МОУ средняя общеобразовательная школа №5 им. П.Н.Бучина
Открытый урок в 10 классе
Многоликая уксусная кислота
Составила: Хохлова О.В.,
учитель химии
г. Тутаев, 2006 г.
Цели урока:
-
Более подробно изучить вещество, с которым часто имеем дело в повседневной жизни.
-
Конкретизировать знания об общих и специфических свойствах карбоновых кислот.
-
Повторение вопросов номенклатуры карбоновых кислот: тривиальной, систематической, международной.
Оборудование:
Схема «Уксусная кислота», у учащихся её уменьшенные копии; на доске написаны электронные формулы этанола и ацетальдегида; уравнение реакции получения этилового эфира уксусной кислоты; на переносной доске – дифференцированное домашнее задание.
Реактивы:
Уксусная кислота (разб.); столовый уксус (6 или 9 %), уксусная эссенция, магний, серная кислота (конц.), этанол, раствор соды, метилового оранжевого, гидроксида натрия, фенолфталеина; пробирки, спички.
План урока:
-
Организационное начало.
Вступительное слово учителя – 2 мин.
-
Повторение изученного.
По кратким вопросам повторяется материал о номенклатуре, физическим и химическим свойствам карбоновых кислот - 5 мин.
-
Изучение нового материала.
А) Игра «Суд над уксусной кислотой» - 15-20 мин.
Б) Выполнение лабораторного опыта «Химические свойства уксусной
кислоты». – 10 мин.
-
Проверочная работа «Химические свойства карбоновых кислот». – 5-7 мин.
-
Домашнее задание (дифференцированное, на выбор). – 1 мин.
Ход урока:
-
При изучении каждого класса органических веществ мы говорили об отдельных его представителях, которые имеют наиболее широкое применение.
Не являются исключением и карбоновые кислоты.
Сегодня объектом обсуждения будет уксусная кислота, которая имеет много областей применения.
-
Повторение изученного.
Вопросы:
- Дайте определение класса карбоновых кислот.
- Как образуются названия карбоновых кислот?
- Физические свойства карбоновых кислот.
-
Изучение нового материала.
а) Игра «Суд над уксусной кислотой»
Весь класс является присяжными. Некоторые учащиеся имеют роли.
Возьмите схемы «Уксусная кислота» и в результате её изучения после игры предложите: способы получения уксусной кислоты, химические свойства, применение кислоты.
Судья: Сегодня слушается дело госпожи Acetum Acidum (русское имя – Уксусная кислота), которая обвиняется в том, что в зависимости от ситуации называется разными именами: Уксусная кислота, Ледяная уксусная кислота, Уксусная эссенция, Столовый уксус, Этановая кислота. Мы призываем суд обстоятельно разобраться, не нарушает ли вышеуказанная особа паспортный режим, а также установить её соответствие занимаемой формуле.
(Из лаборантской выходит Уксусная кислота и, положив руку на учебник химии, произносит клятву).
Уксусная кислота: Клянусь говорить правду и только правду.
Судья: Ваше имя?
Уксусная кислота: Acetum Acidum.
Судья: Расскажите вашу биографию.
Кислота: Я родилась более 4 тысяч лет назад в Древнем Египте. Впервые меня получили при скисании вина и назвали Acetum Acidum. Меня применяли, применяют для улучшения вкуса пищи и консервации продуктов (указывает на блок «Применение» на схеме.)
Судья: Объясните суду процесс Вашего получения.
Кислота: Вино, как известно, содержит спирт, который под воздействием ферментов размножающихся бактерий окисляется кислородом воздуха в уксусную кислоту (показывает уравнение реакции в блоке «Получение»). Известны, также и другие способы получения (указывает их на схеме).
Судья: Что вы можете суду по поводу других Ваших имён, прозвучавших здесь?
Кислота: Я этими именами не пользуюсь, откуда они появились мне не известно.
Судья: Прошу садиться. Слушаем свидетелей защиты – почтеннейших и уважаемых в Химическом царстве учёных. Слово предоставляется господину Всезнающему, эксперту по номенклатуре кислот.
