно считает, что «у нас» цены ниже, не учитывая качества товаров (скажем, продуктов, содержащих ингредиенты, модифицированные генным путём, и запрёщенные к применению в других странах) и услуг (например, поездка в московском метрополитене действительно гораздо дешевле, чем в Нью-Йорке или в Лондоне, но в отличие от американцев или англичан пассажира в России сопровождают спящие или бодрствующие бомжи, нищие, беженцы, просящие подаяние; столь экстремальные условия поездки могут быть рассмотрены как плата за относительную дешевизну билета). Добавим к этому и вполне «мировые» цены на авиабилеты, при том, что основная часть самолётного парка – устаревшие модели Ту-134, 154, Як-40, 42, Ил-86, разработанные 20-30 лет назад и не обеспечивающие пассажирам набора цивилизованных услуг, предоставляемых крупными зарубежными авиакомпаниями, не говоря уже об унизительно низких размерах компенсаций, выплачиваемых в РФ в случае катастроф воздушных судов и прочих транспортных средств.

74 Следует уточнить, что понятия «бедный», «малообеспеченный», «богатый» имеют различное содержание в конкретных общественных системах. Различные подходы в расчётах доходов и расходов населения безусловно существуют, однако российский парадокс нуждается в специальном исследовании и особых интерпретациях. Дело в том, например, что в одном из опросов, проведённом в 2003 году среди россиян, учёные столкнулись с феноменом: около 50% опрошенных причисляют себя к среднему классу, несмотря на то, что их ежемесячный доход составляет от 150 (!) до 1000 $ в месяц. По западным меркам это просто фантастика: в США представителем среднего класса считается тот, кто ежемесячно получает от 10000 $, в Западной Европе – вдвое меньше. Зная об этом, россияне выдвигают на передний план свои духовные «козыри» (интеллект, потенциальные способности, уровень образования), а среди материальных «активов» обычно указывают квартиру, дачу, автомобиль, гараж. Заметим, что по размерам и, особенно, по комфорту жилья, качеству автомобилей, товаров повседневного спроса, продуктов питания мы всё же значительно отстаём от стран «большой семёрки», и не только от них. Россия – одна из самых неблагополучных стран Европы по состоянию здоровья и продолжительности жизни населения (особенно мужского): «средний» мужчина сегодня не доживает до пенсионного возраста!

75 Условные обозначения: В – высший класс, С – средний класс, Н – низший класс.

76 Возможно, кому-то она покажется астрономической, но «великая» Россия должна стремиться к адекватным в условиях рынка доходам своих граждан. Ведь, скажем, цены на новые квартиры, варьирующиеся в диапазоне $500-1500 за квадратный метр и выше, или автомобили стоимостью в 15-30 тысяч долларов являются фактом нашей жизни. Не так ли?

77 Рассматриваемая модель является, пожалуй, самой распространенной в современной России. Пять лет, минувшие после августовского «дефолта» (1998), превратили большинство россиян – от школьных учителей, активно набирающих «лишние» часы, врачей, работающих в нескольких медицинских учреждениях, и военнослужащих, подрабатывающих водителями и охранниками, до вузовских преподавателей, журналистов, артистов, одновременно занятых в нескольких «проектах», – в «многостаночников». Эту же модель реализуют и те граждане, которые имеют приусадебные участки, где выращивают сельскохозяйственную продукцию. Ожидать, что такие полупрофессиональные фермеры будут одновременно и подлинными профессионалами в своей области (интеллигентными, образованными, владеющими компьютерными навыками), а также гармонично развитыми личностями не приходится.

78 Например, чтобы вовремя добраться до «второй работы» и быстро адаптироваться к иным условиям труда «летуну» («многостаночнику») приходится быть более искусным, чем «профессионалу».

79 Среди них: работники сферы образования, оказывающие репетиторские услуги, «помогающие» абитуриентам поступить в вузы, торгующие рефератами, курсовыми и дипломными работами, а также магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями; сотрудники ГАИ, работники правоохранительных органов, многочисленных инспекций и служб, «закрывающих глаза» на нарушения со стороны физических и юридических лиц за определённое вознаграждение; бармены, повара, официанты, греющие руки на неразборчивых клиентах кафе и ресторанов, многочисленные чиновники, помогающие предпринимателям в кратчайшие сроки «уладить» те или иные проблемы.

