Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №39

г. Сызрани Самарской области
Областной конкурс

на лучшую методическую разработку

Урока мужества для молодёжи

Номинация

«Горячие точки мне сердце сжигают»

Урок мужества

«Солдат войну не выбирает»
Составитель: Глухова Татьяна Ивановна,

учитель ОУ СОШ №39

г. Сызрань

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

г. Сызрани Самарской области


1 сентября 2010 года общеобразовательная школа №39 г. Сызрани отметила юбилей. Школе исполнилось 45 лет. К юбилею школы был разработан план мероприятий. Одним из направлений плана было патриотическое воспитание учащихся. Учащимися школы был собран большой материал об учителях - Участниках Великой Отечественной войны, об учителях - Ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы - защитниках Отечества, принимавших участие в событиях в Афганистане и на Северном Кавказе.

Весь собранный материал был оформлен в Школьном музее.

С января по май 2010 года в Школьном музее на основе собранного материала прошли мероприятия для учащихся школы - это встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами школы, представителями различных организаций, родителями наших выпускников, Уроки Мужества.



Цель мероприятий:

- формирование патриотических чувств сознания учащихся на основе

исторических ценностей и роли России, и ее граждан в судьбе мира;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свою малую родину, сопричастности поколений к истории Отечества;

- воспитание уважения к подвигам героев;

- увековечивание памяти воинов и знаменательных событий военной - воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту истории Отечества;

государственных интересов страны.

Отечество себе не выбирают,

Оно одно, другого в мире нет.

Взгляни вокруг и, сколько глаз хватает,

Увидишь мир особенных примет.

Какой простор раскинула природа:

Полей, лесов и рек не счесть, живут в сердцах и совести народа

Душа России, прошлое и честь.

А. Рест

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Мы не имеем права забывать ужасы войн, чтобы они не повторились вновь.

Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы

мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Снова весна…Солнце, цветы, соловьи и праздник Победы. Все так же, как было 65 лет назад – 9 мая 1945 года. И мы помним и никогда не забудем тех, кто отдал жизнь за счастье своего народа.


Ведь почти в каждой семье память о тех ушедших тяжелых днях связана с человеком, которому они благодарны за то, что он ценой своей жизни защитил Русскую землю, отстоял ее в смертельной схватке с неприятелем.
В школьном музее у нас проходит «Урок мужества». За столом сидят ветераны-победители, вспоминают о боевых сражениях, о тяжелых буднях войны.

Они еще живы - участники великой войны. Но человеческая жизнь не бесконечная, продлить ее может лишь память, которая одна только победит время.

Вся стена в кабинете увешана увеличенными довоенными и фронтовыми фотографиями ветеранов войны. Вот они еще учащиеся, рабочие: И. С. Макаров, Е.С.Карасева, К. И. Артюхина, Н.М. Губанов.

Обычные лица, немного смешливые, серьезные, задумчивые. А вот они уже в военной форме, на гимнастерках - ордена, медали. И лица мужественные, строгие. И трудно поверить, что эта перемена совершилась в считанные месяцы, годы. В мирное время на неё бы ушла половина жизни.





Война меняла их, потому что застала в возрасте формирования характера, взгляда на жизнь.



На столе лежат их воспоминания, письма. Читаешь и пытаешься представить: так кто же они, эти девчонки и мальчишки, которые в сорок первом уходили на фронт, осаждали военкоматы. Ветераны вспоминают, что были обыкновенными школьниками, рабочими, студентами. Но в один день мир для них разделился на прошлое – то, что было еще вчера: выпускной бал, каникулы, учеба, первая любовь, мечты о будущем. - И войну. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание: мой долг – защитить Родину.


Это они, ветераны Великой Отечественной войны, спасли Родину, мир на земле.


И вдруг … Мы поднимаем глаза, а на нас – уже с современной фотографии – смотрит совсем юный солдат.

Читаем: Максим Юрьевич Шишкин (1978 -2000). Старший матрос морской пехоты, разведчик-сапер сводного десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота. Погиб 10 февраля 2000 г. Награжден орденом Мужества (посмертно).


И снова война. И снова гибнут молодые ребята, выполняя свой священный долг.

Герой из фильма «Офицеры» сказал, что «есть такая профессия – Родину защищать!». Вот и Максим, когда окончил школу №39 и политехнический техникум, был призван на военную службу. Ему предлагали пройти ее в частях местного гарнизона, но он ответил: «Только десант!»

