Перейти на главную страницу
1. Проверка выполнения домашнего задания (рубрики: «Подумайте», «Проверь свои знания»).
2. Фронтальный опрос.
Вопросы
1. Актуализация знаний о роли дыхания в обмене веществ; эволюции строения дыхательной системы животных. (Беседа с использованием таблицы «Органы дыхания различных систематических групп животных».)
3. Строение и функции дыхательных путей.
Носовая полость. (Рассказ учителя, беседа с учащимися с использованием таблиц.) Что происходит с воздухом в носовой полости? Особенности ее строения в связи с этими функциями.
Строение гортани; функции хрящей. Особенности строения гортани в связи с выполняемыми функциями. Голосовые связки. Меры профилактики заболевания голосовых связок и гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся по изучению строения гортани; беседа, составление памятки «Меры профилактики заболеваний гортани, голосовых связок»; видеоматериалы.)
Трахеи, бронхи, их строение и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 181–182; беседа по результатам работы и следующим вопросам. Почему пища не попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? В чем сходство строения трахеи и бронхов? Как это можно объяснить?)
III. Закрепление знаний учащихся о роли дыхания и особенностях строения и функции воздухоносных верхних дыхательных путей. (Беседа по вопросам рубрики «Проверь свои знания» (1–7); работа со словарем.)
IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; ответить на вопросы. Проделать опыт «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»; подготовить сообщение «Требования к воздуху, которым дышит человек».
Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Васильева Ирина Никифоровна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.
(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.
Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?
Ответ: Через кровь.
Вопрос: А как кислород проникает в кровь?
Ответ: Через лёгкие.
(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)
Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
II. Строение органов дыхания
Воздухоносный путь начинается с носовой полости.
(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.<Рисунок 2>
(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)
(Оно останавливается.)
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.
При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.
(Ученики дают ответы.)
У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)
Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)
В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею.
Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
III. Заболевания дыхательных путей.
Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.
В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.
Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.
Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.
Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.
За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.
При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.
Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.
ВЫВОДЫ
1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
Просмотр учебного видеофильма (5мин.).
1. Для чего мы дышим?
1. В каком органе дыхания воздух обогревается?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
4. Как влияет крик на голосовые связки?
А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.
Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)
Болезни органов дыхания Сусанян Нунэ Вагановна, учитель биологии Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии Цель урока: познакомить уч-ся с болезнями, передающимися через воздух и вредом курения на органы дыхания. Методы: рассказ, беседа. Оборудование: таблицы по теме. Ход урока. I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала. Какие факторы могут вызвать негативное воздействие на наши органы дыхания?
Каково действие курения на органы дыхания и почему так настойчиво и упорно ведется с ним борьба? Состав табака Никотин 1-4% Углеводы 2-20% Белки 1-13% Орг.кислоты 5-17% Канц.смолы 4-12% Эфирные масла 0,1-1,7% При медленном горении табака образуются ядовитые вещества. В дыме 1 сигареты - 6 мг никотина
Значительная часть этих веществ уходит вместе с дымом в окружающую среду, поэтому дым от сигарет так же вреден окружающим, как и самому курящему (рис.1). ![]() Основная действующая часть табака - никотин.
За сутки сердце курильщика делает на 10-25 тыс. сокращений больше, чем сердце не курящего. А отсюда систематическое уменьшение отдыха сердца приводит к изнашиванию сердечной мышцы и ослаблению ее работоспособности. А это отрицательно сказывается на работе всех органов. А на органы дыхания?
Подобно тому, как в помещении, где часто дымит печь, на стенах оседает темная копоть, так на тончайших стенках легочных пузырьков оседают табачные вещества. Вещества эти канцерог. и стимулируют заболевание раком легких.
В наибольшей степени наблюдается у детей и подростков. У них повышенная потребность в О2, а вещества табачного дыма занимают место О2, а угарный газ прочно соедин. с гемоглобином крови, от этого она меньше насыщается О2.
III. Выступление ребят с сообщениями на данную тему. Физкультминутка (дыхательные упражнения) IV. Закрепление знаний. Выводы. Вопросы:
V. Домашнее задание. VI. Оценка деятельности учащихся. |
1. Формирование представления о заболеваниях органов дыхания, и причинах их формирования. Обоснований правил гигиены дыхания.
2. Развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни.
3.Воспитание культуры здоровья, навыков личной гигиены.
1. Демонстрационный прибор для курения.
2. Схема “Путь струи воздуха”.
3. Тест “Что мы знаем о курении?”.
4. Кроссворд “Дыхание”.
5. Сценарий игры “Вы рискуете своими легкими?”
6. Рисунки внутренних органов.
На урок приглашен врач.