Всезнающий: С обвиняемой мы знакомы много лет. При температуре 16,8º С и выше это бесцветная жидкость, хорошо растворимая в воде, с резким характерным запахом (указывает на блок «Физические свойства»). Ниже этой температуры она представляет собой кристаллическую массу, похожую на лёд, поэтому её называют ледяной уксусной кислотой. Название «уксусная эссенция» относится к 70%-ному раствору этой кислоты (демонстрация). Сильно разбавленная водой эссенция (6 или 9%-ный раствор) применяется в виде столового уксуса (демонстрация). По систематической номенклатуре ИЮПАК кислота называется этановой.
Судья: Господин Всезнающий, как может рядовой потребитель уберечься от подделок уксусной кислоты?
Всезнающий: Бутылка с уксусной эссенцией, выпущенная на заводе, имеет на горлышке три кольца, свидетельствующие об опасности вещества
( демонстрация ). Кроме того, на этикетке обязательно указаны адрес завода-изготовителя и дата выработки эссенции. При встряхивании бутылки образуются мелкие, быстро исчезающие пузырьки (демонстрация).
Судья: Прошу садиться. Слово просит госпожа Структура.
Структура: Я хочу подтвердить формулу Уксусной кислоты экспериментально. Для этого мы с помощником продемонстрируем некоторые её свойства.
Помощник проводит синтез этилацетата, Структура демонстрирует взаимодействие кислоты с метиловым оранжевым, магнием, гидроксидом натрия в присутствии фенолфталеина и раствором соды. При проведении опытов они указывают соответствующие уравнения реакций на схеме.
Структура: (указывая на электронную и структурную формулу уксусной кислоты на схеме и на электронные формулы этанола и этаналя на доске). Многие свойства уксусной кислоты, например кислый вкус, взаимодействие с металлами, основаниями, с Олями, подтверждают, что атом водорода гидроксогруппы в её молекуле значительно подвижнее, чем в молекуле этилового спирта. Сравнивая строение этих двух веществ, мы замечаем наличие в молекуле уксусной кислоты карбонильного атома кислорода. Очевидно, под влиянием этого атома и изменились свойства водорода в гидроксогруппе.
Карбонильный атом кислорода притягивает электроны, связывающие его с атомом углерода, вследствие чего атом углерода приобретает частичный положительный заряд (за счёт своего ядра ) и притягивает электроны атома кислорода гидроксогруппы. Атом кислорода притягивает электроны от атома водорода, делая его более подвижным.
Влияние атомов взаимно, и гидроксогруппа, в свою очередь, влияет на карбонильный атом кислорода. Так, для альдегидов характерны реакции присоединения по месту разрыва двойной связи - С- О . В молекуле же уксусной кислоты двойную связь труднее разорвать и реакции присоединения сильно затруднены. Таким образом, для уксусной кислоты характерны реакции замещения и обмена.
Судья: Прошу свидетеля занять своё место. Коллегии присяжных предстоит решить: правомерно ли применять несколько имён для одного и того же вещества и соответствует ли структурная формула Уксусной кислоты её химическим свойствам.
Старшина: (после небольшого совещания) Господин судья! Суд присяжных постановил: имена госпожи Уксусной кислоты не противоречат друг другу, а структурная формула соответствует её химическим свойствам.
Судья: Заседание суда объявляю закрытым.
Б) Выполнение лабораторного опыта.
Запись в тетрадях: лабораторный опыт «Химические свойства уксусной кислоты».
Опыт 1. Взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами.
В 2 пробирки влейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую – несколько гранул цинка. Отметьте наблюдения. Запишите уравнение реакции.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Влейте в пробирку 1 мл гидроксида натрия и добавьте небольшую полоску фенолфталеина. Добавьте уксусной кислоты. Что наблюдаете и почему? Запишите уравнение реакцию
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия. Добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
-
Проверочная работа.
«Химические свойства предельных карбоновых кислот».
Учащимся выдаются небольшие листочки, на которых записаны формулы различных веществ.
Задание: поставьте знак «+» под формулой того вещества, с которым будет взаимодействовать уксусная кислота.
Работа проводится по 3 вариантам.
5.Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание. Каждый выбирает, какое задание будет выполнять (оно написано на переносной доске) и листочки с заданием лежат на краю стола.