Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Обобщающий урок по теме «Черви» 7 класс

Урок-игра «Покорение вершины»

Урок рассчитан на 2 часа.
Задачи : закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трёхслойных животных с двухсторонней симметрией тела, их значение в природе, жизни человека; проверить умения выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.
Оборудование : магнитная доска, таблица «Кольчатый червь», рисунки нереиды, бычьего цепня, аскариды, нематоды.
Ход урока:

I.Организационный момент.

Класс делится на группы

II.Ход игры.



Часть 1 «Подготовка к экспедиции»

  1. Проверка снаряжения – каждый ответ – 1 балл.

Термины и понятия которые надо дать чёткими формулировками:

    • Кожно-мускульный мешок

    • Паренхима

    • Первичная полость тела

    • Вторичная полость тела (целом)

    • Мезодерма

    • Система органов

    • Свободно живущие

    • Паразиты

    • Окончательный хозяин

    • Промежуточный хозяин

    • Гермафродиты

    • Самец

    • Самка

    • Яичник

    • Семенник

    • Финна

    • Регенерация

    • Личинка

Термины на бумаге в мешке – представители команд по очереди вытаскивают. На обсуждение даётся 1 минута.

  1. Метеосводка – каждое задание 5 баллов.

На доске 4 облачка с рисунками и заданиями, на них таблички «пасмурно» - при правильных ответах таблички меняются на «ясно». Работают поочерёдно по 2 представителя команд.

  1. Тренажер – каждое задание 3 балла.

А) восстановить порядок систематических единиц : вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Из команд по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями в правильном порядке, кто быстрее.

Б) Слушай, не зевай! – 4балла. Команды получают по 2 карточки (карточки вытаскивают) с названиями животных :


  • Белая плонария

  • Дождевой червь

  • Печёночный сосальщик

  • Человеческая аскарида

Учащиеся отвечают на вопросы поднятием карточек.

Вопросы:


  • Какие из данных животных паразиты?

  • Какие из данных животных гермафродиты?

  • У кого из них есть полость тела?

  • Для кого характерна личиночная стадия развития?

  • У кого членистое тело?

  • У кого есть кровеносная система?

  • Кто имеет замкнутую кровеносную систему?

  • У кого развита мощная кутикула, образующая мощный покров тела?

  • Для кого характерны двухстороннее семетрия тела?

  1. Отгадай задуманное животное – 6 баллов.

На доске рисунки: бычьего цепня, морской планарии, луковичной нематоды, нереиды.

Учитель задумал нереиду и бычьего цепня. Учащиеся должны задать не более 5 вопросов и получить в ответ «да» или «нет» - отгадать животное.



Часть 2. «Восхождение»

  1. Работа с карточкой – счётчиком:

Фамилия, имя

I

5- 30-33

II

4- 25-29

III

3- 20-25

Общий результат:

Оценка:


Высота 1 «Снежная лавина» - 14 баллов.

Вариант I



Классы

Представители классов

Признаки классов

Сосальщики

2, 5

А В Д З

Ленточные

3, 4, 6

А В Д Е Ж З

Ресничные

8

Г Д З

Общие признаки типа плоские черви:




  1. Представители

    • Человеческая аскарида

    • Кошачья двуустка

    • Широкий лентец

    • Свиной цепень

    • Печёночный сосальщик

    • Эхинококк

    • Острицы

    • Белая плонария




  1. Признаки

А) паразиты

Б) хищники

В) трёхслойные

Г) обитают в водоёме

Д) полость тела, заполненная паренхимой

Е) пищеварительная система отсутствует

Ж) тело членистое

З) кровеносная и дыхательная система отсутствует

Вариант II

Тип Кольчатые черви

Классы

Представители класса

Признаки класса

Многощетинковые кольчатые черви

2, 6

А Б В Д Ж

Малощетинковые черви

1

А Б В Д Е

Пиявки




А Б В Д З

Общие признаки:




  1. Представители




    • Дождевой червь

    • Медицинская пиявка

    • Нереида

    • Широкий лентец

    • Морская планария

    • Пескожил

    • Луковая нематода

    • Лошадиная аскарида




  1. Признаки

А) вторичная полость тела

Б) обитает в морях

В) обитает в пресных водах

Г) тело покрыто оболочкой кутикулой

Д) замкнутая кровеносная система

Е) гермафродиты

Ж) есть жабры

З) щетинки отсутствуют
Высота 2 «Ледовая трещина» - 16 баллов.
Первый привал «Ну и ну!»

Интересная история

В реках, озёрах и прудах, даже просто в ямах – бочагах водится таинственное существо – волосатик. Старики говорят, что это – оживший конский волос. И будто во время купания он проникает человеку под кожу и начинает «ходить» там, причиняя нестерпимый зуд…

Волосатик впрямь похож на чей-то грубый волос красно-бурого цвета. Ещё больше он похож на откушенный щипцами кусок проволоки. Он так твёрд, что, положи его на камень, ударь другим камешком, - ничего ему не сделается. При этом он всё время то разжимается, то сжимается в какую-то хитрую путаницу-клубок.