80 Такие граждане, принимая решения о покупке товаров и услуг, руководствуются формулой: «Рынок – это тот же бутик, только в несколько раз дешевле».

81 Если принимать её в «чистом виде».

82 Если абстрагироваться от нравственных норм и «побочных эффектов», с которыми сталкиваются профессиональные проститутки, можно с уверенностью заявить, что «одноактный» доход жрицы любви сопоставим с ежемесячным жалованием российского учителя! Вероятно, чтобы современная молодёжь, вырабатывая жизненную стратегию, останавливала свой выбор на «цивилизованных» профессиях, государство должно оценить их суммой значительно более привлекательной, нежели сейчас.

83 С ассортиментом и ценами на товары в московских ресторанах, магазинах эксклюзивной одежды, обуви и ювелирных изделий можно познакомиться, купив газету «Коммерсантъ» с приложением «Weekend». Джинсы из синего, чуть потёртого, денима (€1863) и голубая хлопчатобумажная блузка (€699) от Gianfranco Ferre, сумка из кожи светло-коричневого цвета с большим цветком из розовой кожи ($725) от Emanuel Ungaro, солнцезащитные очки в стиле 1970-х (€333) от Armani, часы в стальном корпусе с бамбуковым браслетом (€995) от Gucci и прочие интересные «штучки» могли бы весьма порадовать российских женщин в преддверии 8 Марта, да и в любой другой день, если бы не одно «но» (См.: Weekend. 5 марта 2004 года. С.59-60).

84 Ответ на него очевиден: во-первых, Россия – богатейшая страна мира, нужно лишь умело (т.е. в интересах большинства) распорядиться национальным достоянием; во-вторых, едва ли не 50% товаров и услуг в процессе «осветления» рынка исчезнут, а «обновленным гражданам», чей доход существенно возрастёт не останется другого пути, кроме покупки более дорогих и качественных товаров вместо «левых» и возврата таким образом денег как в казну, так и добросовестным, работающим по моделям I и II, предпринимателям.

85 Например, в подавляющем большинстве европейских государств, включая бывшие «социалистические» страны и входившие до 1991 года в состав СССР государства Балтии, установлены и широко применяются (!) огромные по российским меркам штрафы для водителей, нарушающих правила дорожного движения. Штрафы размером в €50-300 стали «обычными», а за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии их суммы на порядок выше с одновременным лишением водительских прав на значительные сроки (до нескольких лет), а в отдельных случаях и пожизненно.

86 Список банкротств известных фирм в последние годы стремительно растёт. Не успели утихнуть страсти вокруг американской фирмы Enron, как в декабре 2003 года в Италии началось судебное расследование обстоятельств банкротства крупнейшей продуктовой компании Parmalat, руководство которой подозревается мошенничестве и сокрытии € 10 млрд. (В России молочные продукты под этой торговой маркой выпускают предприятия в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Белгороде.) См. подробнее: Скорлыгина Н., Чиняева Е. Итальянский Parmalat хуже американского Enron // Коммерсантъ. 2004. №2/П (12 января). С. 16. В январе 2004 года всемирно известная компания по производству джинсовой одежды Levi Strauss, основанная в 1853 году в США выходцем из Баварии Леви Стросом, объявила полном прекращении производства на своих заводах в Сан-Антонио (штат Техас). Около 800 сотрудников остались без работы, и теперь на «настоящих» джинсах Levi’s теперь невозможно будет увидеть надпись «Made in USA», столь ценимую знатоками в прошлом. На очереди закрытие ещё трёх заводов Levi Strauss в Канаде. Шить одежду с торговыми марками Levis и Dockers будут только за рубежом, главным образом в Китае. О резком сокращении штата своих сотрудников в США и других странах объявила и другая известная корпорация – «Истман Кодак». В ближайшие три года извещения об увольнении получат не менее 20% её рабочих и служащих (от 12 до15 тысяч человек). В результате революционных изменений в области цифровой фотоаппаратуры и небывалого обострения конкурентной борьбы фирма полностью прекратит продажу традиционных фотоаппаратов в США и Западной Европе.

87 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 3.

88 Составлено по: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.178-200 (Гл.17,18.).

89 Включением подгруппы исходных, или «базисных», принципов (на схеме показаны пунктиром).

