Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная». (В рамках технологии деятельностного подхода).

Автор – учитель русского языка и литературы Ефимова Н.Н.


Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка учебных задач:

  1. узнать, что такое «уместность речи»;

  2. выявить особенности стилевой и контекстуальной уместности речи;

  3. закрепить на практике навыки устранения речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности.

  1. Повторение ранее изученного.

- На предыдущем занятии мы изучали понятие «выразительность речи». Расскажите, что вы знаете о выразительности речи, о выразительных средствах речи (тропах и риторических фигурах).

(Устные рассказы обучающихся).




  1. «Открытие» нового знания.

- К коммуникативным качествам речи относится уместность речи.

Уместная речь – такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения.

Выбор языковых средств производится с учётом темы сообщения, т.е. отобранное слово должно формировать мысль, отвечать целевой установке говорящего, его отношению к излагаемому, должно отбираться с учётом аудитории, в соответствии с интеллектуальным и образовательным уровнем слушателей, с учётом тех условий (времени и места), в которых это общение протекает.


Уместность речи – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приёмов их организации, которые отличают каждый из этих стилей.

В каждом стиле литературного языка есть свои закономерности отбора и употребления языкового материала, элементы, определяющие его специфику, которые называются стилеобразующими. Так, например, обилие терминов закономерно в научной речи, обилие слов разговорных – в разговорной речи.

Об уместности речи важно говорить не только относительно стилей, но и относительно конкретных речевых ситуаций. Умение найти нужную интонацию, нужные слова в той или иной ситуации – залог успешного речевого поведения.

Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, т.к. регулирует наше речевое поведение, способствует личностно - психологическому контакту с собеседником, взаимопониманию.




  1. Составление схемы.

Виды уместности речи


стилевая контекстуальная


  1. Первичное закрепление.

Беседа:

  1. Уместно ли употребление в научном тексте, рассказывающем об особенностях строения простейших, слов: брокер, менеджер, номенклатура?

(Нарушение стилевой уместности: в тексте научного стиля недопустимы слова официально – делового стиля).


  1. Можно ли так сказать?

- «Можно спросить вопрос?»

(Нет. Контекстуальная неточность - тавтолгия).

- «Главная суть»?

(Нет. Контекстуальная неточность - плеонзм).

Работа со словарём:

Тавтолгия – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.

Плеонзм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.
- О каком приёме идёт речь?
…Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

(А. Хайт, «Стихотворение про тавтологию»).


  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Устранение речевых ошибок с точки зрения контекстуальной уместности. Работа в группах.

Группа №1.

Устраните речевые ошибки.


  1. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

  2. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

  3. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.

Группа №2.

Устраните речевые ошибки.


  1. Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

  2. Ниловна призывает народ бороться за народное дело.

  3. Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.

Группа №3.

Устраните речевые ошибки.


  1. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

  2. Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.

  3. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

Группа №4.

Устраните речевые ошибки.


  1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

  2. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

  3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.



  1. Проверка самостоятельной работы.




  1. Итог занятия.

Обучающиеся подводят итог занятия в виде стихотворения - синквейна.

(Например:

Уместность речи

стилевая и контекстуальная

нужна, важна, необходима.



Краткость и ясность – сёстры грамотности.

Коммуникативное качество речи.)

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»

Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»

45.73kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Описание снежинок"

Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи

69.15kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок по теме: «Имя прилагательное» в 5 классе Провел: Учитель русского языка: Касьян Н. И

Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные

48.98kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи»

Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий

108.22kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.


Конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием икт урок развития речи в 8 классе по теме «Эпитетов чарующая сила»

Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области

112.91kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса»

Обобщающий урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса». Учитель: Дульцева Л. П. Мбоу «сош №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

35.04kb.

11 10 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.