Максим с детства привык принимать самостоятельные решения. Ведь мать, Валентина Ивановна, воспитывала Максима с сестрой без отца, с раннего утра до позднего вечера трудилась, поэтому все тяготы семейного быта ложились на плечи сына. Но, несмотря на трудности, Максим рос веселым, общительным, добрым, жизнерадостным, всегда готовым помочь ближнему.
По прибытии на Северный флот Максим Шишкин был направлен в одну из частей морской инженерной службы в подразделение охраны, где прослужил около полутора лет. С задачами, которые на него возлагались, справлялся всегда ответственно и добросовестно. Очень переживал за все, что происходило в части, был человеком неравнодушным к неприятностям,

которые возникали у сослуживцев. Всегда находил нужные слова, чтобы поддержать ребят.


В связи со сложившимися событиями на Северном Кавказе Максим добровольно изъявил желание убыть в составе усиленного десантно-штурмового батальона в боевую командировку.
1994 год 11 декабря на территорию Чеченской Республики вводятся подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации. Действия правительства были вызваны угрозой целостности России, безопасностью её граждан как в Чечне, так и за её пределами.
1994 год 31 декабря с утра начался ввод войск в г. Грозный. Бои в Грозном продолжались весь январь и часть февраля. В дальнейшем главная база федеральных сил была развернута в пригороде чеченкой столицы – поселке Ханкала.

Перед отправкой группа прошла курс специальной подготовки, причем Максима, как самого опытного, назначили старшим. Когда перед отправлением в Чечню командир части еще раз предложил подумать о принятом решении, Максим ответил: «Мне будет стыдно перед ребятами, а тем более перед родными, если я откажусь от своего намерения».


В сентябре сводный батальон морских пехотинцев прибыл со своей боевой техникой в Каспийск, а затем их перебросили в Чечню.

Морские пехотинцы форсировали Терек, блокировали Веденское ущелье, совершали марш по серпантинам Андийского хребта, вели боевые действия в горах. Их маршруты обычно пролегали по сложным высокогорным участкам, узким заснеженным тропам, но каждый раз морские пехотинцы выходили на заданную позицию в срок.


Война меняла ребят, как и в годы Великой Отечественной войны. Тем более, им было труднее… Еще в душе остались чувства и ощущения прежние, из мирной жизни: там, дома, солнце, мир, жизнь, а здесь – война, смерть…

Война заставляла их многое увидеть, о многом подумать: о добре и зле, о жизни и смерти. О тех вопросах, на которые отвечает человек, прожив жизнь. А они только начинали жить. И уже должны были отвечать на эти вопросы…

Вот почему, наверное, в каждом письме домой Максим писал о службе очень скупо: «У меня все нормально.., заготавливаем дрова.., живем, как на курорте.., купаемся в источниках.., живем дружно, вместе с офицерами.., а в конце постоянно: ты не думай ни о чем плохом, все будет хорошо…» И каждый раз просьба об одном: «Береги себя, мамуля…»

И только в предпоследнем письме неожиданно прорывается страстное желание вернуться живым: «…Наша замена будет только в феврале, поэтому я не приеду к Новому году.

Дорогие и любимые моя мамуля и сестренка Анютка! Поздравляю вас с Новым тысячелетием. Желаю вам в Новом году самого славного здоровья, счастья и побольше близких и родных рядом. Уверен, что в этот чудесный праздник вы будете самые обаятельные, красивые и неповторимые. Только жаль, что меня в этот Новый год с вами не будет. Извините меня, непутевого, что так вышло. Ничего, я еще свое наверстаю. Будет и на нашей улице праздник…»
В Чечне саперу-разведчику Шишкину не раз доводилось участвовать в обезвреживании минно-взрывных заграждений противника, обеспечивать продвижение отрядов по опасным горным дорогам.

А 10 февраля 2000 года Максим с другом М. Ожгихиным шли вперед, расчищая путь. Очередную мину Максим обезвредил, а замаскированный заряд-ловушку – уже не успел. Но заметил его и оценил опасность. Решив спасти хоть друга, он накрыл взрывное устройство собой…

Старший матрос М. Ю. Шишкин погиб.

ТЕЛЕГРАММА.

Уважаемая Валентина Ивановна и Владимир Николаевич!

От имени военного совета Северного флота, всех воинов-североморцев и себя лично прошу принять глубокие соболезнования в связи с гибелью вашего сына, старшего матроса Шишкина Максима Юрьевича.

В нашей памяти Максим навсегда останется мужественным воином, достойным сыном Отечества. Его стойкость и отвага, верность Присяге будут служить всем поколениям защитников Родины ярким примером мужества и героизма, образцом воинского долга.

Выражаю вам искреннюю человеческую признательность и благодарность за воспитание прекрасного сына, воина, гражданина, патриота. Низкий земной поклон вам.

Мужайтесь. Мы с вами в этот скорбный час.

