Перейти на главную страницу
1.Введение…………………………………………………………………..3
2. Виды судебно – психологических экспертиз………………………….5
3. Судебно – психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых………………………………………………………………………..6
4. Особенности судебно – психологической экспертизы и этапы ее проведения……………………………………………………………………….11
5. Заключение……………………………………………………………..14
6. Список литературы…………………………………………………….15
Введение
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого является одними из наиболее сложных предметных видов экспертизы. Это определяется как неоднозначностью ее юридического значения, так и необходимостью применения специальных познаний не только в психиатрии, но и в таких теоретических и практических дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков, психология развития.
Экспертизу часто рассматривают в широком и узком значении. В узком значении данный термин употребляется тогда, когда речь идет о частных исследованиях. Например, судебно-психологическая экспертиза эмоционального состояния обвиняемого, или экспертиза качества выпущенного фабрикой (цехом, специалистом) товара, или экспертиза условий обитаемости в помещении и т.п.
В научной практике довольно часто прибегают к проведению экспертизы, как к методу проверки, испытания чего-либо. В качестве эталона, с которым производится сверка подвергнутого экспертизе явления (предмета), как правило, выступают знания и квалификация специалиста, проводящего экспертизу (назначенного экспертом). Из этого следует, что знания и квалификация эксперта должны однозначно отражать определенный и освоенный им уровень научного познания и способность проникнуть в сущность исследуемого явления.
1. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. Гл. 5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. С. 68-83.
1) экспертиза несовершеннолетних (свидетелей, потерпевших, обвиняемых);
2) экспертиза индивидуально-психологических особенностей, основных мотивов, которые закрепились в жизнедеятельности человека;
3) экспертиза психических состояний, в том числе физиологического аффекта.
В ряде работ при описании поведения несовершеннолетних акцент сделан на возрастную незрелость и на зависимость поведения подростка от влияния микросреды.1 Такой подход оправдывает себя при разработке проблем профилактики. Но он неприменим при психологическом обосновании нижней возрастной границы уголовной ответственности, так как она предполагает, наоборот, наличие определенной зрелости, включая способность к сознательному избирательному поведению.
Полное осознание человеком своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение их прямых и косвенных результатов, оценку своего поведения с точки зрения действующих правовых норм и общепринятой морали. Способность руководить своими действиями выражается в свободном выборе как целей действий, так и способов их достижения. Выбор целей действий всегда неразрывно связан с мотивами поведения человека, так как достижение цели – звено в цепи, ведущей к реализации мотивов и удовлетворению потребностей. Поэтому способность полностью сознавать значение своих действий и руководить ими приобретается человеком по достижении относительно высокого уровня интеллектуальной и личностной зрелости и является результатом психического развития и показателем его состояния. Для экспертной оценки способности подростков полностью осознавать значение своих действий и руководить ими недостаточно исследовать только состояние их интеллектуального (собственно умственного) развития: в поведении человека находят выражение выступающие в слитном виде интеллектуальные и личностные особенности. Следовательно, определение способности подростков сознательно регулировать свое поведение в конкретных условиях (ситуациях) должно быть основано на анализе содержания психической деятельности в ее целостности и единстве. Причины, формы проявления, виды отставания подростков в психическом развитии не могут быть поняты без учета некоторых общих закономерностей процесса психического развития. Его сущность заключается в постоянном усложнении психической деятельности ребенка, в углублении и совершенствовании познавательных процессов, системы отношений к окружающей действительности, формировании умственных и практических действий, потребностей и мотивов поведения, в возникновении и становлении новых видов деятельности, развитии сознания и самосознания.
Отставание в умственном развитии выражается в качественно своеобразных изменениях психики, обусловленных неравномерностью, парциальностью недоразвития высших психических функций, что принципиально исключает полное совпадение особенностей умственного развития умственно отсталого подростка с психическими особенностями младших по возрасту детей. Установление признаков умственной отсталости не может прямо указывать на неспособность подростка полностью сознавать значение своих действий, а создает только предпосылки для решения этого вопроса на основе качественного анализа психических особенностей несовершеннолетнего. Кроме того, особенности поведения подростка в ситуации деликта связаны не только с его интеллектуальным развитием, но и с развитием эмоционально-волевой, мотивационной сферы, характерологическими особенностями и т.д. Экспертное исследование должно быть направлено на изучение личности несовершеннолетнего, имеющего свои возрастные и индивидуально-психологические особенности.
Эмоциональные и волевые сферы настолько тесно взаимосвязаны, что обычно оцениваются вместе. Действительно, юридически значимыми являются способность личности к волевой регуляции эмоциональных порывов, способность ее ввести свои желания и потребности в рамки общественных норм, ее возможности согласовывать свое поведение с поведением окружающих людей. Сложной проблемой в психологической экспертизе несовершеннолетних является диагностика психологического возраста и возможных признаков психического инфантилизма, «незрелости» личности, проявляющихся в разных ее структурных компонентах.