90 Например, пола, возраста, типа личности, этнической принадлежности, политической, эстетической, религиозной ориентации, образования, уровня квалификации и опыта работы, состояния здоровья.

91 С опозданием, равным нескольким десятилетиям (!), лауреатами Нобелевской премии за 2003 год стали физики Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов.

92 Классический пример: неоднозначная оценка марксистской теории организации общества. Противники марксизма утверждают, что учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и их последователей в корне не верно, и ссылаются на печальный опыт строительства социализма и коммунизма в СССР. Приверженцы социалистических идеалов возражают оппонентам, подчеркивая правильность самой теории, но ошибочность воплощения марксистско-ленинских идей в нашей стране. В качестве аргумента, указывающего на жизнеспособность марксизма, обычно называют «шведскую модель» социализма.

93 Ответить на вопрос «Быть или не быть?», значит фактически «захотеть увидеть» в списке, скажем, из десяти «Да» и десяти «Нет» какие-то нюансы, склоняющие чашу весов в пользу или какого-либо проекта или отвергающие его.

94 Функция считается: а) административной, если её приоритетными составляющими являются процедуры «Принятие решения» или «Утверждение решения»; б) технологической, если её приоритетными составляющими являются процедуры «Подготовка решения», «Согласование» или «Организация выполнения решения»; в) патронажной, если в её наборе нет приоритетных функций (например, патронажные функции могут возлагаться на специалистов других фирм, привлекаемых для выполнения каких-либо сложных работ или сервисного обслуживания техники). См. подробнее: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. С.186-187.

95 Эффективность определяется как степень влияния разности затрат (экономичности) на разность результата.

96 В теории управления развитие организации и выпускаемых товаров или услуг описывается кривой жизненного цикла, включающего восемь взаимосвязанных этапов, которые графически изображаются в виде «шляпы»: нечувствительность (Э1) выведение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация (Э8). См. подробнее: Смирнов Э.А. Теория организации. С.124-125, 178-180.

97 Новый Завет. Евангелие от Матфея, 18:22.

98 Судя по имеющимся данным, именно так поступают 60-80 % учредителей и руководителей современных организаций.

99 Большой энциклопедический словарь. С. 1000.

100 К ним относят: совершенствование научной организации труда (создание благоприятных условий труда, устранение перегрузок и уменьшение нервного напряжения персонала, улучшение производственной эстетики, минимизация вредных воздействий на организм человека и обеспечение комфортных условий отдыха, разработка и соблюдение правил техники безопасности); усовершенствование результатов труда (улучшение качественных характеристик исходной, промежуточной и готовой продукции, оптимизация системы сбора, анализа, распространения и хранения информации, расширение спектра оказываемых услуг, стандартизация, унификация и модернизация производимых товаров и предоставляемых услуг); совершенствование средств труда (модернизация производства, техническое переоснащение предприятия, снижение энергоёмкости) и технологических процессов (применение средств автоматизации и новейших коммуникационных систем, интенсификация производственных и управленческих процессов, разработка, апробация и внедрение ноу-хау). См.: Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. С.182-184.

101 См. подробнее: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. С.191-192.

102 В основе иррационализма – ограничение или отрицание возможностей разума в процессе познания, выдвижение на первый план мировосприятия человеческой воли, чувств, интуиции, мистического «озарения», инстинкта, «бессознательного». В отличие от сенсуалистов и рационалистов, сознание которых, соответственно, опирается на эмоционально-чувственное и логическое восприятие объективной реальности, иррационалисты могут предложить немало оригинальных способов решения проблемы.

103 Новый Завет. Евангелие от Луки, 13:30.

104 Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. С.266.

105 Классификация общедидактических методов дана по И.Я. Лернеру. См. подробнее: Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.

106 О взаимосвязи процессов обучения и воспитания немало сказано и написано. По мнению великого Платона, самым важным в обучении следует признать воспитание. Лев Николаевич Толстой утверждал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно», «Знание без нравственной основы – ничего не значит». В унисон звучит и мысль Иоганна Фридриха Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце». И ещё о руководителях-воспитателях: «В воспитании всё дело в том, кто воспитатель» (Д.И. Писарев); «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель» (К.Д. Ушинский).

107 См.: Большой энциклопедический словарь (БЭС). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С.1102.

