Автор – составитель
Учитель начальных классов
Токарева Е.Н. МОУ СОШ №2
г. Печора Республика Коми
«Пера - богатырь – герой коми сказок и легенд».
Урок краеведения 3 класс (второй год обучения)
Цель: Познакомить детей с искусством коми народа через чтение сказок, легенд, рассматривание репродукций картин художников республики Коми.
Задачи:
-
Развивать воображение и мышление детей через отгадывание кроссворда составленного из загадок;
-
Повторить коми сказку-легенду «Пера - богатырь» (с ней дети познакомились во 2-м классе);
-
Прочитать вместе с детьми сказку «Пера и Зарань»;
-
Познакомить детей с коми пословицами и поговорками;
-
Разыграть с детьми сценку из сказки «Пера и Зарань»;
-
Познакомить с работами Игнатова В.Г. выполненными в технике «темпера», иллюстрирующими коми легенды.
Оборудование:
-
Тексты сказок на каждого ученика.
-
Репродукции картин В. Игнатова к сказкам «Пера богатырь», «Пера и Зарань». (Возможно слайд-шоу)
-
Кроссворд, нарисованный на ватмане или доске.
-
Плакаты с коми пословицами и поговорками.
-
Текст разыгрываемой сценки из легенды «Пера и Зарань».
-
Для разыгрывания сценки платок, сарафан, кушак, повязка на голову из бересты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационно-мотивационный блок.
Учитель:
– Добрый день, дорогие ребята!
Мы продолжаем знакомиться со сказками коми народа.
В прошлом году вы познакомились с одним из героев коми сказок и легенд. Как его зовут вы вспомните, отгадав кроссворд.
Вопросы кроссворда:
-
Как называет коми народ тайгу? (Парма)
-
Как переводится с коми языка слово ОШ? (Медведь)
Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадку:
Подсказка: Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-
Как народ коми называет лешего? (Вöрса)
-
Отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней,
Май сережки дарит ей. (Береза)
Это дерево не боится морозов, может жить даже на вечной мерзлоте. Самое распространенное дерево в нашей республике.
-
А теперь прочитайте ключевое слово.
|
1/5 П
|
а
|
р
|
м
|
а
|
|
|
2.м
|
е
|
д
|
в
|
е
|
д
|
ь
|
|
|
3.в
|
о
|
р
|
с
|
а
|
|
|
4.б
|
е
|
р
|
е
|
з
|
а
|
|
– С каким героем коми легенды мы продолжим знакомиться на уроке? (Пера богатырь)
II этап. Целеполагания.
– Ребята, какие приёмы, мы будем использовать в своей работе? Как мы можем узнать о нем больше? Что нам поможет в работе?
-
Мы можем вспомнить сказку «Пера-богатырь», которую изучали во втором классе,
-
Мы можем прочитать новые сказки о Пере-богатыре, и узнать о нем много нового.
-
Мы можем окунуться в прошлое, разыграть сценки из сказки.
-
Мы можем рассмотреть ещё незнакомые нам репродукции картин художников на данную тему.
– Молодцы, ребята! Давайте приступим к работе.
III этап. Исполнительский.
А) Проводится повторение сказки-легенды «Пера богатырь». Повторить сказку-легенду дети должны были дома, это было домашним заданием.
Работа с текстом:
-
Какой был Пера богатырь?
(Имел богатырскую силу, один целый воз брёвен вытащил из увязшей колее, сотню вёрст угодий обегали за день его лыжи. Его лыжи имели 3 сажени длины и были вытесаны из целого елового ствола, прожил он 112 лет). СЛАЙД № 2; №3
-
Как описан в легенде леший?
(Шапка, будто большая еловая шишка, зелёную бороду ветер треплет) СЛАЙД №4
-
Как Пера обманул лешего?
( Пера потихоньку встал, вырвал из земли берёзу, притащил к костру, положил на своё место и плащом закрыл). СЛАЙД № 4
-
Прочитайте коми народные пословицы и поговорки, найдите те, которые подходят для описания Перы - богатыря.
-
Ошкöс быдöн тöдö, ош некодöс оз тöд.
Медведя все знают, медведь никого не знает.
Смел, как быстрая река.
В свою пользу хитер, как лиса.
Не из трусливого десятка.
