Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Внутренний человек

Д-р Томас Веспетал


  1. Термины

  2. Структура

А. Трихотомия

Б. Дихотомия

В. Монизм


  1. Происхождение

А. Предсуществование

Б. Креационизм

В. Традуционизм
Введение
Даже замечательнее способностей и возможностей человеческого тела – это то, к чему способен внутренний аспект человека. С точки зрения нашего опыта мы уже в курсе дела относительно того, к чему способен наш внутренний человек. Мы умеем думать, выражать разные эмоции, принимать решения, искать Бога. Но для того, чтобы углубляться в познание нашего внутреннего человека, нам надо справляться с разными терминами, описывающими его, такими, как душа, сердце, воля, дух, ум, совесть. В греческом тексте Нового Завета встречаются еще два метафорических выражения внутреннего человека – это «почки» и «кишки».1


  1. Термины

Рассмотрим значение слов, описывающих состава внутреннего человека с помощью словарей Лью-Нида и Свансон.2 Слово  (нефэш) очень распространенно в Ветхом Завете. Часто оно указывает на живого существа целиком. Но оно носит и значения «сердце», «внутренний человек», или «суть жизни», в том числе мышление, чувствительность, воля, хотение». Еврейское слово  (лэвав), которое обычно переводится словом «сердце», на самом деле имеет большой спектр значения. Входят в число значений этого слова «сердце», «ум», «душа», «дух». Одним словам это слово относится к сути человека, т.е. к источнику жизни внутреннего человека. Особо подчеркиваются мышление, чувство, воля и другие аспекты внутренней жизни. Плюс к этому  (лэвав) также указывает на совесть.

Слово  (руах) – это обычное еврейское слово «дух», но оно также может означать «ум» или «сердце». Подчеркивается здесь психологическая способность, которая способствует общению с Богом». Греческое слово  (псухэ), которое обычно переводится словом «душа», может указывать на человека целиком с особым акцентом на жизнь или принцип жизни, т.е. на одушевленность. Говорится о  (псухэ), что это -- «суть жизни по отношению к мышлению, воле, и чувствительности».3 Слово  (нус) большей частью относится к умственной способности человека, и обычно переводится словом «ум». О нем говорится, что -- это «психологическая способность понимать, рассудить, думать, решать, т.е. ум».4

Слово  (кардия) обычно переводится «сердце». Сердце, по библейскому пониманию, -- это центр для побуждения и мотивации человека. О  (кардия) говорится, что – это «источник или “возбудитель” психологической жизни человека в ее различных аспектах. Особо делается ударение на мышление».5 Подобно слову  (нус), греческий термин  (фрэн) обращает наше внимание на умственную способность человека. Соответственно, мы читаем о нем, что это «психологическая способность обдумывать, планировать».6 Нам хорошо знакомо слово  (пнэума), т.е. греческое слово, обозначающее «дух». Подобно его еврейскому эквиваленту  (руах), это слово делает особенный акцент на духовную сторону жизни. О нем говорится, что  (пнэума) описывает «нематериальный психологический аспект человека, который особо чувствителен и отзывчив Богу».7

Слово, у которого нет точного эквивалента в русском языке – это  (сплагхнон). В буквальном смысле это слово относится к «кишкам», но метафорически оно указывает на «желание, намерение или чувство». Еврейское слово  (кэла) в буквальном плане относится к почкам, а метафорически тоже указывает на психологическую сторону человека. В Иер. 12:2 оно переводится словом «сердце». Греческое слово для почек – это  (нефрос), которое тоже имеет метафорическое значение. В Откр. 2:23 оно переведено словом «внутренность».8

Слово  (тэлэма) относится к той части человека, которая определяет желания, намерения и решения человека. Оно обычно переводится словом «воля». Русское слово «совесть» переводит греческое слово  (сунэйдэйсис). В Рим. 2:12-16 Павел говорит о ней как о «законе, написанном в сердце». Греки употребляли слово  (сунэйдэйсис) сначала в смысле «самосознания» или «осознания о себе». Дальше определение слова включало в себя «размышление над своей жизнью». В конце концов, греческий философ Сенека дальше расширил значение слова, пока оно не приобрело знакомое нам значение «оценка правильности поступков и будущих выборов». Интересно заметить, что в Ветхом Завете слово «советь» отсутствует. Концепция «совесть» в основном выражается словом «сердце». Но в первом веке н.э. еврейский философ Филон Александрийский соединил ветхозаветный смысл «совесть» с греческим словом  (сунэйдэйсис).




