Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 15»



Растровое кодирование графической информации

(урок информатики, 6 класс)

Мосолкова Л.В., учитель информатики

МБОУ «СОШ с УИМ № 15», г. Магадан



Магадан – 2011 г.
Открытый урок по информатики в 6м классе:

«Растровое кодирование графической информации»

25.10.11 г.

Цель: создать условия для получения знаний о кодировании графической информации, о растровой графике и принципах построения изображения в растровом графическом редакторе.

 

Задачи:

1.     образовательные:

  повторить способы перевода чисел из десятичной системы кодирования в двоичную систему счисления;

  повторить понятие кодирования;

  научиться выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обратно;

2.     воспитательные:

  воспитание информационной культуры;

  воспитание чувства товарищества, ответственности;

  привитие навыков самостоятельной работы;

3.     развивающие:

  развитие познавательного интереса;

  развитие внимания, наблюдательности;

  развитие логического мышления;

  развития навыка самоконтроля;

  расширение кругозора.

 

Тип урока: изучения нового материала.

 

Вид урока: комбинированный.

 

Форма проведения урока: эвристическая беседа, рассказ, эксперимент, самостоятельная работа, практическая работа.

 

Форма работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работа.

 

Технологии: развивающее обучение, активные формы работы: дидактические игры.

 

Основные понятия:

   пиксель;

   растр;

   растровое кодирование;

   палитра.



Межпредметные связи: изобразительное искусство, биология, астрономия

Оборудование:

        экран и проектор;

        компьютеры в классе;

        раздаточный материал (карточки с заданием).

 

Используемая литература:

1.     Босова Л.Л. Информатика-6 базовый курс Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;

2.     Босова Л.Л. Рабочая тетрадь-6 – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;

3.     Информатика 5-7 классы: материалы к урокам/ Автор-составитель С.В.Сидорова.-Волгоград: Учитель, 2008. – 128 с.

4.     Изучение курса информатики в средней школе: ППО №23. В 2-х частях.-Часть 2.-Барнаул:АКИПКРО, 2002.-68 стр.

 

План урока:

1.     Организационный момент – 2-3 минуты.

2.     Актуализация познавательной деятельности – 5 минуты.

3.     Изучение нового материала – 15 минут.

4. Физкультминутка (2 минуты)

5.     Закрепление изученного материала – 7 минут

6. Домашнее задание – 1 минута.

7.     Практическая работа – 6 минут.

8.     Подведение итогов – 2-3 минуты.

9.     Рефлексия – 3 минуты.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время этапа

  1. Организационный момент

(Инициация) (АМО «Невидимая связь»)

Клубок ниток.

Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок любому из участников.

Каждый участник передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель может попросить поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на чудесный узор из нити, который получился. Распутать такую паутину помогут наши совместные действия.



Становятся в круг , выполняют команды учителя. После того, как получилась паутинка, садятся за парты.

2-3 мин.

2. Актуализация познавательной деятельности

Открываем тетради, записываем число сегодняшнее число.

Ребята, мы продолжаем знакомство с  кодированием информации.

На прошлом уроке вы научились представлять числовую и текстовую информацию в виде двоичного кода.

Представим число 27 в виде двоичного кода.

 

 

Как представить число в двоичной системе счисления?



Что для этого нужно сделать?

(если учащиеся затрудняются, показываю решение в презентации).

[Почему надо дописать нули: потому что числ, представленное двоичным кодом состоит из 8 символов]

Как называется представление числа в виде двоичного кода?

Теперь восстановите слова – это процесс декодирование.

Первое слово закодировано флажковой азбукой, второе – кодовой таблицей. Подсказки у вас на столе. Работу выполняем в тетрадях. Приступили.

Значение этих слов вы узнаете позже на уроке (слова выносятся на доску).

Какой вид информации видите на доске? (показываю)

 

 

На предыдущих уроках вы научились кодировать числовую и текстовую информацию. Тогда чему вы сегодня научитесь на уроке?



 

 

 

 



 

 

 



 

Работают в тетрадях.

Один ребенок решает у доски.

Делить на два.

 

 

 



 

 

 



 

 

Кодированием.



 

 

 



 

 

 



Декодируют слова: пиксель, растр.

 

 



 

Числовую, текстовая и графическую информацию.

 

 

Кодированию графической информации.



5 мин.

3. Изучение нового материала

Записываем в тетради тему урока «Растровое кодирование графической информации».

Сегодня на урок я вам принесла: салфетку, картину и мозаику – ее вы видите на экране.

