Перейти на главную страницу
(Обзор цитат Г.Н.Потанина)
Е.К.Рахимов
Павлодарский государственный университет им.С.Торайгырова
Цель статьи – ознакомить читателей журнала с высказываниями выдающегося ученого, мыслителя, гуманиста, общественного деятеля, нашего земляка Григория Николаевича Потанина о казахском народе.
The purpose of the publication – to acquaint readers of magazine with statements of an outstanding scientist, the thinker, the humanist, the public figure, our fellow countryman Grigory Nikolaevich Potanin about Kazakh people.
Григорий Николаевич Потанин – выдающийся ориенталист, фольклорист, этнограф, историк, путешественник и общественный деятель, внесший огромный научный вклад в изучение Казахстана, Сибири и Центральной Азии. Общеизвестно, что он родился в 1815 году в селе Ямышево нынешнего Лебяжинского района Павлодарской области.
Талант Г.Н.Потанина был многогранен. Восстанавливая шаг за шагом страницы его жизни и деятельности, мы видим перед собой крупного ученого-путешественника, талантливого писателя-публициста, откликавшегося на острейшие проблемы своей эпохи, защитника и друга аборигенных народов Центральной Азии, Сибири и их лучших представителей, организатора многочисленных экспедиций, курсов и просветительских кружком
За все этим стоит высокий моральный облик этого человека, поистине рыцаря совести. Несмотря на тяжелые воспоминания детства, казачью муштру, каторгу и
ссылки, он остался одним из самых гуманных личностей России. Он боролся против бесправия Сибири и унижения ее исконных жителей и русских «туземцев» не только потому, что был патриотом этой земли. Основным двигателем его деяний и творчества были такие базовые категории, как справедливость, нравственность, человеколюбие. В этом плане Г.Н.Потанин - человек мира эталон человеческих качеств. Поэтому даже в научных трудах, посвященных изучению отдельных фрагментов тюрко-монгольского и другого фольклора, исследователь выходит далеко за пределы региона, обнимая пространства Старого Света.
Для своих современников Г.Н.Потанин также был человеком не от мира сего. Его бескорыстие и честность удивляли многих. Вероятно, поэтому казахские интеллигенты нач. XX в., в частности А.Букейханов называют его «аулие» - святой. На наш взгляд, ничего невероятного и завышенного в этой оценке нет. Из многочисленных штрихов биографии мы постоянно убеждаемся в необыкновенности этого феномена. Принципиальность и честность характерны для Г.Н.Потанина и в тяжелые годы нач. XX века.
Однако настоящее обретение духовного и научного наследия Г.Н. Потанина, на наш взгляд начинается только сейчас. Ведь только буквально недавно подтвердилось еще одно пророчество великого ученого о том, что «...наступят, в будущем, такие времена, когда казахам не стыдно будет в ряду великих народов. Народ, который сочинил «Козы-Корпеш и Баян-сулу» и воспел самоотверженную любовь Баян, сумеет оценить красоту любви и жизни, и эта духовная субстанция залог великих свершений этого народа, здорового творческого духа будущих поколений казахов. И тогда узнает Европа о казахском народе, давшего миру Шокана, Абая, Ахмета и Миржакипа. Станут казахи автономной, а Кара-откел столицей Алаша, построят там университет, и будут там учиться сыновья и дочери казахов».
Приводя цитаты из работ Г.Н.Потанина, мы должны отметить особенность написания названия казахов в дореволюционное время искаженным «киргизы». Поэтому мы заменили слова «киргизы», «киргизский народ» в оригинале, соответственно на правильные «казахи», «казахский народ».
* * *
Любовь к казахскому народу у Григория Николаевича Потанина сформировалась с детства. Ведь он вырос на казахской земле, и с малых лет он впитал в себя культуру казахского народа, прекрасно знал самобытный характер и нрав степняков.