  1. Структура

Хотя до сих пор мы говорили в общем смысле о внешнем и внутреннем аспектах человека, на самом деле есть три взгляда на структуру человеческого состава. Согласно монизму человек состоит всего лишь из одного элемента, т.е. тела. Помимо тела нет в человеке другого составляющего. Дихотомия утверждает, что человек состоит из двух частей – тела и души. Согласно этой теории дух и душа синонимы. А третья теория, трихотомия, заключается в том, что человек состоит из трех частей – тела, души и духа.


А. Трихотомия
Подробнее определим теорию трихотомия. Как было сказано, человек стоит из трех элементов – тела, души и духа. Дух выполняет функцию общения с Богом. Некоторые, но вовсе не все, приверженцы трихотомии утверждают, что при возрождении дух верующего становится совершенным. Дух же неверующего либо не существует до возрождения, либо находится в смертном состоянии. Что касается истории этого движения, придерживались его некоторые ранние Отцы церкви, в том числе Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский. Трихотомия все еще остается позицией православной церкви. А с XIX века она набирает силу и у протестантов.9

Для констатирования трихотомии следующие места являются ключевыми: 1Фесc. 5:23; Евр. 4:12; 1Кор. 2:14-15; 1Кор. 14:14; 1Кор. 15:44. Выдвигается и следующий логический довод. Считается, что у растения есть только одно составляющее, т.е. тело, у животных два: тело и душа, а у человека три – тело, душа и дух.

Но в теории трихотомии отмечаются следующие несовместимости. Во-первых, помимо терминов дух, душа и тело в Библии используются и другие термины для обозначения внутреннего человека, такие, как сердце, ум, совесть, воля. Приверженцам трихотомии приходится как-то вместить и эти термины в их систему. Подобно этому, в Мк. 12:30 Иисус упомянул о четырех элементах в человеке: сердце, душа, разумение, крепость. Также представляет теории трихотомии проблему то, что в Библии наблюдается взаимозаменяемость между терминами духом и душей, что более соответствует теории дихотомии.
Б. Дихотомия
Переходим к определению и обсуждению теории дихотомии. Как уже было сказано согласно дихотомии человек состоит из двух частей – тела и души. Дух же служит синонимом слову «душа». Дихотомия представляет собой ведущую теорию с IV века у католиков и протестантов. В поддержку дихотомии обратимся к библейскому описанию человека. Замечается много случаев, когда человек описан терминами «дух и тело». Служат нам примерами этого явления следующие места Писания:10


  • я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом… (1Кор. 5:3).

  • …предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1Кор. 5:5).

  • Тело без духа мертво (Иак. 2:26).

  • Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом (1Кор. 7:34).

  • Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу (Екк. 12:7).

Помимо описания человека как «дух и тело», некоторые стихи говорят о нем как о душе и теле. Приведем некоторые примеры.




  • Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить (Мф. 10:28).

  • …чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя (3Ин. 2).

  • Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16).

Такие примеры создает впечатление, что человек состоит всего лишь из двух частей, и что дух и душа – это синонимы.

Второй момент в поддержку дихотомии следующий. Когда описывается бестелесное состояние человека, употребляется либо слово «дух» (Евр. 12:23; 1Пет. 3:19; Лк. 23:46; Екк. 12:7; Ин. 19:3; Деян. 7:59), либо слово «душа» (Откр. 6:9; 20:4; Быт. 35:18; 3Цар. 17:21; Лк. 12:20).11 Не встречаются случаи, когда бестелесное состояние человека описывается обоями словами, т.е. «дух» и «душа».

