Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Предисловие
В изучении синтаксиса как «организационного центра грамматики» (В. В. Виноградов) весьма существенным представляется не только постижение студентами-филологами законов и правил построения целостных высказываний, но и усвоение синонимики простых и сложных предложений и коммуникативно целесообразное использование их в актах общения. Овладение синонимическими, параллельными моно- и полипредикативными конструкциями обогащает строй русской речи будущих учителей-словесников, позволяет поддерживать у них положительную мотивацию к познанию закономерностей функционирования этих конструкций в различных стилях речи и особенностей постановки знаков препинания в осложненных простых предложениях, союзных и бессоюзных сложных предложениях.

При изучении синтаксических синонимов, т.е. конструкций, совпадающих по значению, но различающихся по структуре, важно обратить внимание на три момента: 1) знание принципов типологии синтаксических единиц и сопоставление соотносящихся в функциональном плане видов простых и сложных предложений; 2) выявление тождества или близости параллельных, вариантных синтаксических конструкций и установление их различий, обнаруживаемых в смысловых оттенках, в эмоционально-экспрессивной окраске или стилистической дифференциации синонимов; 3) умение строить разнотипные и разножанровые речевые произведения в устной и письменной форме благодаря осмыслению, выбору и употреблению в них синонимических средств языка в соответствии с коммуникативным намерением автора; главное – чтобы студенты научились избегать в своих высказываниях синтаксического монотона, стремились к точности, ясности, богатству, чистоте, выразительности продуцируемой речи.

С учетом сказанного система грамматико-стилистических упражнений в настоящем пособии выстроена таким образом, чтобы студенты могли тренироваться в распознавании структурно-семантических разновидностей моно- и полипредикативных конструкций, устанавливать их синонимию, трансформировать простые предложения в сложные, подбирать к союзным дву- и многочастным сложным предложениям бессоюзные и наоборот, учиться успешно выбирать из синонимичных семантических союзов (сочинительных и подчинительных) или союзных слов подходящее по смыслу средство связи предикативных единиц, закреплять навыки расстановки знаков препинания в мини- и макротекстах сообразно с характером смысловых отношений между частями сложных предложений, составлять целостные высказывания разных жанров, подвергать синтаксическому, стилистическому, пунктуационному анализу поэтические и прозаические строфы и оценивать их с позиций норм русского литературного языка и риторики.

Упражнения представлены в пособии в соответствии с дидактическим принципом «от легкого к трудному»: вначале рассматриваются простые предложения (неосложненные и осложненные), преобразуемые в сложные; затем синонимика полипредикативных конструкций как средство формирования у студентов-филологов лингвистической, коммуникативной и стилистической компетентности.



Задания по синонимике разнотипных синтаксических конструкций, набор упражнений, направленных на перестройку простых и сложных предложений, взаимозамену их в том или ином контексте, могут быть использованы студентами в самостоятельной работе для углубления знаний по синтаксису и стилистике русского языка, для совершенствования своих речевых умений. Пособие может найти успешное применение также во время прохождения ими учебной и стажерской практики в школе. Оно может заинтересовать и преподавателей-русистов, и учителей-словесников, и учащихся разнотипных образовательных учреждений (вузов, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов, училищ), стремящихся к обогащению строя своей речи синонимическими, параллельными, вариативными конструкциями и к развитию навыков пунктуационного оформления целостных высказываний, выдержанных в художественном и публицистическом стилях речи.
Синтаксическая синонимия
1. Под синтаксическими синонимами подразумеваются близкие по смыслу разнооформленные синтаксические конструкции, различающиеся либо оттенками значения, либо эмоциональной окраской, либо употребительностью в разных стилях речи, либо несколькими из этих признаков одновременно. Подтвердите сказанное анализом приведенных ниже примеров.

1) Дерево держится корнями – человек друзьями. – Дерево держится корнями, а человек – друзьями. – Если дерево держится корнями, то человек – друзьями.

2) По утрам на траве лежал иней, отчего зелень казалась сказочной (А. Толстой). – По утрам на траве лежал иней, оттого зелень казалась сказочной. – По утрам на траве лежал иней, и оттого зелень казалась сказочной.

3) То ли лодка плыла по реке, то ли двигалось большое бревно (Ч. Айтматов). – Или лодка плыла по реке, или двигалось большое бревно. – Не то лодка плыла по реке, не то двигалось большое бревно. – Непонятно, лодка ли плыла по реке или двигалось большое бревно.

4) Молния сверкнула невдалеке, и гроза началась (С. Антонов). – Молния сверкнула невдалеке – гроза началась. – Как только молния сверкнула невдалеке, гроза и началась.

5) Мне грустно: я тебя люблю. – Мне грустно, потому что я тебя люблю. – Мне грустно потому, что я тебя люблю (М. Лермонтов).