108 Берг А.И. Информация и управление. – М., 1966. С.11-12.

109 В 1948 году Н. Винер ввёл в научный оборот понятие «кибернетика», выпустив в свет книгу с одноимённым названием и представив в ней фундаментальную концепцию системной школы теории организации.

110 Парадигма (от греч. parádeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

111 См. подробнее: Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. С.44-46; Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. С.6-8.

112 Аддитивность (от лат. aditivus – прибавляемый), свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, каким бы образом не был разбит объект. Например, А. объёма означает, что объём целого тела равен сумме объёмов его частей.

113 Например, явление эмерджентности или отношения синергии.

114 Медведев В.П. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. Кн.1. С.146.

115 См.: Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. С.42-44.

116 БЭС. С.1157.

117 Одним из важных элементов данной группы является и норма управляемости (контроля) - число сотрудников, подчинённых менеджеру. В соответствии с традиционными воззрениями теории организации она не должна превышать 7 человек, но в современных условиях во многих организациях составляет 30-40 сотрудников в расчёте на одного управленца. См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.312.

118 Заметим, что команды ценны не только тем, что повышают эффективность труда. Командные нормы являются сильнейшим воспитательным средством. Во многих управленческих командах, например, существует запрет на курение, сформулированный в виде правила: «Хочешь продвинуться по службе – не кури». Другим примером создания эффективных команд являются студенческие группы, формируемые для осуществления какого-либо научно-исследовательского проекта, возглавляемого одним или несколькими преподавателями.

119 Корпоративные информационные системы.

120 Источник: Медведев В.П. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. Кн.1. С.181.

121 Её истоками по праву считаются труды Курта Левина (1890 – 1947), выдающегося немецкого и американского психолога, одного из создателей теории групповой динамики. В конце 30-х годов прошлого века он c коллегами задумал и осуществил эксперимент, в котором три группы подростков выполняли работу (лепили маски из папье-маше) под руководством взрослых людей. Авторитарный, демократический и попустительский стили управления, продемонстрированные «руководителями», с тех пор укоренились среди учёных и практиков. Lewin K. and Lippitt R. Experimental Approach to the Study of Autocracy and Democracy: A Preliminary Note // Sociometry. 1938. No.1. P. 292-380.

122 На русском языке она вышла в свет под названием «Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М.: АО «ИНФРА-М»; АОЗТ «Премьер», 1995. – 204 с.

123 См.: Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М.: АО «ИНФРА-М»; АОЗТ «Премьер», 1995. С.124-125.

124 Fiedler F.E. A Theory of Leadership Effectiveness. – N.Y.: McGraw-Hill, 1967.

125 См., например: Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. С.476-478.

126 См там же. С.479-481.

127 Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2 кн. Кн.1. – М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2002. С.170-172.

128 См. подробнее: Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2002. С.536-539.

129 См., например: Лукашевич В.В. Управление персоналом: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.31.

130 См.: Шулер Р.С. Управление человеческими ресурсами // В книге: Управление человеческими ресурсами / Под ред. Майкла Пула и Малкольма Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. С.167.

131 Там же. С.163.

132 См.: Комплекс учебно-методических материалов для студентов специальности «Управление персоналом» – 062100 ./ Под научн. ред. проф. Ю.Л. Старостина, проф. А.Я. Кибанова. – М.: ГУУ, 2000. 164 с.

133 Первоначально это понятие использовалось для обозначения сведений, передаваемых людьми устным, письменным или иным способом (например, с помощью условных сигналов, технических средств); с середины XX века оно получило общенаучный статус как «понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация)». См.: БЭС. С.455.

134 Если сын крестьянина-помора Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сравнительно поздно сев за школьную парту, благодаря своему таланту, целеустремлённости и работоспособности стал первым российским учёным мирового значения, то сегодня это вряд ли возможно (без продюсера, уж точно). Слишком многое должны знать и уметь «отроки» информационной эпохи. Не имея «родословной» и начального капитала, не зная компьютерных азов и не владея иностранным языком, они фактически лишаются возможностей добиться значительных результатов в жизни. Вспомним, что в начале 90-х годов ХХ века среди депутатов Государственной Думы ещё можно было встретить «простых» учителей, врачей, строителей, военнослужащих, представителей науки и деятелей искусства. Избирательная компания 2003 года продемонстрировала, что «бедных» и «случайных» народных избранников в российском парламенте быть не может в принципе, типичный депутат – это либо партийный функционер либо бизнесмен. Прежде в России стремились «во власть», чтобы стать богатым, сегодня (как и в большинстве стран мира), чтобы сохранить и преумножить собственное богатство.

