Министерство образования Российской Федерации
Смидовичская общеобразовательная средняя школа №1
Открытый урок по теме:
«Степенная функция»
10 класс
Выполнила:
учитель математики
СОШ №1
Шафорост Н.Е.
Смидович, 2006 г.
Ход урока:
I Организационный момент:
Здравствуйте. Садитесь. Отложим все лишнее и настроимся на рабочий лад. Сегодня у нас обобщающий урок по теме “ Степенная функция “.
Целью нашего урока является показать роль свойств степенной функции в процессе решения ряда математических задач, а, следовательно, и роль этой функции и ее свойств в процессе сдачи ЕГЭ.
II Актуализация:
Для начала вспомним определение функции
Вопрос
|
Ответ
|
I Что такое функция?
|
Соответствие между двумя множествами Х и У , где каждому элементу х из множества Х, соответствует единственное значение у из множества У.
|
II Какие функции вы изучили?
|
Линейная, квадратичная, дробно-рациональная, показательная, степенная, логарифмическая, тригонометрическая.
|
Что называется графиком функции?
|
Множество точек координатной плоскости, абсциссы которых составляют область определения функции, а ординаты соответствующие значения функции
|
Ребята, вы знаете, что изучение любой функции завершается построением
графика этой функции.
ЗАДАНИЕ:
Обратите внимание, на доске представлен пейзаж. Постарайтесь среди данных линий найти графики функций.
Вопрос
|
Ответ
|
Так любое ли множество точек на координатной плоскости задает график функции?
|
Нет, только такое множество, где каждому значению аргумента соответствует только одно значение функции
|
Посмотрите, насколько значимо изучение функции! Оказывается, графики функций встречаются не только в математике, но и в природе (горы, леса, деревья) – все, что нас окружает, состоит из графиков функций.
А какие из этих линий относятся к графикам степенных функций?
Вопрос
|
Ответ
|
Т.к. речь идет о степенной функции, кто даст определение степенной функции?
|
Функции вида У=ХР где Р R.
|
ЗАДАНИЕ:
На доске изображен ряд степенных функций, а на плакате изображены графики этих функций. Я буду называть функцию, а вы должны указать соответствующий ей график функции (или наоборот).
А если вы правильно выполните задание, то на доске появится фамилия ученого, который впервые ввел понятие функции. А может быть, кто-нибудь уже знает, что это за ученый?
У= (4)
|
У= - 3 (7)
|
У=
(2)
|
У= - 3 (6)
|
Ответы: 3-3 2-1 6-4
5-6 4-5
1-2 7-7
Вопрос
|
Ответ
|
Есть ли среди названных графиков графики четной функции?
|
Есть. График под номером 2.
|
А в чем особенность графиков четной функции?
|
График четной функции симметричен относительно оси ординат.
|
А есть ли среди данных графиков графики нечетных функций?
|
Нет.
|
А в чём особенность графиков нечётной функции?
|
Он симметричен относительно начала координат.
|
На отвороте доски (развернуть).
-
-
-
-
-
где
-
где
Это степенные функции, которые вы изучили.
Вопрос
|
Ответ
|
Какие из них являются чётными?
|
Чётные – 1,3;
нечётные – 2,4.
|
Зная графики этих функций (а вы их знаете) скажите, с помощью каких преобразований получены графики названных вами функций?
|
С помощью движения.
|
Итак, мы вспомнили, зная графики каких элементарных функций можно построить графики сложных степенных функций путём движения вдоль оси ОХ или вдоль оси OY.
А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание (перевернуть карточки с записями функций)
Л Е Й Б Н И Ц
Как я уже говорила, этим ученым было впервые употреблено слово функция в XVII веке. Эго сравнительно недавно, но сами функции и их задания изучались людьми очень давно, как числа и уравнения.
Знаменитый древнегреческий историк Геродот писал, что египетские цари, разделив землю между египтянами, брали с каждого из них ежегодный налог, пропорциональный площади занимаемого участка. Конечно, тогда еще не произносили слово “ функция “, но ведь речь идет о том, что каждому значению площади соответствовало некоторое значение налога. Мы видим, что хотя в древности функции еще не знали, но явления, которые мы сегодня описываем с их помощью, давно известны людям.
Вопрос
|
Ответ
|
А может кто-нибудь из вас знает, где в жизни встречаются графики и свойства степенной функции?
|
В медицине, в спорте, в экономике
|
Например, наши предки наблюдали ветвь гиперболы на стене, когда подносили к ней горящую свечу в подсвечнике с круглым основанием.
Изредка мы можем видеть полную гиперболу, если лампа с цилиндрическим или коническим абажуром отбрасывает тень на соседнюю стену.
III Закрепление
Рассмотрим ещё одну из жизненных ситуаций и решим задачу.
Пока основная часть класса будет решать задачу, ряд учеников будет выполнять свои задания, а потом расскажет алгоритм решения с обоснованием.
Остальные работают в тетрадях.
Задача1 (раздать распечатанный текст)
На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения, если начальная скорость снаряда v0 = 400 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вопрос
|
Ответ
|
В какой науке находит применение данная задача?
|
В физике.
|
То есть мы ещё раз можем убедиться, как многогранно используется данная функция не только в математике, но и в других науках.
Учитель вызывает одного человека к доске.
Вопрос
|
Ответ
|
На доске
|
Что дано в задаче?
|
Начальная скорость снаряда v0 = 400 м/с, указано направление выстрела.
|
Дано:
v0 = 400 м/с.
|
Что нужно найти?
|
Наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения.
|
Найти h, t1,t2.
|
Записываем решение.
|
Решение.
|
Какой функцией выражается закон движения снаряда?
|
Квадратичной функцией
, где g – ускорение силы тяжести, g = 9.8 м/с.
|
g = 9.8 м/с.
|
А что будет графиком данной функции?
|
Графиком данной функции является парабола.
|
наглядность
|
Куда будут направлены её ветви?
|
Ветви параболы направлены вниз.
|
Где, следовательно, будет наибольшая высота подъёма снаряда?
|
Наибольшая высота подъёма снаряда будет в вершине параболы.
|
Что необходимо знать для нахождения наибольшей высоты?
|
Необходимо найти координаты вершины параболы.
|
Что мы получим, подставив данные?
|
;
|
Как найти время падения снаряда?
|
Время подъёма снаряда соответствует интервалу возрастания функции и равно 41с. Время падения снаряды соответствует интервалу убывания функции и равно времени подъёма, так как график функции симметричен относительно прямой, проходящей через вершину параболы.
|
Каков ответ?
|
Ответ: h = 8.16 км; t1 = t2 ≈ 41c.
|
Итак, мы ещё раз убедились, что свойства степенной функции играют немаловажную роль в решении таких интересных жизненных задач.
Фрагмент исследования широко применяется в заданиях ЕГЭ, и чтобы их выполнить, необходимо знать свойства степенной функции.
А теперь проверим, как справились с заданием те, кто работал в группах.
I ГРУППА:
В координатной плоскости даны три точки: А (-2;3); B (1;-2); C (0;5). Построить параболу, проходящую через эти три точки, ось которой параллельна оси ОУ.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:
1) решим систему
3 = а(-2)2-2в+с 4а-2в+5=3
-2 = а+в+с а+в+5= -2
5=с
а = -8/3 ; в = -13/3
2) составим уравнение параболы
у = - 8/3x2- 13/3x +5
3) найдем координаты вершины параболы
х0 = -b/2a
x0 =-0.8
y0(x0) =6.8
4) построим параболу по данным точкам
II ГРУППА:
сравнить степени