6) Казалось: Алина молчит умышленно. – Казалось, Алина молчит умышленно. – Казалось, что Алина молчит умышленно (Н. Дубов).
2. Сопоставьте параллельные конструкции и установите их структурные различия. Какое из приведенных предложений вам кажется наиболее удачным? Обоснуйте свой ответ.

1) Перейдя вброд речку, Сережа взбежал на берег и оглянулся. – Сережа, перешедший вброд речку, взбежал на берег и оглянулся. – Когда перешел вброд речку, Сережа взбежал на берег и оглянулся. – Перешедший вброд речку Сережа взбежал на берег и оглянулся. – Сережа после перехода речки вброд взбежал на берег и оглянулся.

2) Он не смог прийти на тренировку: заболел гриппом. – Так как он заболел гриппом, не смог прийти на тренировку. – Он не смог прийти на тренировку потому, что заболел гриппом. – Заболев гриппом, он не смог прийти на тренировку. – Из-за болезни он не смог прийти на тренировку.

3) Рекомендуют нам вести здоровый образ жизни. – Нам рекомендуют, чтобы мы вели здоровый образ жизни. – Ведите здоровый образ жизни – вот что хочется рекомендовать вам.

4) За чужим погонишься – свое потеряешь. – Коль за чужим погонишься, так свое потеряешь. – За чужим погонишься – и свое потеряешь. – За чужим погонишься, а свое потеряешь.

5) После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда (И. Соколов-Микитов). – Прилетают скворцы и начинают устраивать свои гнезда. – Когда скворцы прилетают, они начинают устраивать свои гнезда.

6) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял воздух. – Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. – Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский).
3. Прокомментируйте высказывания замечательных людей. Вы согласны с ними? Или у вас есть свое мнение?

1) По жизни надо ступать осторожно, как по осенним лужам, – не замочить ноги, а потом бед не оберешься (Валентина Толкунова, певица).

2) Георгий Константинович Жуков говорил, что если у человека одежда не в порядке, то и в мыслях беспорядок и воевать хорошо не сумеет. Сам он был настоящим щеголем, и сколько я себя помню, сапоги у него были начищены до блеска (Эра Жукова, дочь полководца).

3) Илья Репин любил повторять: если хочешь создать что-то хорошее, смотри на великое. И ко всему, что я делаю, стараюсь подходить исключительно с этой позиции (Александр Шилов, художник).

4) Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет (Старец Иоанн Крестьянкин).

5) Мерою достоинства женщины служит мужчина, которого она любит (Виссарион Белинский, критик).
4. Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи относится он? Чем характеризуются использованные в нем многочлены?

Порой казалось, что вернулась зима, белая, очень белая метель заносила в полях щетину жнивий и большие свинцовые лужи, – но метель эта часто и неожиданно прекращалась, таяла, поля прояснялись… за облаками чувствовалось много снега, а на станциях чернели мокрые платформы и кричали в голых тополях грачи (И. Бунин).
5. Выучите стихотворение А. Яшина «Русский язык». Охарактеризуйте строение каждого предложения. Графически обоснуйте свой ответ.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.
6. Прочитайте. Найдите во фрагменте текста синонимы. Какими типами и видами предложений пользуется автор при описании начала снежной бури в степи?

Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновение темное небо сменилось со снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран! (А.С. Пушкин.)


7. Прочитайте. Согласны ли вы с главной мыслью текста? Подтвердите ответ собственными примерами.

Во всех стилях речи необособленные дополнения простого предложения, выраженные падежными или предложно-падежными формами управляемых слов, могут быть синонимичными сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными, которые, в отличие от дополнений, обладают большей смысловой четкостью и емкостью в силу того, что они выражают разные временные и модальные оттенки и требуют иногда использования словесных элементов, которые легко могут передать разнообразные подробности, ср.: Не сомневаюсь в бессмертии славы Шолохова. – Не сомневаюсь, что слава Шолохова перейдет в бессмертие (Ю. Бондарев).


8. Простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, заменив выделенные дополнения придаточными изъяснительными.

1) Нам объяснили причину неисправности газопровода. 2) Я убежден в правоте своего дела. 3) Нас попросили помочь ветерану заготовить дрова на зиму. 4) Друзья познаются в беде. 5) Вы вправе требовать от него раскрытия этого секрета. 6) Соседи забыли предупредить нас об отказе в подаче воды на дачном участке. 7) Брату было досадно за отмену денежных довольствий.
9. Простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, определив разряды по значению выделенных обстоятельств и заменив их придаточными предложениями, выражающими релятивные смысловые отношения.

