Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2

А. 1) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром (В. Шукшин). 2) Все весело рассмеялись, Дима тоже улыбнулся. 3) Стало светать, засинело окошко, а в комнате стояла прежняя густая темнота (А. Иванов). 4) Солнца еще не было, но дождь перестал (Д. Гранин). 5) И не только цветок имеет божественный запах, а и мед из этого цветка издает чудесный аромат (С. Бабаевский). 6) Надо торопиться, а то, пожалуй, она (непогода) застанет нас на Крестовой (М. Лермонтов). 7) Не то в траве скрывалась шапка белого гриба, не то лежал прошлогодний листок (М. Пришвин). 8) Не раз он (Паустовский) звал меня в гости, в Смоленск, да все как-то не получалось (К. Ваншенкин).

Б. 1) Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты (В. Солоухин). 2) Навещали его всю осень и зиму не столько чтобы проведать о здоровье, сколько потолковать о заботах (К. Федин). 3) Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру (К. Паустовский). 4) Потапов весь вечер не мог избавиться от странного ощущения, будто он живет в легком, но очень прочном сне (К. Паустовский). 5) Тропинка в лесу – это самая интересная книга, какую мне в жизни только приходилось читать (М. Пришвин). 6) Стали искать и наши такую поляну, какая не каждому попадется (А. Гайдар). 7) Улицы обсажены белыми акациями, сквозь листья которых так романтично просвечивало приморское небо (В. Катаев).
49. Закончите предложения фразеологического типа. Укажите в них лексические элементы, входящие в их структурную схему.

1) Не успели туристы разжечь костер, как … 2) Достаточно было подбросить в огонь хворосту, чтобы … 3) Не будь проворнее дед при тушении пожара, … 4) Хотелось было предостеречь соседа от опасности, как … 5) Слишком много времени у нас ушло на переговоры, чтобы … 6) Хоть режь на куски, … 7) Стоило тете Варваре выйти на крыльцо с самоваром, как … 8) уж мы перешли было через овраг, как вдруг … .
50. Закончите предложения. Укажите виды придаточных.

1) Наверное, для того и учатся в вузе, … 2) Вместо того, …, мы продолжили свой путь. 3) Слишком долго ждали дня встречи друзей, … 4) Стало очевидно, … 5) Предстояло решить такую трудную задачу, … 6) Мы долго смотрели в ту сторону, … 7) Ново только то, … 8) Соседку он никогда не видел такою, … 9) Цветы пахли так сильно, … 10) Уже более трех часов прошло, … 11) Нельзя жить только сегодняшним днем, … 12) Нам нужно было не опоздать на поезд, … 13) Все оглядывались назад, … 14) Машина остановилась на окраине села, там, … .
51. Закончите предложения. Определите их типы и виды.

1) Я могу ошибиться, … 2) Что часто случается бабьим летом, … 3) Заснуть шофер не мог, … 4) Раза два мы разжигали костры, главным образом для того, … 5) Как ни старался Григорий, … 6) Отец потребовал, … 7) Можно часами сидеть за компьютером, … 8) Хозяин был суровым на вид человеком, … 9) Все окна были занесены снегом, … 10) У нас могут быть трудности с доставкой дров для бабушки, … 11) Лето очень жаркое и сухое, … 12) Уж мы начали говорить, то … 13) Будь у меня свободное время, … 14) Лишь только солнце скрылось за горизонтом, … .
52. Закончите каждое сложноподчиненное предложение, определите виды придаточных по вузовской и школьной классификациям.

1) Народ, забывший свою историю, обречен на то, чтобы … 2) В старости человек имеет то лицо, которое … 3) В трудные минуты жизни держись той мысли, что… 4) Интереснее работать не с теми, кто …, а с теми, кому … 5) Каждая книга начинается с того, что … 6) Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда … 7) Сегодня на эстраде не слышно новых песен, из-за того что … 8) Краткость нужна, чтобы … 9) Нет ничего для меня дороже, чем … 10) Счастлив тот, чей … .
53. Запишите сложноподчиненные предложения, подобрав подходящую по смыслу главную часть.

