Урок обобщающего повторения по теме «Северная Америка».
Автор: учитель по географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.Брянка Голосова Елена Александровна.
Цель: обобщить и систематизировать знания о населении и природе Северной Америки.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания учащихся о природе и населении Северной Америки.
2.Продолжить формировать умение работать в группе.
3.Воспитывать культуру общения в диалоге и развивать монологическую речь с использованием географических терминов.
Учитель совместно с учащимися формирует цель урока, знакомит учащихся с планом на занятие и правилами игры.
Учитель: Сегодня мы проведём игру «Что? Где? Когда» по теме «Северная Америка». Перед Вами табло, на котором выделены сектора: из истории открытия, рельеф и полезные ископаемые, картография, флора и фауна, Вам письмо и стоимость вопросов. Если Вы выбираете в каком-то секторе вопрос стоимостью 10 (кстати, самые простые) и правильно отвечаете, то команда получает 10 баллов, если неверно, то возможно в классе кто-то сможет на него ответить и учитель в конце урока поощрит этих учеников хорошей оценкой.
Оформление кабинета: на доске рисунки учащихся по теме природные зоны материка, физическая и политическая карты Северной Америки, таблица:
Название сектора
|
Стоимость вопроса
|
Из истории открытия
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
Рельеф и полезные ископаемые
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
Картография
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Флора и фауна
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
Вам письмо
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
Разминка
Учитель: ответы на вопросы принимаются на скорость. За правильный ответ Вы получите 2 балла).
1.Какой остров в переводе с датского называется «зелёная страна»? Кстати, это совершенно не соответствует действительности. (Гренландия).
2.Какой полуостров в переводе с португальского означает «земледелец»? (Юкатан).
3.В хвойном лесу мало бактерий, поэтому хвоя не гниёт. В процессе разложения хвои большую роль играют грибы. Нитевидные споры грибов пронизывают хвою и разлагают её на химические компоненты и в обмен получают из древесных корней сахар и другие углеводы, которые сами не могут создать, потому что у них нет хлорофилла. Как в биологии это называется? (Симбиоз).
4. Этот остров с английского переводится как «вновь открытая земля». (Ньюфаундленд).
5.Этот полуостров в переводе с испанского «цветущий». (Флорида).
6.Назовите хотя бы 3объекта, которые входят в список Всемирного наследия.(Парк Динозавров, Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон…).
7.Название этого полуострова в буквальном переводе – «горячий горн»: дело в том, что летом здесь бывает очень высокая температура воздуха, да и форма напоминает горн.
(Калифорния).
8.Перечислите коренные народы материка. (Индейцы и эскимосы).
Из истории открытия
10 – Кто и когда открыл Америку? В честь кого Америка была названа Америкой? (1492 г., Колумб. Америго Веспуччи).
20 – В 1983 году представители Ирландии и Исландии при ООН (Организации Объединённых Наций) заявили протест в связи с планами проведения под эгидой ООН мероприятий в честь 500-летия со дня открытия Америки Колумбом. Почему? (Т.к. впервые до нового света добрались викинги. Лейф Эйриксон).
30 – Назовите имена русских путешественников,которые внесли значительный вклад в исследование Северной Америки. (Иван Фёдоров, Михаил Гвоздев, Витус Беринг, Алексей Чириков).
40 – Назовите фамилию русского купца, который первый построил русское поселение на Аляске. Его называют «русским Колумбом». (Григорий Шелихов).
50 – Самым большим городом доколумбовой Америки, насчитывающим около 650 тысяч жителей, был Теночтитлан – столица государства ацтеков. Расположенный на островах посреди огромного искусственного озера, он был связан с сушей тремя дамбами. Как и Венецию, его пересекали не только улицы, но и каналы. Великолепные здания, роскошные дворцы украшали столицу. Когда в 1519 году испанские конкистадоры во главе с Кортесом вступили в город, верховный вождь ацтеков Монтесума вручил испанцам богатые дары – позолоченный шлем, до краёв наполненный золотым песком, и два огромных диска – один из серебра, другой из золота, изображавшие Луну и Солнце. Знаете ли Вы современное название этого города? Этот город одновременно является и столицей одного из государств. (Мехико).
Рельеф и полезные ископаемые
10 – Блиц игра. Вам предлагается 3 вопроса. На обдумывание каждого 10 секунд. Командир даёт ответ (да или нет). Если Вы допустили хотя бы одну ошибку, то 10 баллов не получаете. Итак:
-
По площади горы занимают третью часть материка. (Да).
-
Большая часть Кордильер сформировалась в мезозойскую складчатость. (Да).
-
В южной части Кордильер поднимается самая высокая вершина – гора Мак-Кинли. (Нет).
20 – На западе материка часто происходят землетрясения и есть действующие вулканы (например, Орисабо) почему? ( Здесь сталкиваются литосферные плиты: Тихоокеанская и Северо-Американская).