1) На рассвете Гришу разбудили удары грома (И. Бунин). 2) При наличии характера школа хорошо воспитывает (М. Горький). 3) У него от испуга сжалось и похолодело сердце (А. Куприн). 4) Познание автора начинается с чтения его сочинений (Л. Озеров). 5) Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А. Пушкин). 6) После темной звездной ночи наступило яркое весеннее утро (Л. Толстой). 7) Из-за наступившей мгновенно темноты Сережа и Любка чуть было не сбились с пути (А. Фадеев). 8) Для успеха дела необходимо уважение народа (Д. Медведев).
10. Замените простые предложения, осложненные обособленными членами, СПП расчлененной и нерасчлененной структуры.

1) Была черная мартовская ночь, дул весенний ветер, раскачивая фонари (И. Бунин). 2) Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос (А. Чехов). 3) Прекрасный врач, Чехов заботливо и умело лечил людей (С. Залыгин). 4) Дом отдыха стоял на холме, заросшем лесом (К. Паустовский). 5) Небо, усыпанное мелкими звездами, темнело над деревней (С. Антонов). 6) Ты, умный, необыкновенный человек, раздражаешься из-за пустяков (А. Чехов). 7) У залива, покрытого мелкой рябью, сидели ко мне спиной два старика (И. Тургенев).
11. Замените простые предложения с вводными конструкциями сложноподчиненными предложениями. Выявите смысловые и стилистические различия между этими предложениями.

Образец: Денисов, казалось, забыл про существование Пети (Л. Толстой). – Всем казалось, что Денисов забыл про существование Пети.

1) Признáюсь, я с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина (М. Лермонтов). 2)Именно в эти пустые дни, помнится, случилось нечто таинственное… (М. Горький). 3) Гостей, как я прежде заметил, было довольно (К. Станюкович). 4) Анна, казалось, уже примирилась с мыслью увянуть в глуши (Л. Толстой). 5) В огороде, рядом с избой, работала девушка, надо полагать, дочь лесника (В. Солоухин). 6) Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему не в мочь (А. Пушкин). 7) Жаль, разъезжать нет мочи мне… (А. Пушкин).
12. Трансформируйте осложненные простые предложения в сложные.

1) Напившись чаю, я прогуливался по улице (Е. Дорош). 2) Лучи солнца, пробиваясь сквозь листву, скользят по стволам (М. Горький). 3) С полчаса они сидели молча, каждый думая о своем (В. Каверин). 4) В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом (К. Паустовский). 5) Охваченный предчувствием, Корчагин быстро оделся и вышел из дому (Н. Островский). 6) Маленький дом, всего в три комнаты, стоял на горе, над северной рекой (К. Паустовский).
13. Перестройте простые предложения, осложненные обособленными членами, в сложноподчиненные предложения с придаточными расчлененной и нерасчлененной структуры.

1) Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни (И. Соколов-Микитов). 2) Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). 3) По сторонам дороги мелькали мокрые деревья, качаясь нагими вершинами (М. Горький). 4) Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды (Г. Федосеев). 5) Весеннее солнце синело в полых водах, заливших равнину (А. Толстой). 6) Незыблемо высится плотина, сдерживающая напор реки (А. Толстой). 7) Мы услышали шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям (А. Пушкин).
14. В приведенных примерах выделите части синтаксических конструкций: распространенные или нераспространенные члены простого предложения, части сложного предложения, которые могут быть подвергнуты синонимической трансформации. Произведите такую трансформацию. Какой вариант из двух синонимичных кажется вам лучше и почему?

1) Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам (Г. Троепольский). 2) С наступлением вечера лоси выбирались из глухих еловых островов… (А. Онегов). 3) В моменты смертельной опасности воображение людей становится ярким, обостренным (Ю. Бондарев). 4) Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба (К. Паустовский). 5) Метелица, спутав жеребца и попрощавшись, двинулся по тропинке вдоль реки (А. Фадеев). 6) Вопреки ожиданиям, за побег Беляева надзиратели коридора одиночек отделались очень легким наказанием (Г. Марков). 7) Часов в девять утра мы перевалили через водораздел и спустились в долину реки Владимирки (В. Арсеньев).
15. Расставьте знаки препинания, предварительно определив осложняющие предложения конструкции – вводные и вставные.

1) Полутемный холл окна почему-то пришторены носил следы сборов (Ю. Нагибин). 2) Снимать фильм по установившимся правилам актер учит роль прямо перед камерой нельзя (С. Бондарчук). 3) Ведь судите сами выкрасть из дел какой-нибудь документ вексель и прочее минутное дело! (А. Чехов.) 4) Калиныч как я узнал после каждый день ходил с барином на охоту (И. Тургенев). 5) С того первого в моей жизни спектакля это была опера «Демон» и начал расти во мне актер (И. Качалов).
16. Трансформируйте простые предложения в сложные; сопоставьте параллельные конструкции. Чем осложнены простые предложения?