-
Некытчö оз йöрмы тайö, битi и ватi мунас.
Нигде не пропадет он, пройдет сквозь огонь и воду.
-
Этшаджык серав да унджык вöч.
Меньше смейся, больше трудись.
– Молодцы ребята! Хорошо отвечали!
Б) Проводится
чтение новой сказки.
1. Перед чтением сказки проводится словарная работа.
– Ребята, сейчас мы будем знакомиться с новой сказкой «Пера и Зарань». В тексте встречаются незнакомые слова, давайте с ними познакомимся:
Зарань – дочь Солнца, золотая женщина, в соответствии со славянским значением – красна девица.
Ен – верховный Бог, отец Зарани, изображался в виде лебедя или утки.
Омöль – нижний Бог, темный Бог, брат Ена, владыка Ада, изображался в виде черта, дьявола, сатаны.
2
. Учитель читает легенду «Пера и Зарань», дети следят за текстом.
Работа с текстом:
-
Понравилась вам сказка?
-
Кто уже догадался, какова главная мысль сказки? (Сказка рассказывает о том, как появился коми народ).
-
Как любой текст, сказка состоит из трёх частей, о чём говорится в каждой из них?
(1часть – зачин: «Высоко-высоко над землёй…». О том, как Зарань жила у отца. 2 часть – основная, здесь происходит знакомство Зарани с Перой и рассказывается о их дальнейшеё совместной жизни, 3 часть – концовка, в ней дается вывод о том, как появился коми народ).
-
Какие испытания пережили вмести Пера и Зарань? Найдите в тексте.
-
Прочитайте концовку сказки о том, как появился коми народ.
В) Детям предлагается разыграть по ролям отрывок из сказки.
П: – Кто ты такая?
А: – Видит Зарань передней стоит молодой парень в красивой одежде из пушистого меха.
З: – Я Зарань, дочь бога Ена. А ты кто?
П: – Я охотник, хозяин здешних мест, а зовут меня Пера. Зачем ты спустилась с неба сюда?
З: – Скучно мне на небе, хочу посмотреть землю.
П: – Что же будь гостьей, покажу тебе всю земную красоту.
А:– Повёл охотник Пера девушку по своим владениям, показал её леса и поляны, горы и долы, реки шумные и ручьи светлые. Очень понравилась Зарани парма и Пера ей понравился.
З: – Хочу я подольше пожить в твоих владениях.
П: – Оставайся насовсем, пусть моя земля будет и твоей.
А:– И осталась дочь бога Ена жить на земле.
Звучит фрагмент коми песни «Зиль-зёль» (минусовка).
Д) Знакомство с картиной Игнатова В.Г. «Пера и Зарань»
Рассмотрите репродукцию с картины Игнатова В.Г. «Пера и Зарань». Общий светлый тон колорита работы передает состояние зарождающихся чувств между земным юношей и дочерью Ена – хранителя небес – Заранью.
Композиция работы построена по принципу театральной декорации. В которой крупный первый план переходит в глубокую перспективу второго плана справа, и далее к бескрайнему речному и небесному простору заднего плана. Яркий стилизованный орнамент одежды главных героев повторяется в рисунке берёзового тына за фигурами персонажей. Реалистическая иллюзорность объёмов в рисунке первого плана соединяется с контурно-линейными цветовыми штрихами в изображении неба и жилищ.
IV этап. Контрольно-оценочный блок. Рефлексия.
-
Все ли поставленные перед нами задачи выполнили? (Да, мы вспомнили изученный материал; познакомились с новой сказкой; переместились во времени и представили себя в древности, в сказке;, рассмотрели репродукции картин художника Игнатова В.Г;, подробно познакомились с его картиной «Пера и Зарань»)
-
Что нового узнали на нашем занятии?
-
Чему научились?
-
Что понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?
Литература;
-
Пера-богатырь. Сказки фино-угорских народов. Сыктывкар; Коми книжное издательство 1985. -128с.
-
Мифология коми /Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина …/науч. ред. В.В. Напольских –М.; Изд-во ДИК, 1999. -480с.
-
Плесовский Ф.В. составитель. Коми пословицы и поговорки. Изд. 2. Сыктывкар; Коми книжное издательство. –1983. –208с.
-
Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Методическое пособие для учителя. Краеведение (второй год обучения). Сыктывкар –2006.