Несомненно, на формировании гуманистического склада ума ученого, на формирование его характера, а так же отношения к казахам сказалась дружба с выдающимся казахским ученым Ч.Ч.Валихановым. Известно, что Г.Н.Потанин общался с лидерами казахской национальной элиты - Мусой Шормановым, Алиханом Бокейхановым, Алимханом Ермековым. Знакомство с работами Г.II Потанина показывает, что великий наш земляк был наслышан об Абае Кунанбаеве, Ахмете Байтурсынове, Миржакипе Дулатове. Мало того, Григорий Николаевич от чистого сердца радовался возрождению национального духа казахского народа, зарождению «Молодой Казахии»
Особое место в его работах занимает родное его сердцу Прииртышье. В 1877 году во время путешествия в верховья Иртыша он пишет: «Эта местность, где мы живем, насто• ящая родина человека. Здесь возник первый культ (солнца). Реки здешние представлялись первым людям материнскими лонами, отцов они видели в горных вершинах. Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша…»
В работе «Первые лучи Востока» Г.Н.Потанин приводит интересное сравнение жизни и деятельности двух выходцев из инородцев Российской империи - бурята Доржи Банзарова и казаха Чокана Валиханова. Г. Н. Потанин пишет: «Из многочисленных сибирских инородческих племен только два, буряты и казахи, выставили своих представителей в ряды русского образованного общества; из бурятской среды вышел Дорджи Банзаров, из казахской - Чокан Валиханов».
Банзаров и Валиханов, как феномены своих народом были теми, по словам Григория Николаевича «явлениями, которые указывали русскому обществу на ошибочность мнения, будто племена, из которых вышли эти лица, не имеют другой исторической задачи, как только населять негодные для земледелия и незаманчивые для других высших рас степи и создавать в них некоторые жизненные условия, полезные для международных сношений, которые ведутся через эти пустыни».
Вообще, Г.Н.Потанин уделял всегда большое внимание просвещению народов Сибири и Казахстана, всячески поддерживая приобщение их к русской и мировой культуре, к достижениям человечества, к знаниям и образованию. В этом кроется великий просветительский дух нашего земляка. Вот что он пишет касательно политики империи в колониях: «Русификаторским мерам в отношении сибирских инороднее нужно положить конец. На инородческих территориях должны быть основаны правительственные школы с преподаванием на инородческом языке; особенное внимание должно быть обращено на распространение образования инородческих женщин. Для крупных народностей, для казахов и бурят, должны быть основаны гимназии с преподаванием на родном для детей языке». (Из работы «Нужды Сибири»).
Г.Н. Потанин выступает с радикальными мерами, которые уже выходят за рамки чисто просвещения, а затрагивают общую концепцию политики империи в отношении коренных народов. «Умножения школ вдвое или вчетверо против существующего числа, снабжение их учебниками на местных языках и специально подготовленными учителями, все-таки мало, чтобы инородческую жизнь сделать прочной. Нужно радикально изменить взгляд на отношение государства к инородцам. Распространению просвещения в нашем отечестве очень мешают опасения перед сепаратическими движениями инородческих племен. Эти опасения удерживают правительство от серьезных шагов и крупных затрат на инородческие школы», - пишет Григорий Николаевич в статье «Новый курс в деле инородческой школы».
Замечательные строки, посвященные казахскому народу, мы находим в работах Г.Н.Потанина «Биограческие сведения о Чокане Чингисовиче Валиханове» и «В юрте последнего киргизского царевича». Читатель которому довелось читать эти работы, сразу же с первых предложений сталкивается с пронзительной до глубины души преданностью, а главное, верой в прекрасное будущее степного народа автора строк. Разве можно без содрогания сердца читать вот эти строки: «Можно предвидеть, что скоро народится "Молодая Казахия". Чем она обогатит свой народ, в каком направлении будет рабо тать ее мысль, какие продукты создаст ее ум и ее чувства, чем она поделится с русским обществом и в оьластии науки и искусства? Можно предугадать, что казахская народность, подобно малорусской и польской, дает. двуязычных писателей, которые будут писать и на казахском и на русском языках».