1) Пробежав огромное расстояние, волчица не чувствовала усталости (М. Николаев). 2) Дом был под соломенной крышей, темной и плотной (И. Бунин). 3) Маленький пистолет, вынутый из кобуры, лежал, поблескивая, на столе – то ли оставленный с целью, то ли забытый лейтенантом Овчинниковым (Ю. Бондарев). 4) Испуганный громом, большой кузнечик прыгнул в окно и сел на кружевную занавеску (К. Паустовский). 5) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти (С. Аксаков). 6) Облака, как признаки развалин, встали на заре из-за долин (И. Бунин). 7) В избу, точно спасаясь от погони, вбежала Фрося (Е. Мальцев). 8) Санин словно замер и сидел неподвижно, как зачарованный (И. Тургенев). 9) На перрон из-за снежных елей быстро вышел широкоплечий человек в фуфайке, взглянул на окно и прыгнул в вагон (А. Толстой).
17. Прочитайте. Дайте общую синтаксическую характеристику сложных предложений, составив их графическую схему.

1) И у мертвых, безгласных, есть отрада одна: мы за родину пали, но она – спасена. 2) Нет, товарищ, не забудь: на войне жестокой у войны – короткий путь, у любви – далекий. 3) Я знаю, никакой вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они, кто старше, кто моложе, остались там. Но не о том же речь, что я их мог, но не сумел сберечь. Речь не о том. Но все же, все же… 4) А мне бы петь о жизни той, о том, как пахнет снова на стройке стружкой золотой (А. Твардовский).
18. Как вы понимаете определение стиля речи, сформулированное А. Н. Толстым: «Стиль – это единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль»? Проиллюстрируйте свои суждения конкретными примерами: осложненными простыми предложениями и разнотипными сложными предложениями.
19. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Зимняя песня». Какие типы и виды предложений использует поэт, создавая изумительную мелодику слов, проникнутую ожиданием праздника Рождества Христова?

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.
Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?
Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное – все забывается,

Светлые звезды горят!
Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...
20. Сопоставьте параллельные конструкции. Укажите их семантические и стилистические различия.

1) Костя вдруг почувствовал себя очень маленьким, бессильным и одиноким на огромном пустом берегу (Н. Дубов). – Костя вдруг почувствовал, что он очень маленький, бессильный и одинокий на огромном пустом берегу. – Костя вдруг почувствовал: он очень маленький, бессильный и одинокий на огромном пустом берегу.

2) Скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни, когда сидит на ветке дерева и трепещет черными крылышками. – Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни (И. Соколов-Микитов). – Сядет скворец по утрам и вечерам на ветке дерева и, трепеща черными крыльями, начнет распевать свои звонкие песни.
21. Найдите в тексте сложные предложения разных типов. Определите средства связи их частей. Замените их синонимичными союзами. Как изменяются при этом оттенки смысла высказываний?
Резиновая лодка.

Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. Купили мы ее еще зимой в Москве, но с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру, то снился пронзительный разбойничий свист – это из лодки стремительно выходил воздух.

Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали ее. Лодка была признана всем населением деревни, а рыбаки нам даже завидовали (К. Паустовский).
22. Спишите, расставляя знаки препинания. Обоснуйте свой выбор. Укажите осложняющие каждое предложение компоненты.

1) Была такая традиция приезжая в Москву Лосев навещал земляков (Д. Гранин). 2) Эренбург понял это почувствовалось сразу что картина не произвела впечатления (В. Каверин). 3) Думаю не согласится с ним и сам хозяин трудно ему поверить… (Ф. Павлов). 4) Береза кажется что сошел с ума. Мне кажется с ума сошла береза (Ю. Рыбчинский). 5) Уже засыпая припомнил горькую истину опасайся того кто тебя боится (И. Стаднюк). 6) Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом (И. Тургенев). 7) Портила третий лист либо буквы выходили не те либо сажала пятна (А. Н. Толстой). 8) День и ночь пыль стояла над ярославской дорогой это шли из Москвы пешие и конные катили и колымаги (А. Толстой). 9) Чудовищность положения вижу в одном вы чудовищно настроены Олег Васильевич! (Ю. Трифонов.) 10) Вот всегда я так забываю товарищей просто неудобно (К. Симонов).
23. Прочитайте. Какие моно- и полипредикативные конструкции использует писатель в данном сложном синтаксическом целом?

Витька сделала мне знак и с силой швырнула через ручей серебряную монетку. Сияющий следок в воздухе угас вблизи у моих ног. Была такая примета: если кинешь тут монетку, когда-нибудь непременно вернешься назад…

Мне захотелось, чтобы скорее пришел день нашего отъезда. Тогда я тоже брошу монетку, и мы снова встретимся с Витькой (Ю. Нагибин).


