Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Автор – составитель

Учитель начальных классов

Токарева Е.Н. МОУ СОШ №2

г. Печора Республика Коми


«Пера - богатырь – герой коми сказок и легенд».

Урок краеведения 3 класс (второй год обучения)


Цель: Познакомить детей с искусством коми народа через чтение сказок, легенд, рассматривание репродукций картин художников республики Коми.

Задачи:

  • Развивать воображение и мышление детей через отгадывание кроссворда составленного из загадок;

  • Повторить коми сказку-легенду «Пера - богатырь» (с ней дети познакомились во 2-м классе);

  • Прочитать вместе с детьми сказку «Пера и Зарань»;

  • Познакомить детей с коми пословицами и поговорками;

  • Разыграть с детьми сценку из сказки «Пера и Зарань»;

  • Познакомить с работами Игнатова В.Г. выполненными в технике «темпера», иллюстрирующими коми легенды.


Оборудование:

    1. Тексты сказок на каждого ученика.

    2. Репродукции картин В. Игнатова к сказкам «Пера богатырь», «Пера и Зарань». (Возможно слайд-шоу)

    3. Кроссворд, нарисованный на ватмане или доске.

    4. Плакаты с коми пословицами и поговорками.

    5. Текст разыгрываемой сценки из легенды «Пера и Зарань».

    6. Для разыгрывания сценки платок, сарафан, кушак, повязка на голову из бересты.


ХОД ЗАНЯТИЯ



I этап. Организационно-мотивационный блок.

Учитель:

– Добрый день, дорогие ребята!

Мы продолжаем знакомиться со сказками коми народа.

В прошлом году вы познакомились с одним из героев коми сказок и легенд. Как его зовут вы вспомните, отгадав кроссворд.



Вопросы кроссворда:

  1. Как называет коми народ тайгу? (Парма)

  2. Как переводится с коми языка слово ОШ? (Медведь)

Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадку:

Подсказка: Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)



  1. Как народ коми называет лешего? (Вöрса)

  2. Отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней,

Май сережки дарит ей. (Береза)

Это дерево не боится морозов, может жить даже на вечной мерзлоте. Самое распространенное дерево в нашей республике.


  1. А теперь прочитайте ключевое слово.







1/5 П

а

р

м

а







2.м

е

д

в

е

д

ь







3.в

о

р

с

а






4.б

е

р

е

з

а



– С каким героем коми легенды мы продолжим знакомиться на уроке? (Пера богатырь)


II этап. Целеполагания.
– Ребята, какие приёмы, мы будем использовать в своей работе? Как мы можем узнать о нем больше? Что нам поможет в работе?

  1. Мы можем вспомнить сказку «Пера-богатырь», которую изучали во втором классе,

  2. Мы можем прочитать новые сказки о Пере-богатыре, и узнать о нем много нового.

  3. Мы можем окунуться в прошлое, разыграть сценки из сказки.

  4. Мы можем рассмотреть ещё незнакомые нам репродукции картин художников на данную тему.

– Молодцы, ребята! Давайте приступим к работе.
III этап. Исполнительский.
А) Проводится повторение сказки-легенды «Пера богатырь». Повторить сказку-легенду дети должны были дома, это было домашним заданием.

Работа с текстом:

  1. Какой был Пера богатырь?

(Имел богатырскую силу, один целый воз брёвен вытащил из увязшей колее, сотню вёрст угодий обегали за день его лыжи. Его лыжи имели 3 сажени длины и были вытесаны из целого елового ствола, прожил он 112 лет). СЛАЙД № 2; №3

  1. Как описан в легенде леший?

(Шапка, будто большая еловая шишка, зелёную бороду ветер треплет) СЛАЙД №4

  1. Как Пера обманул лешего?

( Пера потихоньку встал, вырвал из земли берёзу, притащил к костру, положил на своё место и плащом закрыл). СЛАЙД № 4

  1. Прочитайте коми народные пословицы и поговорки, найдите те, которые подходят для описания Перы - богатыря.




  • Ошкöс быдöн тöдö, ош некодöс оз тöд.

Медведя все знают, медведь никого не знает.

  • Визув ва кодь смел.

Смел, как быстрая река.

  • Асланьыс руч кодь сюсь.

В свою пользу хитер, как лиса.

  • Абу полысь рöдысь.

Не из трусливого десятка.

  • Некытчö оз йöрмы тайö, битi и ватi мунас.

Нигде не пропадет он, пройдет сквозь огонь и воду.

  • Этшаджык серав да унджык вöч.

Меньше смейся, больше трудись.
– Молодцы ребята! Хорошо отвечали!
Б) Проводится чтение новой сказки.

1. Перед чтением сказки проводится словарная работа.


– Ребята, сейчас мы будем знакомиться с новой сказкой «Пера и Зарань». В тексте встречаются незнакомые слова, давайте с ними познакомимся:

Зарань – дочь Солнца, золотая женщина, в соответствии со славянским значением – красна девица.

Ен – верховный Бог, отец Зарани, изображался в виде лебедя или утки.