- Есть такая присказка. “если бы молодость знала, если бы старость могла”. Начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить … Марк Твен на вопрос “Трудно бросить курить?”, - ответил. – “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”. Сегодня мы посмотрим и сопоставим, что положительного и отрицательного есть в курении.
- Какое строение имеет дыхательная система?
- Каков механизм газообмена в легких?
- Каким образом совершаются дыхательные движения?
- Какие процессы происходят в легочных альвеолах?
- Как устроена носовая полость?
УЧИТЕЛЬ:
2. Путь струи воздуха при дыхании.
- При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие вещества.
ВРАЧ:
- Дыхание должно быть ровным и размеренным.
- Желательно заниматься физической культурой.
- Дышать через нос.
- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях.
- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе.
- Необходима регулярная влажная уборка.
- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.
- При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
4. Часть микроорганизмов проникших в органы дыхания может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и т.д.
- Грипп – вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Грипп опасен своими осложнениями.
- Туберкулез – Возбудитель туберкулезная палочка, чаще всего поражает легкие. Туберкулез не только капельная, но и пылевая инфекция. Предупреждению заболеваний способствует поддержание чистоты в жилых помещениях и т.д. проводится регулярное обследование население. (Какое?)
УЧИТЕЛЬ:
5. Викторина “Вы рискуете своими легкими”.
1). При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ. Этот ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество О2 , переносимого кровью).
2). Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? (Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).
3). Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет причиненное пагубное влияние курения организму.
4). Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? (Сигареты).
5). Если человек выкуривает в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких. (1 л).
6). Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение поражает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему трудно бросить курить).
7). Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
8). Что означает “пассивное курение”? (Некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков).
9). Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно во время курения? (Целоваться, принимать душ, плавать).
10). Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Дурной запах, некурящие друзья, некурящие родители).
11). Какие проблемы типичны для детей курильщиков (Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).
12). Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови легких? (Одной).
6.
а) ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”
1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).
2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).
3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).
4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).
5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).
6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).
7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).
8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).
9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).
10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).
б) Справочная информация о никотине (Мини сценка)
Цвет лица землист,
Мне так плохо, я так устало
Мы хотим спросить вас, люди.
Иссушил меня проклятый злодей,
ВЕДУЩИЙ: - Ребята! Запомните на всю жизнь: что табак – это тоже наркотик, а наркотики – это гибель для человека!
УЧИТЕЛЬ:
Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.
Опыт с прибором для демонстрации курения:
- Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки (можно использовать одноразовый шприц). Вставьте в муштук сигарету и зажгите ее. “Выкурите” сигарету до конца с помощью пластмассовой бутылки из под кетчупа. Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату – это значительно усиливает воздействие. В опыте дети видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.
- Работа с классом:
- Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
- Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика?
г) Составление словесного портрета курильщика (Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях).
Ответить на вопросы кроссворда по теме “Дыхание” (Приложение №4)
(По вертикали: 1-оксигемоглобин.
По вертикали: 2-гортань; 3-никотин; 4-астма; 5-дыхание; 6-лёгкие; 7-трахея; 8-спирометрия;
9-газообмен; 10-диафрагма; 11-плевра; 12-озон; 13-туберкулез; 14-кислород; 15-бронх).
Оборудование: таблицы «Органы дыхания позвоночных животных», «Воздухоносные пути»; муляжи гортани, рельефная таблица «Органы дыхания»; видеоматериалы «Строение и работа органов дых
15 09 2014
1 стр.
Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания. Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были рассмотрены: строение
15 09 2014
1 стр.
Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. Сегментарное строение легких. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей. Частота дыхат
11 10 2014
1 стр.
Туберкулез органов дыхания и других локализаций. Профилактика туберкулеза: Метод рекомендации / Авт сост. С. И. Судник, Л. Г. Капустина, Л. А. Фролов. – Мн.: Бгу, 2002. – 22 с
14 10 2014
1 стр.
На этой странице рассказывается о некоторых заболеваниях органов дыхания, о профилактике и лечении их с помощью одеяла лечебного многослойного «дэнас-олм-01»
14 10 2014
1 стр.
С воздействием формальдегида связывают ухудшение состояния органов дыхания, ощущение головокружения, усталости и тошноты. По данным лабораторных исследований, он провоцирует возник
14 12 2014
1 стр.
Предлагает вспомнить и нарисовать схематическое строение животной и растительной клеток, подписать названия основных структурных элементов
26 09 2014
1 стр.
Хирургическая анатомия шеи. Треугольники шеи. Топография органов шеи. Кровоснабжение, венозный, лимфатический отток и иннервация шеи
11 10 2014
1 стр.