135 См.: Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. С.129.

136 На основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утверждён постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года №37) и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года №367).

137 См. подробнее: Лукашевич В.В. Управление персоналом. С.38-39.

138 Журналы учёта личных дел, трудовых книжек и приказов по личному составу являются документами долговременного хранения (75 лет).

139 См. подробнее: Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.236.

140 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 206 с.

141 Содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

142 Обратим внимание на тот факт, что доходы и расходы федерального бюджета этой «слаборазвитой» страны ЕС и Российской Федерации сопоставимы. По данным за 2002 год эти цифры соответственно составили: 45/48 и 70/62 $млрд. (См.:https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/rs.html). Заметим, что в Португалии проживает около 10 миллионов человек, что в 14,5 раз меньше численности граждан Российской Федерации.

143 С 2002 года в России действует трёхуровневая пенсионная система. Отчисления от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд России (28%), уплачиваемые работодателями в рамках единого социального налога (35,6%), делятся на две части: 14% – на текущие выплаты пенсий, а остальные формируют
накопительно-страховую пенсию (8-12% заносится на личные пенсионные счета в виде прав на будущую пенсию, но фактически эти деньги выплачиваются нынешним пенсионерам, а оставшиеся 2-6% поступают на пенсионные счета граждан в виде «живых» денег, которые по закону подлежат инвестированию через управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды). За два года на 38 млн. накопительных счетов скопилось более 90 млрд. рублей. См.: Коммерсантъ. 16 апреля 2004 года. С.20.

144 Греч. άχμή – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора; быть на высшей ступени развития; дойти до возраста, благоприятного для вступления в брак. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991 (репринтное издание автора – СПб, 1899). С.41.

145 Коммерсантъ. 16 апреля 2004 года. С.20.

146 См.: Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. С.941.

147 БЭС. С.949; Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С.579.

148 Лукашевич В.В. Управление персоналом: Учебное пособие. С.51.

149 «Из заявления о миссии, – продолжает Р. Дафт, – общественность имеет возможность почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции и уровня обслуживания, расположении подразделений компании». См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.215, 802.

150 Таких, например, как упоминавшийся Олег Газманов или Лев Лещенко, которые крайне редко могут порадовать своих поклонников «живыми» выступлениями.

151 Греч. στρατηγια = strategia, στρατηγος = strategos, от stratos – войско + ago – веду, должность или звание стратега, военачальника в древнегреческих государствах конца VI – середины I вв. до н.э., который избирался народным собранием сроком на 1 год и обладал широкими военными и политическими полномочиями. Позже этот термин стал употребляться для в более широком диапазоне значений: «применить военную хитрость, перехитрить (врага)», «искусство полководца, умение командовать войском и вести войну, стратегическое искусство», «предводительство, главное начальство (над войском), «вести, руководить». См.: Вейсман Греческо-русский словарь. С.1159.

152 См., например: Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. – М.: Воениздат, 1984. С.711.

153 Помимо этого, термин «стратегия» широко используется и в различных играх (спортивных, деловых, компьютерных), где обозначает общий план действий, последовательно реализуемый её участниками в процессе игры. См.: Большой толковый словарь русского языка. С.1277.

154 Дафт Р.Л. Менеджмент. С.240-241.

155 Источник: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.247.

156 SWOT (strength, weakness, opportunity, threat), или ССВУ-анализ.

157 См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.257.

158 Английский термин «gender» употребляется для обозначения «социального пола», т.е. комплекса биологических сходств и различий мужчины и женщины в совокупности с приписываемыми и фактически реализуемыми ими социальными ролями (функциями), а термин «sex» используется для обозначения «биологического пола», физиологических особенностей мужского или женского организма. Различая эти понятия, современный человек подчёркивает высокий уровень собственной культуры, понимание «проблемы» в противовес, скажем, тем россиянам, которые с завидной настойчивостью употребляют словосочетание «заниматься любовью», а не более адекватное – «заниматься сексом». См. подробнее: Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. – М.: ИМЭС, 2003. С.3, 146-161.