В-третьих, в Библии наблюдается взаимозаменяемость в употреблении слов «дух» и «душа». Следующие стихи служат примерами этого явления:




  • Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел (Ин. 12:27).

  • Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин. 13:21).




  • И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк. 1:46-47).

Также в пользу дихотомии то, что Бог вдунул человеку «дыхание жизни» (Быт. 2:7), т.е. есть у человека только один внутренний элемент. Но могут возразить на данный довод, что слово «жизни» здесь стоит в мн. ч. Может ли это указывать на два элемента в дыхании жизни, т.е. «дух» и «душа»? В ответ надо учитывать, что в еврейском языке слово «жизнь», т.е.  (хаим), никогда не стоит в ед. ч., а всегда в мн.ч.12

Также интересно заметить, что бывают случаи, когда черты, обычно свойственные душе, приписываются духу, и наоборот. Например, в отношении греха мы ожидаем употребления слова «душа», но по 2Кор. 7:1 надо очистить от всякой скверны не душу, а дух. Далее, обычно считается, что выражение эмоции является одной из функций души. Но в Ин. 13:21 и Пр. 17:22 эмоции связаны с духом. Наконец, ожидается, что человек устремляется к Богу своим духом. Но есть немало библейских примеров, где человек ищет Бога не духом, а душой (Пс. 24:1; 41:2-3; 61:2; 102:1; 145:1; Лк. 1:46). Все это может указывать на взаимозаменяемость души и духа в библейском описании человека.

Для объяснения употребления разных терминов для описания внутреннего человека можно обратиться к следующей схеме. Слово «душа» относится ко всему внутреннему человеку во всех его отношениях. Слово «сердце» относится к той части внутреннего человека, из которой человек получает побуждение в действие. Греческие термины «почки» и «кишки» описывают функцию внутреннего человека в выражении сострадания. Воля – это та функция внутреннего человека, по которой он принимает решения. Слово «дух» описывает внутреннего человека с точки зрения его способности общаться с Богом. Еще одна функция внутреннего человека – это ум, с помощью которого человек совершает все умственные задачи. А слово «совесть» описывает внутреннего человека в том отношении, как он оценивает свое поведение.

Миллард Эриксон предлагает следующий вариант теории дихотомии, который называется «условным единством». Хотя Эриксон признает наличие в человеке два элемента, тело и душа, он также подчеркивает как тесную взаимосвязь между этими двумя составляющими человека, так и единство личности человека. Эриксон описывает свой подход так: «Человек в нормальном состоянии – материализованное единое существо».13 Также подчеркивает единство личности человека Иларион: «Только совокупность души и тела является полноценной личностью-ипостасью: ни душа, ни тело сами по себе таковой не являются».14

Вопрос человеческой свободы обычно рассматривается в двух видах: совместимая свобода, и несовместимая свобода. Согласно теории совместимой свободы выборы человека всегда определяются его желаниями и мотивами. Человек всегда принимает то решение, к которому его побуждает его самые сильные желания. Даже если разные желания у него конфликтуют, самое сильное желание всегда побеждает и определяет выбор человека. Но желания и мотивы в свою очередь определены характером человека. Желания и мотивы у человека возникают изнутри, из сердца, и определяются тем, кто этот человек по характеру.

Последний шаг в этой цепочки причинности следующий. Характер человека определяется каким-то внешним влиянием, например воспитанием от родителей, влияние обстоятельств и культуры, и в конечном итоге, вмешательством Бога, который способен устраивать все условия рождения и воспитания человека таким образом, чтобы у человека получился именно тот характер, который Бог намеревался, чтобы он имел. Итак, если поведение зависит от побуждения, побуждение от характера, и характер, в конечном итоге, от Бога, то человек на самом деле не свободен. Он обладает лишь совместимой свободой, т.е. свободой, обусловленной внешними факторами.

Иную концепцию представляет собой несовместимая свобода. Здесь утверждается, что человек, как самосознательное существо, может принимать какие-либо решения независимо от собственных желаний, и даже вопреки им. Получается, что желания не определяют поведения. Определяет поведение человека человек сам в своем независимом от внешних факторов самосознании. Согласно теории несовместимой свободы человек наслаждается настоящей свободой.