На самом деле волосатик – безобидный червь без головы. Самка его набита яичками. Из её яичек выходят в воде крошечные личинки с роговым хоботком и крючочками. Они пристают к личинкам водяных насекомых, забираются в них и покрываются оболочкой. Тут им и конец , если их хозяина не проглотит какой-нибудь водяной паучок или насекомое. В теле нового хозяина личинка волосатика превращается в безголового червя, выходящего в воду на страх суеверным людям.



II. Вторая высота. «Ледовая трещина» - 16 баллов

На доске написан рассказ-небылица, в котором учащиеся должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок.

«Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, по этому работы хватало всем! Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, что бы они не повредили корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали не бывалый!»

III. Третья высота. «Камнепад»

Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности. На бумаге красного цвета отпечатано задание, при успешном выполнении которого ученик получает оценку – 5 (задание 1), на бумаге синего цвета задание на оценку «4» (задание 2), на бумаге желтого цвета – на оценку «3» (задание 3).



Задание 1

  1. Рассмотрите схему продольного разреза дождевого червя. Выпишите в тетрадь названия внутренних, обозначенных на схеме 1-12.

  2. Выберите правильный ответ.

А. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

    1. Являются основным кормом для рыб;

    2. «предотвращают погоду»

    3. перерабатывают почву и органические вещества;

    4. поедают опавшие листья.

Б. Дождевые черви реагируют на свет, потому что у них есть:

  1. глаза;

  2. светочувствительные клетки;

  3. клетки, воспринимающие тепло;

В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:

  1. кожным типом дыхания;

  2. отсутствием органов выделения;

  3. развитием нервной системы;

  4. развитием кожно-мускульного мешка.

Г. Дополнительной опорой (внутренним скелетом) для кожно-мускульного мешка кольчатых червей служат:

  1. щетинки;

  2. вторичная полость тела, заполненная жидкостью;

  3. кожный покров;

  4. сегменты тела

Д. Об усложнении кольчатых червей по сравнению с круглыми свидетельствуют:

  1. паразитический образ жизни;

  2. сложный цикл развития;

  3. сегментация тела;

  4. трёхслойное строение тела.

Задание 2

  1. Какие стадии развития бычьего цепня обозначены на рисунке цифрами 1-5? Кто окончательный хозяин паразитического червя? Кто промежуточный хозяин?

  2. Выберите из предложенного ниже списка признаки, обеспечивающие приспособленность червей к паразитизму:

  1. Наличие органов чувств;

  2. Способность к бескислородному дыханию;

  3. Длинное тело;

  4. Наличие пищеварительной системы;

  5. Наличие присосок;

  6. Развитие в нескольких хозяевах;

  7. Плотная кутикула;

  8. Раздельнополость;

  9. Плодовитость;

  10. Сегментация тела.

Задание 3

  1. Рассмотрите рисунок. Определите, какие отделы тела и системы органов самки аскариды обозначены на нём цифрами 1-6.

  2. Дайте определение следующим понятиям: «орган», «система органов», «ткань».

Часть 3. Подведение итогов
45 баллов – вершина покорена – оценка «отлично»;

40-45 баллов – покорена вторая высота – оценка «хорошо»;

35-39 баллов – покорена первая высота – оценка «удовлетворительно»

Согласно рейтингу учащиеся проводят подсчёт набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.



Часть 4. Рефлексия

Учащиеся с помощью трёх карточек красного, желтого и зелёного цвета выражают своё мнение об уроке:

Красный цвет – урок очень понравился, особенно….

Зелёный цвет – урок понравился, но….



Желтый цвет – урок не понравился, потому что….

Урок по теме «Черви» 7 класс Урок-игра «Покорение вершины»

Оборудование : магнитная доска, таблица «Кольчатый червь», рисунки нереиды, бычьего цепня, аскариды, нематоды

78.81kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок игра по географии Учитель географии Аксенова О. В урок игра Путешествие капельки

Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме

67.59kb.

10 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок по теме «Объем конуса» 11 класс «А» Актуальность урока

Этот урок интерес для педагогического роста учителя богатством выбора задач формирования сложных надпредметных умений

107.49kb.

12 09 2014
1 стр.


Урок-игра по информатике по теме "Защита информации"

Данный урок является заключительным в разделе «Защита информации»

118.3kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по теме. Цели. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме

68.25kb.

16 09 2014
1 стр.


Литература урок. 7 класс Урок теми Ю?Скворцовён «Ултёк» калав нчи сёнарсем? Урок т с. Хутёш урок? Произведени илемне ёнланма: сёнарсене танлаштаруллё хак пама в рентекен урок?

Урок т с.% Хутёш урок? Произведени илемне ёнланма: сёнарсене танлаштаруллё хак пама в рентекен урок?

44.33kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок закрепления знаний по теме «Параллелепипед»

Создать условия для закрепления понятий вершины, ребра, грани, площадь полной поверхности

50.44kb.

24 09 2014
1 стр.