Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода).
Автор – учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н.
Ход занятия.
-
Оргмомент.
-
Постановка учебных задач:
-
узнать, что такое «уместность речи»;
-
выявить особенности стилевой и контекстуальной уместности речи;
-
закрепить на практике навыки устранения речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности.
-
Повторение ранее изученного.
- На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Расскажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах).
(Устные рассказы обучающихся).
-
«Открытие» нового знания.
- К коммуникативным качествам речи относится
уместность речи.
Уместная речь – такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения.
Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает.
Уместность речи – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей.
В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных – в разговорной речи.
Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и относительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации – залог успешного речевого поведения.
Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.
-
Составление схемы.
Виды уместности речи
стилевая контекстуальная
-
Первичное закрепление.
Беседа:
-
Уместно ли употребление в научном тексте, рассказывающем об особенностях строения простейших, слов: брокер, менеджер, номенклатура?
(Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы слова официально – делового стиля).
-
Можно ли так сказать?
- «Можно спросить вопрос?»
(Нет. Контекстуальная неточность - тавтол
гия).
- «Главная суть»?
(Нет. Контекстуальная неточность - плеон
зм).
Работа со словарём:
Тавтол
гия – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.
Плеон
зм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.
- О каком приёме идёт речь?
…Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Ещё люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
(А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»).
-
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах.
Группа №1.
Устраните речевые ошибки.
-
Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.
-
В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
-
Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.
Группа №2.
Устраните речевые ошибки.
-
Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.
-
Ниловна призывает народ бороться за народное дело.
-
Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.
Группа №3.
Устраните речевые ошибки.
-
Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.
-
Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.
-
Наружная внешность героини повести очень привлекательна.
Группа №4.
Устраните речевые ошибки.
-
В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
-
Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
-
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
-
Проверка самостоятельной работы.
-
Итог занятия.
Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна.
(Например:
Уместность речи
стилевая и контекстуальная
нужна, важна, необходима.
Краткость и ясность – сёстры грамотности.
Коммуникативное качество речи.)