Обобщающий урок по теме «Черви» 7 класс
Урок-игра «Покорение вершины»
Урок рассчитан на 2 часа.
Задачи : закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трёхслойных животных с двухсторонней симметрией тела, их значение в природе, жизни человека; проверить умения выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.
Оборудование : магнитная доска, таблица «Кольчатый червь», рисунки нереиды, бычьего цепня, аскариды, нематоды.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Класс делится на группы
II.Ход игры.
Часть 1 «Подготовка к экспедиции»
-
Проверка снаряжения – каждый ответ – 1 балл.
Термины и понятия которые надо дать чёткими формулировками:
-
Кожно-мускульный мешок
-
Паренхима
-
Первичная полость тела
-
Вторичная полость тела (целом)
-
Мезодерма
-
Система органов
-
Свободно живущие
-
Паразиты
-
Окончательный хозяин
-
Промежуточный хозяин
-
Гермафродиты
-
Самец
-
Самка
-
Яичник
-
Семенник
-
Финна
-
Регенерация
-
Личинка
Термины на бумаге в мешке – представители команд по очереди вытаскивают. На обсуждение даётся 1 минута.
-
Метеосводка – каждое задание 5 баллов.
На доске 4 облачка с рисунками и заданиями, на них таблички «пасмурно» - при правильных ответах таблички меняются на «ясно». Работают поочерёдно по 2 представителя команд.
-
Тренажер – каждое задание 3 балла.
А) восстановить порядок систематических единиц : вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.
Из команд по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями в правильном порядке, кто быстрее.
Б) Слушай, не зевай! – 4балла. Команды получают по 2 карточки (карточки вытаскивают) с названиями животных :
-
Белая плонария
-
Дождевой червь
-
Печёночный сосальщик
-
Человеческая аскарида
Учащиеся отвечают на вопросы поднятием карточек.
Вопросы:
-
Какие из данных животных паразиты?
-
Какие из данных животных гермафродиты?
-
У кого из них есть полость тела?
-
Для кого характерна личиночная стадия развития?
-
У кого членистое тело?
-
У кого есть кровеносная система?
-
Кто имеет замкнутую кровеносную систему?
-
У кого развита мощная кутикула, образующая мощный покров тела?
-
Для кого характерны двухстороннее семетрия тела?
-
Отгадай задуманное животное – 6 баллов.
На доске рисунки: бычьего цепня, морской планарии, луковичной нематоды, нереиды.
Учитель задумал нереиду и бычьего цепня. Учащиеся должны задать не более 5 вопросов и получить в ответ «да» или «нет» - отгадать животное.
Часть 2. «Восхождение»
-
Работа с карточкой – счётчиком:
-
Фамилия, имя
|
I
|
5- 30-33
|
II
|
4- 25-29
|
III
|
3- 20-25
|
Общий результат:
|
Оценка:
|
Высота 1 «Снежная лавина» - 14 баллов.
Вариант I
Классы
|
Представители классов
|
Признаки классов
|
Сосальщики
|
2, 5
|
А В Д З
|
Ленточные
|
3, 4, 6
|
А В Д Е Ж З
|
Ресничные
|
8
|
Г Д З
|
Общие признаки типа плоские черви:
|
-
Представители
-
Человеческая аскарида
-
Кошачья двуустка
-
Широкий лентец
-
Свиной цепень
-
Печёночный сосальщик
-
Эхинококк
-
Острицы
-
Белая плонария
-
Признаки
А) паразиты
Б) хищники
В) трёхслойные
Г) обитают в водоёме
Д) полость тела, заполненная паренхимой
Е) пищеварительная система отсутствует
Ж) тело членистое
З) кровеносная и дыхательная система отсутствует
Вариант II
Тип Кольчатые черви
Классы
|
Представители класса
|
Признаки класса
|
Многощетинковые кольчатые черви
|
2, 6
|
А Б В Д Ж
|
Малощетинковые черви
|
1
|
А Б В Д Е
|
Пиявки
|
|
А Б В Д З
|
Общие признаки:
|
-
Представители
-
Дождевой червь
-
Медицинская пиявка
-
Нереида
-
Широкий лентец
-
Морская планария
-
Пескожил
-
Луковая нематода
-
Лошадиная аскарида
-
Признаки
А) вторичная полость тела
Б) обитает в морях
В) обитает в пресных водах
Г) тело покрыто оболочкой кутикулой
Д) замкнутая кровеносная система
Е) гермафродиты
Ж) есть жабры
З) щетинки отсутствуют
Высота 2 «Ледовая трещина» - 16 баллов.