1) …, что нас просто поразило. 2) …, почему мы и опоздали. 3) …, отчего брат мой сердился на нас. 4) …, зачем я отправился за Волгу. 5) …, чем гордятся наши сельчане. 6) …, о чем я мечтал все последние годы. 7) …, отчего счастливо живут они и благоденствуют.
54. Дополните приведенные главные части сложноподчиненных предложений придаточными, определите их виды и средства связи.

1) В июле установилась такая жара … 2) Мы решили отправиться в путешествие по родному краю … 3) Увиденное так поразило нас … 4) На другой день за ужином братья спросили у меня … 5) Не успели мы нарадоваться нечаянной весточке о приезде отца … 6) В мире нет таких секретов … 7) Нас выводит на большак счастливой жизни тропиночка от дома …
55. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы. Определите вид парцеллируемой придаточной части.

1) Думаю, … самый главный экзамен еще впереди. … умрем, все предстанем перед Богом и будем держать ответ. … вся наша жизнь – только подготовка к этому ответственному моменту (М. Голубкина).

2) Человеку временами только кажется, … он выбирает жизнь. Чаще – жизнь его выбирает, испытывает в деле. Почему так? Нам неведомо. Бог знает. А для себя я точно знаю одно: везде надо трудиться самоотверженно, на совесть (А. Черномырдин).

56. Расставьте знаки препинания. Составьте схему сложных предложений.



1) Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа это русский человек в конечном его развитии в каком он может быть явится через двести лет (Н. Гоголь). 2) Теперь многие пишут стихи и гладкие и гармонические и легкие но пушкинский стих напомнила нам только Муза Лермонтова (В. Белинский). 3) Пушкин настолько удивил меня простотой и музыкой стиха что долгое время муза казалась мне неестественной и читать ее было неловко (М. Горький). 4) Онегин помните ль тот час когда в саду в аллее нас свела? (А. Пушкин.) 5) Если бы язык не был поэтичен не было бы искусства слова поэзии (С. Маршак). 6) В избушке чисто хорошая печка кипит чайник (Э. Казакевич). 7) Попросят вас о помощи помогите (А. Павлов).
57. Из простых предложений образуйте сложные предложения – простые и сложные. Определите их значение.

1) Дети устали. У всех было приподнятое настроение. 2) Девочка молчала. Ей хотелось сказать многое. 3) Стемнело. Вокруг залива зажглись электрические фонари. 4) Самое главное в жизни – доброта. Это удел сильных людей. 5) Нужно долго жить. Надо добиться заметных успехов на избранном поприще. 6) Без памяти нет совести. Помни добродетели, заложенные в тебе в детстве, и развивай их. 7) Терпение – ключ к счастью. На дно терпения оседает золото. Так говорят народные мудрецы.

58. Вставьте вместо точек нужный по смыслу союз. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора.



1) На дворе гнулась и металась акация, (как, словно, точно, как будто) сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой). 2) Я решил подняться на гору, (дабы, чтобы, затем чтобы) оттуда осмотреть окрестности. 3) Глаз настолько привык к темноте, (будто, что, чтобы) различал смутными пятнами стволы деревьев, шапки курчавых ветвей (К. Федин). 4) Снег становился все белее и ярче, (так что, как, что) ломило глаза (М. Лермонтов). 5) Огурцы были настолько нежны, (что, чтобы, как) парниковая зелень их кожицы отливала белизной (К. Федин). 6) Путешествия потеряли бы половину своего смысла, (ежели, хоть, коли, если) бы о них нельзя было рассказывать (В. Солоухин). 7) Тихое утро было полно такой свежести, (будто, как будто, словно, точно) воздух промыли родниковой водой (К. Паустовский). 8) В доме такая тишина, (что, чтобы, будто) слышно, как гудит ветер (В. Белов). 9) Дверь была закрыта, но отворилась, (когда, едва, в то время как) он нажал (К. Федин).
59. Допишите сложноподчиненные предложения элементарной структуры главными частями. Определите вид придаточных.

1) …, что нас очень обрадовало. 2) …, чтобы сообщить об исполнении их желания. 3) …, так что мы решили вернуться назад. 4) …, отчего все оказались в выигрыше. 5) …, как будто расстались только вчера. 6) …, тем более если детство у них прошло на берегу Суры. 7) …, прежде чем мог заснуть. 8) …, что кружилась голова. 9) …, чем мы думали раньше.
60. Прочитайте предложения. Охарактеризуйте их строение и определите значение.

1) Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор). 2) Я остался, затем чтобы помочь старым приятелям заготовить на зиму дрова (А. Павлов). 3) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился (И. Крылов). 4) Вместо того, чтобы следовать совету тренера, я решил поступить по-своему и потерпел фиаско (Ю. Григорьев). 5) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда (А. Толстой). 6) Я знаю чувство, когда хочется отдать жизнь, потому что слишком глубоко любишь (А. Толстой). 7) Изучите азы науки, прежде чем пытаетесь взойти на ее вершины (И. Павлов).
61. Прочитайте. Определите вид придаточных частей. В роли какого члена предложения выступают в них союзные слова? Замените их синонимичными связующими средствами.

1) За два часа, что он там провел, лыжники далеко ушли от Новинска (В. Аглаев). 2) Какова яблонька, таковы и яблочки (пословица). 3) О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть (Д. Писарев). 4) Все дни, что Уля не ночевала дома, Матвей Максимович и Матрена Савельевна только и говорили об арестах в городе (А. Фадеев). 5) Дядюшка пел так, как поет простой народ (Л. Толстой). 6) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив (Д. Гранин). 7) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин). 8) Уля писала письмо брату, что служил в одной из авиационных частей (А. Фадеев).
62. Сопоставьте предложения. В каких из них придаточное сравнительное, в каких — обособленный сравнительный оборот?

1) Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь (С. Маршак). 2) Ослепительно-белые, как первый снег, нежно-голубые, как августовское небо, багряно-золотистые, как весенний закат, густо-зеленые, как набеги озими, лодки пестрели, сливаясь россыпями разноцветной гальки (Г. Марков). 3) Маленький дом стоит, как последний маяк на краю туманной бездны (К. Паустовский). 4) Отклик покатился по реке, будто подхваченный быстрым течением (В. Короленко). 5) От этого платья пахло весенней свежестью, как будто его тоже долго держали в корзине с фиалками (К. Паустовский). 6) Ему неловко и странно, как если бы он впрямь был эмигрантом и только сейчас приехал из Парижа (Ильф И., Петров Е.). 7) Два ряда старых, тесно посаженных высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя красивую мрачную аллею (А. Чехов).
63. Раскройте значение русских пословиц, постройте их схемы, приведите соответствующие им по смыслу чувашские пословицы.

1) С кем поведешься, от того и наберешься. 2) Что посеешь, то и пожнешь. 3) Тише едешь — дальше будешь. 4) Спасется тот, чья совесть чиста. 5) Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. 6) Каковы яблони, таковы и яблоки. 7) Счастье без ума — дырявая сума. 8) Корень ученья горек, да плод его сладок. 9) Что имеем, не храним, потерявши, плачем. 10) Дерево держится корнями, человек — друзьями. 11) За все браться — ничего не сделать.
64. Замените прямую речь косвенной. Объясните, в каких случаях при такой замене употребляется частица ли.

Образец: Андрей спросил у товарища: «Состоится сегодня экскурсия?» - Андрей спросил у товарища, состоится ли сегодня экскурсия.

1) В самолете рядом со мной сидел пожилой человек. Мы познакомились. Видимо, ему хотелось узнать обо мне все. Он спрашивает меня: «Вы хотите пойти в Эрмитаж? Вы интересуетесь искусством?» 2) Мать, наклоняясь к Сизову, спросила: «Будут судьи говорить?» 3) «Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери», - сказал князь Андрей (Л. Толстой). 4) Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью в саду?» - когда опять все утихло вокруг (И. Тургенев). 5) Неловкая тишина длилась до тех пор, пока хозяйка не осмелилась пригласить Григория: «Проходите, садитесь» (М. Шолохов). 6) Офицер отскочил, раздраженно визжа: «Прекратите пение!» (М. Горький). 7) Кирилл спросил: «Ты, мама, все еще кажется, бережешь мои письма с фронта и разную разность?» 8) Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия повсюду, даже в груде камней. Надо только научиться, чтобы поднять ее».
65. Продолжите текст и завершите его, употребив в концовке сложноподчиненное предложение усложненного типа с однородным соподчинением придаточных.