30 – На востоке материка расположены равнины. Какая тектоническая структура находится в их основании и приведите хотя бы несколько примеров равнин. (Северо-американская платформа. Равнины: Центральные, Великие,…)
40 – В XIX веке русские продали американцами Аляску. Но в XX веке сильно пожалели, т.к. здесь были открыты огромные запасы… какого полезного ископаемого. Эти же месторождения есть в Мексиканском заливе. (Нефть).
50 – Помните про «золотую лихорадку» в Австралии? Так вот, в Северной Америке таких «лихорадок» было две. Первый раз крупные запасы золота и серебра были открыты на западе материка в Калифорнии в середине XIX. В это время разбогател один портной, который шил для золотоискателей … что? (Джинсы).
Картография
(От команды выходит один человек и показывает 5 географических объектов. Максимальное количество баллов - 5).
5 – мыс Марьято
5 – гора Мак-Кинли
Полуостров Калифорния Баффинова Земля
Гольфстрим Гудзонов залив
Полуостров Лабрадор Мексиканский залив
Аппалачи Панамский канал
5 – Канадский арктический архипелаг 5 – Скалистые горы
Полуостров Аляска Озеро Верхнее
Река Миссисипи Полуостров Юкотан
Карибское море Берингов пролив
Калифорнийский залив Река Колорадо
5 – Озеро Мичиган
Лабрадорское течение
Мыс Принца Уэльского
Река Маккензи
Приатлантическая низменность
Флора и фауна
10 – В американской тундре сохранилось очень древнее животное. Во времена ледникового периода это похожее на огромного барана животное повсеместно обитало на севере Евразии и Северной Америки. Но затем по непонятным причинам в Евразии оно вымерло, а в Америке прекрасно себя чувствует. Назовите его. (Овцебык).
20 – Это могучее животное, самое крупное и самое тяжёлое из всех обитателей обеих Америк, высотой почти в два метра в плечах и весящее около тонны. Каких-нибудь полтораста лет назад путешественники по прерии описывали безбрежные моря бурных спин, колышущихся от горизонта до горизонта. Сейчас степи распаханы, и это животное сохранилось лишь в заповедниках. О ком идёт речь? (Бизон).
30 – Как называется пустынная территория в Северной Америке, где температура всего на несколько градусов ниже, чем в Северной Африке? (Долина Смерти).
40 – Как называется американский бурый медведь, обитающий в зоне тайги. (Гризли).
50 – Эти два вида деревьев сохранились с доледникового периода. Один из них – самые большие деревья планеты – высота – 100 м, диаметр больше 10 м! Возраст более 2000 лет. Другие – самые старые – 4000лет. Их осталось несколько штук. Назовите эти деревья? (Секвойя и остистые сосны).
Вам почта
(Задание получают все команды)
Учитель: У Вас на партах таблица, где вписаны климатические пояса, в которых расположена Северная Америка. Вы должны вписать ручкой номера подходящих характеристик в таблицу. Если задание выполните правильно, то сможете получить 14 баллов).
Арктический
|
|
Субтропический
|
|
Субарктический
|
|
Тропический
|
|
Умеренный
|
|
Субэкваториальный
|
|
1.В этом поясе лежит северное побережье материка, Канадский Арктический архипелаг, остров Гренландия.
2.Пояс занимает самую большую площадь на материке.
3.В поясе лежат Центральная Америка и острова Карибского моря.
4.Пояс распространяется почти на всю Аляску, север материка и север полуострова Лабрадор.
5.Эти пояса делятся на несколько климатических областей.
6.Пояс занимает наименьшую площадь на материке.
7.В течение всего года высокая температура и выпадает много осадков.
8.На западе расположена область средиземноморского климата.
9.Зимой преобладает АВМ, а летом УВМ.
10.Преобладают западные ветры.
11.Летом господствуют ТВМ, а зимой УВМ.
12.Территория пояса покрыта ледниками.
13.Распространена вечная мерзлота.
14.В западной части пояса климат пустынный.
Ответы
Арктический
|
1,12
|
Субтропический
|
5,8,11
|
Субарктический
|
4,9,13
|
Тропический
|
3,5,14
|
Умеренный
|
2,5,10
|
Субэкваториальный
|
6,7
|
Подводятся итоги игры. Награждение победителей.
Учитель:- ключевым словом сегодня на уроке являлось…
- Какая она?..
- Продолжите мою фразу: «Сегодня на уроке для себя я открыл…», «Мне понравилось…», «У меня вызвало затруднение…».
Творческое задание на дом (по желанию): Многие города США носят такие же названия, как европейские. В этой стране есть и свой Рим, и свой Париж. Воспользуйтесь подробной картой страны и назовите другие примеры таких названий – двойников.
Используемая литература:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.. География. Материки и океаны. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»»,2008.
2.Садкина В.И.Тетрадь с печатной основой по географии для 7классов. - Харьков. УМЦ «Школьник», 1996.