Концепции, теории
и школы управления
|
Основоположники
и последователи
|
Основные идеи, используемые
в кадровом менеджменте
|
Научное
управление
|
Фредерик Уинслоу
Тейлор
Фрэнк Гилбрет,
Лилиан Гилбрет
|
Изучение задачи, рационализация и стандартизация трудовых операций; максимальная эффективность использования рабочей силы; персональная оценка и оплата по результатам труда; менеджер – главная фигура производства и управления
|
Административное управление
|
Анри Файоль,
Мари Паркер Фоллет,
Честер Барнард,
|
Управление – особый вид профессиональной деятельности, включающий планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль; универсальные принципы управления (14), ведущие к успеху; этика, взаимопомощь, лидерство; механизм принятия власти (сознательного подчинения приказам)
|
Бюрократическая
организация
|
Макс Вебер
|
Функциональное разделение труда и иерархия властных отношений; детализация и письменное оформление обязанностей персонала; стратегия пожизненного найма; минимизация личностного начала и субъективизма; карьерный рост на основе квалификации и опыта;
менеджер – наёмный работник;
|
Концепция
«человеческих отношений»
|
Элтон Мэйо,
Фриц Ротлисбергер
|
Позитивное отношение руководителей
к подчинённым, здоровый морально-психологический климат и удовлетворение потребностей – главные факторы
повышения производительности труда
|
Концепция человеческих ресурсов и школа поведенческих наук
|
Вальтер Дилл Скотт,
Мари Паркет Фоллет,
Абрахам Маслоу,
Дуглас МакГрегор, Уильям Оучи
|
Иерархия потребностей человека;
закономерности поведения субъекта; концепции Х и У руководства;
концепция Z (синтез американского и японского методов управления)
|
276Ситуационный
подход
|
Говард Стивенсон,
Фред Фидлер,
Пол Герси и Кеннет Бланчард,
Роберт Блейк
и Джейн Моутон
|
Способность анализировать рыночную конъюнктуру и принимать решения; SWOT-анализ;
выбор адекватного стиля управления;
лидерство и руководство;
«управленческая решётка»
|
277278Системный подход
|
Питер Дракер,
Ренсис Лайкерт,
Томас Питерс,
Роберт Уотерман,
Игорь Ансофф
|
Менеджмент – профессиональная деятельность, менеджер – профессионал;
управление по целям (MBO);
концепция «7S»; «система – 4»;
современное предприятие как открытая и закрытая система
|
Теория институтов и институциональных изменений
|
Дуглас Норт
|
Рынок – совокупность формальных и неформальных «правил игры»,
факторов (процедур) принуждения и организаций («игроков»),
преследующих собственные цели
|
Общество с небольшой
дистанцией власти
|
Общество с большой
дистанцией власти
|
Иерархия означает неравенство ролей, основанное на полезности и необходимости
Подчинённые ожидают консультаций со стороны руководства
Идеальный руководитель – изобретательный демократ
|
Иерархия означает существующее неравенство
Подчинённые рассчитывают на то, что им скажут, что нужно делать
Идеальный руководитель – благосклонный автократ (хороший отец)
|
Общество с развитым
коллективизмом
|
Общество с развитым
индивидуализмом
|
Ценностные стандарты различаются внутри групп и вне их (сепаратизм)
Другие люди оцениваются как члены их группы
Более важны взаимоотношения между людьми, чем задачи
Отношения между работодателем и работником строятся на основе морали
|
Одни и те же ценности применимы ко всем (универсализм)
Другие люди оцениваются как потенциальные ресурсы
Более важны задачи, чем взаимоотношения
Отношения между работодателем и работником строятся на основе расчёта
|
Женственное общество
|
Мужественное общество
|
Излишняя самоуверенность осмеивается
Сотрудники согласны работать за более низкие ставки оплаты труда
Фокус на качество жизни
Интуиция
|
Излишняя самоуверенность ценится
Сотрудники согласны работать только за более высокие ставки оплаты труда
Фокус на карьерный рост
Решительность
|
Общество с низким стремлением
избежать неопределённости
|
Общество с высоким стремлением
избежать неопределённости
|
Неприятие правил – писаных или неписаных
Низкий уровень формализации и стандартизации
Терпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями
|
Эмоциональная потребность в правилах – писаных или неписаных
Высокий уровень формализации и стандартизации
Нетерпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями
|
Название теории
|
Основоположники
и последователи
|
Содержание теории и идеи, используемые в кадровом менеджменте
|
I. Содержательные теории
|
«Пирамида»
иерархии
потребностей
|
Абрахам Маслоу
|
Удовлетворение потребностей человека (физиологических, безопасности, принадлежности, самоуважения, самоактуализации) осуществляется последовательно –
от низших к высшим
|
282ERG-теория
|
Клейтон Альдерфер
|
Потребности, связанные с существованием человека, его общением с другими людьми и развитием, удовлетворяются не линейно, а по принципу «фрустрация – регрессия»
|
Теория
приобретённых
потребностей
|
Дэвид МакКлелланд
|
Основные типы потребностей человека
(достижения, присоединения, власти)
формируются под влиянием различных субъектов и условий в течение всей жизни
|
Двухфакторная
теория
|
Фредерик Герцберг
|
Поведение работника определяется двумя группами факторов: гигиеническими
(условия труда, зарплата, политика компании, правила, межличностные отношения)
и мотивирующими (достижения, признание, ответственность, возможность роста)
|
II. Процессуальные теории
|
Теория
ожидания
|
Курт Левин,
Виктор Врум,
Лайман Портер,
Эдуард Лоулер
|
Степень мотивации индивида определяется его способностью (готовностью)
выполнить рабочее задание и уровнем
притязаний (желаемого вознаграждения)
|
Теория
постановки целей
|
Эдвин Локе,
Т. Райен, Г. Латэм,
Питер Дракер
|
Поведение субъекта (индивида, группы, организации) обусловлено целями, которые он сознательно ставит перед собой
|
Теория
справедливости
(равенства)
|
Стейси Адамс
|
Оценивая персональное вознаграждение за работу, сотрудники организации стремятся
к социальному равенству
|
Теория
подкрепления
мотива и модификации поведения
|
Эдуард Торндайк,
Джон Бродес Уотсон,
Берес Ф. Скиннер, Фрэд Лютенс
|
Поведение субъекта можно изменять
путём подкрепления желательных реакций
и игнорирования нежелательных;
ситуационное управление поведением
|