Урок чтения в 1-м классе.
Тема: "Формирование навыков различения звуков [с] и [ш]"
Цель: Формировать навыки различения звуков (с), (ш) при чтении; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; развивать память, внимание, речь, мышление, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Формирование УУД
|
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-
воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
|
Ход урока:
-
Мобилизирующий этап, переходящий в формирование темы урока.
Слайд 1.
- Сегодня у нас в гостях сказочный герой. Кто он? (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик»). Он прислал вам письмо. (Здраштвуйте, ребята! Пригласаю ваш в шказочный леш!)
- Какая проблема у Буратино? (Путает звуки (с) и (ш).)
- Кто догадался, какая же сегодня тема нашего урока? О чём будем говорить? Звуки (с) и (ш). Задача: научиться различать звуки (с) и (ш) при чтении.
2. Изучение темы:
а) Работа со звуками:
- Пока мы добираемся до сказочного леса, давайте поработаем в тетради для печатания и покажем Буратино, как мы умеем печатать и делать схемы слов.(ЦОР)
(3 ученика — у доски)
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
-Проверили, исправили. Оцените себя.
-
Отправляемся в путешествие и по дороге будем учить правила поведения в природе.
Слайд 2.
- Вот приехали на полянку звуков. Посмотрите, здесь отдыхали наши звуки. Наигрались, набегались, аж, свои шляпки и башмачки потеряли. Сидят и плачут, вещи свои найти не могут. Давайте, поможем им. На странице 88 найдите схему человечков и раскрасьте башмаки и дорисуйте шляпки. К доске пойдет 1 ученик и оденет человечка с буквой с. (Второй ученик разбирает звук (ш))
- Посмотрите на человечков, все ли правильно надели?
- Почему у человечка с буквой ш оба башмака синие? (Он всегда твердый.)
- Чем они похожи?
- Чем отличаются? (ш всегда твердый, ш шипит, с свистит)
- Они так обрадовались и говорят вам “Спасибо!”. Вместе улыбнемся.
-
1 правило поведения в лесу НЕ СОРИ!
Слайд 3.
- Едем дальше. Вот приехали на опушку леса. Что такое опушка? (край леса)
- Сделаем остановку на опушке, послушаем пение птиц.
- Покажем Буратино, хорошо ли вы различаете звуки (с) и (ш).
- Я буду называть птиц, если услышите в названии птицы звук (ш), радостно хлопайте, если звук (с), прыгайте, если этих звуков нет, приседаем.
- Синица, зяблик, кукушка, свиристель, дятел, коршун, сова, тетерев.
- Как нужно зимой заботиться о птицах?
б) Чтение слов.
Слайд 4.
- Отправляемся дальше. Едем по просеке слов. Здесь наши человечки решили поиграть в прятки и заблудились. На стр.88 они выпали из слов. Найдите их и поставьте на место. В учебнике карандашом вписываем нужные буквы. (Выполнение задания с комментированием по цепочке.)
-
Сравните последнюю пару слов: крысы, крыши. Какими звуками эти слова отличаются? (с и ш)
-
Какие еще слова отличаются одним звуком?
-
Значение какого слова вам не понятно?
-
В каких словах встретилось правило ши? Подчеркните.
- Какое правило поведения в лесу подходит в этом случае? (Ответы детей, ОСТОРОЖНО, В лесу можно заблудится.)
в) Чтение предложений.
Слайд 5.
- Едем дальше. Вот въехали в дубраву предложений. Что такое дубрава?
- Чтобы не заблудится в дубраве, дружно возьмемся за руки и в паре прочитаем предложения на странице на стр.88 (1 и 2 колонки). А вы прочитаете текст (3 колонка)
Дифференцированная работа в паре
- Слушайте друг друга внимательно и проверьте правильность чтения.
- Какая пара читала без ошибок?
-Кто допускал ошибки? Сколько, покажите на пальцах.
- Давайте покажем Буратино, как вы умеете читать.
а) Предложения.
– Можно ли их назвать текстом? Почему?
– Как звали ослика?
– Кого пас Прошка?
– А что было в крынках?
– Кого нашла лиса?
– С чем была окрошка?
– Что делал старик?
– У кого была пустышка?
– К какому предложению подходит схема?
На доске учитель показывает схему предложения, по которому не задано вопроса.
– Где кормушка?
– Какое предложение мы еще не прочитали?
– Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш])
– Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицательным знаком.
– Теперь предложения с вопросительным знаком.
– Заметили ли вы, какие звуки повторяются?
– Какую роль они играют в этих предложениях? (Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту выразительность, называют звукописью, от слов «писать звуками»).
б) — А теперь послушаем
текст.
1) До чтения.
– Кто написал текст?
– Прочитайте название текста.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– А как это утро может быть злым? Что вы предполагаете?
2) Чтение текста по предложениям, развитие умения задавать вопросы автору текста по ходу чтения.
1-е предложение:
– Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!»)
– Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитанные.)
– Читаем дальше.
– Родители хмурятся…
– Задайте вопрос по тексту. (Почему?)
– Какие были мечты у родителей? А что рассказал нам текст? Проверим –читаем.
– Утро не всегда бывает добрым.
– Что заставило волчицу ворчать?
– А нормальное ли это поведение для волков?
– Дочитываем до конца.
– Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настолько милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.)
– В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей.
- И последнее правило НЕ ГУБИ! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Берегите нашу природу!
3. Итог: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу.
-
Что нового вы на нем узнали?
-
Что лучше запомнилось и понравилось?
– Какие новые слова узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
– Какие умения формировали?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.