Разработка открытого урока
по экологии
«Биологический Звёздный час»
Составитель: учитель географии
Любкина Т.В.
Тема урока «Биологический Звёздный час»
Тип урока: обобщающий урок.
Цель: закрепить и расширить знания по экологии.
Образовательная задачи: Систематизировать и обобщить знания о разнообразии растений, их значении в жизни человека.
Воспитательная задача: Научить детей видеть красоту окружающего мира, любить природу.
Развивающая задача: Продолжить развитие мышления, внимания, сообразительности, самостоятельности, умения работать в команде.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 5, фломастеры, бумага, мультимедийный проектор,
презентация – «Биологический «Звездный час».
Ход урока
-
Организационный момент
Класс делится на заранее сформированные группы(5-6 человек). Каждая команда занимает своё рабочее место. Учитель приветствует ребят. Урок начинается.
-
Вводное слово учителя.
Здравствуйте ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Наш урок мы проведем в виде игры, которая называется «Биологический Звездный час» (слайд 1). Игра проводится в рамках недели естественных наук, и посвящена одной из самых удивительных и загадочных наук во всем мире – биологии. И, действительно, если оглянуться, что может быть таинственнее и загадочнее жизни тех живых организмов, которые нас окружают.
Биология в переводе с греческого означает «учение о жизни».
Посмотрите, как разнообразен окружающий нас мир! Эти таинственные растения, удивительные животные дают нам жизнь, а, самое главное, всей планете в целом.
И на сегодняшнем уроке мы с вами окунемся в загадочный мир растений, которые заставляют трепетать сердца поэтов, музыкантов и не оставляют равнодушным даже обычного человека.
Перед началом игры необходимо ознакомиться с правилами:
- На столах каждой команды лежат таблички с цифрами от 1 до 5, фломастеры, бумага. Все это понадобиться Вам при игре.
- Игра состоит из пяти раундов. В каждом раунде несколько заданий.
- В первом и во втором раунде каждая команда будет работать с табличками. Нужно поднимать табличку с тем номером, под которым находиться правильный на Ваш взгляд ответ.
- За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.
- Баллы будут записываться в специальный бланк (приложение 1). В конце игры подведем итог, и выясним, какая команда победила.
- За нарушение дисциплины будет сниматься по 2 балла.
Думаю, что на этой игре никто из вас не будет скучать, а получит заряд бодрости и хорошего настроения. А знания, ум, сообразительность и активность будут Вашими главными помощниками.
Итак, перед нами 6 команд – все они сообразительны и самое главное – хотят победить. А насколько им это удастся - мы сейчас посмотрим.
Я объявляю первый тур «Биологического Звёздного часа».
-
Ход игры
Учитель. Ребята, мы с вами говорим об одной из самых интересных наук – биологии, которая охватывает все живое на нашей планете, все, что нас окружает: водорослей, птиц, лишайников, насекомых и многое другое. Есть много наук, с которыми биология находится в тесной взаимосвязи. Некоторые из них вы уже знаете. А как называются эти науки, мы сейчас выясним. Перед вами 5 табличек, на которых даны названия наук: (слайд 2).
-
экология;
-
палеонтология;
-
биология;
-
геология;
-
астрономия.
Внимание, вопрос!
-
Отдельные разделы этой науки изучают горные породы, минералы, движения земной коры. Без этой науки невозможен поиск месторождений полезных ископаемых. Это наука о Земле, ее форме, строении и составе.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – геология. Следующий вопрос.
-
В прошлые века этой науке не придавали особого значения, можно сказать, что она даже держалась в стороне. Но в конце XX столетия она приобрела глобальный характер в связи с теми изменениями, которые происходят на нашей планете благодаря деятельности человека. Что это за наука?
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – экология. Следующий вопрос.
-
Эта наука отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются живые организмы. Это наука о живой природе.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – биология. Следующий вопрос.
-
Эта наука раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображения людей новыми открытиями. Это наука о небесных телах.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – астрономия. Следующий вопрос.
-
Это наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, способы питания, а также восстановить на основе этих сведений ход истории. (Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 – палеонтология.
Молодцы!
Учитель: Ребята, велик растительный мир нашей планеты. И так бывает трудно порой взглянуть на растения и тут же узнать растение. Перед вами названия растений: (слайд 3)
-
Лишайник;
-
Картофель;
-
Лопух;
-
Кувшинка
-
Мать-и-мачеха.
Внимание, вопрос!
-
Эти растения растут на самых непригодных для жизни предметах: кирпичах, фарфоре, на безжизненном трухлявом пне. Им не страшны ни холод, ни проливной дождь, ни засуха. Их еще называют растениями-сфинксами, поскольку эти живые организмы скрывают в себе тайну, что это гриб и водоросль одновременно.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – лишайник. Следующий вопрос.
-
Весной пчелы с трудом разыскивают себе пропитание – цветов еще мало. И вот тут-то и выручает их это растение: оно еще неплохой медонос. Во всяком случае, пчелы охотно летят к нему.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – мать-и-мачеха. Следующий вопрос.
-
Это растение – одно из самых красивых. Его еще называют лотосом севера. Много легенд и поэтических произведений посвящено ему. Свое наученное название – нимфея – оно получило в честь мифологических нимф: по месту обитанию в воде и за красоту своих цветов.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – кувшинка. Следующий вопрос.
-
Это растение – одно из самых известных и ценных на нашей планете. В его плодах очень крахмала и других веществ, необходимых нашему организму. В Россию оно попало во времена Петра I. Его плоды вы употребляете в пищу практически каждый день.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 – картофель. Следующий вопрос.
-
С этим растением владельцы садово-огородных участков обычно ведут упорную борьбу. Считая его сорняком, они стараются извести это растение навсегда, выдрав его с корнем. Однако справиться с поставленной задачей мало кому удается. Второе название – репейник.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – лопух.
Молодцы!
Учитель: Но мы говорим с вами не только о разнообразном, но и загадочном мире растений. И вот сейчас вам и предстоит разгадать эти загадки, загадки о растениях, но не такие уж они простые, поэтому, слушайте внимательно.
Перед вами 5 табличек с названиями растений: (слайд 4)
-
крапива;
-
шиповник;
-
настурция;
-
ирис;
-
незабудка.
Внимание, вопрос!
-
Название этого цветка состоит из частицы «не», предлога и названия сторожевого помещения.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – незабудка. Следующая загадка.
-
Название цветка – кондитерское изделие.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – ирис. Следующая загадка.
-
В каком цветке заключено название государства.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – настурция. Следующая загадка.
-
Цветы ангельские, а когти дьявольские.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 –шиповник. Следующая загадка.
-
Что за трава, которую узнают слепые.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – крапива.
Молодцы!
Учитель: Растения – это не только удивительное творение природы, но и замечательный «доктор». Речь пойдет о лекарственных растениях. Перед вами 5 табличек с названиями растений: (слайд 5)
-
Тысячелистник;
-
Подорожник;
-
Клевер;
-
Боярышник;
-
Одуванчик.
Внимание, вопрос!
-
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – боярышник. Следующая загадка.
-
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – клевер. Следующая загадка.
-
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 – подорожник. Следующая загадка.
-
Тысячи листиков на нём,
Пахнет как полынка.
Попадается везде - в поле, на тропинке.
Лечит от желудка, об этом не забудька!
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – тысячелистник. Следующая загадка.
-
Такого модника как этот,
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета,
В пуховой шапке щеголять.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – одуванчик.
На этом 1 тур закончился. Подведем предварительные итоги.
Учитель: Я объявляю второй тур.
Сейчас мы посмотрим, насколько сильны наши команды в составлении слов. Даны буквы (слайд 6). Из них необходимо составить самое длинное слово. На выполнение задание – 2 минуты.
(Команды записывают получившееся слово на листок бумаги и поднимают вверх по сигналу учителя).
Учитель: Самое длинное слово, которое было зашифровано, это слово заповедник.
Молодцы, все успешно справились с заданием!
На этом 2 тур закончился. Подведем предварительные итоги.
Физминутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо
Через левое ещё.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
И спокойно сели за парту.
Учитель: Я объявляю третий тур.
Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Её надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.
Вашему вниманию будут представлены ребусы. На расшифровку каждого ребуса отводится 1 минута.
Внимание на экран! (слайды 7-11)