Как вы думаете, что общего между этими предметами и изображением? (если молчат, то вызвать 1-го ученика к доске).
Чтобы детально рассмотреть предмет:

1) кто использует телескоп, чтобы увидеть далекие звезды?

2) а микроскоп кто использует?

С помощью какого инструмента мы можем детально рассмотреть рисунок в графическом редакторе?

(Да, действительно, такой инструмент есть, но он называется масштаб.)

Рассмотрим рисунок с помощью Масштаба.

Что видно на увеличительном рисунке?

А если рисунок не увеличен, что видно? (При уменьшении масштаба во что превращается клеточка?)

Название этой точки мы с вами разгадали в начале урока – эта точка называется пиксель.

С английского языка слово пиксель переводится как элемент рисунка.

С техникой рисования по точкам вы знакомились на уроках ИЗО. Она называется пуантилизм - возникла она во Франции в XIX веке.

Мы говорим о пикселях, а называем растровым кодированием. Почему? А дело в том, что совокупность точечных строк образует графическую сетку, которую мы с вами видели на подушке, картине и мозаики. Название этой графической сетки мы отгадали тоже в начале урока – это растр. Такой способ кодирования называется растровым кодированием.

Ребята, растровое изображение представляет собой мозаику из очень мелких элементов – пикселей. Принцип растровой графики был изобретен и использовался людьми за много веков до появления компьютеров. Изображение строится из отдельных элементов в таких направлениях искусства, как мозаика, витражи, вышивка.

 

Рассмотрим простую черно-белую картинку.



https://school19.indesignbank.ru/teacher/informatika/pershina/kat.jpg

0000000000011100

1000000100000110

1100001100000011

1111111100000011

1101101100000011

1111111100000011

1111111111111110

0111111011111110

0001100011000110

0000000011000110

0000000111001110

0000000111001110

Какая связь между записью слева и рисунком?

Т.е. этой записью закодировано изображении кошки.

(Если не скажут: рассмотрим верхнюю строку записи. Сколько закрашенных клеточек?

Значит сколько у нас в коде будет единиц?)

А теперь решим обратную задачу: восстановим рисунок по его коду (задачи из рабочей тетради 1 вариант – 37(1), 2 вариант - №37 (2).

Подпишите листочки.

Посмотрим, что у вас получилось (на слайде правильные ответы).

У кого получилось также, поставили себе 5. Подняли руки у кого 5. Молодцы. Положите листочки на середину стола.

 

Вывод: С помощью чего кодируется черно-белое изображение?



Т.е. двоичным кодом.

 

А как вы думаете можно кодировать цветное изображение?



Да, только это намного сложнее, для каждого цвета используется несколько бит. Например, 3 бита позволяют закодировать 8 цветов в палитре.

Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров (до 16 миллионов оттенков) получается смешиванием трех основных цветов: красного, зеленого и синего в разных пропорциях от 0 до 255

Но оттенков очень много. Как же их получить?

Посмотрим.

Показываю в Paint как пользоваться палитрой.

При выполнении эксперимента вы получите некоторые цвета.



Записывают тему урока.

 

 



 

 

Поверхность разделена на квадратики (клеточки).



 

 

Астрономы.



 
Биологи.
Лупа

 

 



 

 

 



 

 

Квадратики (клеточки).



Точку.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

  

 



 

0 – незакрашенная клеточка, 1 – закрашенная.

 

 

 



Решают задачи.

 

 



 

Подписывают листочки.

Выполняют задание.

 

 



 

 

С помощью 0 и 1.



 

 

 



Тоже двоичным кодом.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



15 мин.

4. Физкультминутка

Человеку, который занимается кодированием информации, требуется хорошее воображение. Представьте, что мы высадились на берег, и идем по пустыне. Под ногами зыбучий песок, и мы вязнем в нем по щиколотку.

(музыка «Три колодца», или другая про пустыню)


А теперь представьте, что песок нагрелся до такой степени, что ноги просто обжигает, необходимо как можно быстрее пройти этот путь.

Музыка.
Опять препятствие, на нашем пути встретились высыхающее болото, но можно замочить ноги. Передвигаемся по кочкам. Скорей, скорей.

Музыка.
Вдруг кочки закончились, наши ноги стали вязнуть в болоте, нам трудно передвигаться, но мы справляемся и с этим испытанием.

Музыка.
Перед нами река. Давайте посмотрим, что же там за этим мостиком. Идем по деревянному мосту. Ой, он старый, шатается. Осторожно, не упадите в пропасть, держите равновесие.

Музыка.

