Перейти на главную страницу
средняя общеобразовательная школа №4
Муниципальный конкурс
для педагогов на лучшую
методическую разработку
с использованием ИКТ
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
в 8 классе
по теме
«Эпитетов чарующая сила»
Разработала
учитель
русского языка и
Клопкова Ю.Н.
Петровск 2009
Эпитетов чарующая сила.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А.П.Сумароков.
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык,
ему мы учимся и должны учиться непрерывно
до последних дней своей жизни.
К.Г.Паустовский
Русский язык в умелых руках и в опытных
устах красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
А.Куприн
Цели урока:
Оборудование:
Докажите правильность вашего ответа.
троп использован в конкретном примере (рекомендуется спросить каждого учащегося класса)
1. Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада / олицетворение
2. Тревога, как змея, вползла в наши сердца / сравнение
3. проволочные нервы / эпитет
По завершении игры «Литературовед» классу задаётся вопрос: «Какое средство выразительности в приведённых примерах встречалось чаще всего?» (Ответ: эпитет)
(обратить внимание учащихся на то, что в названии темы также содержится эпитет)
(захватывает дух от грозной стихии моря; как будто чувствуются порывы ветра, ощущается солёный морской запах и обжигающие холодом брызги морской воды;
Картина создаёт впечатление правдоподобия, словно ты сам пытаешься спастись от гибели на остатках разбитого корабля; поражает игра цвета, теней)
Слайд 15
На экране одновременно три рисунка: детский, подражательный, репродукция.
Прочитаем его читаем вслух.
Отрывок.
…я стою на вершине холма, и моему восхищённому взору предстаёт величественнейшая картина бесконечного водного пространства, сливающегося с зыбким горизонтом. Я безумно страшился досадного, мучительного разочарования, но оказалось, что мои самые радужные, самые безудержные фантазии лишь бледный оттиск грандиознейшего морского великолепия.
А море, всеобъемлющее, бездонное, неоглядное, занимало собой всё богатырское беспредельное пространство и под лучами малинового восходящего солнца казалось рубиново-мраморным и сонно-спокойным, ведь ни один легкокрылый ветерок не отваживался прогнать его будкий утренний сон. А дремотные беззвучные нежнопенные волны старались ещё продлить его благодатный отдых.
? На использовании какого средства выразительности основывается эта работа? (Ответ: на эпитетах)
Задание классу: произвольно подчеркните все эпитеты и прочитайте текст без них.
А море занимало собой всё пространство и под лучами восходящего солнца казалось спокойным, ведь ветерок не отваживался прогнать его сон. А волны старались ещё продлить его отдых.
Давайте вновь посмотрим на слайд 15 и ещё раз проведём параллель с картинами.
(Исходный текст напоминал хорошую картину, то есть совершенный образец художественной речи, а в изменённом виде стал подобен плохой копии хорошей картины)
Чтобы вы могли развивать свою речь, придуманы замечательные книги – словари. Один из них – словарь эпитетов.
В нём около 600 словарных статей и 50 тысяч эпитетов. Эта книга поможет решить проблему выбора точного эпитета, сделает ваше высказывание более ярким, подчеркнёт индивидуальный признак предмета или явления, а сегодня на уроке поможет вам в создании зарисовки, то есть небольшого художественного рассказа, представляющего собой цепь картин, ассоциаций, построенного по типу речи описание, включающего значительное количество оправданных тропов.
Представьте, что мы в творческой лаборатории.
Ваша задача – создать картину, только не красками, как дома, а словами.
1 группа – создают зарисовку
2 группа – создают зарисовку по опорным словам, добавляя эпитеты (см. приложение 1)
3 группа – работают с заготовкой текста, вставляя на места пропусков подходящие
по смыслу эпитеты из предложенного списка (см. приложение 3, 2)
4. Избегайте словесной напыщенности, приводящей к ложной красивости.
К морю.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час.
И своенравные порывы!
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
репродукции № 8 из учебника русского
языка.
Приложения.
Море спать спокойно
Вода дремать мирно
Волна качать нежно
Солнце садиться беззаботно
Горизонт сливаться уютно
Свет ложиться легко
Дорожка бежать плавно
Небосклон светиться чудесно
Облака ласкать романтично
Тишина умиротворять поэтично
Простор увлекать волшебно
Бесконечность манить
Блеск поражать
Красота восхищаться
Приложение № 2 (для всех групп)
Эпитеты.
МОРЕ.
О величине: безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее,
беспредельное, всеобъемлющее, глубокое, громадное, необозримое,
неоглядное, широкое.
О цвете: багровое, багряное, белогривое, блёклое, глянцевое, жёлтое, жемчужное,
изумрудное, лазоревое, лиловое, мраморное, радужное, туманное,
фосфорическое, ясное.
О состоянии: безветренное, безмолвное, бесстрастное, буйное, бунтующее,
величественное, величавое, весёлое, взволнованное, грозное, дремотное,
живое, зеркальное, кроткое, ласковое, ласково-нежное, мёртвое, могучее,
немое, обманчивое, спокойное, пустынное, сонное, тёплое, тихое, трепетное,
торжественное, чарующее, штормовое, разомлевшее, шёлковое, открытое.
СОЛНЦЕ.
О цвете, времени, яркости: багровое, белёсое, белое, бледное, блестящее, большое,
низкое, высокое, горячее, жёлтое, закатное, заходящее,
золотистое, золотисто-огненное, лимонное, лучистое,
малиновое, мглистое, медное, огнистое, ослепительное,
пламенное, пылающее, румяное, янтарное.
О впечатлении: благодатное, великолепное, гордое, доброе, животворящее, заспанное,
ласковое, печальное, праздничное, приветливое, радостное, умытое,
утомлённое, щедрое, златолицее, вечернее, летнее, солёное.
СВЕТ.
О цвете, яркости: алый, блуждающий, бронзовый, лёгкий, мягкий, невесомый,
пляшущий, рассеянный, радужный, ровный, слабый, сумеречный,
тёплый, хрустальный.
О впечатлении: загадочный, задумчивый, колдовской, кроткий, ленивый, магический,
отрадный, приятный, таинственный, успокаивающий, фантастический.
прозрачно-золотое.
нарядное.
малиновый.
шуршащая.
Зима. Падает ________________ снег, холодно. А перед глазами морской пейзаж, и
Управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области
18 12 2014
1 стр.
Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи
15 12 2014
1 стр.
Урок-закрепление по теме "Моя семья" с использованием икт на уроках английского языка
10 10 2014
1 стр.
Образовательная: формирование грамматических навыков и умений: обобщение всех случаев употребления настоящего совершенного времени в речи
26 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Положение об областном конкурсе «Ребенок и право» на лучшую методическую разработку
13 09 2014
4 стр.
Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные
15 09 2014
1 стр.
Урок в 10 классе по теме «Уместность речи. Уместность стилевая, контекстуальная»
14 12 2014
1 стр.