Основные проблемы, решаемые в СПЭ несовершеннолетних:
– уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов норме);
– уровень развития эмоционально-волевой сферы (здесь чаще всего рассматривается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения, что очень важно для определения возраста достижения уголовной ответственности с юридической точки зрения);
– индивидуально-типологические особенности личности: юридически значимые характерологические особенности (лидерские тенденции, агрессивность, повышенная внушаемость, повышенная склонность к фантазированию и т.д.), чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание правовых и моральных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм).
Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение эксперту:
1. Какова общая психологическая характеристика личности подэкспертного?
2. Какие свойства психики личности носят ярко выраженный характер и могли оказать существенное влияние на ее поведение в рассматриваемой ситуации?
3. Имеются ли у подэкспертного лица признаки не связанного с психическими заболеваниями и временным психическим расстройством отставания в психическом развитии?
4. Способен ли подэкспертный по состоянию своих познавательных и эмоционально-волевых процессов полностью осознавать смысл своих действий и осознанно регулировать свое поведение?
5. Соответствует ли психическая зрелость подэкспертного его хронологическому возрасту? Если нет, то какому возрастному периоду она соответствует?
3. Особенности судебно-психологической экспертизы и этапы ее проведения
Более чем очевидно, что выявление вопросов отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психических расстройств, меры осознания фактического характера и общественной опасности деяния, меры руководства своими действиями, относятся к компетенции специалистов в области психологии личности и психиатрии, без которых, как представляется, участники уголовного судопроизводства не вправе делать свои выводы по данным вопросам.
Эксперты-психологи рекомендуют проводить СПЭ несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на ранних этапах следствия, т.к. экспертное исследование имеет важное значение, не только для установления истины, но и для оптимизации самого судебно-следственного процесса. Перед психологом стоит задача помочь следователю установить психологический контакт с подростком. Трудности установления такого контакта обусловлены рядом причин: это страх уголовного наказания; заинтересованность подростка и его родственников в положительном исходе дела; индивидуально-психологические особенности подростка.
Важным является при беседе анализ мимики и жестов подследственного. Необходимо обязательно учитывать степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности проявления психологической защиты личности подследственного. Установление этих важных обстоятельств, предусмотренных главой 50 УПК РФ без обязательного участия специалиста-психолога в области психологии личности невозможно. К сожалению, уровень квалификации основной массы следственно-судебных работников нашей страны, расследующих и рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, далек от обязательных и для нашей страны требований международных стандартов и, в частности, п.6.3 Пекинских правил, согласно которым: "Лица, использующие дискреционные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями". Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации (1992) с учетом особенностей СПЭН.
Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатр, имеющий специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Законный представитель несовершеннолетнего вправе принимать участие в проведении его освидетельствования, но при совершении представителем действий, существенно затрудняющих проведение экспертизы, эксперты могут письменно ходатайствовать (перед органом, назначившим экспертизу) об отказе законному представителю в указанном праве.Экспертиза несовершеннолетних должна быть:
а) преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, психоэндокринолога, педагога, подросткового специалиста по трудовой и военной экспертизам и пр.);
б) для подследственных и осужденных рекомендуется по возможности стационарная СПЭН;
в) для потерпевших и свидетелей целесообразно амбулаторное освидетельствование, но в случаях затруднений в диагностике или экспертной оценке закономерно изменение вида экспертизы на стационарную.
При проведении СПЭН обязательно выполнение следующих формальностей:
1) проверка наличия в материалах уголовного дела: а) постановления или определения о назначении СПЭН; б) объективных сведений о личности подростка (показания, характеристики); в) медицинской документации; г) акта СПЭН, если экспертиза уже проводилась ранее;
При отсутствии в уголовном деле указанных документов в проведении СПЭН может быть отказано;
Судебно – психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
11 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре морфологии Медицинского института гоу впо «Сургутского Государственного Университета хмао – Югры»
25 09 2014
4 стр.
Работа выполнена на кафедре морфологии Медицинского института гоу впо «Сургутского Государственного Университета хмао-югры»
25 09 2014
3 стр.
Судебно-медицинские учреждения (отделы и отделения), объекты судебно-медицинской экспертизы
25 12 2014
1 стр.
Работа выполнена в отделе науки Федерального государственного учреждения «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава»
12 10 2014
3 стр.
Вопросы этики и деонтологии в профессиональной деятельности судебно-медицинского эксперта
12 10 2014
1 стр.
Разъяснить организационную структуру наркологической помощи и принципы её оказания, правовые основы оказания наркологической помощи
09 10 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.