В этом ребусе зашифровано слово
ива.

В этом ребусе зашифровано слово
персики. 
В этом ребусе зашифровано слово
камыш.

В этом ребусе зашифровано слово
ландыш.
В этом ребусе зашифровано слово тюльпан.
Молодцы!
Учитель: Я объявляю четвертый тур.
Г.Х. Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, встречаются на свадьбе…. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод – цветы просто-напросто необходимы. Без их красоты как-то беднее становится жизнь. И не даром столько легенд, чудесных историй связано с ними. Перед вами названия цветов: (слайд 12).
-
подснежник;
-
гвоздика;
-
астра;
-
роза;
-
мак.
Внимание, задание!
Придумайте красивую легенду об одном из этих растений. На выполнение задание отводится 3 минуты.
(Команды после обдумывания задания зачитывают или представляют свою легенду).
Учитель: Молодцы! И я объявляю пятый тур – последний.
Учитель: Вашему вниманию представлено слово - наследственность, из букв данного слова необходимо составить как можно больше маленьких слов (слайд 13). На выполнение задания отводится 3 минуты.
(Команды записывают на листок бумаги слова, которые составляют. Затем по-очереди зачитывают их. Слова не должны повторятся).
Учитель: Молодцы! На этом задания нашей игры закончились. Теперь давайте подведем общий итог игры (выставление оценок).
-
Заключение
Учитель: Вот и закончилось, ребята, так называемое путешествие в удивительный и загадочный мир природы. Вы смотрите на самые прекрасные деревья, бродите по самым распрекрасным лесам, восхищаетесь самыми удивительными пейзажами – рекой, горой, опушкой. Но мало кто из нас понимает, что эти леса, реки, цветы, все красоты мира – это ничто иное, как отражение того, что живет в нашем сердце, в нашей душе. Так давайте постараемся сохранить всю эту красоту. Всем большое спасибо за отличную игру! Урок окончен. До свидания!
-
Домашнее задание: нет