Достоинство страны не только в том, чтобы не бояться говорить о недостатках, но и в том, чтобы видеть ее достижения и уметь чествовать своих героев. Зная сильные стороны нашего бытия: соборность, товарищескую взаимовыручку, открытость, бескорыстие, благочестие,— мы можем противостоять тем пагубным тенденциям, которые проявляются сейчас в воспитании молодежи...
66. Выделите в тексте предложения, которые можно заменить синтаксическими синонимами. Какие смысловые изменения в тексте произойдут при этом? Произведите необходимую редакторскую правку текста.

Не важно, в каком времени выпало жить человеку, а важно, что он сделал в отведенное ему на этой земле время. Что он оставил после себя. Чем прославил свой род, свою страну.

Обратите внимание: детская жизнь зачастую построена по принципу «взять». Взять знания, взять родительскую заботу, взять, взять … А человек становится человеком, когда понимает, что дарить и отдавать — это большое удовольствие, чем брать и получать. А чтобы отдавать, надо уметь трудиться над собой, учиться, читать, размышлять …
67. Прочитайте стихотворение А. Кабанова. Охарактеризуйте простые и сложные предложения, использованные в поэтических строфах художника слова.

Мой милый друг! Такая ночь в Крыму,

что я — не сторож сердцу своему.

Рай переполнен. Небеса провисли,

ночую в перевернутой арбе,

И если перед сном приходят мысли,

то как заснуть при мысли о тебе?

<...>

… Уже, наполовину опустев,

к речной воде, на корточках, с откосов —

сползает сад — шершав и абрикосов!

В консервной банке — плавает звезда.

О, женщина — сожженное огниво:

так тяжело, так страшно, так счастливо!

И жить всегда — так мало, как всегда.
68. Прочитайте. Объясните значение и функцию тире в первом смешанном многочлене. Составьте схемы сложных предложений.

Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, будто я переродился (А. Пушкин).
69. Подберите к данным бессоюзным сложным предложениям синонимичные союзные полипредикативные конструкции. Установите смысловые отношения между их частями.

1)Мне представлялось в десять лет: огромна жизнь, конца ей нет (И. Савельев). 2) Однако есть единственно возможный абсолют: человек может быть счастлив только в детстве (Ю. Бондарев). 3) На улице ветер — все качается, стонет, гремит (В. Распутин). 4) На другой день хватился — нет топора. Обыскал все — нет, поминай как звали (В. Распутин). 5) И руку он подавал приятно, подвернув ладонью кверху, — так радушные хозяева приглашают дорогих гостей (В. Попов). 6) Сердце немного покалывало — проклятая духота, даже его прижало (Ю. Трифонов). 7) Сергей Митрофанович отвернулся — неловко ему как-то сделалось, не по себе (В. Астафьев).
70. Перепишите бессоюзные сложные предложения и определите их значение. Расставьте знаки препинания, уточнив передаваемые ими смысловые отношения подбором синонимичных союзных сложных предложений.

1) Не рана, не больное легкое мучило его раздражало сознание ненужности (П. Павленко). 2) Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, откликнул хозяев никто не отвечал мне (И. Тургенев). 3) Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не презирал страны родной он знал ее предназначенье (А. Пушкин). 4) Он думал и чутко прислушивался Федосеев вот-вот должен был дать знак (П. Проскурин). 5) Было ясно обуховцы активно готовятся к выступлению и с нетерпением ждут сигнала (В. Чуйков). 6) Дело вот в чем люди подобные Мигулину, однолюбы (Ю. Трифонов). 7) Этот человек помимо прочих обладал еще неукоснимым, на мой взгляд, качеством он редко ошибался (Н. Оганесов). 8) Нету с нами лейтенанта вот вся правда сполна Меженин! 9) Пальто снимите пусть сохнет (В. Белов).
71. Прочитайте. Какие функции выполняют в этих поэтических строфах тире и многоточие? Какова роль в них вставных конструкций, которые выделены двойным тире?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав (И. Бунин).
Смысл и честь России – лирика!

Ведь – куда глаза ни кинь –

Ты воистину великая

Средь бесчисленных святынь!

От Державина до Слуцкого,

Каждой власти не мила,

Падчерицей непослушною

Два столетия была...

То вселенский гром затеявши,

То слышна едва-едва,

То восторженна, как девушка,

То печальна, как вдова.