Но приверженцам дихотомии приходится справиться с теми местами Писания, которые поддерживают трихотомию. Сторонники дихотомии считают, что в 1Фесс. 5:23 фраза «дух, душа и тело» просто означает «целого человека». По их мнению, цель стиха – это не определить состав внутреннего человека, а просто говорить о Божьем желании освятить человека целиком. По поводу Евр. 4:12 сторонники дихотомии замечают, что написано, что слово Божье проникает: «до разделения души и духа». Значит ли это, что они на самом деле неразделимы?15

Что касается 1Кор. 14:14, «молюсь на [незнакомом] языке… ум мой остается без плода», можно ответить, что разные аспекты внутреннего человека могут заниматься разными делами. Например, человек умом может спорить со своей совестью, или подавлять свои эмоции. В отношении 1Кор. 15:44 сторонники дихотомии считают, что данное место описывает не состав внутреннего человека, а состояние прославленного тела. Наконец, в 1Кор. 2:14-15 сторонники дихотомии считают, что описывается здесь не состав внутреннего человека, но его духовное состояние.


В. Монизм
Следующая, но менее распространенная теория о составе человека, является монизмом. Она постулирует, что составляет природу человека всего лишь один элемент – это его тело. Все способности и функции, приписанные внутреннему человеку, на самом деле являются проявлением человеческого мозга. Для поддержки своей теории ее сторонники обращаются к области медицины, где наблюдается, что после инсульта в мозге, человек теряет некую способность, якобы принадлежащую внутреннему человеку. Обращаются и к философским соображениям. Дело в том, что философская школа «эмпиризм» утверждает, что существует только то, что можно воспринимать органами чувств. Так как душа находится за пределами эмпирического подтверждения, она на самом деле не может существовать.

Используются в защиту данной позиции следующие доводы. Замечается, что в Ветхом Завете подчеркивается единство человека. Он не раздробляется по кускам. Также отмечается, что еврейское слово для обозначения тела, т.е.  (гэвэя), встречается в библейском тексте очень редко. Вместо него употребляется слово  (баcар), которое носит более широкий спектр значений. Оно относится к телу, плоти и даже целому человеку. Далее, выдвигается довод, что Ветхий Завет говорит не о воскресении тела, а о воскресении человека. Также говорят, что еврейское слово  (шеол), которое считается многими место для мертвых душей, может также переводится «могила». Выходит, что после смерти люди не идут в  (шеол), а просто их тела спускают в могилу. Что касается Нового Завета, сторонники монизма признают, что он конкретно говорит и о составляющих человека частях, и о потусторонней жизни. Но предполагается, что писатели Нового Завета оказались под влиянием греческой философии, и по этой причине выдвигали новый взгляд на человека, отличающийся от ветхозаветного свидетельства.

В опровержение монизма обращаемся в первую очередь на ясное свидетельство Нового Завета, говорящее о существовании у человека души и тела.16 Сторонники монизма ошибочно предполагают, что учение Нового Завета искажено влиянием философии. Правда в том, что в ходе библейской истории Бог поэтапно и прогрессивно открывал свою истину согласно принципу прогрессивного откровения. Поэтому, ожидается, что Новый Завет будет содержать более точное описание Божьего плана и человеческой природы, чем Ветхий Завет.

Сторонники монизм также попали в крайность по поводу сравнения т.н. «еврейского мышления» и «греческого мышления». Они безосновательно полагают, что еврейское мышление, выраженное в Ветхом Завете, менее искажено и ближе к истине, чем греческое мышление, выраженное в Новом Завете. Наконец, надо учитывать определенные лингвистические соображения, присущие каждому языку. Дело в том, что хотя некий язык лишается конкретного слова, указывающего только на один предмет, это вовсе не означает, что у этого народа нет концепции об этом предмете. Следует, что хотя еврейское слово «тело» редко встречается в библейском тексте, это не означает, что у евреев не было концепции «тело» в отдельности от души.