Какая красота. Мы попали в загадочный лес, в котором поют птицы, лес шумит. Можно немного отдохнуть.

Звучит тихая музыка.

Молодцы.






2 мин

5. Закрепление изученного материала


  1. Восстановите рисунок по его двоичному коду

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

  2. Запишите двоичный код



































































































































































































Учащиеся выполняют задание

7 мин

6. Домашнее задание



Прежде чем перейти к эксперименту, запишем домашнее задание. В дневниках записываем: § учебника 1.3, стр. 23 – 26; рабочая тетрадь №38(1) стр.30, №39(2) стр. 32


Записывают домашнее задание.




7. Практическая работа

А вот теперь проведем небольшой эксперимент: установим, какие цвета получаются при смешивании основных цветов разных значений.

Выполнение эксперимента:

1)     Запустить графический редактор Paint и выполнить команду [Палитра – Изменить палитру].

2)     В окне Изменение палитры щелкнуть по кнопке Определить цвет.

3)     Установить, какие цвета получаться. Заполнить таблицу.

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

 

190

0

190

 

0

255

255

 

Взяли листок с практическими заданиями, взяли карандаши, сели за компьютеры.

Кто справится с экспериментом, переходит к выполнению индивидуальной практической работы.

 

Работы не закрывайте.



Скажите, что мы теперь умеем с вами делать?

Ребята, какие цвета у вас получились?

 

Практическая работа прошла успешно. Молодцы.



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

Выполняют практическую работу.



 

 

 Умеем смешивать цвета.



Перечисляют цвета.

 

 



 

 

 



 

6 мин.

8. Подведение итогов

Повторим новые понятия, с которыми познакомились на уроке.

  1.  Сколько цветов и оттенков поддерживает современный компьютер?



  1. Какие основные цвета использует компьютер?




  1. Как называется набор цветов?

  2. Рисунок состоит из маленьких точек. Как называются эти точки?

  3. А совокупность этих точек?

 Молодцы ребята.


Более 16 млн.

Красный, зеленый, синий

Палитра


Пиксель
Растр

2-3 мин.

  1. Рефлексия (метод «Ваш новый компьютер»)




Каждому ученику раздается по 3 самоклеящиеся бумажки разного цвета, на которых нарисованы контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки. Учитель просит учащихся написать, а потом наклеить на соответствующие контуру на большом ватмане в таком порядке: «монитор» - что увидел нового на уроке; «клавиатура» - чему научился; «процессор» - что понял; «мышка» - эмоции.

Вы сегодня плодотворно поработали.

Всем спасибо, молодцы!

Урок окончен. До свидания.



 Пишут на листочках, которые потом крепят на доску

3мин.

 

Урок по информатики в 6м классе: «Растровое кодирование графической информации»

Цель: создать условия для получения знаний о кодировании графической информации, о растровой графике и принципах построения изображения в растровом графическом редакторе

157.01kb.

06 10 2014
1 стр.


Кодирование и обработка графической информации

«чистого» цвета, нужно одинаково увеличить нулевые составляющие; например, чтобы получить светло-красный цвет, нужно сделать максимальной красную составляющую и, кроме этого, одина

106.71kb.

26 09 2014
1 стр.


Конспект урока информатики и икт в 10 классе по теме «Измерение информации»

В 2011/2012 учебном году моу «сош №4 г. Ртищево Саратовской области» участвует в апробации уникального программного продукта, разработанного для поддержки информатики в старшей шко

79.81kb.

15 12 2014
1 стр.


Устройства ввода текстовой и графической информации

Без периферийных устройств, обеспечивающих ввод текстовой и графической информации, работа компьютера невозможна. Устройства ввода обеспечивают передачу на жёсткие диски либо в опе

147.47kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок 1 (1). Понятие информации. Виды информации Урок 2

Урок 30 (6). Работа над алгоритмом (запись, редактирование, выполнение сохранение)

543.63kb.

13 09 2014
4 стр.


Тематическое планирование курса информатики и икт в 11 классе

Календарно – тематическое планирование курса информатики и икт в 11 классе на профильном уровне

252.32kb.

14 12 2014
1 стр.


2 Преобразование в растровую графику 3

Мы преобразуем эти объекты в растровое изображение. Выберите команду меню Bitmaps/Convert to Bitmaps (Растровые изображения/Преобразовать в растровое изображение). На экране появит

204.96kb.

08 10 2014
1 стр.


Информатика. Предмет информатики. Основные задачи информатики

Научная информатика, это …информатика, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а так же закономерности всех процессов научной коммуникации

494.74kb.

13 10 2014
11 стр.