159 Объединение феминистской и эгалитарной стратегий представляется оправданным. Стремление общества к установлению юридического и фактического равноправия полов, к сожалению, не завершается достижением определенного гендерного баланса, компромисса между мужчиной и женщиной на взаимовыгодной для них и общества платформе. Феминизация различных сфер общественной жизни ввергает определенную часть эгалитаристов в пучину дальнейшей борьбы за раскрепощение женщины, которая по сути превращается в навязывание всем женщинам определенных стандартов мышления и поведения. Этот процесс сравним с «локомотивом», который набрав ход, миновал очередную «остановку». И лишь через некоторое время машинист, спохватившись и обнаружив это благодаря пассажирам-постэгалитаристам, предпринял экстренное торможение, желая исправить возникшую ситуацию.

160 Фулер С.Р., Хьюбер В.Л. Набор и отбор персонала // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.848-850.

161 Средний месячный доход в США был равен $2700. а в России - $160. См.: Аргументы и факты. 2004. №18. С.26.

162 См.: Почему мы не любим этих богатых? (Интервью с академиком А. Аганбегяном) // Аргументы и факты. 2004. №18. С.6.

163 Валидность – это степень правомерности, достоверности применяемого метода, его прогностическая ценность, т.е. вероятность измерения необходимых качеств, а не каких-либо иных.

164 Фулер С.Р., Хьюбер В.Л. Набор и отбор персонала // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.855.

165 См. подробнее: Занковский А.Н. Организационная психология. С.622-624.

166 Значение английских слов «recruiting» и «recruitment» сходно: кадровое комплектование, наём, вербовка. По сути, рекрутинг, рекрутмент – это осуществление (в том числе рекрутинговыми компаниями) процедуры привлечения (набора) и первичного отбора; зачастую более глубокий отбор, в том числе в период испытательного срока, осуществляет организация. Она же принимает решение о найме путём заключения с работником трудового соглашения (контракта).

167 БЭС. С.970.

168 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. 297-298.

169 См.: Хэрриот П. Карьера // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.659.

170 Там же. С.660.

171 См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. С.502.

172 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. С.11.

173 См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. С.434. На мой взгляд, количество характеристик следует уменьшить до пяти, объединив понятием «гендер» понятия «пол» и «сексуальная ориентация»).

174 Дафт Р.Л. Менеджмент. С.434.

175 См.: Паркер Б., Фагенсон-Илэнд Э.А. Женщины-менеджеры в организациях // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.430-431.

176 Тейлор П. Обучение // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.876.

177 Там же. С.878.

178 Приведена по: Тейлор П. Обучение // В книге: Управление человеческими ресурсами. С.882.

179 В соответствии с нормами русского языка и в контексте интенсивного обучения применение слова «обучающийся» (постигающий программу обучения активно, ценой собственных усилий) является более точным, нежели «обучаемый» (изучающий курс стандартными приёмами средствами, пассивно).

180 Здесь и далее будут изложены основные положения концепции интенсивного обучения, разработанной авторским коллективом под руководством профессора А.А. Золотарёва, обсуждавшейся и получившей одобрение на специальных парламентских слушаниях, проведённых Комитетом Государственной Думы по образованию и науке 8 апреля 1997 года.

181 См.: Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.

182 Новый завет (The American Standard Bible). Мф. 7: 16,17 (Slavic Gospel Association, 1992).

183 Стимул – это побуждение, «эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями». См.: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. 385-386.

184 Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков субъекта. См.: Психология. Словарь. С.219.

185 В психологии, например, термин «мотивация» используется в двояком смысле: для обозначения системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и для характеристики процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. См.: Немов Р.С. Психология. Учебник. В 2 книгах. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. С.390.

186 Пирамида выбрана в качестве модели не случайно. Она не только ранжирует потребности человека по степени важности и значимости, но и указывает на тот факт, что не все люди поднимаются к её вершине, «теряясь» по дороге наверх.

