Урок № 4
Тема: В зоне степей
Цель: изучение зоны степей.
Задачи:
познакомить с особенностями животного и растительного мира степей,
определять по основным признакам природную зону, дать понятия: суховеи, пыльные бури, учить учащихся учиться вместе, через совместную учебную деятельность, развивать логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование:
- карта природных зон России;
- гербарий степных растений и зерновых культур;
- мультимедиа (слайды);
- Библиотека электронных наглядных пособий. «География» (6-10 классы), видео «Степи».
- план характеристики природных зон.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний.
Работа по научным группам (географы, ботаники, зоологи, социологи).
-
Формирование новых знаний и умений.
-
Загадка о зоне степей
-
Отчет группы (географы, ботаники, зоологи, социологи).
-
Закрепление изученного материала.
-
Найди ошибки и исправь их.
-
Оперативный контроль
А) Рассказ А.Куприна «Степь весною», рисование по представлению;
Б) Тест «Выбери правильный ответ».
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент
Постановка учебных задач урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов, социологов.
– Ребята, что изучают эти ученые? (Ответы детей)
Мы поработаем в научных группах , чтобы вспомнить природные зоны, с которыми познакомились раньше. (Каждая группа получает лист с тестовыми заданиями.)
Географы. Задание: установи соответствие.
Положение зоны
|
Природная зона
|
Климат
|
1.Вдоль берегов северных морей.
-
К югу от зоны тундры
3. Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем.
|
Лесная зона
Крайний Север (Арктика)
Тундра
|
1. Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярная ночь, полгода полярный день.
2. Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче.
3. Короткое, прохладное лето многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега зимой и сильные метели.
|
Ботаники: Задание: установи соответствие
Природная зона
|
Растения
|
Лесная зона
Крайний Север (Арктика)
Тундра
|
Полярный мак, мхи и лишайники.
Ягель, морошка, карликовая береза, полярная ива, голубика, мхи.
Брусника, черника, кислица, сныть, бересклет, майник, ель, сосна, пихта, береза, дуб.
|
Зоологи. Задание: установи соответствие.
Животные
|
Природная зона
|
Птицы
|
1.Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось.
2. Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит.
3. Северный олень, песец, лемминг, волк.
|
Крайний Север (Арктика)
Лесная зона
Тундра
|
1. Кайра, тупик, гагарка
2. филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.
3. Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди.
|
Социологи. Задание: установи соответствие.
Природная зона
|
Занятия населения
|
Крайний Север (Арктика)
Лесная зона
Тундра
|
1. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
2. Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах.
3. Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях
|
Первым слова представляется географам (Один географ показывает на карте природную зону и рассказывает ее расположение, второй – о климатических особенностях лесной полосы).
Слово ботаникам о растительном мире лесной полосы.
Зоологи расскажут о животных и птицах лесной полосы.
Социологи – о занятиях населения.
(Во время ответов учащихся на слайде постепенно появляется краткая характеристика лесной зоны).
-
Формирование новых знаний и умений.
-
Продолжим путешествовать по природным зонам нашей страны. Отгадайте загадку о новой природной зоне.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это … (Степь).
- Итак, что это за зона?
-Предположите, каким цветом может быть показана степь на карте природных зон? (Дети высказывают свои предположения, а учитель, выслушав, показывает зону степей на карте).
-Скажите устно, где располагается зона степей?
Физминутка
2. - А сейчас слово предоставляется географам, которые заранее изучили степь.
Рассказ ребят сопровождается показом слайдов.
- Ребята, покажите друг другу в атласе границы степи и обратите внимание на наиболее крупные реки в зоне степей. Какие реки протекают по степям?
- А теперь слово ботаникам. Рассказ ребят сопровождается показом слайдов.
- А вот как выглядят некоторые растения в гербарии (полынь, тюльпан, ковыль).
- Слово предоставляется зоологам. Рассказ ребят сопровождается показом слайдов
- Слово предоставляется социологам – ученым, изучающим людей и их занятия.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Мы познакомились с новой природной зоной – степью. У всех на парте карточка. Найдите ошибки и исправьте их.
1) Расположение
|
Севернее зоны лесов
|
2) Климат
|
Зима теплее, чем в лесной зоне. Лето холодное, дождливое.
|
3) Растения
|
Ковыль, дуб, тюльпан, полынь, осина
|
4) Животные и птицы
|
Сайгак, бурый медведь, волк, суслик, хомяк, розовый скворец, дрофа, степной жаворонок.
|
5) Занятия населения
|
Животноводство, охота, земледелие, добыча полезных ископаемых
|
-
Оперативный контроль
А) Красотой степи восхищались многие русские поэты, писатели, композиторы. Сейчас я прочитаю рассказ А.Куприна «Степь весною», вы внимательно слушайте и постарайтесь прочувствовать настроение, которое хочет передать автор. На альбомных листах нарисуйте то, что вам представится во время чтения. (После чтения появляется выставка рисунков, с небольшими комментариями).
Б) Индивидуальная работа. Тест: «Выпиши номера правильных ответов»
Растения степи это:
1. Ирис 4. Полярная ива
2. Береза 5. Типчак
3. Ковыль 6. Лишайник
Птицы степи это:
1. Степной жаворонок 3. Розовый скворец
2. Дятел 4. Белая чайка.
Животные степи это:
1. Хомяк 4. Суслик
2. Волк 5. Медведь
3. Бобр 6. Тюлень
В степи:
1. Много деревьев, летом часто идут дожди.
2. Природная зона расположена южнее зоны леса.
3. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.
Взаимопроверка. На доске открываю правильные ответы и критерии оценок.
-
Итог урока
В какую природную зону мы совершили мысленное путешествие?
К карте выйдет только те, их учащихся у кого на парте лежат картинки с изображение животных степей. Заселите на карте зону степей. Также птицы, растения.
V. Домашнее задание. Учебник стр.76-82. Выбрать любую из изученных зон и к
итоговому уроку готовить проект по защите этой зоны. Информацию брать
из энциклопедий, Интернет.