  1. Прочитайте. Определите структуру и семантику сложносочиненных предложений. Какие дополнительные средства связи их частей, кроме союза и, помогают в установлении смысловых оттенков между ними? Правильно ли расставлены знаки препинания в ССП? Обоснуйте свой ответ.

    1. Шел мелкий дождь, и дул легкий ветер (М. Пришвин). 2) В автобусе ходили часы и пело радио (С. Антонов). 3) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром (В. Шукшин). 4) Лицо его застыло, и только брови шевелились... (Г. Федосеев). 5) Мне кажется, климат уже переменился и цвет моря стал другим (А. Коптяева). 6) Задрал нос — и кочергой не достанешь (пословица). 7) Заиграла гармошка, и никто не пустился в пляс (Ф. Миронов).




  1. В каком значении употреблен союз да в следующих предложениях? Подберите к нему синонимы.

    1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то годы (М. Шолохов). 2) Ученье горько, да плод его сладок (пословица). 3) Надо бы хорошо выспаться, да сон не приходит (В. Белов). 4) Всюду было темно, только в глубине двора, из чьего-то окна, сквозь палисадник, пробивался яркий свет, да три окна верхнего этажа больничного корпуса казались бледнее воздуха (А. Чехов). 5) Я у него двор хотел поджечь, да он меня поймал, Наум-то (И. Тургенев). 6) У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да еще здание школы светилось огнями (В. Шишков). 7) Хороша русская удаль, да не многим она к лицу (И. Тургенев).




  1. Определите функции сочинительных союзов в приведенных предложениях.

    1. К середине июня ярко и пышно расцветали луга. Нежно-розовые махровые шапки, синие колокольчики, ясно-желтые купальницы (мы называли их лазоревым цветом), малиновые звездочки гвоздичек, да лиловые, да фиолетовые, да бурые, да еще просто белые цветы (В. Солоухин). 2) Берег, поросший хвойным лесом, то высился острыми гребнями, то стлался по широким логам (Г. Марков). 3) Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас (В. Шиловский). 4) Жизнь коротка, а искусство вечно (Гиппократ). 5) Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем (Н. Некрасов). 6) Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других (китайская пословица). 7) Сойдет ли все гладко или снова произойдет осечка?




  1. Какую роль играет в данной поэтической строфе повторение союза и? Какие стилистические приемы, кроме многосоюзия (полисиндетона), использует в ней А. Ахматова?

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла,

И гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.
28. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы.

    1. Руки дрожали, невозможно было насадить червяка, … какой толк был теперь его насаживать (В. Солоухин). 2) Прекрасным садом будет теперь земля, … в этом и скрыт смысл жизни (М. Горький). 3) Мы спали, … сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал (В. Корленко). 4) Товарищи относились к нему, солдаты … любили воистину (А. Куприн). 5) Отец его был пианист, он … в молодости неплохо играл (С. Сергеев-Ценский). 6) Степан не ужинал без Авдотьи, ждал ее у накрытого стола, она … не ужинала без него (Г. Николаева). 7) Дело к весне … мороз все жестче (А. Безыменский). 8) Горные хребты защищают противоположное тихоокеанское побережье от снегопадов, … и там погода зимой хоть ясная, но ветреная (В. Овчинников).

29. Подберите к данным сложносочиненным предложениям синонимичные сложноподчиненные предложения. Определите их значения, структурные и функциональные различия.



Образец: Я вас не знаю, Наталья Ивановна, и потому мечтаю поближе познакомиться с Вами на празднике песни. — Я вас не знаю, Наталья Ивановна, так что мечтаю поближе познакомиться с Вами на празднике песни.

    1. Зимой Варвара училась в кронштадтской школе, и это тоже было счастливое для Степанова время (Ю. Герман). 2) Вы мой старый приятель, и вы не будете сердиться за мою искренность (А. Чехов). 3) Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает (Л. Толстой). 4) Не видать вокруг Москвы ни бездонных океанов, ни гор снеговых, и оттого легко было проникнуть к ней длинному жалу иноземной алчности (Л. Леонов). 5) А сумеешь мне понравиться — и графушка тебя уважит (А. Виноградов). 6) Люди были голодны. Они были голодны, и они работали (А. Коптяева). 7) В двенадцать часов зашел за мной Бель-Стендаль, и мы отправились осматривать Рим (А. Виноградов). 8) Коротка северная ночь, а все же надо уснуть (М. Пришвин). 9) Труд кормит, лень же портит (пословица).




