Перейти на главную страницу
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 15»
(урок информатики, 6 класс)
Мосолкова Л.В., учитель информатики
МБОУ «СОШ с УИМ № 15», г. Магадан
Задачи:
1. образовательные:
повторить способы перевода чисел из десятичной системы кодирования в двоичную систему счисления;
повторить понятие кодирования;
научиться выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обратно;
2. воспитательные:
воспитание информационной культуры;
воспитание чувства товарищества, ответственности;
привитие навыков самостоятельной работы;
3. развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие внимания, наблюдательности;
развитие логического мышления;
развития навыка самоконтроля;
расширение кругозора.
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: эвристическая беседа, рассказ, эксперимент, самостоятельная работа, практическая работа.
Форма работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работа.
Технологии: развивающее обучение, активные формы работы: дидактические игры.
Основные понятия:
пиксель;
растр;
растровое кодирование;
палитра.
экран и проектор;
компьютеры в классе;
раздаточный материал (карточки с заданием).
Используемая литература:
1. Босова Л.Л. Информатика-6 базовый курс Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;
2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь-6 – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;
3. Информатика 5-7 классы: материалы к урокам/ Автор-составитель С.В.Сидорова.-Волгоград: Учитель, 2008. – 128 с.
4. Изучение курса информатики в средней школе: ППО №23. В 2-х частях.-Часть 2.-Барнаул:АКИПКРО, 2002.-68 стр.
План урока:
1. Организационный момент – 2-3 минуты.
2. Актуализация познавательной деятельности – 5 минуты.
3. Изучение нового материала – 15 минут.
4. Физкультминутка (2 минуты)
5. Закрепление изученного материала – 7 минут
6. Домашнее задание – 1 минута.
7. Практическая работа – 6 минут.
8. Подведение итогов – 2-3 минуты.
9. Рефлексия – 3 минуты.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время этапа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Инициация) (АМО «Невидимая связь») |
Клубок ниток. Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок любому из участников. Каждый участник передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель может попросить поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на чудесный узор из нити, который получился. Распутать такую паутину помогут наши совместные действия.
|
Становятся в круг , выполняют команды учителя. После того, как получилась паутинка, садятся за парты. |
2-3 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация познавательной деятельности |
Открываем тетради, записываем число сегодняшнее число. Ребята, мы продолжаем знакомство с кодированием информации. На прошлом уроке вы научились представлять числовую и текстовую информацию в виде двоичного кода. Представим число 27 в виде двоичного кода.
Что для этого нужно сделать? (если учащиеся затрудняются, показываю решение в презентации). [Почему надо дописать нули: потому что числ, представленное двоичным кодом состоит из 8 символов] Как называется представление числа в виде двоичного кода? Теперь восстановите слова – это процесс декодирование. Первое слово закодировано флажковой азбукой, второе – кодовой таблицей. Подсказки у вас на столе. Работу выполняем в тетрадях. Приступили. Значение этих слов вы узнаете позже на уроке (слова выносятся на доску). Какой вид информации видите на доске? (показываю)
|
Работают в тетрадях. Один ребенок решает у доски. Делить на два.
Кодированием.
Декодируют слова: пиксель, растр.
Числовую, текстовая и графическую информацию.
|
5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала |
Записываем в тетради тему урока «Растровое кодирование графической информации». Сегодня на урок я вам принесла: салфетку, картину и мозаику – ее вы видите на экране. Как вы думаете, что общего между этими предметами и изображением? (если молчат, то вызвать 1-го ученика к доске).
1) кто использует телескоп, чтобы увидеть далекие звезды? 2) а микроскоп кто использует? С помощью какого инструмента мы можем детально рассмотреть рисунок в графическом редакторе? (Да, действительно, такой инструмент есть, но он называется масштаб.) Рассмотрим рисунок с помощью Масштаба. Что видно на увеличительном рисунке? А если рисунок не увеличен, что видно? (При уменьшении масштаба во что превращается клеточка?) Название этой точки мы с вами разгадали в начале урока – эта точка называется пиксель. С английского языка слово пиксель переводится как элемент рисунка. С техникой рисования по точкам вы знакомились на уроках ИЗО. Она называется пуантилизм - возникла она во Франции в XIX веке. Мы говорим о пикселях, а называем растровым кодированием. Почему? А дело в том, что совокупность точечных строк образует графическую сетку, которую мы с вами видели на подушке, картине и мозаики. Название этой графической сетки мы отгадали тоже в начале урока – это растр. Такой способ кодирования называется растровым кодированием. Ребята, растровое изображение представляет собой мозаику из очень мелких элементов – пикселей. Принцип растровой графики был изобретен и использовался людьми за много веков до появления компьютеров. Изображение строится из отдельных элементов в таких направлениях искусства, как мозаика, витражи, вышивка.
Рассмотрим простую черно-белую картинку. ![]() 0000000000011100 1000000100000110 1100001100000011 1111111100000011 1101101100000011 1111111100000011 1111111111111110 0111111011111110 0001100011000110 0000000011000110 0000000111001110 0000000111001110 Какая связь между записью слева и рисунком? Т.е. этой записью закодировано изображении кошки. (Если не скажут: рассмотрим верхнюю строку записи. Сколько закрашенных клеточек? Значит сколько у нас в коде будет единиц?) А теперь решим обратную задачу: восстановим рисунок по его коду (задачи из рабочей тетради 1 вариант – 37(1), 2 вариант - №37 (2). Подпишите листочки. Посмотрим, что у вас получилось (на слайде правильные ответы). У кого получилось также, поставили себе 5. Подняли руки у кого 5. Молодцы. Положите листочки на середину стола.