Командующий Северным флотом адмирал В. Попов.


Похоронки второй чеченской войны приходили в Сызрань. Эту телеграмму Валентина Ивановна получила ночью 14 февраля.

А четырьмя днями ранее она видела сына по телевидению: в программе «Время» был репортаж о разведчиках морской пехоты. Последние кадры – они вновь уходят в рейд. С того задания Максим не вернулся: когда передача шла в эфир, он уже погиб.


Я убит под Бамутом,

А мой друг – в Ведено.

Как Иисусу воскреснуть –

Нам уже не дано.

Так скажите мне, люди,

В этот смертный мой час

Кто послал нас, мальчишек,

Умирать на Кавказ?...

Ты прости меня, мама,

Что себя не сберег.

Нас лежит очень много

У кавказских дорог…


Это стихи безвестного автора первой чеченской войны. Валентина Ивановна говорит: «Как про моего сына».
Судьба или почта распорядились так, что весточки из дома доходили до Максима не все. А вот новогоднюю открытку от мамы матрос получил. Носил ее с собой. При нем была она и на последнем задании – пробитая осколком вернулась в Сызрань.
Чтоб маму не тревожить.

Зачем летаем мы сюда,

Понять она не может.

В слезах мечтает лишь о том,

Чтобы живым вернулся,

Обнял ее, сказал: «Не плачь»

И просто улыбнулся.

Здравствуй, мама, я опять пишу письмо.

Здравствуй, мама, все как прежде хорошо.

Все нормально, светит солнце, над горой встает туман.

Знаешь, мама, здесь не страшно, просто здесь идет война.
Мать читает, а в глазах стоит туман,

Мать не знает, все здесь правда, иль обман.

Мать не в силах оторваться от могильного холма.

Сын в земле, а на ладони листик этого письма.

:

В последний раз Максим был дома за год до гибели – отпустили на похороны отца. А 20 февраля 2000 года друзья и родственники прощались с самим Максимом.


Тяжело переживал гибель Максима его дед – 77-летний ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. Внук очень просил Ивана Яковлевича дождаться его из армии.
В сорок первом мой дед

Уходил на войну

За Советскую власть,

За родную страну.

Ну а я за кого

Пал в смертельном бою?

За какую державу?

За какую страну?

Кто отдал тот приказ

Воевать и стрелять?

Кто послал на Кавказ

В двадцать лет умирать?

Максим погиб в 21 год. До замены ему оставалось две недели.
В городе Североморске, откуда Максим призывался на Северный Кавказ и где проходил службу в морской пехоте очень, трепетно относятся к памяти: погибшим установлен памятник, в казарме оборудован мемориальный уголок (застелена кровать, на ней никто не спит, поставлена памятная доска с фотографией. Это место навсегда останется за Максимом.


Не вылечить память, кровавую память

На братских могилах, что в наших сердцах,

Она словно камень, кровавая память,

Нам снится, нам снится война без конца…

Мы мальчишек своих не на век провожали,

Мы им письма писали, бранили порой.

И не знали еще, что их смерть ожидает

В той стране роковой, что зовется Чечней

4 января 2000 года в г. Сызрань пришла еще одна телеграмма.

Г. Сызрань Самарской области Военному комиссару ОВК

Прошу вас сообщить родителям младшего сержанта Шавина Валерия Владимировича 1979 года рождения г. Сызрань ул. Астраханская 2 А, кв. 29, что их сын Валерий героически погиб при выполнении воинского долга в Чеченской республике. О прибытии гроба с телом будет сообщено дополнительно.

Исполняющий обязанности командира войсковой части 5137

капитан Скопцев.

Валера Шавин и Саша Кириллов были не только земляками (оба из Самарской области), но и сослуживцами - тянули солдатскую лямку в одном батальоне, вместе воевали. И погибали в одном бою, разгоревшемся за несколько дней до Нового 2000 года в Ленинском районе чеченской столицы.

Декабрьским утром группа разведчиков внутренних войск, усилённая солдатами из подразделений обеспечения, получила задачу отбить у боевиков двухэтажное здание, в котором, по данным командования, удерживались пленённые офицер и сержант. Под прикрытием бронетранспортёра бойцы блокировали постройку, а затем попытались взять штурмом. Половина из тех, кто поднялся в атаку, полегли под огнём противника, так и не преодолев расстояние в несколько десятков метров до стен двухэтажки. Пуля сразила и Валеру.

К зданию прорвались лишь четверо: замполит батальона майор Владимир Нургалиев, начальник разведки старший лейтенант Дмитрий Близников и два разведчика, одним из которых был Саша Кириллов. В живых из этой отчаянной четвёрки остался только начальник разведки.