А вокруг – без края мерзости,

И любое дело – швах,

Небо – в беспросветной серости,

А держава – сплошь впотьмах;

И ни крика и ни выкрика –

Немота да нищета...

Но зато какая лирика!

Жалкой жизни не чета (В. Корнилов).
72. Прочитайте выразительно приведенные ниже бессоюзные предложения — с учетом характера интонации выражаемых ею смысловых отношений. С каким знаком препинания конкурирует здесь тире? Обоснуйте свой ответ.

1) Сергей Митрофанович отвернулся — неловко ему как-то сделалось, не по себе (В. Астафьев). 2) Комнату заволокло едким дымом – что-то горело в сенях (А. Володин). 3) Ночью не надо спать — чего доброго, воевать придется (К. Симонов). 4) А я скажу так — институтам переезд как раз очень нужен, и все мы это хорошо знаем (Н. Сизов). 5) Поднять легко — нести тяжело (пословица). 6) Май холодный — год хлебородный (народная мудрость). 7) Было еще рано – дома все спали (А. Иванов).
73. Обоснуйте правильность постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях элементарной закрытой структуры.

1) Странный был этот день — такие бывают только во сне (А. Фадеев). 2) Очерк удался — это его радовало (Т. Лужин). 3) Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья (А. Пушкин). 4) Свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям (С. Есенин). 5) В смерти брата Анна винила себя: почему она была так невнимательна, так небрежна? (Г. Черноголовина.) 6) На Анюте было короткое платьице — такие платья она любила (А. Первенцев). 7) Офицер из пистолета, Теркин — в мягкое штыком (А. Твардовский). 8) Оденьтесь потеплее: утрами еще прохладно (А. Чехов).

Литература


  1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – М., 1999.

  2. Богин, Г. И. Синонимия как текстовое средство пробуждения рефлексии / Г. И. Богин // Текст как структура. – М., 1992.

  3. Брагина, А. А. Синонимы в литературном языке / А. А. Брагина. – М., 1986.

  4. Винокур, Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т. Г. Винокур. – М., 1983.

  5. Ильенко, С. Г. Русистика: избранные труды / С. Г. Ильенко. – СПб., 2003.

  6. Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М.; Л., 1966.

  7. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. – М., 1996.

  8. Формановская, Н. А. Стилистика сложного предложения / Н. А. Формановская. – М., 1978.

  9. Черняк, В. Д. Синонимия в русском языке / В. Д. Черняк. – СПб., 2010.




<предыдущая страница


В изучении синтаксиса как «организационного центра грамматики» В. В

«от легкого к трудному»: вначале рассматриваются простые предложения (неосложненные и осложненные), преобразуемые в сложные; затем синонимика полипредикативных конструкций как сред

383.55kb.

10 10 2014
2 стр.


Когнитивные аспекты татарской грамматики

В докладе раскрываются и иллюстрируются на примерах соответствующие когнитивные формализмы на уровне морфотактики и синтаксиса, выделенные в татарском языке

108.3kb.

06 10 2014
1 стр.


Геометрия смысла: концептуальные модели языка и фрактальные формы

Целью доклада является показ того, как положения фреймовой семантики и конструкционной грамматики (Fillmore 1968, Goldberg 1995), теории перспектив (MacLaury 1997), когнитивной гра

43.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Лекция 4 звуковые и грамматические особенности

Нам постоянно придется сравнивать арабские слова со словами русского и других языков. Чтобы не возникало недоуменного выражения лица, полезно познакомиться с азами арабской граммат

183.37kb.

08 10 2014
1 стр.


Секция Языкознание. Русский язык Парцелляция как средство выразительности современного синтаксиса Романова Надежда, мбоу «Синьял-Покровская сош»
76.78kb.

25 09 2014
1 стр.


§ 198. Морфология как раздел грамматики

Морфология — это одна из составных частей грам-матики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкозна¬нии термин «грамматика»

1069.83kb.

25 09 2014
6 стр.


Кожушко Е. В., 235-970-052 Календарно тематическое планирование, 10 класс

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи

111.22kb.

25 09 2014
1 стр.


Биологические знания как основа культуры здоровья обучающихся Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение»

Предлагается в качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение» в школьном курсе биологии, а также на факультативных, кружковых занятиях и элективных курсах

256.08kb.

15 12 2014
1 стр.