Там же: «Казахи народ живой, здоровый, жаждущий жизни; они любят веселье, в костюме любят яркие цве та, в жизни - праздники. Поминки по умершим у этого народа превращаются в продолжительные и грандиозные торжества с играми, скачками, песнями, состязани ями, исполнением песен и лирическим творчеством. Состязания в артистическом искусстве и нарядах воспитывают, может быть, в казахах некоторую долю тщеславия, что делает их похожими на французов. Подобно афинянам, казахи необычайно любят новости (хабары); это страсть, которая в молодом поколении заменяется любознательностью».
Но не только восхищение степным народом присутствует в строках великого гуманиста и защитника аборигенов Сибири и Азии, а есть в них искреннее сочувствие, переживание за её будущность, за развитие светского начала в казахском обществе, за просвещение Степи.
И опять перед нами предстает опечаленный судьбами народов ученый-гуманист: «Чтобы появилось свое казахское светское направление, нужно возбудить в верхних слоях казахского народа интерес к своей народности, интерес к изучению своего родного, своей истории, своих обычаев, своих устных памятников старины. Пока интерес к казахской народности пробужден только у ориенталистов, этнографов, фольклористов, но они занимаются изучением казахской народности только для пополнения европейского знания, а вовсе не в целях пробуждения самосознания казахского народа».
Отмечая уникальный феномен Чокана, Г.Н.Потанин в работе «В юрте последнего киргизского царевича», изданного в самом конце 19 века отмечает подвижки в деле обучения казахских детей в светских учебных заведениях России: «Число образованных казахов, кончивших курс в высших учебных заведениях, с каждым годом увеличивается; к сожалению, по окончании курса молодые люди не образуют живущей в одном месте колонии, а рассыпаются по обширной казахской территории или, что еще более невыгодно для казахского народа, остаются служить в Европейской России, на Кавказе, в Одессе и т. п. Нет пока у казахов умственного центра, где могла бы завязаться духовная жизнь казахской интеллигенции, где бы ее члены могли работать сообща, друг другу помогая примером и советом, где казах-юрист или казах-доктор тог бы встречаться с казахом-художником, казахом-литератором или казахом-ученым. Некому только сплотить их, нет протектора просветительным стремлениям казахской интеллигенции».
В работе «На притоке реки Токрау» 1913 года Г.Н.Потанин видит разительные перемены в культурном развитии казахов. Он рассказывает о культурно-просветительском обществе в Каракаралинском уезде Семипалатинской области, созданный Акпаевыми и Кульжановыми: «Казахская интеллигенция начинает живо интересоваться общественной жизнью в империи и положением своего народа в составе русского государство.
В степи идут разговоры о казахском земстве; вереде казахской интеллигенции появилась уже идея об общеказахской земской думе. Органами пробуждения общественной жизни у казахов служат две газеты; под названием "Казах", издается в Оренбурге господином Байтурсыновым, уроженцем Кустанайского уезда, который некоторое время был народным учителем в Каркаралинском уезде, другая газета печатается в Троицке под названием "Айкап", что значит в переводе "Аяй, как отстали!". Обе газеты прогрессивны печатаются на казахском языке. Конечно, это только начало, казахская журналистка должна развиваться; казахи сетуют, что обе газеты издаются на западной окраине степи, и казахский Восток своего печатного органа не имеет. Другим средством пробуждения казахеской мысли должны служить просветительные общества.
Казахская жизнь сильно изменилось сравнительно с прошлым и особенно сильно изменяется за последнее время. Она становиться гораздо культурнее...
Русская образованность делает успехи среди казахов. В степи в настоящее время можно встретить людей, получивших высшее образование: юристов и медиков, кончивших университет. Народные учителя из казахов и фельдшера совсем не редкость...
В последние годы замечается необычное стремление казахских детей учиться. Школьная сеть становится с каждым годом гуще».
Здесь же находим упоминание об Абае и Ахмете Байтурсынове: «В семипалатинской степи известен интеллигентный поэт Ибрай Кунанбаев, который слагал песни и сам клал их на музыку. Эти песни распевают аульные певцы, причем сообщают слушателям имя автора их. Другой поэт Байтурсунов, издатель газеты "Казах", он считается лучшим из молодых певцов».