  1. Происхождение

Следующая тема для нашего рассмотрения – это вопрос происхождения внутреннего аспекта человека, в частности происхождения человеческого духа. Получает ли человек дух прямо от Бога, или от своих родителей? Выделяется в этом отношении три позиции: предсуществование, креационизм и традуционизм.17


А. Предсуществование
Теория «предсуществование», основатель которой является Ориген, учит, что душа человека была создана до его физического рождения, и проживали некоторое время на небесах. Но каким-то образом эти свободные души согрешили, и были, как последствия их греха, брошены на землю, чтобы воплотиться в телах и жить в телесном состоянии как наказание от Бога.

Но в противовес этой теории замечаем, что она не пользуется никакой библейской поддержкой. Далее, данная теория содержит презрительный взгляд на человеческое тело, которое Бог сотворил хорошо весьма. Также принимаем во внимание, что по библейским данным грехопадение началось не с душей на небе, а с Адама в Едемском саду.


Б. Креационизм
Термин «креационизм» относится к тому учению, что душа или дух человека происходит от Бога и сотворен прямо Им. Входят в число приверженцев этого взгляда Римские Католики и Жан Кальвин. В поддержку этого учения ссылаются на немало мест Писания, говорящих о небесном происхождении духа человека (Пс. 138:13; Ис. 42:5; Зах. 12:1; Евр. 12:9; Чис. 16:22; Екк. 12:7; Ис. 57:16). Но теория сталкивается с немаленькой богословской сложностью в том, что если Бог дает всем людям дух напрямую, и дух наряду со всеми составляющими человека находится в падшем состоянии, то значит ли это, что Бог посылает новозачатому человеку падший дух, и тем самым являться источником греховности человека?
В. Традуционизм
Третья теория, традуционизм, утверждает, что душа или дух человека происходит от его родителей. Так смотрели на вопрос Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Мартин Лютер. Преимущество этой теории в том, что лучше объясняется источник греховности в человеке. Бог не сотворил для человека падшую душу или падший дух. Человек получает свою греховную природу через родителей. Согласуется с этой позицией Пс. 50:7, где написано, что Давид был зачат в беззаконии, и рожден в грехе.

Для объяснения тех мест Писания, говорящих о непосредственном творении духа Богом, предполагается теория «опосредованное творение душ». Дело в том, что в Библии говорится, что создателем тела человек является Бог (Пс. 138:13-14 Иер. 1:5). Но нам известно, что тело человека берет свое начало от родителей. Выходит, что Бог создает тело человека посредством родителей, т.е. осуществляется «опосредованное творение тела». На основании этого явления можем ли мы постулировать, то хотя Библия говорит о создании духа Богом, что Он это делает через родителей, подобно тому, что происходит с созданием тела? Это предположение носит название «опосредованное творение души».

В поддержку традуционизма замечается следующие моменты. Во-первых, написано в Быт. 2:7, что Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни, что может идти в поддержку креационизма. Но также замечается, что Бог это сделал только по отношению к Адаму, а не к другим. Значит, хотя Адам получил свой внутренний человек прямо от Бога, все другие, скорее всего, получили его косвенным образом через родителей. Далее, написано, что Сиф родился «по образу» Адама (Быт. 5:3). Предполагается, что образ Адама включает в себя не только получение от него тела, но и получения от него внутренности. Наконец, написано о Левии, что он как будто бы существовал до своего рождения «в чреслах Авраама» (Евр. 7:9-10). Это может тоже намекать на то, что человек получает все свое бытие, и внешность, и внутренность, от родителей.

Но предъявляют теории «традуционизм» следующие претензии. Во-первых, согласно традуционизму душа или дух передается от родителей к потомкам. При этом создается впечатление, что душа имеет какое-то материальное свойство, и тем самым может передаваться через зачатие. Во-вторых, если при зачатии Иисус получил свою внутренность от Марии, то почему Он не стал греховным?



