Урок русского языка
Летопись современности, или публицистическая речь
ЦЕЛЬ:1. Повторить полученные ранее знания о публицистическом стиле
речи, его языковых особенностях, жанрах публицистики.
2. Развития умения сопоставлять и сравнивать особенности разных
стилей, проводить композиционно-содержательный анализ
текста, рассказывать о стилевых особенностях жанров,
высказывать свою точку зрения о наболевших вопросах
молодёжи, опираясь на свой собственный опыт.
3.Воспитание в детях положительного отношения к здоровому
образу жизни, заставить задуматься учащихся о злободневной
проблеме подросткового алкоголизма.
Ход урока
-
Организационный момент, приветствие.
Сообщение темы урока.
- исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
Мы с вами будем также разговаривать и о проблеме подросткового алкоголизма, т.к. текст, над которым мы сегодня будем работать, носит именно такое название «Алкоголь и подросток».
2. Повторение раннее изученного материала.
- Для начала я предлагаю вам прослушать отрывок из басни Михалкова «Непьющий воробей» (учитель читает отрывок).
С. Михалков «Непьющий воробей»
Случилось это во время птичьего банкета.
Заметил Дятел-тамада, когда бокалы гости поднимали,
Что у воробушки в бокале – вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали, «штрафной» налили Воробью.
А он твердит своё: «Не пью! Не пью! Не пью!» «не поддержать друзей? Уж я на что больная, - вопит сова,- а всё же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса и за родные небеса?!»-
Со всех сторон стола несутся голоса. Что делать? Воробей приклювил полстакана.
«нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна! А ну налить ему ещё бокал вина!»
Наш скромный трезвенник надолго продержался, все разошлись, а он под столом остался…
- Определите стиль данного отрывка.
- А я предполагаю, что данный отрывок написан в публицистическом стиле речи.
- А я предполагаю, что данный отрывок написан в публицистическом стиле речи. Поспорьте со мной…
Варианты ответов:
-
Художественная литература силой воображения писателя создаёт хотя и правдоподобный, но всё-таки вымышленный мир (аллегория). Публицистика ориентирована на факт, мысль, документ.
-
Художник через конкретное показывает общее (пример), а публицист же непосредственно анализирует, исследует типы, общие проблемы, истоки, социальные корни в обществе, средства борьбы с ней.
-
Художественная речь условна, вымышлена, воображаема. Автор в данном случае не выносит прямых оценок героям, а указывает на них косвенно, подводя читателей к определённым оценкам. Публицист даёт конкретные оценки изображаемому событию и фактам.
-
Личное Я писателя скрыто за фразами, нельзя в художественном произведении отождествлять писателя и героя его произведения, в отличие от публицистического произведения.
-Итак, подводя итог сказанному, давайте назовём черты публицистического стиля речи.
Варианты ответов:
-
Автор обращается ко многим читателям в официальной обстановке, цель обращения – воздействие на массы читателей, убеждение в чём-либо, пропаганда своей точки зрения на общественно-важные проблемы.
-
Публицистика содержит, прежде всего, общеизвестные факты, рассказывает о важных событиях, возможно даже задокументированных.
-
Автор публицистического текста даёт конкретные оценки изображаемому, причём, высказывая свою точку зрения.
3. Актуализация знаний.
-Данный теоретический материал мы сейчас с вами будем применять при выполнении творческого задания. Сначала прочтем предложенный вам текст (читает сильный ученик)
- Определите жанр данного текста (публицистическая статья)
Алкоголь и подросток
Алкоголь и подросток… Совместимы ли эти два понятия? Так ли уж редко встречается сейчас эта «парочка»?
Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Очень часто даже родители не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают лишь тогда, когда он попадает в психушку или милицию.
Даже эпизодическое употребление алкоголя – это уже чрезвычайное событие! Почему же мы так сильно бьём в колокола? Может, не так всё страшно?
Дело в том, что алкоголизм у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15-летних ребят с алкоголизмом 2 и даже 3 стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, т.к. у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга.
Это трагедия не только семьи, в которой есть алкоголик-подросток, но и всего общества. Чтобы подрастающее поколение было полноценным, необходимо уберечь детей от этого зла. Чтобы выявить среди учащихся тех, кто употребляет алкоголь, нужно знать объективные признаки, позволяющие предположить систематическое употребление спиртного.
В наркологии есть такое понятие – «контагиозность» (по смыслу близкое к слову «заразность»). Оно означает, что каждый алкоголик «заражает» пагубной привычкой как минимум одного человека. Значит, каждый спасённый от зелёного змия человек, спасает другого. Давайте задумаемся об этом!
-
Работа в группах - приготовились! (раздаются листочки с заданиями)
1 группа – докажите, что этот текст публицистического стиля речи.
2 группа - идейный анализ текста (тема, микротема, идея, типологическая структура текста)
3 группа – анализ языка текста.*
Вариант ответа:
-
Слова эмоционально-оценочные (примеры);
-
Концептуальная лексика: политическая, экономическая, общественная (примеры);
-
Библеизмы (примеры);
-
Трансформация слов из других стилей;
-
Выразительные средства;
-
Конструкции сжаты, ёмки, лаконичны;
-
Массовость, демократичность, доступность лексики;
-
Рубленые фразы (дают живописные мазки, приближающие публицистику к разговорной речи);
-
Присоединительные конструкции (придают эффект естественности, раскованности);
-
Риторические средства (синтаксический параллелизм, анафора, эпифора);
-
Вопросительные, восклицательные предложения.
4 группа- проект выпуска газеты на данную тему.*
5 группа - выводы по данной проблеме.
4. Физкультминутка.
- выполните упражнение «пчела», «борьба», «наклоны».
5. Защита результатов работы в группах.
6. Рефлексия. Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?
Вариант ответа: - публицистика, как искусство слова, обращает наше внимание на такие проблемы, как подростковый алкоголизм, наркомания, курение;
-заставляет нас задуматься над этой проблемой;
- языковые средства настолько богаты, что в ярких красках рисуют нам удручающую картину современности;
-газетные статьи или репортажи предупреждают нас и призывают к здоровому образу жизни;
7. Оценки (выставляются самими учащимися в группах)
8. Домашнее задание:
- группе «А» написать небольшую статью по проблеме, о которой мы сегодня говорили.
- группе «Б» - проанализировать любую статью о вредных привычках или здоровому образу жизни.