Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка

Летопись современности, или публицистическая речь
ЦЕЛЬ:1. Повторить полученные ранее знания о публицистическом стиле

речи, его языковых особенностях, жанрах публицистики.

2. Развития умения сопоставлять и сравнивать особенности разных

стилей, проводить композиционно-содержательный анализ

текста, рассказывать о стилевых особенностях жанров,

высказывать свою точку зрения о наболевших вопросах

молодёжи, опираясь на свой собственный опыт.

3.Воспитание в детях положительного отношения к здоровому

образу жизни, заставить задуматься учащихся о злободневной

проблеме подросткового алкоголизма.


Ход урока

  1. Организационный момент, приветствие.

Сообщение темы урока.

- исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Мы с вами будем также разговаривать и о проблеме подросткового алкоголизма, т.к. текст, над которым мы сегодня будем работать, носит именно такое название «Алкоголь и подросток».
2. Повторение раннее изученного материала.

- Для начала я предлагаю вам прослушать отрывок из басни Михалкова «Непьющий воробей» (учитель читает отрывок).



С. Михалков «Непьющий воробей»

Случилось это во время птичьего банкета.

Заметил Дятел-тамада, когда бокалы гости поднимали,

Что у воробушки в бокале – вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали, «штрафной» налили Воробью.

А он твердит своё: «Не пью! Не пью! Не пью!» «не поддержать друзей? Уж я на что больная, - вопит сова,- а всё же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса и за родные небеса?!»-

Со всех сторон стола несутся голоса. Что делать? Воробей приклювил полстакана.

«нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна! А ну налить ему ещё бокал вина!»

Наш скромный трезвенник надолго продержался, все разошлись, а он под столом остался…

- Определите стиль данного отрывка.

- А я предполагаю, что данный отрывок написан в публицистическом стиле речи.

- А я предполагаю, что данный отрывок написан в публицистическом стиле речи. Поспорьте со мной…




Варианты ответов:

  • Художественная литература силой воображения писателя создаёт хотя и правдоподобный, но всё-таки вымышленный мир (аллегория). Публицистика ориентирована на факт, мысль, документ.

  • Художник через конкретное показывает общее (пример), а публицист же непосредственно анализирует, исследует типы, общие проблемы, истоки, социальные корни в обществе, средства борьбы с ней.

  • Художественная речь условна, вымышлена, воображаема. Автор в данном случае не выносит прямых оценок героям, а указывает на них косвенно, подводя читателей к определённым оценкам. Публицист даёт конкретные оценки изображаемому событию и фактам.

  • Личное Я писателя скрыто за фразами, нельзя в художественном произведении отождествлять писателя и героя его произведения, в отличие от публицистического произведения.

-Итак, подводя итог сказанному, давайте назовём черты публицистического стиля речи.

Варианты ответов:


  • Автор обращается ко многим читателям в официальной обстановке, цель обращения – воздействие на массы читателей, убеждение в чём-либо, пропаганда своей точки зрения на общественно-важные проблемы.

  • Публицистика содержит, прежде всего, общеизвестные факты, рассказывает о важных событиях, возможно даже задокументированных.

  • Автор публицистического текста даёт конкретные оценки изображаемому, причём, высказывая свою точку зрения.


3. Актуализация знаний.

-Данный теоретический материал мы сейчас с вами будем применять при выполнении творческого задания. Сначала прочтем предложенный вам текст (читает сильный ученик)


- Определите жанр данного текста (публицистическая статья)

Алкоголь и подросток

Алкоголь и подросток… Совместимы ли эти два понятия? Так ли уж редко встречается сейчас эта «парочка»?

Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Очень часто даже родители не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают лишь тогда, когда он попадает в психушку или милицию.

Даже эпизодическое употребление алкоголя – это уже чрезвычайное событие! Почему же мы так сильно бьём в колокола? Может, не так всё страшно?

Дело в том, что алкоголизм у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15-летних ребят с алкоголизмом 2 и даже 3 стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, т.к. у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга.

Это трагедия не только семьи, в которой есть алкоголик-подросток, но и всего общества. Чтобы подрастающее поколение было полноценным, необходимо уберечь детей от этого зла. Чтобы выявить среди учащихся тех, кто употребляет алкоголь, нужно знать объективные признаки, позволяющие предположить систематическое употребление спиртного.

В наркологии есть такое понятие – «контагиозность» (по смыслу близкое к слову «заразность»). Оно означает, что каждый алкоголик «заражает» пагубной привычкой как минимум одного человека. Значит, каждый спасённый от зелёного змия человек, спасает другого. Давайте задумаемся об этом!
- Работа в группах - приготовились! (раздаются листочки с заданиями)

1 группа – докажите, что этот текст публицистического стиля речи.

2 группа - идейный анализ текста (тема, микротема, идея, типологическая структура текста)

3 группа – анализ языка текста.*

Вариант ответа:


  1. Слова эмоционально-оценочные (примеры);

  2. Концептуальная лексика: политическая, экономическая, общественная (примеры);

  3. Библеизмы (примеры);

  4. Трансформация слов из других стилей;

  5. Выразительные средства;

  6. Конструкции сжаты, ёмки, лаконичны;

  7. Массовость, демократичность, доступность лексики;

  8. Рубленые фразы (дают живописные мазки, приближающие публицистику к разговорной речи);

  9. Присоединительные конструкции (придают эффект естественности, раскованности);

  10. Риторические средства (синтаксический параллелизм, анафора, эпифора);

  11. Вопросительные, восклицательные предложения.

4 группа- проект выпуска газеты на данную тему.*

5 группа - выводы по данной проблеме.
4. Физкультминутка.

- выполните упражнение «пчела», «борьба», «наклоны».


5. Защита результатов работы в группах.
6. Рефлексия. Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Вариант ответа: - публицистика, как искусство слова, обращает наше внимание на такие проблемы, как подростковый алкоголизм, наркомания, курение;

-заставляет нас задуматься над этой проблемой;

- языковые средства настолько богаты, что в ярких красках рисуют нам удручающую картину современности;

-газетные статьи или репортажи предупреждают нас и призывают к здоровому образу жизни;
7. Оценки (выставляются самими учащимися в группах)
8. Домашнее задание:

- группе «А» написать небольшую статью по проблеме, о которой мы сегодня говорили.



- группе «Б» - проанализировать любую статью о вредных привычках или здоровому образу жизни.

Урок русского языка : «Синтаксис и пунктуация»

Этот урок мы поработаем вместе. Меня зовут Ирина Викторовна Манаева

326.05kb.

01 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение»

Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» Книга на уроке

62.94kb.

07 10 2014
1 стр.


Занятие №1 Словари и речевая культура (2 часа) План Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великору

340.7kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе, разработанный Еникеевой Г. В. Моу «Беляногорская сош» 2011/12 уч год. Тема урока: «Притяжательные местоимения»

Открытый урок русского языка в 6 классе, разработанный Еникеевой Г. В. Моу «Беляногорская сош» 2011/12 уч год

33.56kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок-путешествие в страну

Урок-путешествие в страну «Глаголию». Урок русского языка в 6 классе с презентацией в Power Point

37.8kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок Класс 8 (общеобразовательный) Тип урока повторение, обобщение, полученных сведений. Тема лингвистическая функция знаков препинания

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

64.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе построен с использованием технологии дифференцированного обучения и игровой технологии

Этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников

96.1kb.

15 09 2014
1 стр.


Преподавателей русского языка и литературы китайская ассоциация преподавателей русского языка и литературы

Мапрял, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председатель Попечительского совета

1247.79kb.

16 12 2014
14 стр.