Г.Н.Потанин особо отмечал такие явления из жизни народа, как тамырство, развитую музыкальность: «Сердечность казахского народа рисуется также обычаем заключать братские союзы; такие друзья называются тамырами. У тамыра для тамыра нет ни в чем отказа, какой бы он ценный подарок ни просил. Казахское сердце хотело бы даже сделать чувство дружбы наследственным; дети двух тамыров не забывают о духовном родстве своих отцов; тамыр, отец невесты, называет сына своего тамыра окуль гуяу - зятем. Рассказом о двух таких тамырах и начинается казахская повесть об идеальной женской любви красавицы Баян-слу.
Высокое понятие о поэтическом творчестве выразилось у казахов в легенде о происхождении песни. Легенда рассказывает, что некогда, именно в те отдаленные времена, когда люди еще не умели петь, песня (конечно, существо небесного происхождения) летала над землей и пела; где она пролетала низко, люди хорошо расслышали ее и переняли ее песни; где высоко, там плохо были слышны ее песни, и народы, населяющие эти земли, остались немузыкальными. Над казахской степью песня пролетала ниже, чем над какой другой страной, и поэтому казахи - лучшие певцы в мире.
Народ, который в песне видит откровение божие, имеет право жить и творить. В его похоронных и свадебных обрядах и судебных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую казахским народом, в преданиях, народной эпике, в чертах на родного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может доставить большой материал ученым для изучения, казахская жизнь найдет впоследствии элементы для развития в более здоровом направлении. Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для казахской жизни есть обильным источник сил и средств в духовном организме народа, если только сами казахи от него не отвернутся».
И ещё из Г.Н.Потанина: «Вообще казахи любят жизнь и боятся умирать. Легкость пропитания, умеренный климат, симпатичность в личных отношениях между собою, образуют в казахах привязанность к жизни, и казах умирает геройски только тогда, когда видит, что смерть неизбежна». (Из работы «Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 г. Карла Стру ве и Григория Потанина»).
Г.Н.Потанин на старости не переставал интересоваться жизнью степняков, и живя в далеком сибирском городе Томске, пишет работу «Киргизы после переворота», датируемую 1918 годом. Давайте ознакомимся с некоторыми интересными её моментами: «В разных местах степи появились Казахские комитеты, которые занялись преобразованием управления на новых демократ ческих началах. Сразу поднялся интерес к своему нацианальному. Правда, интерес к своей народности жил в умах казах и ранее, и даже уже мелькали искры национального пробуждения в европейском смысле этого слова. Появились уже и казахские газеты, поставившие себе задачей распространение в казахской массе европейских идей. Самым влиятельным казахским изданием была газета «Казах», основанная Ахметом Байтурсуновым, уроженцем Тургайской области, и выходившая в Оренбурге.
Байтурсунову помогал в составлении газеты Дулатов и султан Алихан Букейханов, уроженец Каркаралинского уезда, у реки Токрау. Букейханов кончил курс в лесном институте в Петрограде.
В настоящее время казахи имеют четыре газеты: 1. в Оренбурге издается «Казах» 2, в Семипалатинске «Сыра Арка», что значит «Желтый хребет», 3. в Букеевской орде «Уран» и 4., в Ташкенте издается «Алаш».
Казахская пресса одной из первых задач своих ставила пробуждение в казахском народе национального самосознания, но ее пропаганда охватывала только верхние слои народа и не распространялась на безграмотную массу, да и действие ее на верхние слои было не вполне свободное; оно ограничивалось цензурой.