и
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:
1) сравним основания степени
внесем переменную под знак корня

и


<


2) показатель функции -0.2 < 0, -0.2
Z
функция У=Х-0.2 убывает, т.е. меньшему значению основания соответствует большее значение степени.
III ГРУППА:
решить графически уравнение
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:
1)
2) строим графики левой и правой частей и находим абсциссы их точек пересечения
а) Т.к. функция нечетная, достаточно построить одну ее часть, а вторая будет симметрична относительно начала координат

.
в) Т.к. функция четная, достаточно построить одну ее часть, а вторая будет симметрична относительно оси ОУ.
IV ГРУППА:
найти область определения функции
корень четной степени определен на множестве неотрицательных чисел, а, следовательно,
Тем самым, мы еще раз с вами убедились, как многогранно используются свойства степенной функции в процессе решения различного рода задач.
Давайте решим еще одну задачу и убедимся в этом.
ЗАДАЧА 2: (раздать распечатанный текст задачи)
Вкладчик поместил в банк 1000р. Банк ежегодно выплачивает вкладчику 3% от суммы вклада. Какую сумму денег получит вкладчик через 2 года?
(Один ученик выходит к доске)
Вопрос
|
Ответ
|
На доске
|
Что нам дано?
|
Первоначальная сумма денег (а),
Число процентов, начисляемых банком в год (p),
Число лет, в течении которых деньги находились в банке (t)
|
ДАНО:
а=1000
p=3%
t=2
|
Что нужно найти?
|
Сумму денег (S)
|
НАЙТИ:
S-?
|
Вычислим сумму по формуле сложных процентов (а это ни что иное, как степенная функция)
|
Подставим данные и найдем S
|
РЕШЕНИЕ:
t
S= 1000 (1+0.03)2=
=1000*(1.03)2=
=1000*1.6=1060 р.
|
Записываем ответ
|
|
Ответ:S=1060 р.
|
Где находит свое применение данная задача?
|
В экономике
|
Даже такие задачи можно решить, благодаря свойствам степенной функции.
IV РЕЗЕРВ:
Выполним еще одно задание.
вычислить:
Подобные задания вы также можете встретить в ЕГЭ
V ИТОГ УРОКА:
Сегодня на уроке мы еще раз показали, насколько многогранно, изысканно и красиво используются свойства степенной функции в процессе решения математических задач, а также задач из разделов физики, экономики, в природе, в технике и т.д.
(оценить тех, кто работал на уроке)
Д.З. Подобрать задачи из жизни и других наук, в которых встречается степенная функция.
И закончить урок мне хочется стихотворением:
Дружить наукам можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок!