Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии, посредством наполнения внутреннего содержания уроков технологии через создание включения в урок регионально – ориентированного материала.

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы, это важное средство творческого и эстетического развития детей. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это способствует развитию индивидуальных и творческих способностей ребенка в школе. Стремление к творчеству характерно для учащихся начальной школы.

Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Существуют различные подходы к проблеме развития творческих способностей. По мнению А.В.Хуторского, Л.М.Фридмана, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, В.И.Дружинина и многих других отечественных и зарубежных ученых, обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Для образовательной практики наиболее интересным представляется «модель творческих способностей учащихся» А.В.Хуторского, где акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

Основным направлением модернизации российского образования,

утвержденного Правительством Российской Федерации, является развитие

личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей.

Внедрение в образовательный процесс современных технологий, методов

обучения, регионального материала открывает значительные возможности

для повышения качества обучения в свете Концепции модернизации

российского образования. Это совпадает с Концепцией технологического

образования, основной задачей которого является подготовка учащихся к

преобразовательной деятельности на основе научных знаний по созданию

материальных и духовных ценностей, что позволит каждому учащемуся

раскрыть свой творческий потенциал, а в последствии реализовать свои

личные планы.

Образовательная область «Технология» входит в базовое ядро общего образования, поэтому преподавание мною предмета осуществляется по

рекомендованному Министерством образования РФ в 1997г. программному курсу технология; Письму Министерства образования РФ от 17.06.1997г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»; приказом Министерством образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования».

Для работы над созданием программы я изучила литературу по данной теме. Изучила обычаи, быт, уклад жизни, народные промыслы народов ханты и манси. Народные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама традиция ремесла корнями уходит в глубь веков и питается сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов.

Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождением ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, люди, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Среди рукоделий народов севера, в частности ханты, видное место занимает вышивка нитками по ткани. Распространение южнохантыйской вышивки совпадает с районами обильного произрастания крапивы. Вышивка бытовала в южных районах, на реках Иртыш, Салым, Демьянка и главным образом, Конде и ее притоках. Это обусловлено тем, что вышивали на крапивном холсте, который отличается способностью к отбеливанию и крепостью. Реже, и в более поздних работах встречаются льняные и конопляные холсты. Иногда основа и уток тканей бывали из разных нитей: крапивных и конопляных. Но в любом случае, для вышивки предпочиталась ткань домашнего производства, причем особенное внимание уделялось правильности переплетения основы с утком, так как нити ткани служили канвой для вышивки. При изучении литературы я выяснила, что у северных народов существует несколько приёмов вышивки, которые можно использовать на уроке технологии:



  • первый прием считался самым старинным видом вышивания - «керем-ханч» - (от хант. – кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.

  • второй прием «ханда-ханч»- остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины полученных углов украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок, как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый.

  • третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов – деревьев и птиц.

  • четвертый прием - «севем-ханч»- плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев.

  • пятый прием - «ектемь-ханч» - собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керемь-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч».

Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII века такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила.
Производство керамических изделий (сосудов, игрушек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготавливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.
Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е годы действовал кирпичный завод, где делали кирпич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную синюю глину. В течение года глина вылеживалась в глинозапасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины -"орешник".
На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: кринки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым оттенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки – свистульки ("пикульки"), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульптура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме.
К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным.
Исторические знания позволяют вводить в урок лепку свистулек,

посуды, миниатюрную скульптуру.

Один из видов рукоделия коренных народов севера – вышивка бисером. Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.
По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накостные и нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотности и технике нашивки бисера различается несколько способов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д. В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накостные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики.
В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивали на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.
Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На территории Югры эти занятия известны у хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

Я попыталась выяснить, помогают ли занятия бисероплетением развивать моторные навыки и формировать творческие способности детей. Зачем нужен бисер ребенку 21 века? Что же дают занятия бисероплетением?

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества, на сегодняшний день, является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества. Бисероплетение - не новый, но очень интересный вид рукоделия.

В итоге изучения я составила модель работы с бисером, которая помогает понять необходимость его применения на уроках технологии, для решения поставленных задач.
Из составленной мною модели видно, что работа с бисером поможет решить поставленные предо мною задачи.

Для начала необходимо было составить планирование со включением в него регионально – ориентированных заданий. Я начала с адаптирования образовательного курса «Технология» к условиям и материальной базе школы, составления тематического планирования по технологии для 1-4 классов.

Изменения, привнесенные в программу в соответствии с разрешенными нормами, дают возможность помимо знаний о народных промыслах и

овладения практическими умениями и навыками, создать условия для

формирования творческих способностей личности. Отличие от

существующей состоит в том, что она представляет собой тематическое

расширение содержания действующего школьного курса технологии за счет включения в содержание уроков технологии регионально – ориентированных заданий (темы изучаемого материала, упражнения, примеры, задания, практические работы краеведческого содержания.

Представлю фрагмент.



Тип и тема урока

Задачи урока


Содержание урока


Наблюдения и беседы



Регионально-ориентированные задания


1


Работа с разными материалами.

«Композиция из бересты и цветов»


Развивать умение работать с природным материалом.


Изготовление сюжетной композиции из бересты и сухих листьев, цветов.



Беседа «особенности обработки бересты народами Севера».

Опыт «Овладение приёмом процарапывания».



Выполнение модели туеска из бересты украшенного сухими цветами и листьями.

Украшение крышки туеска, используя орнаменты народов Севера

Дополнительно - экскурсия по теме: «Знакомство с национальной одеждой. Виды и способы её украшения.

2


Конструирование.

«Рамки».


Показать различные виды и способы изготовления рамок.

Изготовление рамки для поделки. Работа в группах.

Словарь: паспарту.



Беседа «Орнамент в творчестве народов Севера. Забытые ремёсла. Орнамент как элемент традиционной одежды северных народов».

Выполнение орнамента в полосе по предложенной схеме, по выбору(«Бугорки, обходящие след», «Пятибисерный орнамент», «Лебедь», «Куча рогов» «Три гуся»)..

3

4



Плетение.

«Корзинка».



Показать прием прямого и косого объемного плетения.

Плетение объемной корзинки разными видами плетения.

Профальцовка контуров.

Словарь: фальцовка.


Беседа «Орнаменты растительного и животного происхождения»

Украшение орнаментом изделия по выбору учащегося («Соболь», «Собака» и др.)

Дополнительно – посещение краеведческого музея.


5

Аппликация.

«Орнамент».


Уточнить полученные ранее представления о разных видах орнамента.



Создание композиции с использование разных видов орнаментов.

Работа в группах.



Беседа. Украшение в одежде Северных народов. Возможность применения элементов национальной отделки в изделиях в наше время.

Знакомство с особенностями пришивания аппликации. Техника стежка.

6


Папье-маше.

«Шумелки».



Развивать умение работать в технике «папье-маше».

Изготовление поделок- «шумелок» в технике «папье-маше». Сушка и шлифовка поделки.

Словарь: шлифование.



Опыт «Различные виды плетения».

Бубен – атрибут культового обряда шаманов. Украшение буна. Орнаментом.

7


Конструирование.

«Геометрические фигуры».



Закреплять умение читать чертеж.

Изготовление из бумаги макетов геометрических фигур: куба, конуса, пирамиды и параллелепипеда.

Опыт «Различные виды обработки пластилина».

Изготовление куклы «Девочка-хантыйка» на основе конуса. Оформление её одежды в национальном стиле. Знакомство с орнаментом «щучьи зубы» - оберегом детей.

К каждому уроку составляется инструкционная карта.

Подобные карты подготовлены и для других уроков.

Реализация данной программы предполагает развитие мыслительной и практической деятельности, ценностного отношения к своей стране, региону, городу, семье, активизации познавательного интереса к предмету, развитию творческого потенциала школьников, за счет краеведческой ориентации и региональной направленности технологического содержания программы.

При составлении перспективного тематического плана, я

обращаю внимание на содержание местного материала и определяю

наиболее целесообразные приемы работы с ним. Перспективное планирование строится с учётом личностно ориентированного подхода, социокультурного подхода в обучении, индивидуального и дифференцированного подходов.

Уже с 1 класса я уделяю большое внимание возрождению

народных промыслов и знакомству учащихся с традиционной одеждой

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с традициями, обрядами и изделиями мастериц народов ханты и манси. С этой целью я разработала тематическое планирование с элементами краеведения для 4 класса. Планирование позволяет мне представить процесс обучения в виде целостной системы учебных занятий с включением тем по краеведению и ориентироваться на конечный результат.

Я выделила следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы.


Этапы развития творческих способностей


Первый этап

Подгото-вительный

1 класс

Подражания, имитации

Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

Второй этап

Основной

2,3 класс

Преобразова-ния

Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.

Третий этап

Завершаю-щий

4 класс

Альтернатив

Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуализации, собственного неповторимого стиля.

Следующим шагом стала апробация кружкового курса «Бусинка»

(вышивка и плетение бисером) с учетом регионально – ориентированного материала среди учащихся 1-4 классов.

       Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Бусинка» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи


  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Всю работу условно разделила на:

Вводная беседа  (1 час).


  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.


Работа с бисером (плетение)(16 час).

  • Рассказ «Из истории бисера», «Наборные бусы для мамы». (2 урока)

  • Знакомство с плетением «Крестик» -2 урока

  • Плетение фенечек «Браслет» - 2 урока

  • Изготовление браслета для мамы по схеме «крестик». -5 уроков

  • Изготовление браслета по схеме «капелька» - 5 уроков


Работа с бисером (вышивка) (16 час).

  • Знакомство с наперстком, пяльцами, приспособлениями для вышивки бисером. Правила ТБ. – 1 урок

  • Знакомство (практическое) с видами швов « шаг вперёд, шаг назад», «уголок», «полосочка». - 3 урока

  • Вышивка простейших южнохантейских узоров по краю (по образцу). - 3 урока

  • Вышивка простейших южнохантейских узоров с заполнением рисунка. – 8 уроков.


Подведение итогов. Выставка лучших работ. (1 час).




Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная

беседа


1

1

-

2

Работа с бисером (плетение)

«Из истории бисера»




1

1




3

«Наборные бусы для мамы».

Знакомство с плетением «Крестик»


Плетение фенечек «Браслет» -

Изготовление браслета для мамы по схеме «крестик».

Изготовление браслета по схеме «капелька»


2

2
2


4
4




2

2
2


4
4

4

Работа с бисером (плетение).

Знакомство с наперстком, пяльцами, приспособлениями для вышивки бисером. Правила ТБ.


Знакомство (практическое) с видами швов « шаг вперёд, шаг назад», «уголок», «полосочка».
Вышивка простейших узоров по краю (по образцу).
Вышивка простейших узоров с заполнением рисунка.

1

3


3

8


1

3


3

8


5

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

32

3

29

Адаптированная программа призвана помочь не только сохранению

богатства и традиций народного декоративно-прикладного творчества, но и его развитию. Проект может быть реализован как национально-

региональный компонент курса «Технология».

Реализация проекта, помимо знаний о народных промыслах и овладения практическими умениями и навыками, создает условия для расширения культурного кругозора ребенка для развития мышления и речи

на базе высокой тренированности моторики и координации движений руки.

Особенности программы в её практической направленности завершенности каждой темы. Составленным мной планированием предусмотрены экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства и в Музей народной культуры, которые пробуждают интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, он учится использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот.

Использование на занятиях по технологии материала, знакомящего

учащихся с национальными обычаями и традициями в производственной и

бытовой сферах, повышает их познавательный интерес, расширяет

возможности для проявления творческого начала.

Работая над программой, я пришла к выводу: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся посредством включения регионально-ориентированного материала, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность, и тем полнее сливаются старания учителя по обучению и воспитанию детей с их ответными усилиями по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в этом. Для творческого саморазвития движущей силой является мотивация школьника на основе заданий краеведческого характера.

С этой целью для учащихся я провожу цикл музейных уроков «Традиционная одежда народов ханты и манси», организую посещение выставок декоративно-прикладного творчества, участие в работе школьного краеведческого музея. Краеведческий материал здесь интересен для постановки вопросов проблемного характера, с целью появления устойчивого интереса к родному краю.

При работе над проектами краеведческой направленности мной созданы условия для работы исследовательского характера. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся стала одним из важных направлений в моей работе. Написание рефератов, проектов и

исследовательских работ учащимися прочно вошло в практику моей работы.

Формирование исследовательской культуры в проектной деятельности ведут к творческому саморазвитию школьников и становлению нравственных и патриотических качеств. Мои ученики работали над такими проектами как «Я живу в Югре», «Я житель Нижневартовска», «Культура и быт народов Севера», «Население ХМАО 19 века», «Язычество и христианство на берегах Оби» и др.



Использование на уроках технологии регионально-ориентированных заданий существенно влияет на развитие творческих способностей обучающихся, обеспечивает качественный показатель обученности, способствует развитию разносторонне развитой личности.

Таким образом, внедрение и реализация Проекта способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Урок регионально ориентированного материала

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии, посредством наполнения внутреннего содержания уроков технологии через создание включения в урок регионально – ори

217.99kb.

08 10 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл

Данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение конуса отводится три урока

46.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа по теме «Экстремумы функции». Урок объяснения нового материала. Урок лекция
113.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок математики "Спасательная экспедиция в Антарктиду" Тема урока : Закрепление пройденного материала. Тип урока : урок комплексного применения знаний

Оценка педагогической ситуации: дети владеют навыками табличного умножения и деления, учителем подготовлена презентация, технически урок оснащен

80.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Трудный путь к любви истинной

Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л. В

37.49kb.

25 12 2014
1 стр.


Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель – обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися материала об основных признаках империализма на основании биографии Рокфеллера; показать практическую значимость этих з

63.23kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»

Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает использование системы обобщающих занятий, а

77.17kb.

01 10 2014
1 стр.