  1. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы, спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    1. Приобретение мудрости гораздо лучше золота … приобретение разума предпочтительнее отборного серебра (Соломон). 2) Сам себя не уважаешь … никто не станет считаться с тобою (А. Иванов). 3) Он становился все более чужим … это подрывало ее надежды (К. Федин). 4) В июне гремели грозы … шумели дожди (С. Бабаевский). 5) Объяснение было туманное … Алеша главное понял (К. Паустовский). 6) Медленно история листается. Все пройдет … Родина останется (В. Фирсов). 7) … было раннее утро … наступал вечер (А. Фадеев). 8) … ткать … прясть … песенки петь (пословица). 9) Кругом земля горит … земля цветет (А. Иванов). 10) Должно быть от начальства сверху такой приказ получен … просто сами силу в себе почуяли (С. Сартаков). 11) Пепельные пески лежали от края до края … только где-то далеко-далеко может за сотни километров что-то синело наверное какие-то горы (В. Осинин). 12) В этот вечер ей (Анне) долго не спалось … выйдя из жаркой избы на улицу она пошла по дороге к полю. Наступила ночь … звезды на чистом небе казались выпуклыми (Г. Серебрякова).

Для справок: пропущенные союзы: и, а, но, да (=и), не то … не то, либо, то ли … то ли.


  1. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». В чем простота и волшебство поэтических строф художника слова? Какие типы и виды осложненных простых предложений и полипредикативных конструкций употребляет он при описании новогодней ночи?

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...


Звезда полей! В минуты потрясений


Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...


Звезда полей горит, не угасая,


Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.


Но только здесь, во мгле заледенелой,


Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

32. Прочитайте. Охарактеризуйте предложения.



1) Шел дождь, падал снег, трещал мороз, выла и посвистывала метель (М. Горький). 2) Буря на небе вечернем, моря сердитый шум – буря на море и думы, много мучительных дум (А. Фет). 3) Не спят, не помнят, не торгуют. Над черным городом, как стон, стоит, терзая ночь глухую, торжественный пасхальный звон (А. Блок). 4) И все на много верст вокруг покроет толща какого-то нового моря, и где-то там, наверху, выше ели, где с утра возится, соря шелухой, белка, поплывут какие-то крылатые корабли, о которых ему рассказывает внук Ванятка (Б. Полевой). 5) Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, чтобы дома без нее никто не обидел волчат (А. Чехов).
33. Прочитайте. Определите виды придаточных частей и средства их связи с главной. Замените, где это возможно, подчинительные союзы и союзные слова синонимичными средствами связи придаточной части с главной.

1) Из всех благородных дел, которыми занимается человечество, труд литератора, художника является самым мучительным и прекрасным (А. Иванов). 2) Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете (К. Паустовский). 3) И найти этот способ порой труднее, чем добыть драгоценные сведения (В. Кожевников). 4) Я дал такую картину климата, что при чтении становится холодно (А. Чехов). 5) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце (А. Чехов). 6) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо (С. Есенин). 7) Где нет любви к искусству, там нет и критики (А. Пушкин). 8) Она, видимо, высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье платья и даже дыханье (Л. Толстой). 9) Опасаясь заблудиться, я направился по течению воды, с тем чтобы назад вернуться по тому же ручью (В. Арсеньев). 10) Песня скрутила их души, как скручивают бумажку для зажигания костра (Вс. Иванов). 11) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон (Л. Толстой). 12) Было совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег (Т. Семушкин). 13) Его не было дома, почему я и оставил записку (А. Пушкин). 14) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (А. Чехов).
34. Установите соответствие между союзом и придаточной частью, которая им присоединяется к главной части.

1) тем более что а) уступительная

2) тогда как б) сравнительная

3) даром что в) причины

4) словно г) следствия

5) так что д) сопоставительная
35. Правильно оформлена чужая речь в предложении:

А) Девушка попросила разрешения высказать свое мнение о случившемся.

Б) Уезжая, брат обещал, что обязательно сообщу, как доехал.

В) Мы еще не решили, будем ли участвовать в олимпиаде по исторической грамматике.

Г) Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю».
36. Перестройте сложноподчиненные предложения в синонимичные простые, заменив придаточные изъяснительные дополнениями или подлежащими.

1) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И. Крылов). 2) Наивен, кто в любви искал покоя (С. Щипачев). 3) Толстой и Чехов – два русских гения – подтвердили, что феномен искусства бессмертен (Ю. Бондарев). 4) Я верил в детстве искренне и твердо, что мир не существует без меня (Е. Долматовский). 5) Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово (К. Паустовский). 6) Матери показалось, что в голосе девушки звучат знакомые чувства – тоска и страх (М. Горький). 7) Мне вдруг почудилось, будто я слышу песню Данияра (Ч. Айтматов).

37. Определите функцию придаточной части по отношению к главной и переделайте сложноподчиненные предложения в простые, заменив обстоятельственные придаточные соответствующими по значению обстоятельствами.



1) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, нашел себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге (Б. Полевой) (прид. цели). – Вчера Алексей для сокращения пути нашел себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге. 2) Хотя день был солнечный, но со стороны моря ветром гнало туман (В. Арсеньев). 3) Проснулась Катя, когда было совсем темно (Л. Толстой). 4) Часа в три утра я проснулся, оттого что озяб (В. Арсеньев). 5) Если же никого не было дома, то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком (А. Чехов). 6) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (М. Лермонтов).
38. Прочитайте. Какую функцию выполняет придаточное времени в первом предложении? Трансформируйте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение.

Утром, когда солнечный луч осветил оранжевую хурму, висевшую на стене, Настя встала, оделась и пошла к морю. Оно шумело, неся к берегам теплый воздух безбрежных своих пространств.

– Море! – сказала Настя шепотом, лаская теплую воду, переливавшуюся между пальцами (К. Паустовский).
39. Прочитайте предложения, употребив вместо точек союз что или чтобы. Объясните употребление союзов.

1) Когда стемнело, Маруся крикнула, … Светлана выпила молока и ложилась спать (А. Гайдар). 2) И кто-то шепчет мне, … после этой встречи мы вновь увидимся, как старые друзья (М. Лермонтов). 3) Я заметил, … старик волнуется, усиленно ухаживает за мной и всячески старается, … я опять не заснул (В. Арсеньев). 4) Мудрость жизни не в том, … ездить бесконечно по свету (М. Ганина). 5) Я слишком уважаю вас, … лукавить с вами (И. Тургенев). 6) Не надо быть таким глупым, … тратить время отпуска на безделье (М. Николаев). 7) Высунув кончик языка, стараясь не дышать, Тимка принялся подводить петлю снова … Щегол позволил беспечно окрутить петлей нахохлившуюся головку (А. Гайдар).


40. Прочитайте. Обратите внимание на расчлененные составные союзы. Укажите условия их расчленения. Составьте схемы сложноподчиненных предложений элементарной структуры и усложненного типа.

1) Ничто человек так не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого мелкого осмеяния, даже шутки, и, уж конечно, прикосновения равнодушных рук (К. Паустовский). 2) Знать необходимо не затем только, чтобы знать, но для того, чтобы делать (М. Горький). 3) Он смотрел до тех пор, пока женщина не завернула за угол здания (К. Симонов). 4) Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала (Л. Толстой). 5) Райский схватил фуражку, зонтик и пошел проворно в сад с тем, чтобы поближе наблюдать картину (А. Гончаров). 6) Он (родник) мог родиться только в том случае, если там, на дне, в травах, пробирается речная вода (В. Солоухин). 7) Несмотря на то, что головинский председатель сулил автомобиль, мы решили форсировать лесное пространство (В. Солоухин).
41. В приведенном ниже тексте употреблены предложения со значением долженствования. Определите их виды. Укажите типы сказуемых в каждом из простых предложений. Как они выражены? Согласны ли вы с мнением известной певицы Роксаны Бабаян:

Потомкам нужно оставлять добрые дела. Мы должны использовать свой талант, который Бог дал каждому из нас, чтобы совершать добрые поступки. Нельзя тратить свой дар во зло и зря расходовать его просто на мирские, эфемерные радости. Нужно помогать ближним и жить по христианским законам.

42. Трансформируйте предложения, употребляя конструкцию с союзом чтобы не.

Образец: Мы закрыли форточку, так как боялись сквозняка. – Мы закрыли форточку, чтобы не было сквозняка.

1) Бабушка с внуками разговаривала тихо, так как боялась разбудить деда, спящего в соседней комнате. 2) Лёва выключил радио, потому что оно мешало ему заниматься. 3) Ребята оделись тепло, тем более что на улице крепчал мороз. 4) Их не отпускали далеко от дома, так как они могли заблудиться в тайге. 5) Нам отказали в заключении договора, поскольку он не был согласован с генеральным директором акционерного общества.
43. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Определите типы и виды предложений. Выясните, какие виды придаточных преимущественно употребляются в этом тексте.

Угощаю рябиной

В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к своим воспоминаниям о детстве. Попробовав ягоды я первым делом обрадовался что опять смогу как-то побаловать своих детей и лишний раз доказать им что деревенское детство не только не хуже а во многих отношениях даже лучше детства городского.

Дело в том что я был и остаюсь деревенским а дети мои городские и что тот огромный город к жизни в котором я так и не привык для них – любимая родина. И еще дело в том что я не просто выходец из деревни из хвойной глухомани – а я есть сын крестьянина, они же понятия не имеют что значит быть сыном крестьянина. Поди втолкуй им что жизнь моя и поныне целиком зависит от того как складывается жизнь моей родной деревни. Трудно моим землякам – и мне трудно. Хорошо у них идут дела – и мне легко живется и пишется.