В защиту традуционизма предлагаются следующие объяснения вышеупомянутых сложных моментов. Кажется странным, конечно, что душа, которая по сути нематериальна, может передаваться через зачатие. Но так как механизм передачи души не объясняется Писанием, надо считать данную деталь тайной. Что касается зачатия безгрешного Иисуса, написано, что Дух «осенил» Марию, что могло иметь своим результатом очищение переданной от Марии Иисусу человеческой души.

1Муньон Т. Сотворение Вселенной и человечества // Систематическое богословие / Под. ред. Стэнли Хортона. – Спригфилд, Миссури: Life, 1999. – С. 238.

2Louw J. P., Nida E. A. Greek-English lexicon of the New Testament: based on Semantic Domains. – 2-е изд. -- New York: United Bible societies, c1989; Swanson J. Dictionary of Biblical languages with semantic domains: Hebrew (Old Testament). -- Logos Research Systems, 2001.

3Louw, Nida.

4Там же.

5Там же.

6Там же.

7Там же.

8Там же. Также см. Муньон, с. 238-239.

9Зубков О. Дихотомия и трихотомия // Студенческий реферат. Евангельская теологическая семинария. – Киев, 2005.

10Тиссен, Г. К. Лекции по систематическому богословию / Под. ред. В. Д. Дерксена. – С.П.: Логос, 1994. – С. 160.

11Зубков О.

12Whitaker R., Brown F., Driver S., Briggs C. A. The Abridged Brown-Driver-Briggs Hebrew-English Lexicon of the Old Testament. Oak Harbor WA: Logos Research, 1997.

13Эриксон М. Е. Христианское богословие. – С.П.: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999. – С. 455.

14Иларион А. Таинство веры. – М.: Издательство Братства Святителя Тихома, 1996. – С. 70.


15Тиссен, с. 161.

16См. Лк. 16:19-31; 23:43; Матф. 10:28; Деян. 7:59; Фил. 1:23; 2Кор. 5:8; Откр. 6:9; 20:4.

17Дискуссия из Муньон Т. Сотворение Вселенной и человечества // Систематическое богословие / Под. ред. Стэнли Хортона. – Спригфилд, Миссури: Life, 1999. – C. 247-8.



Внутренний человек д-р Томас Веспетал

В греческом тексте Нового Завета встречаются еще два метафорических выражения внутреннего человека – это

143.78kb.

10 10 2014
1 стр.


Человечество д-р Томас Веспетал

Божьего творения. Нет никакой другой твари, которую можно сравнить с Божьим творением человека. В древних библейских языках смысл «человек» выражается разными словами. По-еврейски

689.01kb.

14 12 2014
5 стр.


Постмодернизм д-р Томас Веспетал

Священного Писания. Постмодернисты не возражают на то, чтобы люди верили в Бога. Но, по их мнению, вера должна действовать только в субъективном плане

168kb.

01 10 2014
1 стр.


Религиозный плюрализм д-р Томас Веспетал

Слово «плюрализм» используется в обществе сегодня в разных значениях. Есть социологический плюрализм, философский плюрализм и религиозный плюрализм. Наше обсуждение в главном посвя

69.28kb.

27 09 2014
1 стр.


Теории познания д-р Томас Веспетал

На протяжении всей человеческой истории мыслители и философы бьются над вопросом, как мы можем знать истину с уверенностью. Даже употребляется специальный термин для описания этого

398.5kb.

14 12 2014
3 стр.


Томас Манн Иосиф в Египте

Иосифе Прекрасном. Отталкиваясь от древней легенды, Томас Манн говорит о неизбежности победы светлого разума и человечности над нравственным хаосом. Роман тетралогия об Иосифе и ег

6730.28kb.

14 10 2014
38 стр.


Пол Холмс внутренний мир снаружи

Х 85 Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама/Пер с англ. Р. Р. Муртазина. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 288 с. —

3324.99kb.

11 10 2014
19 стр.


Томас Манн Признания авантюриста Феликса Круля

Великий немецкий писатель Томас Манн (1875—1955) задумал роман «Признания авантюриста Феликса Круля» еще до Первой мировой войны, а завершил в 1954 году

4675.11kb.

07 10 2014
25 стр.