Нам задают один вопрос:

«А вам бывает страшно?»

Никто не хочет умирать,

Об этом знает каждый,

Но, если просят нас помочь

И защитить от смерти,

То, подавляя страх в душе,

Мы в бой идем, поверьте.

Шавин Валерий


Валера погиб 28 декабря 1999года.

Валера был очень добрым человеком. Мама у него погибла в 1991 году в автомобильной катастрофе, воспитывал его отец. После окончания срока срочной службы Валера остался служить по контракту. Вместе с земляком из Самарской области был направлен на Северный Кавказ.

Бой, в котором погиб Валера, был очень жестоким, поэтому Валера был опознан только по личным вещам, которые во время гибели были с ним.


Личные вещи

Шавина Валерия.

Сослуживцы Валеры привезли их с Северного Кавказа и передали родственникам

Глоток тишины между жизнью и боем,

И видится мир абсолютным покоем,

Но вот раскаляется ствол автомата,

И падают в братское небо ребята,

И падают в небо, и падают в небо...

К сожалению, с окончанием Великой Отечественной войны черта под скорбным перечнем имен погибших воинов не была подведена. Наши ребята продолжали гибнуть в так называемых локальных конфликтах: Венгрия и Чехословакия, Ближний Восток и Африка, Афганистан и Чечня.

Высока, высока над землёй синева - это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышим слова: "Боевым награждается орденом".

Это значит, что где-то в ночной тишине злые пули надрывно свистят,

И что в этой борьбе, как на всякой войне, жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду твою, наших окон приветливый свет.

Охраняя все то, чем мы так дорожим, он ведёт этот праведный бой,

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь от беды заслоняя собой.

Высока, высока над землёй синева - это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышим слова: "Боевым награждается орденом".


Шишкин Максим и Шавин Валерий за выполнение воинского долга на Северном Кавказе награждены орденом Мужества (посмертно)

О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем

молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Сегодня 28 апреля 2010 года в

школе появятся две мемориальные плиты, памятный знак, который вновь и

вновь будет напоминать нам о войне, о гибели людей, о материнском,

человеческом горе.


Сегодня мы склоняем головы в память учеников нашей школы,

погибших при исполнении служебного воинского долга на

Северном Кавказе.

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Вечная память погибшим!

Вечная слава живым!

Давайте минутой молчанья

Мы память погибших почтим.

Велика летопись народного подвига, свершённого во имя Победы. Но она продолжает пополняться и ныне, ибо история – это немеркнущая память живых участников событий, это благодарная память потомков.



Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые по прошествии десятилетий не стираются из памяти людей. Память об этих событиях неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая от поколения к поколение, она переживает века. Память – это связующее звено между прошлым и будущим.

И пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем, кто подарил нам возможность жить на этой земле, устраивать свое счастье и нести эстафету добра, мира, гуманизма, эстафету между прошлым и будущим!

Урок мужества «Солдат войну не выбирает»

Учащимися школы был собран большой материал об учителях Участниках Великой Отечественной войны, об учителях Ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы защитниках Отеч

133.7kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок мужества в 9 классе «У солдатского костра». Гоу сош «Школа здоровья»

Цели: расширить представление учащихся о вов, полученное на уроках литературы, создать ситуацию, способствующую осознанию величия подвига солдат, воспитанию патриотизма, формирован

47.55kb.

10 10 2014
1 стр.


Солдат пришел с войны

Миллионы людей стали на защиту Отечества. Пошел на войну и брат моего отца дядя Хайдар. Какова же судьба воина, командира артиллерийского взвода 45-миллиметровых пушек Галямова Хай

22.48kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок «Сирень 1945 года»

Ребята, сегодня, 1сентября, мы проводим Всекубанский урок мужества и патриотизма, посвященный 65 –ти летию Великой Победы

52.76kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок мужества "Профессия-защищать Родину"

Предлагаю вам память погибших героев всех войн почтить минутой молчания. (Звучит метроном) Закончить урок мне хочется таким стихотворением

59.58kb.

23 09 2014
1 стр.


Холоденко Антонина Семеновна, учитель математики П. Майский 2013 год Поле ратной Славы России урок мужества Данный урок

Холоденко А. С. и библиотекарем нашей гимназии Капустиной Р. Н., которая организовала выставку литературы в музее и ее обзор. Урок посвящен Прохоровскому полю третьему ратному полю

111.35kb.

14 12 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок Мужества «Они не могли иначе»

Из опыта работу заместителя директора по воспитательной работе, учителя физики мбоу видновской сош №9

24.59kb.

08 10 2014
1 стр.