Вывод: С помощью чего кодируется черно-белое изображение? Т.е. двоичным кодом.
А как вы думаете можно кодировать цветное изображение? Да, только это намного сложнее, для каждого цвета используется несколько бит. Например, 3 бита позволяют закодировать 8 цветов в палитре. Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров (до 16 миллионов оттенков) получается смешиванием трех основных цветов: красного, зеленого и синего в разных пропорциях от 0 до 255 Но оттенков очень много. Как же их получить? Посмотрим. Показываю в Paint как пользоваться палитрой. При выполнении эксперимента вы получите некоторые цвета. |
Записывают тему урока.
Поверхность разделена на квадратики (клеточки).
Астрономы. Биологи. Лупа
Квадратики (клеточки). Точку.
0 – незакрашенная клеточка, 1 – закрашенная.
Решают задачи.
Подписывают листочки. Выполняют задание.
С помощью 0 и 1.
Тоже двоичным кодом.
|
15 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка |
Человеку, который занимается кодированием информации, требуется хорошее воображение. Представьте, что мы высадились на берег, и идем по пустыне. Под ногами зыбучий песок, и мы вязнем в нем по щиколотку. (музыка «Три колодца», или другая про пустыню) А теперь представьте, что песок нагрелся до такой степени, что ноги просто обжигает, необходимо как можно быстрее пройти этот путь. Музыка.
Музыка.
Музыка.
Музыка. Какая красота. Мы попали в загадочный лес, в котором поют птицы, лес шумит. Можно немного отдохнуть. Звучит тихая музыка. Молодцы.
|
|
2 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление изученного материала |
|
Учащиеся выполняют задание |
7 мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание |
Прежде чем перейти к эксперименту, запишем домашнее задание. В дневниках записываем: § учебника 1.3, стр. 23 – 26; рабочая тетрадь №38(1) стр.30, №39(2) стр. 32 |
Записывают домашнее задание. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Практическая работа |
А вот теперь проведем небольшой эксперимент: установим, какие цвета получаются при смешивании основных цветов разных значений. Выполнение эксперимента: 1) Запустить графический редактор Paint и выполнить команду [Палитра – Изменить палитру]. 2) В окне Изменение палитры щелкнуть по кнопке Определить цвет. 3) Установить, какие цвета получаться. Заполнить таблицу.
Взяли листок с практическими заданиями, взяли карандаши, сели за компьютеры. Кто справится с экспериментом, переходит к выполнению индивидуальной практической работы.
Работы не закрывайте. Скажите, что мы теперь умеем с вами делать? Ребята, какие цвета у вас получились?
Практическая работа прошла успешно. Молодцы. |
Выполняют практическую работу.
Умеем смешивать цвета. Перечисляют цвета.
|
6 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов |
Повторим новые понятия, с которыми познакомились на уроке.
Молодцы ребята. |
Более 16 млн. Красный, зеленый, синий Палитра Пиксель Растр |
2-3 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каждому ученику раздается по 3 самоклеящиеся бумажки разного цвета, на которых нарисованы контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки. Учитель просит учащихся написать, а потом наклеить на соответствующие контуру на большом ватмане в таком порядке: «монитор» - что увидел нового на уроке; «клавиатура» - чему научился; «процессор» - что понял; «мышка» - эмоции. Вы сегодня плодотворно поработали. Всем спасибо, молодцы! Урок окончен. До свидания. |
Пишут на листочках, которые потом крепят на доску |
3мин. |
Цель: создать условия для получения знаний о кодировании графической информации, о растровой графике и принципах построения изображения в растровом графическом редакторе
06 10 2014
1 стр.
«чистого» цвета, нужно одинаково увеличить нулевые составляющие; например, чтобы получить светло-красный цвет, нужно сделать максимальной красную составляющую и, кроме этого, одина
26 09 2014
1 стр.
В 2011/2012 учебном году моу «сош №4 г. Ртищево Саратовской области» участвует в апробации уникального программного продукта, разработанного для поддержки информатики в старшей шко
15 12 2014
1 стр.
Без периферийных устройств, обеспечивающих ввод текстовой и графической информации, работа компьютера невозможна. Устройства ввода обеспечивают передачу на жёсткие диски либо в опе
10 10 2014
1 стр.
Урок 30 (6). Работа над алгоритмом (запись, редактирование, выполнение сохранение)
13 09 2014
4 стр.
Календарно – тематическое планирование курса информатики и икт в 11 классе на профильном уровне
14 12 2014
1 стр.
Мы преобразуем эти объекты в растровое изображение. Выберите команду меню Bitmaps/Convert to Bitmaps (Растровые изображения/Преобразовать в растровое изображение). На экране появит
08 10 2014
1 стр.
Научная информатика, это …информатика, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а так же закономерности всех процессов научной коммуникации
13 10 2014
11 стр.