Первый привал «Ну и ну!»
Интересная история
В реках, озёрах и прудах, даже просто в ямах – бочагах водится таинственное существо – волосатик. Старики говорят, что это – оживший конский волос. И будто во время купания он проникает человеку под кожу и начинает «ходить» там, причиняя нестерпимый зуд…
Волосатик впрямь похож на чей-то грубый волос красно-бурого цвета. Ещё больше он похож на откушенный щипцами кусок проволоки. Он так твёрд, что, положи его на камень, ударь другим камешком, - ничего ему не сделается. При этом он всё время то разжимается, то сжимается в какую-то хитрую путаницу-клубок.
На самом деле волосатик – безобидный червь без головы. Самка его набита яичками. Из её яичек выходят в воде крошечные личинки с роговым хоботком и крючочками. Они пристают к личинкам водяных насекомых, забираются в них и покрываются оболочкой. Тут им и конец , если их хозяина не проглотит какой-нибудь водяной паучок или насекомое. В теле нового хозяина личинка волосатика превращается в безголового червя, выходящего в воду на страх суеверным людям.
II. Вторая высота. «Ледовая трещина» - 16 баллов
На доске написан рассказ-небылица, в котором учащиеся должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок.
«Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, по этому работы хватало всем! Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, что бы они не повредили корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали не бывалый!»
III. Третья высота. «Камнепад»
Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности. На бумаге красного цвета отпечатано задание, при успешном выполнении которого ученик получает оценку – 5 (задание 1), на бумаге синего цвета задание на оценку «4» (задание 2), на бумаге желтого цвета – на оценку «3» (задание 3).
Задание 1
-
Рассмотрите схему продольного разреза дождевого червя. Выпишите в тетрадь названия внутренних, обозначенных на схеме 1-12.
-
Выберите правильный ответ.
А. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:
-
Являются основным кормом для рыб;
-
«предотвращают погоду»
-
перерабатывают почву и органические вещества;
-
поедают опавшие листья.
Б. Дождевые черви реагируют на свет, потому что у них есть:
-
глаза;
-
светочувствительные клетки;
-
клетки, воспринимающие тепло;
В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:
-
кожным типом дыхания;
-
отсутствием органов выделения;
-
развитием нервной системы;
-
развитием кожно-мускульного мешка.
Г. Дополнительной опорой (внутренним скелетом) для кожно-мускульного мешка кольчатых червей служат:
-
щетинки;
-
вторичная полость тела, заполненная жидкостью;
-
кожный покров;
-
сегменты тела
Д. Об усложнении кольчатых червей по сравнению с круглыми свидетельствуют:
-
паразитический образ жизни;
-
сложный цикл развития;
-
сегментация тела;
-
трёхслойное строение тела.
Задание 2
-
Какие стадии развития бычьего цепня обозначены на рисунке цифрами 1-5? Кто окончательный хозяин паразитического червя? Кто промежуточный хозяин?
-
Выберите из предложенного ниже списка признаки, обеспечивающие приспособленность червей к паразитизму:
-
Наличие органов чувств;
-
Способность к бескислородному дыханию;
-
Длинное тело;
-
Наличие пищеварительной системы;
-
Наличие присосок;
-
Развитие в нескольких хозяевах;
-
Плотная кутикула;
-
Раздельнополость;
-
Плодовитость;
-
Сегментация тела.
Задание 3
-
Рассмотрите рисунок. Определите, какие отделы тела и системы органов самки аскариды обозначены на нём цифрами 1-6.
-
Дайте определение следующим понятиям: «орган», «система органов», «ткань».
Часть 3. Подведение итогов
45 баллов – вершина покорена – оценка «отлично»;
40-45 баллов – покорена вторая высота – оценка «хорошо»;
35-39 баллов – покорена первая высота – оценка «удовлетворительно»
Согласно рейтингу учащиеся проводят подсчёт набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.
Часть 4. Рефлексия
Учащиеся с помощью трёх карточек красного, желтого и зелёного цвета выражают своё мнение об уроке:
Красный цвет – урок очень понравился, особенно….
Зелёный цвет – урок понравился, но….
Желтый цвет – урок не понравился, потому что….