187 Столь разнообразный этнический состав населения страны и сохраняющиеся культурные отличия, резкое финансово-экономическое расслоение общества в совокупности с отсутствием понятной каждому гражданину стратегии социально-экономического и духовного развития страны и «безальтернативными» заявлениями некоторых политических лидеров о «судьбе» России (например, лидера ЛДПР В.В. Жириновского о том, что наилучшим для России политическим строем является «умеренная», т.е. президентская, монархия), а также другие неблагоприятные воздействия постепенно деморализуют российского человека. В таких условиях он ищет и находит «спасение» в удовлетворении социальных потребностей (третий уровень пирамиды), но не получая необходимого в условиях XXI (информационного) века дохода от профессиональной деятельности, который бы обеспечивал гармоничное физиологическое и духовное развитие личности, а не «выживание» в неблагоприятных условиях, в конечном счёте ещё более усугубляет собственное положение. (В отличие, скажем, от «восточной» модели и «традиционных» обществ, где рождаясь представителями низших сословий, люди быстро усваивают «правила игры», принимают порядок вещей и не притязают в дальнейшем на то, чтобы стать знатными и богатыми).

188 Название теории является аббревиатурой: Existence – существование, Relatedness – взаимосвязь, Growth – рост. Alderfer C. Existence, Relatedness and Growth. – N.Y.: Free Press, 1972.

189 McClelland D. Human Motivation. – Glenview (Ill.): Scott, Foresman, 1985.

190 Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employers // Harvard Business Review. January – February, 1968. P.53-62.

191 См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. С.157.

192 См.: Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – С.511.

193 Вспоминаю случай, произошедший в одном из вузов, где я до сих пор работаю. Сотрудник, занимавший в течение нескольких лет должность заведующего кафедрой, не получив от руководителя желаемой прибавки к зарплате, написал заявление об увольнении, рассчитывая таким образом повлиять на исход борьбы в свою пользу. Когда же заявление было подписано, профессор, не ожидая такого развития ситуации, испытал шок, но было поздно. Не знаю, каким образом сложилась его дальнейшая судьба. Возможно, всё устроилось вполне удовлетворительно, и он не жалеет об уходе, но в тот момент этот немолодой и, казалось бы, мудрый человек испытал чувство горечи и досады потому, что, позабыл простую истину. Подавляющее большинство людей в мире – это всего лишь наёмные работники, или «рабочие», если угодно. Не стоит переоценивать себя, как, впрочем, и недооценивать.

194 См. подробнее: Занковский А.Н. Организационная психология. С.362-366.

195 Предполагая, что официальные данные о количестве голосов, набранных победителями, соответствуют действительности или, по крайней мере, близки к этому.

196 Если бы эти люди были в большинстве своём были действительно верующими (например, христианами), то они могли бы, аргументируя свой выбор, сослаться на стихи из Нового завета, предписывающие «повиноваться и покоряться начальству и властям» (Новый Завет. Послание к Титу. 3:1). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». (Послание к римлянам. 13:1-2).

197 Партисипация осуществляется в прямой (индивидуализированной) и косвенной (коллективистской) формах.

<предыдущая страница | следующая страница>


В. И. Маслов Стратегическое управление персоналом в XXI веке

Переход к новому технологическому способу производства и изменение подхода к управлению персоналом. Эволюция подхода: кадровая работа управление персоналом управление человеческими

1038.12kb.

23 09 2014
6 стр.


Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по специальности 080505 «Управление персоналом»

Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по специальности 080505 «Управление персоналом»/ Сост.: А. В. Аверин, С. И. Горелова – М.: Миэмп, 2011. – 28 с

412.44kb.

24 09 2014
1 стр.


Белецкий Евгений Юрьевич

«Цифровая графика» и «Компьютерное редактирование аудио и видео». Имеет сертификаты Российско-Американского образовательного центра по профилям "Персональное и производственное упр

25.95kb.

15 12 2014
1 стр.


Управление персоналом
7776.23kb.

13 09 2014
36 стр.


811з «менеджмент» «Управление персоналом»
100.94kb.

25 12 2014
1 стр.


Методологические основы инновационного процесса в управлении персоналом

Статья посвящена проблемам инноваций в управлении персоналом. Уточняется понятийный аппарат инновационной деятельности в управлении персоналом, обобщаются данные о результативности

213.33kb.

11 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Управление персоналом»
16.05kb.

18 12 2014
1 стр.


Оценка результативности процесса «Управление персоналом» за 2011 год
33.81kb.

07 10 2014
1 стр.