Переворот русской жизни рассек узел, которым была туго связана казахская жизнь. Пресса получила возможность говорить без всяких стеснений, молодые люди, притаившиеся в казахском подполье, вышли на Божий свет и объединились в одно патриотическое общество «Бирлик»- Единение. С объявлением республики степь вздохнула полной грудью. Положение вещей круто изменилось. То, что считалось несбыточным, превратилось в надежду; что казалось незыблемым, заколебалось. Трехмиллионная масса казахов века коснела в одном и том же положении, но вот объявлена республика и эта масса в полном своем составе двинулась. Пробудились в народе общественные интересы, началась организация казахской общественности. В разных местах степи возникали казахские комитеты, между которыми началось общение. В первую очередь представители казахского народа занялись вопросом о введении в казахской степи земских учреждений. Земель приведет собой обложение сборов с народа на народные нужды. Когда в руках у вождей народа будут деньги, они получат возможность поставить народное просвещение на надлежащую высоту. Степная школа будет преобразована, пока ещё никакого проекта о систематической школьной сети в степи не создано, но разговоры о ней уже носятся. Предполагается воспользоваться указаниями новейшей педагогической науки и прежде всего создать в степи ряд учительских семина -рий для подготовки народных учителей.
В будущем казахи мечтают завершить свое знания университетом, которой должен стать центром всей казахкой духовной жизни. Казахское движение ничего не заключает в себе опасного для государства. Это здоровое национальное движение. Государству никакой опасности не предвидится в том, что казахи, в пределах своего народа, займутся развитием своих творческих сил».
Даже краткий обзор цитат Г.Н.Потанина о казахском народе позволяет нам сделать вывод о высокой роли ученого-гуманиста в деле приобщения казахов к российской, а через неё к мировой сокровищнице культуры и просвещения. Несомненно, Г.Н.Потанин был крупнейшим популяризатором казахского народа, защитником его интересов перед колониальной администрацией. Он всячески поддерживал зарождавшуюся «Молодую Казахию», радовался успехам её лидеров, а они в свою очередь отвечали «аксакалу Сибири» признательностью. Известно, что Алихан Бокейханов дал очень высокую оценку Григорию Николаевичу Потанину как ученому, активному общественному деятелю и другу казахского народа в статье, написанной им для газеты «Казах» в 1913г.
К 80-летию Григория Николаевича Потанина юбилейную статью написал также один из выдающихся руководителей движения «Алаш» Миржакып Дулатов. Стихотворные строки посвятили Г.Н.Потанину М.Дулатов и А.Байтурсынов.
Можно представить Г.Н.Потанина живым связующим звеном между первым светским казахским интеллигентом Чоканом Валихановым и блистательной плеядой казахской интеллигенции конца 19 - начала 20 века. Григорий Николаевич был воистину счастливым человеком. Он прожил долгую жизнь (умер в 1920 г.), хотя и полную лишений, гонений и преследований.
Вся его жизнь была направлена во благо человека, независимо от его национальной принадлежности, вероисповедания, и именно поэтому мы его называем ГУМАНИСТОМ, человеколюбом с большой буквы, и гордимся, что он родился на священной земле Кереку!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Потанин Г.Н. Избранное (в трех томах).-Павлодар, «ЭКО», 2005.
Мақаланың мақсаты – журнал оқыомандарын ұлы ойшыл, ғалым, қоғам қайраткері, біздің жерлесіміз Григорий Николаевич Потаниннің қазақ халқы жөнінде айтқан ойлары мен сөздерімен таныст
25 12 2014
1 стр.
У́льрих Цви́нгли (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен — 11 октября 1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих) — великий швейцарский реформатор церкви, хр
16 12 2014
1 стр.
Множество цитат оказалось недоступно по-португальски, а многие работы просто не были изданы на португальском языке. Поэтому цитаты из зарубежных работ были переведены мной. В ряде
07 10 2014
26 стр.
17 12 2014
1 стр.
Пётр Великий — такой образ создан в истории Великого Русского Народа третьему царю из династии Романовых. Великий, — очень громкое слово. Что же такого
10 09 2014
1 стр.
Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе
27 09 2014
1 стр.
Останемся с интересующими нас фактами запечатленного в слове мышления, ограничиваясь минимальной интерпретацией обширных – в силу их важности – цитат
11 10 2014
1 стр.
Император Константин Великий. Религиозная политика. Арианство. I вселенский собор
25 12 2014
1 стр.