Омöль – нижний Бог, темный Бог, брат Ена, владыка Ада, изображался в виде черта, дьявола, сатаны.
2. Учитель читает легенду «Пера и Зарань», дети следят за текстом.

Работа с текстом:

  • Понравилась вам сказка?

  • Кто уже догадался, какова главная мысль сказки? (Сказка рассказывает о том, как появился коми народ).

  • Как любой текст, сказка состоит из трёх частей, о чём говорится в каждой из них?

(1часть – зачин: «Высоко-высоко над землёй…». О том, как Зарань жила у отца. 2 часть – основная, здесь происходит знакомство Зарани с Перой и рассказывается о их дальнейшеё совместной жизни, 3 часть – концовка, в ней дается вывод о том, как появился коми народ).

  • Какие испытания пережили вмести Пера и Зарань? Найдите в тексте.

  • Прочитайте концовку сказки о том, как появился коми народ.

В) Детям предлагается разыграть по ролям отрывок из сказки.


П: – Кто ты такая?

А: – Видит Зарань передней стоит молодой парень в красивой одежде из пушистого меха.

З: – Я Зарань, дочь бога Ена. А ты кто?

П: – Я охотник, хозяин здешних мест, а зовут меня Пера. Зачем ты спустилась с неба сюда?

З: – Скучно мне на небе, хочу посмотреть землю.

П: – Что же будь гостьей, покажу тебе всю земную красоту.

А:– Повёл охотник Пера девушку по своим владениям, показал её леса и поляны, горы и долы, реки шумные и ручьи светлые. Очень понравилась Зарани парма и Пера ей понравился.

З: – Хочу я подольше пожить в твоих владениях.

П: – Оставайся насовсем, пусть моя земля будет и твоей.

А:– И осталась дочь бога Ена жить на земле.

Звучит фрагмент коми песни «Зиль-зёль» (минусовка).
Д) Знакомство с картиной Игнатова В.Г. «Пера и Зарань»
Рассмотрите репродукцию с картины Игнатова В.Г. «Пера и Зарань». Общий светлый тон колорита работы передает состояние зарождающихся чувств между земным юношей и дочерью Ена – хранителя небес – Заранью.

Композиция работы построена по принципу театральной декорации. В которой крупный первый план переходит в глубокую перспективу второго плана справа, и далее к бескрайнему речному и небесному простору заднего плана. Яркий стилизованный орнамент одежды главных героев повторяется в рисунке берёзового тына за фигурами персонажей. Реалистическая иллюзорность объёмов в рисунке первого плана соединяется с контурно-линейными цветовыми штрихами в изображении неба и жилищ.


IV этап. Контрольно-оценочный блок. Рефлексия.


  1. Все ли поставленные перед нами задачи выполнили? (Да, мы вспомнили изученный материал; познакомились с новой сказкой; переместились во времени и представили себя в древности, в сказке;, рассмотрели репродукции картин художника Игнатова В.Г;, подробно познакомились с его картиной «Пера и Зарань»)

  2. Что нового узнали на нашем занятии?

  3. Чему научились?

  4. Что понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?



Литература;

  1. Пера-богатырь. Сказки фино-угорских народов. Сыктывкар; Коми книжное издательство 1985. -128с.

  2. Мифология коми /Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина …/науч. ред. В.В. Напольских –М.; Изд-во ДИК, 1999. -480с.

  3. Плесовский Ф.В. составитель. Коми пословицы и поговорки. Изд. 2. Сыктывкар; Коми книжное издательство. –1983. –208с.

  4. Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Методическое пособие для учителя. Краеведение (второй год обучения). Сыктывкар –2006.

Урок краеведения 3 класс (второй год обучения)

Цель: Познакомить детей с искусством коми народа через чтение сказок, легенд, рассматривание репродукций картин художников республики Коми

67.09kb.

04 09 2014
1 стр.


Анализ работы заместителя директора нмр средней школы №18 2011-2012 учебный год

Современный урок (СУ) – урок развития творческой индивидуальности личности в системе электронного обучения

170.05kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок трудового обучения 1 класс «Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочной игрушки»

Тема. Урок трудового обучения 1 класс «Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочной игрушки»

75.55kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок по теме: «Спорт». 9 класс Немецкий язык как второй иностранный Подтема

Был провозглашён личностно-ориентированный подход к обучению, педагогика сотрудничества

248.51kb.

25 12 2014
1 стр.


Тем. 1 класс-2класс (1 год обучения)

Развить интерес к театрализованной игре. «В гостях у Мойдодыра», развитие воображения

153.25kb.

24 09 2014
1 стр.


5 класс Урок №29 Христианин в труде Учитель: Прорешная Л. М. 2010-2011 уч год Урок №29. Тема урока: Христианин в труде. Цель урока: дать представление о христианском понимании труда Задачи урока
54.73kb.

30 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Современный урок в свете внедрения фгос второго поколения (4 часа)

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, у

417.85kb.

13 10 2014
4 стр.