И сейчас, обнаружив забытую на чердаке рябину и вспомнив с каким наслаждением мы в детстве ели ее мороженую я опять решил про себя: вот угощу – и почувствуют мои птенцы, что значит настоящая природа настоящая Россия и мы больше будем понимать друг друга. (По А. Яшину.)
44. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Как избегает автор синтаксического монотона? Определите типы и виды моно- и полипредикативных конструкций.

Я стал карабкаться по скальному выступу. Если смотреть со стороны, кажется, что по такому крутому склону не подняться. На самом деле на нем обычно много щелей, бугорков, трещин. Иногда кусты. Цепляешься, прижимаешься боком, ставишь ногу, подтягиваешься на руках и постепенно взбираешься все выше и выше (Ф. Искандер).
45. Замените сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными сложносочиненными с союзом и.

1) Утром пошел дождь, почему нам пришлось отказаться от прогулки. 2) В лесу стало темно, отчего мы поспешили домой. 3) Надо было до полудня прополоть две грядки свеклы, отчего пришлось отказаться от поездки в город. 4) Нужно достать три билета на концерт Анны Нетребко, зачем я отправляюсь в филармонию.
46. Выберите из данных в скобках связующих средств подходящий по смыслу союз или союзное слово. Обоснуйте свой выбор.

1) Цветы (оттого что, так как, потому что, поскольку, ибо) их только что полили, издавали влажный раздражающий запах (А. Чехов). 2) Мама говорит, что (ежели, коли, если) бы она не работала, то все время читала (А. Фадеев). 3) Страшная усталость овладела Григорием, (когда, как только, едва, пока) он вышел на улицу (М. Шолохов). 4) В доме такая тишина (что, как, будто) было больно дышать (М. Лермонтов). 5) Мы сидели на скамейке около ограды, (где, откуда, куда) хорошо было видно дорогу (К. Паустовский). 6) Расскажу ту сказку, (что, кою, которую) мама любила (Ю. Герман). 7) Я хочу, (что, чтобы) слышала ты, (насколько, как) тоскует мой голос живой (А. Сурков).

47. Прочитайте. Скажите, какую функцию выполняют выделенные в предложениях слова. Определите типы этих предложений.



1) Говорят, что он совсем молодым ушел на фронт (Ч. Айтматов). 2) Говорят, человеку время от времени полезно пребывать в уединении (Г. Семенов). 3) Кажется, погода к вечеру изменится. 4) Мне кажется, что будет гроза. 5) Кажется: вот-вот откроется дверь – и на пороге возникнет могучая фигура атлета. 6) Мир кажется нам неразгаданной загадкой.
48. Прочитайте текст, найдите в нем сложные предложения, определите их виды. Проследите, как изменяется смысл высказывания при замене употребленных в них сочинительных и подчинительных союзов синонимичными.

следующая страница>


В изучении синтаксиса как «организационного центра грамматики» В. В

«от легкого к трудному»: вначале рассматриваются простые предложения (неосложненные и осложненные), преобразуемые в сложные; затем синонимика полипредикативных конструкций как сред

383.55kb.

10 10 2014
2 стр.


Когнитивные аспекты татарской грамматики

В докладе раскрываются и иллюстрируются на примерах соответствующие когнитивные формализмы на уровне морфотактики и синтаксиса, выделенные в татарском языке

108.3kb.

06 10 2014
1 стр.


Геометрия смысла: концептуальные модели языка и фрактальные формы

Целью доклада является показ того, как положения фреймовой семантики и конструкционной грамматики (Fillmore 1968, Goldberg 1995), теории перспектив (MacLaury 1997), когнитивной гра

43.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Лекция 4 звуковые и грамматические особенности

Нам постоянно придется сравнивать арабские слова со словами русского и других языков. Чтобы не возникало недоуменного выражения лица, полезно познакомиться с азами арабской граммат

183.37kb.

08 10 2014
1 стр.


Секция Языкознание. Русский язык Парцелляция как средство выразительности современного синтаксиса Романова Надежда, мбоу «Синьял-Покровская сош»
76.78kb.

25 09 2014
1 стр.


§ 198. Морфология как раздел грамматики

Морфология — это одна из составных частей грам-матики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкозна¬нии термин «грамматика»

1069.83kb.

25 09 2014
6 стр.


Кожушко Е. В., 235-970-052 Календарно тематическое планирование, 10 класс

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи

111.22kb.

25 09 2014
1 стр.


Биологические знания как основа культуры здоровья обучающихся Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение»

Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение» в школьном курсе биологии, а также на факультативных, кружковых занятиях и элективных курсах

256.08kb.

15 12 2014
1 стр.